Статья "Проектная деятельность на уроках английского языка"
статья на тему

Калягина Татьяна Валерьевна

В статье раскрывается актуальность проектной методики, основные принципы проектной работы, возможные проблемы в процессе работы над проектом, а также этапы проектной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья37 КБ

Предварительный просмотр:

               «Проектная деятельность на уроках английского языка»

     Метод проектов относится к новым педагогическим технологиям. Применение этого метода в процессе обучения позволяет в определенной степени решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка, его творческие способности. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную сферу, целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции. Этот метод дает возможность вовлечь всех до одного в образовательную деятельность, развивает сотрудничество, взаимопомощь, позволяет развить у учащихся интерес  и неформальное отношение к изучаемому предмету. Расширяется кругозор учащихся, они учатся самостоятельно добывать материал, овладевают современными методами работы с информацией.

     Метод проектов может использоваться при обучении английскому языку в рамках программного материала практически по любой теме.

     Что такое проект? Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещений различных мест с иллюстрациями, картой и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение  возлагается на самого ученика как индивида  и как члена проектной группы. Самое важное то, что ученик, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

                  Основными принципами проектной работы являются:

1. Вариативность.

Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы.

2. Решение проблем.

Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем иностранный язык для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а думая, они учатся.

3. Когнитивный подход к грамматике.

Учитель помогает учащимся самим поработать над правилами и структурами. У ребят исчезает страх перед грамматикой. Учащимся предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления.

4. Учение с увлечением.

Учащиеся много усваивают, когда им нравится процесс обучения.

5. Личностный фактор.

Посредством проектной работы ребятам представляется много возможностей

думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.

6. Адаптация заданий.

Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания

должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.

                                       Возможные проблемы.

1. Организация.

Проекты, конечно же создают дополнительную работу для учителя.

2. Мониторинг.

Необходимо знать, что делает ученик за пределами класса.

3. Личностные проблемы.

Могут возникнуть такие трудности, как отсутствие интереса или мотивации у отдельных учащихся, трудности во взаимоотношениях с другими членами группы.

4. Трудности в создании успешно действующих групп.

Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала. Необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом.

                                       Этапы проектной работы.

     Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за пределы класса.

I этап – планирование в классе.

     Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта; составление интервью; способы сбора и вид необходимой информации (статьи, брошюры, иллюстрации и т.д.).

II этап – выполнение проекта.

     Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Учащиеся берут интервью, собирают печатный и иллюстративный материал. В последнее время огромная роль в сборе информации, несомненно, отводится Интернету.

     Учащиеся должны определиться, что они хотят узнать; решить, где лучше найти нужную информацию, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе; проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое; откорректировать и оформить материал как проект группы.  

     Выходя за пределы класса в процессе работы над проектом, ученик ликвидирует разрыв между языком, который он изучает, и языком, который использует, что является ценным средством в расширении коммуникативных навыков, полученных на уроках.

III этап – возвращение в класс.

     На этом этапе ученики оформляют свою проектную работу.

IV этап – презентация проекта.

     Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида конечного продукта: будет ли это буклет, видеопоказ, устная презентация, а в последнее время и электронная презентация. Учителю рекомендуется доброжелательно принимать всё, что ученики сделали. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе.

V этап – контроль.

     Оценка проектной работы – нелёгкое дело. В проекте могут быть ошибки. Не стоит исправлять их привычным красным цветом. Ученикам следует делать черновой вариант проектной работы, который должен проверить учитель. В итоге, в конечном варианте ошибок не будет.

     Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в изучении иностранного языка, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.

     Из опыта своей работы, я могу с уверенностью сделать вывод, что обучение английскому языку по УМК “Spotlight” дает огромные возможности для занятия проектной работой.  Работу над проектами начинаю ещё в младших классах и активно продолжаю в среднем и старшем звене. В нашем учебнике по каждой из изучаемых тем предлагаются очень интересные творческие задания. Например, мои пятиклассники по теме «Школьные дни» выполнили индивидуальные мини-проекты «Составь своё собственное расписание на понедельник», по теме «Это я!» - проекты в группах «Любимые герои мультфильмов», индивидуальные проекты «Моя коллекция». По теме «Мой дом – моя крепость» предстоит работа над проектом в группах по теме «Знаменитые здания в нашей стране» и т.д.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка посредством игровой деятельности"

Проработав в школе свыше 30 лет, я поняла, что цели образования в новых условиях меняются  и задачи учителя изменились  в настоящее время по сравнению с прошлым. Введение государственных ...

Использование обучающих инновационных технологий, рифмы как основы проективно-образовательной деятельности на уроках английского языка и во внеклассной деятельности.

Статья посвящена описанию различных инновационных приемов и традиционных подходов к обучению английскому языку....

Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной деятельности на уроках английского языка

Целью работы является описание приемов развития навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение....

Обобщение опыта по английскому языку по теме «Игровая деятельность на уроке английского языка в процессе реализации системно -деятельностного подхода "

    Моя работа направлена на развитие у учащихся следующих таких  ключевых компетенций, как: инициативность (активная жизненная позиция), коммуникативная культура (умение работат...

Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения

Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения...