Главные вкладки

    Формирование положительной мотивации при изучении иностранного языка в средней школе посредством современных образовательных технологий
    статья на тему

    Бабенкова Кристина Игоревна

    Использование учителем индивидуально-ориентированных технологий (например, арт-технологий) необходимо в современном образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС, поскольку в условиях глобализации всех сфер общественной жизни всё большее внимание уделяется проблемам повышения качества образования, формирования у учащихся мотивации к изучению иностранного языка и ключевых компетенций. Современные образовательные технологии способны эффективно решить данные проблемы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Согласно ФГОС-2 поколения, содержание обучения иностранному языку в школе составляют лингвистический, психологический и методологический аспекты. Ведущие методисты (Н. И. Гез,                           М. В. Ляховицкий) обращают особое внимание на лингвистический аспект содержания обучения, обеспечивающий возможность использовать иностранный язык обучающимися с целью коммуникации. Обучению лексико-грамматической стороне речи отводится ведущее место, поскольку именно лексико-грамматика служит для передачи тончайших нюансов мысли [1, с. 373].

    Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, которые дают возможность повысить качество образования. В современной школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют: информационно-коммуникационную технологию; технологию развития критического мышления; проектную технологию; здоровьесберегающие технологии; кейс-технологию; технологию интегрированного обучения; технологию сотрудничества и арт-технологии.

    Таким образом, современные педагогические технологии нетрадиционно  реализуют содержание обучения и обеспечивают достижение поставленных дидактических целей, подразумевая научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, изменяют и предоставляют новые формы, методы и средства обучения.

    Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Арт-технология имеет несколько направлений: изотерапия; музыкотерапия; игротерапия; сказкотерапия и другие. Применение арт-приёмов позволяет скорректировать и гармонизировать эмоциональное состояние учащихся, в безопасной форме «выплеснуть» негативные мысли и чувства, что оптимизирует эмоциональную атмосферу на занятиях.

    При включении арт-техник в учебный процесс у учеников развиваются творческие способности, эмоционально нравственный потенциал, повышается самооценка и самосознание, формируются умения выражать эмоции и решать конфликтные ситуации, а также развиваются коммуникативные навыки, как на родном, так и на иностранном языке, навыки социальной поддержки и взаимного доверия [2, с. 237].

    В данной работе рассматривается возраст учащихся (15-17 лет), который, по мнению психолога Р. М. Микельсона, относится к ранней юности и характеризуется целым рядом психологических особенностей. В этом возрасте ученики беспокоятся о своём будущем и пытаются осознать своё настоящее. Отчётливо проявляется интерес к мировоззренческим, общественным проблемам, но наряду с этим и разного рода практической деятельности. У учащихся 9-11 классов наблюдаются заметные изменения в памяти, в отношении к учёбе, к отдельным школьным предметам, в частности к иностранному языку. Кроме того, школьники относятся к его изучению с большой ответственностью [3, с. 96].

    В период развития всех сфер общественной жизни проблема мотивации в изучении иностранных языков становится весьма актуальной, что значительно повышает престиж предмета "Иностранный язык" в качестве образовательной дисциплины в школе и вузе. Дело в том, что специфика предмета требует от ученика наличия определенной базы и коммуникативных способностей. И часто это вызывает у школьников определенные сложности и мотивация исчезает. Важно помнить, что иностранный язык можно выучить в том случае, если обучающийся сам почувствует необходимость в этом, то есть будет замотивирован.

    Понятие "мотив" К. Вилюнас, Г. А. Ковалёв, Ж. Годфруа трактуют по-разному. Но большинство сходится во мнении, что мотив – это либо побуждение, либо намерение, либо цель. Мотивация при обучении, в частности, иностранному языку составляет так называемую учебную мотивацию. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов: особенностями обучающегося; особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности; организацией педагогического процесса; спецификой учебного предмета.

    На основании вышеперечисленных факторов учебную мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Кроме того, учебную мотивацию можно разделить на положительную и отрицательную.

    Все вышеперечисленные виды и подвиды мотивации являются главными силами побуждения человека в изучении иностранного языка [4].

    Овладение коммуникативной компетенцией на иностранном языке, при этом, не находясь в стране изучаемого языка, задача очень сложная. И для решения этой задачи большое значение имеют такой вид арт-технологий как аутентичные видеоресурсы.

    Внедрение видеоресурсов на уроках иностранного языка в школе способствует эффективному формированию лексико-грамматических, речевых навыков,  повышению мотивации учащихся к развитию собственной иноязычной коммуникативной компетенции.

    Для  повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков иностранного языка используют различные современные образовательные технологии, учитывая возрастные особенности детей.

    Педагогический интерес к использованию видеоресурсов возрастает, и причиной этого является, природа этих материалов, которая основана на реалиях, современных тенденциях в языке и стране изучаемого языка.

    Использование видеоресурсов позволяет повысить мотивацию, дать учащимся более полную и точную информацию по изучаемой теме, повышает наглядность обучения и вызывает стремление к дальнейшему совершенствованию языковой культуры.

    Список литературы

    1. Гез, Н. И., Ляховицкий М. В. Методика обучения иностранным языкам: учебное пособие / под ред. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкого. М.: Высшая школа, 2003. 373 с.
    2. Копытин, А. И. Системная арт-терапия / под ред. А. И. Копытина. С. Петербург.: Амфора, 2001. 237 с.
    3. Микельсон, Р. М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения / под ред. Р. М. Микельсон. М.: Учпедгиз, 1940. 96 с.
    4. Что движет людьми: типология мотивов [Электронный ресурс]. URL: http://www.elitarium.ru/tipologiya-motivov-deyatelnost-stremlenie-motivaciya-vliyanie-dostizhenie-vlast-gruppa-cel-uspekh-samoutverzhdenie-interes/ (дата обращения: 31.10.17) Загл. с экрана. Яз. рус.

    © Бабенкова К.И., 2018


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектное обучение как метод формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка.

    Мотивация играет важную роль при изучении иностранного языка. Метод проектов помогает вовлечь в процесс обучения как и слабоуспевающих учащихся, так и одаренных, высокомотивированных учеников....

    Повышение мотивации к изучению иностранного языка в среднем звене нашей школы

    Данная работа в презентации является небольшим подспорьем для коллег в изучении методических рекомендаций в изучение иностранного языка. На основе данной презентации коллеги смогут доработать эту тему...

    ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.

    В течение последнего десятилетия благодаря расширению профессиональных контактов, более свободному обмену информацией, распространению научной и учебно-методической литературы, издаваемой за рубежом, ...

    Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы".

    Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся  начальной школы"....

    КРОССЕНС как приём формирования положительной мотивации к изучению иностранных языков в контексте ФГОС ООО

    В статье описывается применение необычного методического приёма КРОССЕНС на уроках английского языка. Кроссенс относят к интерактивным методам обучения, соответствующим личностно-ориентированному подх...