Технологическая карта урока в 10 классе по теме «Пресса: умение читать, анализировать, дискутировать, представлять резюме статьи»
методическая разработка (10 класс)

Степанова Ольга Ивановна

В современном обществе важнейшими гарантиями его стабильности, эффекивности управления обществом является наличие развитых, демократически организованных средств массовой коммуникации, объективно освещающих политические события. Даже хорошо образованному человеку без радио, телевидения, газет, журналов сложно адекватно воспринимать противоречивые общественные процессы и выстраивать свое поведение, деятельность, принимать ответственные решения. С помощью СМИ человек способен преодолеть узкий горизонт своего индивидуального опыта.

Постоянно расширяя свою аудиторию, СМИ преобретают авторитет в обществе, вовлекают граждан в участие в общесоциологических процессах, способствуют их осознанию своей принадлежности к государству и миру политики.

Для современного общества качественная и своевременная информация выступает одной из главных ценностей. Ее создание и распространение - функция средств массовой информации, среди которых одной из самых древних является периодическая пресса.

Роль газет и журналов в жизни общества огромна. Журналы, газеты, научно-популярная и художественная литература является основным средством хранения и передачи от поколения к поколению всех достижений науки и культуры. Для людей всех возрастов журналы и газеты служат источником знаний, помогают узнать и оценить жизнь, понять законы общественных отношений и явлений природы. Особенно велика роль печати для формирования социальных и нравственных идеалов человека, для усвоения им норм общественного поведения.

На сегодняшний день конкуренцию прессе составляют телевидение и Интернет. Но она, по-прежнему, остается одним из важных источников информации.

В 10 классе школ с углубленным изучением французского языка учащиеся проходят тему "Пресса". Они изучают историю появления прессы, ее роль в современном обществе, какие периодические издания выходят во Франции и в России, они учатся не только читать газетные статьи, но и извлекать необходимую информацию, а также анализировать эту информацию, дискутировать по поводу вопросов, освещаемых в прессе, составлять резюме статьи разных жанров, представлять свою точку зрения по прочитанной статье.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 10 классе по теме «Пресса:  умение читать, анализировать, дискутировать, представлять резюме статьи»

Учитель: Степанова Ольга Ивановна

УМК: Бубнова Г.И., Тарасова А.Н. “Le français en perspective”.

Тип урока: «Урок-рефлексия»

Цели урока:

- содержательная: повторение, закрепление и обобщение пройденного материала

- деятельностная: формирование у учащихся способности к рефлексии и реализации коррекционных норм (фиксация собственных затруднений,

выявление причины этих затруднений и поиск способов их преодоления)

Планируемые результаты:

Предметные:

- умение читать, анализировать, дискутировать, представлять резюме статьи

Метапредметные:

- регулятивные: освоение метода коррекции собственных действий ( научиться самостоятельно находить «трудные места», преодолевать

затруднения, контролировать и оценивать свои действия).

- коммуникативные: совершенствование умения использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

- познавательные: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля, готовность к постановке новых целей учебной деятельности

- Личностные:

- формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Педагогические технологии: проблемный диалог, мотивационно-рефлексивные технологии, технология проектной деятельности

Информационно-технологические ресурсы: интерактивная доска.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Этап

мотивации

(самоопреде-    ления к

учебной

деятельности)

1) создание

условий для

возникновения

внутренней

потребности

включения в

деятельность

(«хочу»)

2) актуализация

требования к

ученику со

стороны учебной

деятельности

(«надо»)

3) установка

тематических

рамок учебной

деятельности

(«могу»)

1.Приветствие.

2.Подготовка учащихся к

самоопределению к деятельности:

учитель спрашивает учащихся,

читали ли они сегодня газеты, какие новости они узнали,

 откуда обычно они получают информацию о событиях, происходящих в мире, в

стране, в городе. (“ Qu’y a-t-il de

nouveau dans le monde?” Quels

évènements ont-ils eu lieu? Qui parmi vous a lu un journal ce matin-là? Lequel? De quelles sources

d’information apprenez-vous

d’habitude des nouvelles?”) (прием:

простой опрос).

1.Приветствие.

2.Учащиеся отвечают на

вопросы учителя.

3. Учащиеся делают вывод,

что газета является одним из

основных источников

получения информации. (“Les

journaux restent toujours l’une

des principales sources

d’information”)

Личностные:

- сформировать позитивный

моральный настрой и

самооценку

Коммуникативные:

- умение слушать, строить

продуктивное взаимодействие и

сотрудничество со

сверстниками и взрослыми,

планировать учебное

сотрудничество с учителем и

сверстниками

Познавательные:

- умение строить речевое

высказывание

Регулятивные:

- предвосхищение результата и

уровня освоения знаний

II. Этап

актуализации

 и пробного

учебного

действия

Повторение

пройденного

материала и

фиксирование

основных

понятий,

терминов, знаний,

которые уже

усвоены

1.Учитель предлагает учащимся

повторить словарь Прессы и

уметь дискутировать со своими сверстниками. (“vous devez vous rappeler le vocabulaire de presse et discuter avec vos amis.”)

2.Учитель проектирует на экран типы вопросов для дискуссии, которые учащиеся должны использовать в диалоге

(Приложение №1)

Учащиеся должны воспользоваться вопросником для того, чтобы составить небольшие диалоги для беседы в парах

Личностные:

- сформировать потребность в

самовыражении и

самореализации, позитивной

моральной оценки, умение

работать в команде.

Коммуникативные:

- умение давать определение

понятию, формулировать

собственные мысли

Познавательные:

- умение строить речевое

высказывание,

классифицировать объекты,

подводить их под понятие,

сравнивать.

Регулятивные:

- умение планировать свои

действия, вносить необходимые

коррективы.

III Этап

локализации

индивидуаль

ных

затруднений

Организовать

анализ учащимися

их действий,

выявить места и

причины

затруднений

1. Учитель замечает, что ответы

учащихся отличаются и предлагает

выявить причину различий. Каждый учащийся представляет свою точку зрения. (“Vos réponses sont différentes. Pourquoi? Chaque élève présente son point de vue et explique pourquoi”) (прием:

вопрос – размышление)

1. Учащиеся выдвигают

различные предположения.

Коммуникативные:

- построение понятных для

других учащихся высказываний

- использование речи для

регуляции своих действий.

Познавательные:

- структурирование знаний

- установление причинно-

следственных связей

- построение рассуждения в форме связи суждений об объекте- формулирование проблемы

IV Этап

построения

проекта

коррекции

выявленных

затруднений

Выбор способа

решения

проблемы и

средств его

реализации

1.Учитель предлагает учащимся

создать алгоритм своего высказывания. ( “Je vous propose

de créer un algorythme de

votre  exposée”)

2.Учитель задает наводящие

вопросы: «Что нужно сделать

сначала, на что нужно обратить

внимание потом?» (“Qu’est-ce qu’on fait d’abord? Ensuite? A quoi faut-il faire attention? Et enfin?”) (прием: создание алгоритма).

D’où est tiré l’article

Qui est l’auteur?

Quel est le titre?

Quel est le sous-titre?

Quelle est l’idée principale?

De quoi s’agit-il?

De quoi parle cet article?

Qu’est-ce qu’il présente?

Que dit (croit, affirme) l’auteur?

Qu’est-ce qu’il souligne?

Est-ce que je suis d’accord ou non?

Регулятивные:

- планирование своих действий

в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее

реализации

Познавательные:

- выделение существенной

информации

- самостоятельное создание

способов решения проблемы

- структурирование знания.

V Этап

реализации

построенного

проекта

Самостоятельная

работа по

составленному

плану и

формирование

умений

применять его как

при решении

задачи,

вызвавшей

затруднение, так и

при решении

задач такого

класса или типа .

Учитель предлагает учащимся 2

представленных на интерактивной

доске статьи для анализа: “ Les années 60 en Seine-et-Marne.Une decennie incroyable” и “La France des annees 60. 28 septembre 1958:naissance de la V-e Republique”. Сначала все учащиеся

читают обе статьи, затем делятся на

2 группы. Каждая группа выбирает

одну из статей для анализа и

выполняет задание. (“Travaillez en

groupes. D’abord vous lisez tous

ensemble les deux articles, puis

chaque groupe choisit un article et

l’analyse suivant

l’algorythme”) (прием: работа в

группах).

Учащиеся читают 2 статьи,

размещенные на

интерактивной доске (““ Les années 60 en Seine-et-Marne.Une decennie incroyable” и “La France des annees 60. 28 septembre 1958:naissance de la V-e Republique”), затем делятся на 2

группы и работают с

выбранной статьей: строят

алгоритм и анализируют их.

(Приложение 2,3)

Учащиеся читают 2 статьи,

размещенные на

интерактивной доске (““ Les années 60 en Seine-et-Marne.Une decennie incroyable.”, “ La France des annees 60. 28 septembre 1958:naissance de la V-e Republique ”), затем делятся на 2

группы и работают с

выбранной статьей: строят

алгоритм и характеризуют

статьи.

(Приложение 2 и 3)

Личностные:

- формирование смысла

учебной деятельности на основе

развития познавательных

интересов, учебных мотивов

- формирование мотивов

достижения цели

Коммуникативные:

- координация различных

позиций в сотрудничестве

Регулятивные:

- планирование своих действий

в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее

реализации

Познавательные:

- самостоятельное создание

способов решения проблемы

- структурирование знания.

Личностные:

- формирование мотивов

VI Этап

обобщения

затруднений

во внешней

речи

Представление

выполненного

задания с

проговариванием

во внешней речи

(каждое действие

сопровождается

рефлексией)

1.Учитель просит каждую группу

учащихся представить поочередно

выполненную работу классу с

подробным анализом каждого этапа и выводом. Группы учащихся выслушивают объяснения и доводы друг друга и соглашаются или опровергают их. ( “Un groupe présente les résultats de son travail

avec une analyse détaillé et une

conclusion, l’autre les accepte ou

refuse.”)

2. Учитель предлагает вернуться к

первой статье и вместе

ее проанализировать. (“Revenons au premier article

et essayons de l’analyser

tous ensemble”)

1.Одна группа учащихся

представляет подробный

анализ статьи с выводом,

проговаривая порядок

действий. Вторая группа

соглашается с

представленными выводами

или опровергает их.

достижения цели

Коммуникативные:

- понимание различных

позиций других людей

- стремление к координации

различных позиций в

сотрудничестве

- умение договариваться,

приходить к общему решению

- использование речи для

реализации своего действия

Регулятивные:

- принятие и сохранение

учебной задачи,

- учет правила в планировании

и контроле способа решения

Познавательные:

- структурирование знаний

- построение речевого

высказывания в устной форме,

- установление причинно-

следственных связей

VII Этап

самостоятель-

ной работы с

самопроверкой по эталону

Самостоятельная

работа по новому,

усвоенному

способу с

самооценкой

Учитель предлагает учащимся

самостоятельно анализировать статью Au cinéma: la nouvelle Vague, используя новый способ (алгоритм), с последующим сравнением ответов учащихся.

(“Vous faites un travail individuel:

vous lisez un article et vous devez l’analyser suivant l’algorythme construit”)

Учащиеся читают статью,

анализируют ее, используя

составленный алгоритм, и

дают свои варианты ответа.

Если большинство ответов

совпадает, то учащиеся с

заданием справились.

(Приложение 4)

Личностные:

- развитие самооценки

личности

- формирование адекватной

позитивной самооценки

Регулятивные:

- оценка правильности

выполнения действия

- внесение необходимых

корректив в действие после его

завершения на основе его

оценки и характера сделанных

ошибок

VIII Этап

включения в

систему

знаний и

повторение

Подготовка к

изучению

следующих

разделов курса,

повторение

учебного

содержания,

необходимого для

обеспечения

содержательной

непрерывности в

системе знаний

1.Учитель делает вывод, что

учащиеся могут

считаться экспертами в

анализе  статьи, и

предлагает им перейти к

следующему этапу деятельности – написанию газетной

статьи. (“Maintenant vous êtes

capables d’analyser facilement un article de presse et je vous

propose de passer à l’étape suivante de l’activité du journaliste”)

2. Учитель предлагает учащимся

прослушать историю и, следуя

плану, записать информацию,

необходимую для создания

собственной статьи. (“Vous écoutez 2 fois une histoire et vous faites des notes suivant le plan”).

Учащиеся 2 раза

прослушивают статью “Americains et Russes a la conquête de l’espace” и

делают необходимые записи,

следуя предложенному плану.

(Приложение 5)

Регулятивные:

- принятие и сохранение

учебной задачи

Познавательные:

- структурирование знаний

- построение доказательс

IX Этап

информации

о домашнем

задании

Обеспечение

понимания

учащимися цели,

содержания и

способов

выполнения

домашнего

задания

На основе услышанной

информации и сделанных записей

учитель предлагает учащимся в

качестве домашнего задания

написать небольшую статью

определенного жанра ( на выбор) с

заголовком и подписью. (“A partir

des détails que vous avez relevés,

rédigez un bref article. Choisissez son genre, donnez-lui un titre et signez-le.

C’est votre devoir”)

Учащиеся получают

информацию о домашнем

задании и задают уточняющие

вопросы.

Познавательные:

- осуществлять анализ

информации

X Этап

рефлексии

учебной

деятельности

на уроке

Самооценка

учащимися

результатов своей

учебной

деятельности

Учитель организует подведение

итогов урока, устанавливает

соответствие полученного

результата поставленной цели.

Учитель спрашивает учащихся, как они оценивают свою работу на

уроке, что получилось хорошо, что не очень, что понравилось/не

понравилось, что показалось

трудным, скучным? (Qu’est-ce que

nous avons fait pendant la leçon?

Qu’est-ce qui vous a paru difficile?

Intéressant? Ennuyeux?”)

Учащиеся оценивают свою

работу на уроке:

рассказывают, что они делали,

что вызвало затруднения, что

понравилось/не понравилось. (“Nous avons systematisé nos

connaissances, analisé la

nouvelle information, utilisé

l’algorythme construit dans

notre travail journalistique, fait

des hypothèses et prouvé notre

point de vue avec des arguments,

nous nous sommes préparés à un

nouvel aspect du travail –

rédaction d’un article de

presse”).

Личностные:

- формирование позитивной

самооценки и самоуважения

Регулятивные:

- адекватное восприятие оценки учителя, других

учащихся

Коммуникативные:

- построение речевого

высказывания в устной и

письменной форме

 



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Le vocabulaire de presse

L’article est tiré du journal (de la revue, du magazine, de l’Internet)

L’auteur de cet article est / L’article est écrit (redigé) par

L’article porte le titre / L’article a pour titre / Le titre de l’article est

L’article a encore un sous-titre…

L’idée principale (essentielle) de l’article est …

Dans cet article il s’agit de / dans l’article on parle de / dans cet article il est question de…

Cet article traite de (parle de)…

Cet article présente (décrit, fait le portrait, explique, dénonce, critique, donne des conseils pour…)

L’auteur de l’article dit (croit, affirme) que…

L’auteur de l’article souligne (ajoute, informe,précise)…

Je suis parfaitement (tout à fait, absolument, entièrement, complétement), partiellement, d’accord avec…

Je trouve (crois, pense) que+l’indicatif

Je ne trouve pas (crois, pense) que+le subjonctif…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"

Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....

Технологическая карта урока 5 класс по теме "Школа" УМК Кауфман

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....

Технологическая карта урока 5 класса по теме "Беспозвоночные".

Тип урока      Урок формирования новых знаний; комбинированный.Педагогические технологии    1.Технология развития критического ...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта урока 5 класса по теме "Планы на лето".

Данный урок - это урок повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков, которые ученики получили при изучении темы "Планы на лето"....

Технологическая карта урока. 9 класс. География. Тема: "Хозяйство Урала". С учетом ФГОС.

Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...