Использование планшета на уроке иностранного языка как средство оптимизации деятельности учителя и учащегося.
статья

Некрасова Татьяна Юрьевна

В данной работе речь пойдёт о том, как можно оптимизировать (оптимизация - модификация системы для улучшения её эффективности), иначе говоря, изменить с перспективой повышения эффективности структуры или элементы урока, применяя планшеты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nibelung.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса

Советского района г. Ростова-на-Дону

(МБОУ СОШ № 60)

XVI научно-практическая конференция

Использование планшета на уроке иностранного языка как средство оптимизации деятельности учителя и учащегося.

Докладчик:

Некрасова Т. Ю.

2014 г.


Содержание:

  1. Вступление
  2. Плюсы и минусы использования планшетов в обучении
  3. Урок с применением планшета
  4. «Диалог NIBELUNG»
  5. Заключение


  1. Вступление

В данной работе речь пойдёт о том, как можно оптимизировать (оптимизация - модификация системы для улучшения её эффективности), иначе говоря, изменить с перспективой повышения эффективности структуры или элементы урока, применяя планшеты. Сегодня ведётся много споров о том, стоит ли вообще вводить в учебный процесс «игрушку», от которой дети 21 века не могут оторваться во внеурочное время. Мало кто уже помнит, что в 1969 году Министерство просвещения РСФСР рекомендует в школах применять шариковые автоматические ручки. Современную молодёжь данная информация немало удивляет, равно как и 45 лет назад наших бабушек и дедушек поставило бы в тупик появление в школе планшета. В обществе, где мировой объем данных увеличивается более чем в два раза каждые два года, большие объемы данных открывают новые возможности и изменяют роль ИТ. С появлением новых технологий можно каждый раз возобновлять дискуссию «за и против», но мы должны понимать и принимать: «если звёзды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно». Нам сложно уйти от продуктов развивающейся цивилизации, единственное, что в наших силах – здраво оценивать целесообразность их применения и не уклоняться от курса «золотой середины».

  1. Плюсы и минусы использования планшетов в обучении

Обычно при внедрении новой технологи  разработчики и СМИ делают акцент на положительные стороны и предпочитают не касаться возможных неблагоприятных последствий.  Давайте попробуем проанализировать плюсы и минусы использования планшетов в учебном процессе.

«Плюсы» планшетов

1. Удобство доступа к информации

На планшет можно закачать электронные копии всех необходимых учебников. Такими образом, студентам (школьникам) не нужно таскать с собой кипу учебников, бегать в библиотеку. Планшет обеспечивает мгновенный доступ к любому учебнику. Без сомнения, это – удобно.

2. Экономия средств

Печать учебников – дело недешевое, а копирование  электронного файла ничего не стоит. Также в очевидные и важные  «плюсы» следует записать возможность оперативных внесений исправлений и дополнений в электронные учебники, в то время как традиционные учебники переиздаются раз в несколько лет.

Что касается стоимости самого устройства, то сегодня планшеты и ридеры (особенно в бюджетном сегменте) имею весьма демократичную стоимость. 

3. Возможность использования мультимедийного и интерактивного контента

Возможности бумажных учебников ограничены предоставлением текстовой и графической информации. В электронном же учебнике возможно раздавать аудио и видео контент. За счет использования видео материалов можно существенно увеличить наглядность и заинтересованность учеников.

К тому же, возможно использовать интерактивные элементы. Например, ученик видит качающийся маятник, при помощи «ползунков» на экране может менять параметры (массу маятника, длину подвеса, силу тяжести) и затем наблюдать, как это отразится на периоде колебаний виртуального маятника. Не только наглядно, но и интересно!

4. Коммуникационные возможности

Учитель может отправлять детям задания либо учебные материалы по wi-fi или Bluetooth. Таким же образом можно в конце урока аккумулировать файлы с выполненными заданиями. Удобно!

«Минусы» планшетов

1. Планшет учит потреблять, но не создавать информацию!

Эволюция персональных устройств шла по линии: персональный компьютер (ПК) – ноутбук – нетбук – планшет. А вот с переходом к планшетам мы имеем существенное изменение алгоритма работы с информацией. Планшет – это не ПК и не ноутбук, это – принципиально иное устройство. Ноутбук имеет клавиатуру: аппаратно и «идеологически» он предназначен для СОЗДАНИЯ информации: ввод текста. Планшет – это устройство, изначально созданное для ПОТРЕБЛЕНИЯ информации. Таким образом, внедрение в учебный процесс планшетов может направить воспитание детей в русло потребителей, но не создателей информации.

2.Нагрузка на зрительный аппарат

Любой монитор создаёт дополнительную нагрузку на органы зрения, которая особенно критична в детском возрасте. По мнению профессиональных разработчиков, для комфортной ежедневной работы требуется экран размером не менее 15 дюймов; 13 дюймов – это компромисс между удобством работы и мобильностью.

Проблема восприятии информации с экрана монитора гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Монитор светится, бумага нет, поэтому традиционные понятия полиграфии (размер шрифта, интерлиньяж, контраст  и.т.п.) требуют нового понимания. Оптимизация текста для восприятия с отражающей свет бумаги и с испускающего свет экрана – это очень разные вещи! Монитор имеет пиксельную сетку, бумага нет; это архиважное отличие! Сглаживание шрифтов на пиксельной сетке – это целая наука. Экраны в современных мониторах и планшетах подсвечиваются светодиодами, которые имеют специфический спектр излучения, влияние которого на сетчатку глаза до сих пор плохо изучено. Конечно, вместо планшетов можно использовать устройства на т.н. электронной бумаге (ридеры). Тогда эти проблемы исчезают, но одновременно с ними исчезает и возможность раздачи мультимедийного контента и усугубляется проблема обозначенная в предыдущем пункте, т.к. современные устройства на e-ink еще менее приспособлены к вводу информации, чем планшеты.

3. Отвлечение внимания

Профессиональные авторы, которые занимаются созданием текстов, в последнее время все чаще переходят на минималистичные текстовые редакторы (например, Focus Writer), которые практически не имеют интерфейса: серый экран и на нем печатаются буквы без возможности форматирования. И это удобно, потому что избыточный и перегруженный интерфейс Word отвлекает от главного - создания текста.

Планшет в большей степени, чем книга отвлечет внимание от содержания информации. Особенно это актуально для детей, чье внимание и так менее устойчиво. Также не надо забывать о том, что планшет – это соблазн запустить игру.


  1. Урок с применением планшета

ЭТО урок, в процессе которого в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса: планшет и программные средства.

1. Планшет органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.

2. Цифровые образовательные ресурсы дополняют традиционную технологию обучения какого-либо школьного предмета или отдельных его

разделов и тем. Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде

схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и

звуковыми эффектами.

При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны

с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.

 

Преимущества ИКТ-урока

Урок с использованием ИК технологий имеет свои методические  возможности и преимущества:

 - повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и др.

- возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере,

- организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества,

- повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов,  развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся,

 -формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

 

Основные критерии эффективности урока с ИКТ

  • Целесообразность
  • Соблюдение санитарных норм
  • Соблюдение баланса между средствами ИКТ и средствами

человеческого общения

Типы уроков с ИКТ

Существует несколько основных видов уроков с использованием ИКТ.

1. Обычный урок по теме, на котором ИКТ используется для изучения нового материала, предъявления новой информации; для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков; для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков; для обобщения, систематизации знаний

2. Интегрированный урок (межпредметные связи).
3. Подготовка докладов, сообщений. Работа с ресурсами Интернета.

4. Проектная деятельность.

5. Виртуальная экскурсия.

Формы использования ИКТ на уроках

Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, учитель постепенно вводит в

свои уроки следующие формы использования ИКТ:

Начиная с 5 класса можно применять формы, не требующие от учеников специальных знаний ИКТ, например, компьютерные формы контроля. Использование компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).


  1. «Диалог NIBELUNG»

Программисты компании «ЛАЙН» совершили настоящий прорыв, разработав программное обеспечение «Диалог NIBELUNG» — мощный инструмент для управления учебным процессом и распространения образовательного контента в компьютерном классе. Этот уникальный продукт позволяет превратить существующий компьютерный кабинет с локальной сетью в многофункциональную мультимедийную лабораторию, не требуя при этом затрат на дополнительное оборудование. Установив программное обеспечение, мы получили неограниченный контроль над всеми рабочими местами класса и сможет использовать на занятиях аудио, видео, текстовые материалы, страницы Internet для достижения непревзойдённых результатов.

«Диалог NIBELUNG» даёт возможность работать в группах или парах, сформированных преподавателем или по желанию учащихся. Общаясь со учащимися, преподаватель может пользоваться такими популярными средствами, как передача текстовых сообщений и чат-сессии для большего погружения в изучаемый язык.

С помощью программы «Диалог NIBELUNG» преподаватель и учащиеся моментально обмениваются файлами, что очень удобно для проведения тестовых работ и экзаменов.

«Диалог NIBELUNG» обеспечивает отличное качество передачи звука, что особенно важно для преподавания иностранного языка или проведения занятия по развитию речи. Программа поддерживает возможность записи и позволяет учащимся контролировать своё произношение посредством графика голоса.

Функция передачи изображения экрана обеспечит наглядность излагаемого материала, например, при обучении компьютерным технологиям. С помощью инструмента «Перо» преподаватель может выделить информацию, на которую студенту следует обратить особое внимание.

        В мультимедийной лаборатории «Диалог NIBELUNG» можно проводить и презентации. По окончании выступления слушатели смогут сохранить необходимые данные на съёмном носителе информации.

Широкий набор функций администрирования (включение/выключение рабочих станций, перехват управления, мониторинг, контролируемый доступ в Internet) делает программное обеспечение «Диалог NIBELUNG» незаменимым для управления компьютерным классом.

Уникальность продукта заключается в том, что для реализации всех функций не требуется приобретать дополнительное оборудование. Программа позволяет передавать любые файлы по локальной сети, в том числе и видео, легко оцифровывать имеющиеся на кассетах аудиозаписи, добавлять титры и сохранять учебные материалы для дальнейшего использования на занятиях.

Основным принципом обучения в данном кабинете является работа в парах, группах, что позволяет обеспечить заданиями всех учащихся одновременно. На занятиях преподаватель может использовать четыре различных аудиоисточника, записывать работу учащегося и свои комментарии к текущей записи.        

Учащиеся развивают языковые навыки различными способами: прослушивая учебный материал, записывая свою речь и сравнивая её с треком-образцом, упражняясь в синхронном переводе, участвуя в тестах и викторинах, предложенных преподавателем. Кроме того, преподаватель может открыть студентам доступ к учебным ресурсам для самостоятельной работы и дополнительных занятий.

  1. Заключение

Достаточное количество плюсов говорит «за» внедрение планшетов в учебный процесс. Главное, чтобы делать это  профессионально и обдуманно. Для того, чтобы планшеты изменили учебный процесс в лучшую сторону, требуется всестороннее продуманная комплексная стратегия  их применения, которая сбалансирует плюсы и минусы их использования.  Требуется работа коллектива профессионалов (педагогов, программистов, психологов, психофизиологов), чтобы продумать, разработать и создать целостную рациональную концепцию использования планшетов в учебном процессе. Современное программное обеспечение помогает адаптировать планшеты под педагогические цели и задачи, минимизировав недостатки применения данного технического средства. Тем не менее, в зависимости от предмета меняется стратегия использования и формы работы с планшетом, где каждый шаг должен быть методически выверен и взвешен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование видео на уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Использование аутентичных видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку действительно способствует повышению уровня знаний учащихся, развивает их интерес к изучению иностранного  языка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

«Использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка как средство повышения мотивации и познавательной деятельности учащихся».

В данной статье речь идет о важности использования компьютерных презентаций на уроках иностранного языка, которые  позволяют разнообразить, оживить уроки, тем самым, способствуя повышению интерес...

«Использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка как средство повышения мотивации и познавательной деятельности учащихся».

В настоящее время информационные технологии занимают все большее место в нашей жизни. Поэтому, использование компьютеров на уроках иностранного языка является  потребностью времени. Информ...

Использование ИКТ на уроках иностранного языка как средство организации учебной деятельности

Выполнил учитель английского языка гимназии №42 г. Санкт- Петербурга Сенина Анна Викторовна...