ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
статья ( класс) по теме

Богдан Наталья Александровна

         На современном этапе обучения иностранному языку школьников уже не подвергается сомнению необходимость иноязычного обучения в сопоставлении родной  и иноязычной культур. Формирование личности школьника, обладающей знаниями родной культуры, является важной задачей, решение которой должно осуществляться в общеобразовательной школе средствами иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

         В настоящее время все больше внимания уделяется использованию национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе. Это не случайно, так как актуальной становится презентация региональной культуры на международном уровне. Овладение региональной культурой во всех ее проявлениях может происходить в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.

 Представляется, что коммуникативное и социокультурное развитие учащихся средствами учебного предмета «иностранный язык» осуществляется в большей мере именно за счет правильной реализации регионального подхода на уроках. Такой подход обеспечивает усвоение языка в тесной связи с родной культурой, которая включает в себя разнообразные познавательные сведения об истории, литературе, архитектуре, быте, нравах, образе жизни и традициях народа родной страны.

 Национальная доктрина образования в Российской Федерации в ряду целей и задач образования на первое место выдвигает необходимость «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России» [2].

         Решение этой образовательной, личностно значимой задачи не может обойтись без изучения родного края, той наиболее близкой и понятной школьнику социально-природной среды, в которой он родился, растет и приобщается к человеческому сообществу и культуре. Познание родного края происходит в результате той человеческой деятельности, которая получила название «краеведение».

 Краеведение помогает реализовать в школьной практике следующие принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании (Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1):

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
  • формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
  • содействие реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.[3].

         В последнее время роль краеведения в учебной и внеурочной работе неуклонно возрастает. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к иностранному языку как к учебному предмету это означает: лингвистическое краеведение становится его обязательной составляющей.  

         В межличностном общении, как справедливо считает Н.В.Барышников, большое место занимает обмен информацией о своей культуре, о своей малой Родине. И для того, чтобы быть интересным партнером по межкультурной коммуникации, необходимо знать и понимать свою национальную (этническую) культуру.

         По мнению Г.П.Пирожкова, «сегодня краеведение – это лаборатория познания и воспитания культурой, это школа общения людей разных поколений» [4].

         Согласно Д.С. Лихачеву краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.

         Только связав урок с привычной для ребенка средой, с тем селом, деревней, городом – местом, где он получил первые жизненные впечатления, мы сможем воспитать патриотические, гражданские чувства в душах наших детей, сблизить процессы воспитания, обучения и развития, создать единое пространство для творческой активности.

         Истоки краеведения как педагогического процесса уходят своими корнями в прошлое русской и зарубежной истории. В своих трудах зарубежные и отечественные педагоги (Н.Х. Вессель, А. Дистервег, Е.А. Звягинцев, Я.А. Коменский, Н.М. Карамзин, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Д.Д. Семенов, К.Д. Ушинский и другие) говорили о необходимости изучать родной край и результаты использовать в обучении и воспитании подрастающего поколения [7].

         К настоящему времени накоплен достаточно большой опыт краеведческой работы, выработаны различные методики. Уроки краеведения становятся весьма распространенным средством учебной и воспитательной работы. Идет целенаправленное использование регионального национального компонента на уроках иностранного языка, что стимулирует интеллектуальную и эмоциональную сферы личности учащихся.

         Именно знания о родном крае помогают воспитывать у учащихся личностные качества характера, такие как чувство собственного достоинства, уважение к своей и иной культуре, толерантность, взаимопонимание, взаимоуважение и готовность к самореализации, сотрудничеству, культурному взаимообогащению, информационному обмену.

         Анализ современных учебников по иностранным языкам показал, что они перегружены информационными текстами о стране изучаемого языка, а российская культура представлена в виде кратких заданий.  Интересными или значимыми фактами о своем регионе учащиеся либо не располагают совсем, либо не обладают соответствующими средствами выражения их на иностранном языке. Для выполнения таких заданий необходим подбор фактического материала.

         По мнению В.Н. Филиппова, погружение учащихся в иноязычную культуру предполагает их вживание в менталитет другой нации через освоение тонкостей языка и невербальных средств общения, что может привести к разрушению собственного менталитета [8].

 Использование регионального национального компонента на уроках иностранного языка позволяет не только обновить и углубить содержание обучения, но и подготовить учащихся к практической деятельности в своем регионе. Учащийся должен уметь провести экскурсию по собственному городу, рассказать иностранным гостям о самобытности своей культуры.

Когда речь идет о краеведении в школе, различают три уровня усвоения краеведческой информации на уроках иностранного языка – эмоционально-познавательный, познавательно-поисковый и социально-личностный. Они тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников.

1-ый уровень – получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий; деятельность, которая стимулирует интерес к изучению родного края. Это различные конкурсы, викторины, экскурсии, интегрированные уроки, встречи с интересными людьми, ролевые игры. И здесь учителя иностранного языка опираются на помощь своих коллег: учителей истории, географии, литературы и других.

2-ой уровень – это деятельность, способствующая переходу от изучения родного края к анализу и систематизации изученного. Этот уровень также предполагает самостоятельное приобретение знаний учащимися. Источниками таких знаний могут быть ресурсы сети Интернет, материалы краеведческих музеев, публикации в местной периодической печати.

3-ий уровень – изучение школьниками родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес.

         Лингвистическое краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности при обучении иностранному языку в школе:

- приоритет воспитательных задач;

- интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной        

  стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура,  

  история, современность и др.);

- реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в                                                                              

  процессе деятельности;

- внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая

  непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию

  учащихся;

- практически неограниченный спектр возможностей использования и

  сочетания  всех форм образовательной деятельности [5].

         Желательно чтобы краеведческая работа отличалась разнообразием форм. Выбор содержания и форм работы, как правило, определяются учителем исходя из его опыта. При этом учитель должен учитывать интересы и возрастные особенности учащихся, возможности использования социокультурного пространства региона, особенности и традиции конкретного образовательного учреждения.

 Формы работы можно классифицировать по степени систематичности организации деятельности учащихся:

  1. разовые формы работ – урок-конкурс, урок-викторина, конференция, олимпиада;
  2. системные – выпуск газет, проектные работы, экскурсии, театрализованные представления, факультативные занятия, краеведческие объединения учащихся.

         Все они организуются и проводятся однократно (или несколько раз) в течение учебного года. Их главная цель: развить у учащихся интерес к предмету, региону. Подготовка и проведение конкурсов способствует развитию знаний учащихся, формированию умений работы и общения в коллективе. Тематика конкурсов может касаться любых вопросов жизни края.

         Задачи краеведческой деятельности:

- способствовать развитию нравственной личности средствами краеведения;

- способствовать развитию личностных качеств учащихся, отвечающих их индивидуальным потребностям;

- формировать потребность в исследовательской экспериментальной деятельности в выбранном учащимися направлении;

- способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся в процессе общественно-полезной деятельности и общения;

- способствовать формированию национальной и социальной культуры, реального патриотизма;

- способствовать расширению, углублению и систематизации знаний;

- способствовать накоплению и сохранению предметов материальной и духовной культуры своего края;

- формировать систему наглядного материала для обеспечения краеведческого принципа преподавания иностранного языка;

- создать полную картину особенностей природы, хозяйства, жизни населения своего края.

         Анализ научной литературы позволяет выделить ценности краеведения с позиции их содержания: информационные, культурологические, исследовательские, практические.

         Информационные ценности краеведения – это значимые для образовательно- воспитательных целей знания, получаемые в процессе изучения родного края. Информационные возможности краеведения практически неограниченны, неслучайно выделяются все новые направления краеведения в различных сферах познания: историческое, литературное, географическое, историко- церковное.

         Культурологические ценности краеведения – это значимые для образовательно-воспитательных целей элементы культурного опыта, народной культуры, познаваемые и приобретаемые в процессе краеведческой работы.

 К культурологическим ценностям краеведения относятся, например творческое наследие художников, артистов, архитекторов, музыкантов, народных умельцев своего края, традиции народной культуры.

 Исследовательские ценности краеведения – это значимый для развития личности исследовательский опыт (овладение методами, умениями, навыками исследовательской деятельности), формирующийся в краеведческой работе.

 Практические ценности краеведения – это значимый для воспитания и развития личности практический опыт, конкретные практические умения, приобретаемые в процессе краеведческой деятельности.

         Ценностно-социальный подход к анализу краеведения позволяет определить краеведческие ценности семьи, школы, города, региона.

 Рассмотрим, например, город как источник краеведческих ценностей.

 Город является носителем многих информационных ценностей, например, это знания:

- об истории возникновения города;

- об истории названия улиц;

- об основателях города;

- о памятниках в городе;

- о возникновении и развитии промышленности, транспорта, экономики, образования, здравоохранения, культуры;

- о национальном составе населения;

- о выдающихся земляках города;

         Город является носителем культурологических ценностей, среди которых:

-  культурные традиции: праздники, фестивали, Дни города, выставки народных умельцев;

- музеи, театры, спортивные комплексы города;

- творческое наследие поэтов, художников, писателей;

- обычаи населения города;

 Город является носителем исследовательских ценностей, что позволяет формировать совокупность умений:

- вести летопись города;

- изучать историю и развитие города, сравнивать, анализировать планы социально-экономического развития города в разные исторические моменты, на основе анализа прогнозировать развитие города;

- вести мини-исследование по происхождению названия улиц города;

- изучать влияние природы и географического положения на жизнь людей;

         Город является носителем практических ценностей, что позволяет приобрести умения:

- экскурсовода;

- инструктора по туризму и краеведению;

- фото-, видеокорреспондента;

- общения с людьми разного возраста и социальной принадлежности.

         Совокупность краеведческих ценностей носит целостный характер и выступает как познавательно-развивающая действующая система. Такая совокупность ценностей позволяет сделать педагогический процесс насыщенным, ярким, эмоциональным, а знания учащихся более глубокими и прочными [1].

         Поощрение развития краеведения – это задача федерального масштаба, важная и для всей России и для отдельных ее регионов – крупных областей и малых городов. Краеведение во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом [9].

         Необходимое условие эффективного функционирования системы краеведения в школе – высокая профессиональная, в том числе краеведческая, подготовка учителя. Сегодня, когда национально-региональный компонент стал обязательной составляющей школьных учебных дисциплин, каждый учитель должен быть краеведом [6].

 

Библиографический список:

1. Караковский, В.А. Воспитание, воспитание, воспитание: Теория и практика школьных воспитательных систем [Текст]  / В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова.- М.: Новая школа, 1996.- 160 с.

2. Об утверждении Федеральной программы развития образования [Текст]:  федер. закон от 10.04.2000 №51- ФЗ // Вестник образования.- 2000.- №12.- С.3-70.

3. Основные кодексы и законы Российской Федерации [Текст].- СПб, 2002.- 629 с.

4. Пирожков, Г.П. Краеведение [Текст]: учебное пособие / Г.П. Пирожков.- Тамбов, 1996.- 104 с.

5. Ривкин, Е.Ю. Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы [Текст] / Е.Ю. Ривкин // Образование в современной школе.- 2005.- №1.- С. 14-15

6. Сейненский, А.Е.  Родной край: Страницы истории [Текст]: монография / А.Е. Сейненский.- М.: Интерфакс, 1994.

7. Степашко, Л.А. Философия и история образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / Л.А. Степашко. - М.: Изд-во ФЛИНТа, 1999.- 272 с.

8. Филиппов, В.Н. Реализация воспитательного потенциала учебника иностранного языка [Текст] / В.Н. Филиппов //  Иностранные языки в школе.-2007.- №8.- С.13-17

9. Шмидт С.О. Об истории, современном состоянии и перспективах развития краеведения [Текст]: материалы II Всероссийского семинара краеведов «Любовь к малой родине – основа патриотизма» (Воронеж, 31 янв. – Москва, 1 февраля 2005 г.) / С.О. Шмидт (гл. ред.), В.Ф. Козлов (отв. ред.).- М.: Ключ-С, 2006. – 328 с.