Главные вкладки

    Современные педагогические технологии на уроках английского языка в профессиональном образовании.
    статья на тему

    Падалкина Елена Михайловна

    Современный урок английского языка невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий. В данной статье представлены наиболее интересные пед. технологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл padalkina_e.m._ped._tehnologii_v_prof._obrazovanii.docx48.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Современные педагогические технологии на уроках английского языка в профессиональном образовании.

    Падалкина Е.М.,

    преподаватель английского языка

    ГБПОУ «АПК им. П.И.Пландина»,

    г.Арзамас

    Современному обществу необходимы образованные, квалифицированные специалисты, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, истинные патриоты своей Родины, уважающие культуру, научные достижения, традиции других стран и народов. В связи с этим, была принята концепция гуманизации общественно-экономических отношений, где главная роль отводится модернизации российского образования. Ориентация на гуманистические идеалы предполагает приоритетность интересов личности, создание творческой атмосферы в обучении и обеспечение общекультурного развития учащихся. Важнейшая часть образовательного процесса - личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником, которое требует изменения основных тенденций, совершенствования образовательных технологий. Именно изучение иностранных языков может рассматриваться, как одно из важнейших средств гуманизации и гуманитаризации образования.

    Современный урок английского языка невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий. Педагогическая  технология  –  это  научно  обоснованный   выбор   характера воздействия,  в  процессе  организуемого  учителем  взаимообщения  с  детьми, производимый  в  целях  максимального   развития   личности   как   субъекта окружающей  действительности.  Педагогическая  технология - это некоторая  проекция   теории   и   методики   обучения  на   практическую реализацию.


    Критерии современных образовательных технологий.

    Прежде чем выбрать технологию, следует обозначить требования, которым

    она должна соответствовать:
    Системность.
    Современные технологии обучения английскому языку должны содержать такие признаки системы, как логичность построения процесса, целостность и взаимосвязь отдельных частей;
    Концептуальность.
    Любая технология обязана состоять из научной концепции, которая содержит обоснование достижения образовательных целей с психологической и социально-педагогической стороны;
    Эффективность.
    Технология должна гарантировать результат, который соответствует образовательным стандартам;
    Гибкость.
    Технология должна предусматривать возможность варьироваться в зависимости от комфорта и взаимодействия студентов с преподавателем;
    Динамичность.
    Выбранная технология всегда имеет перспективу дальнейшего развития или преобразования;
    Воспроизводимость.
    Любая технология должна быть понятна, чтобы ее могли применять разные педагоги и студенты в других учебных заведениях.
             Наиболее продуктивными технологиями, на мой взгляд, являются информационно-коммуникационные, проектная технология, технология критического мышления, технология проблемного обучения, кейс-технология. 

    Информационно-коммуникационные технологии.

           Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий активно занимаются такие исследователи как, Полат Е. С., Дмитреева Е. И., Новиков С. В., Полипова Т.А., Цветкова Л. А. и т.д.

          Так О.И. Руденко-Моргун в своей статье "Компьютерные технологии как новая форма обучения пишет", мы живём в век информационной, компьютерной революции, которая началась в середине 80-х годов и до сих пор продолжает наращивать темпы. Вот её основные вехи: появление персонального компьютера, изобретение технологии мультимедиа, внедрение в нашу жизнь глобальной информационной компьютерной сети Интернет. Все эти новшества легко и незаметно вошли в жизнь: они широко используются почти во всех профессиональных сферах и в быту.

               Информационно-коммуникационные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей подростков, их уровня обученности.

             Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой обучающимся и педагогам информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.

           На занятиях английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; пополнять словарный запас обучающихся; формировать у студентов мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора студентов, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

           Формы работы с компьютерными обучающими программами на занятиях иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

           Студенты могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

           Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на занятии, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством  иностранного языка.

    Проектная технология

    Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность обучающемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

              Метод проектов позволяет обучающимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность обучающегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

            Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, студенты осваивают простые предложения.

             Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

            Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.

                    В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность обучающимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка. Проекты бывают разные: по продолжительности, по содержанию.

                 Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность обучающихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача педагога активизировать деятельность каждого обучающегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет обучающимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.          

         Участие в Интернет - проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого студента как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность обучающихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

                 Применение проектной методики на занятиях английского языка показало, что обучающиеся:

    • достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,
    • имеют практическую возможность применить навыки, полученные на занятиях по информатике,
    • понимают необходимость междисциплинарных связей.

    Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

    • повышение мотивации обучающихся при изучении английского языка,
    • наглядная интеграция знаний по различным предметам учебной программы,
    • простор для творческой и созидательной деятельности.

    Технология критического мышления

           Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже. 
            Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  

    •        На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. 
    •           На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о при роде изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
    •         Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

    В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

    Основные методические приемы развития критического мышления

    • 1.           Прием «Кластер»
    • 2.            Таблица
    • 3.           Учебно- мозговой штурм
    • 4.           Интеллектуальная разминка
    • 5.           Зигзаг, зигзаг -2
    • 6.            Прием «Инсерт»
    • 7.           Эссе
    • 8.           Приём «Корзина идей»
    • 9.           Приём «Составление синквейнов» 
    • 10.       Метод контрольных вопросов
    • 11.       Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
    • 12.       Круги по воде
    • 13.       Ролевой проект
    • 14.       Да - нет
    • 15.       Приём «Чтение с остановками» 
    • 16.       Приём « Взаимоопрос»
    • 17.       Приём «Перепутанные логические цепочки»
    • 18.       Приём « Перекрёстная дискуссия»

    Технология проблемного обучения

              Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

          Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

           Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
          В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

    •   строят гипотезу,
    •   намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
    •   аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
            По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное

    обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска.В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.
          Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

    • Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.
    •     Недостатки:  большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

    Кейс – технология

       Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

    Кейс технологии  противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п.  Кейсы отличаются  от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

        В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

      Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

          Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

           При использовании кейс–технологий в начальной школе у детей происходит:

    ·       Развитие навыков анализа и критического мышления

    ·        Соединение теории и практики

    ·        Представление примеров принимаемых решений

    ·        Демонстрация различных позиций и точек зрения

    ·        Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

    Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

    ·        анализировать информацию,

    ·        сортировать ее для решения заданной задачи,

    ·        выявлять ключевые проблемы,

    ·        генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

    ·        выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

    Кроме того, обучающиеся:

    ·        Получают коммуникативные навыки

    ·        Развивают презентационные умения

    ·        Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

    ·        Приобретают экспертные умения и навыки

    ·        Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

    ·        Изменяют мотивацию к обучению

        При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени . Задачей учащихся  является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.

          К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:

    ·        метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)

    ·        метод инцидента;

    ·        метод ситуационно-ролевых игр;

    ·        метод разбора деловой корреспонденции;

    ·        игровое проектирование;

    ·        метод дискуссии.

        Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. 

           Таким образом, применение современных образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным.     Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

     

    Список литературы:

    1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса: учебное пособие.Мн.: 2003.- 234с.
    2. Бим И.Л. Личностно - ориентированный подход -основная стратегия обновления школы .Иностранные языки в школе.- 2002.- №2
    3. Великанова А.В. Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Cамара: Профи, 2007.-92с.
    4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. М.: Академия, 2007. – 336с.
    5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2003.-287 с.
    6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Академия, 2008.- 346с.
    7. Смирнова С.А. Педагогика: теории, системы, технологии. М.: Академия, 2008. – 352 с.
    8. Филатова В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс,  2004. – 416 с.

    9. http://yandex.ru/yandsearch?text=проектноя%20технология&clid=1882611&lr=2
    10. http://nsportal.ru
    11. http://murzim.ru/nauka/pedagogika
    12. http://www.imc-new.com
    13. http://yandex.ru/yandsearch?text
    14. http://festival.1september.ru
    15. http://works.tarefer.ru
    16. http://www.moluch.ru
    17. http://charko.narod.ru
    18. http://mariyakuznec.ucoz.ru
    19. http://www.bibliofond.ru/view.aspx

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка"

    Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка" освещает вопросы, связанные с использованием современных педагогических технологий на уроках английского языка....

    «Содержание современных педагогических технологий на уроке английского языка. Особенности проектных технологий»

     «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,  а не памятью» Л.Н.ТОЛСТОЙ...

    Доклад по теме "Современные педагогические технологии на уроках английского языка"

    Применение  современных технологии на уроках английского языка...

    Презентация"Применение современных педагогических технологий на уроках английского языка"

    Этот материал собран для выступления на семинаре в г.ТУРКУ(Финляндия). Имея колосальные электронные ресурсы и талантливых учеников можно сделать многое.Спасибо всем,кто принимал участие в создании про...

    "Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка"

    Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка из опыта работы....

    Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

    Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

    «Применение современных педагогических технологий на уроках английского языка»ийского языка»

    Новое содержание образования, новое целеполагание, новые средства и технологии обучения определили содержание новых ФГОС.Актуальность проектной работы обусловлена необходимостью продолжения внедр...