Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
статья

Емельянова Алла Дмитриевна

            Творчество и творческая деятельность определяют человека,поэтому формирование творческой личности приобретает не только теоретический,но и практический смысл. 

             Иностранный язык,как общеобразовательный учебный предмет, может и должен внести свой вклад в процесс развития способностейучащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Обильненская СОШ»

Доклад

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка»

Учитель иностранного языка Емельянова Алла Дмитриевна

Good afternoon!

 «Меня зовут Емельянова Алла Дмитриевна. Я хотела бы поделиться с вами своими мыслями на тему «Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка»

         Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический смысл. Жизнь становится разнообразнее и сложнее,она чем дальше, тем больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую “изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов.   Современному обществу нужны творческие личности, критически мыслящие, создающие новые технологии, предлагающие нестандартные решения проблем, способные свободно реализовывать себя. Поэтому перед учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит школу, вырос инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу.                

       Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития  способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом   иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера

        Прежде всего, иностранный язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни.

      Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека. В развитии творческих способностей учеников имеет большое значение индивидуальный подход при обучении и воспитании.

Проблема развития творческих способностей непростая и многоаспектная. Как же добиться творческой активности учащихся в усвоении знаний на уроках иностранного языка? Как сохранить и развить интерес учащихся к изучению иностранного языка?  Какими методами и приёмами можно добиться комплексного развития творческих способностей учащихся?

Дать ответы на эти вопросы учителю поможет решение следующих задач:

  1. Включать детей  в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ, стимулирующих творческую деятельность учащихся.
  2. Выработать умения, позволяющие  учащимся  быстро осваивать новые виды деятельности, то есть переносить знания и навыки в новую область применения.
  3.  Развивать сообразительность и быстроту реакции при решении различных  новых задач, связанных с практической деятельностью.

Педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы обеспечить в дальнейшем проявление и максимально возможное развитие творческих способностей. В своей педагогической практике я опираюсь на личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку и представляю учащегося активным субъектом учебной деятельности. Личностно-ориентированное обучение как раз направлено на то, чтобы создать такие условия, которые способствовали бы развитию каждого ребенка и его механизмов самореализации, адаптации, саморегуляции, самовоспитания.

 Ни один из педагогических методов не является универсальным, поэтому в зависимости от цели урока и возраста детей сочетаю методы проблемного, развивающего и активного обучения. Именно активные методы опираются на творческое продуктивное мышление, поведение, общение. Их отличительная черта – замена ролей: учитель становится организатором процесса, а дети – творцами, исследователями

По моему мнению, на уроках иностранного языка является необходимым применение различных технологий в поиске оптимально эффективных способов развития творческих способностей учащихся. Для решения поставленных задач я считаю целесообразным применение в своей работе таких педагогических технологий, как технология проектного обучения, технология интегрированного урока, информационно-коммуникацонная технология.

Являясь личностно ориентированной, проектная технология обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения детей. Она стимулирует развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, активное творческое саморазвитие,  интеллектуальная самостоятельность учащихся. Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу.

В первые годы изучения иностранного языка учащиеся выполняют мини проекты, например, учатся писать книги на такие темы, как , «About myself“, „My Family “, и другие. Учащиеся средних классов составляют плакаты, постеры на такие темы, как «School uniform», «My home»

По моему мнению, развитию творческих способностей учащихся способствует интегрирование в процесс обучения иностранному языку таких видов деятельности, как музыкальная и художественная.

       Для повышения эффективности обучения иностранному языку необходимо использовать эмоции учащихся в этом процессе. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.

       Музыкальная и художественная деятельность помогают создать положительный эмоциональный настрой детей и в непринуждённой обстановке решать задачи урока, развивая их творческие способности. При изучении темы «профессия» разучиваем веселую английскую песенку, в которой перечисляются многочисленные профессии, тем самым мы тренируемся в запоминании лексики просто ,без всякой зубрежки. Детям нравится мелодия песенки, к тому же это сопровождается  забавным мультиком

  • Музыка является стимулом для развития творческих способностей учащихся.    Благодаря музыке дети знакомятся с культурой страны изучаемого языка, её музыкальной жизнью, творчеством знаменитых музыкантов и исполнителей. В старших классах дети знакомятся с известной британской группой «Биттлз», слушают песни в ее исполнении.

Веселые музыкальные паузы помогают детям расслабиться, одновременно тренируем некоторые ЛЕ ,например, на тему «части тела»

       Наряду с музыкой, я использую также потенциал изобразительного искусства в обучении иностранному языку. Воздействуя на чувства и эмоции детей, на их образно-художественную память, изобразительное искусство помогает формированию и развитию лексических навыков, когда дети рисуют предметные картинки по различным темам. Дети 2 класса раскрашивают картинки, на которых указан цвет на английском языке.

Дети младшего школьного возраста любят играть и заучивать веселые стихи и рифмовки. Изучая алфавит,  я разучиваю с детьми стихотворение, в словах которого есть изучаемая буква. Например, Хочет буква А опять apple, яблоко сорвать. При этом я демонстрирую букву и предмет, обозначающий слово с данной буквой.

    Любят дети стихи- договорки , например, У Андрея есть бульдог, а собака-это dog

     При решении таких задач, как расширение и активизация лексического материала, применяю упражнения, которые способствуют развитию таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, активное творческое саморазвитие.

  • 1. Цепочка слов.

Учащимся дается одно слово, последняя буква которого образует первую букву нового слова. Можно писать слова по определенной теме, определенного вида (существительные, глаголы и т.д.).

  • 2. Слова алфавита.

Дается одна буква. Нужно образовать как можно больше слов, которые начинаются с этой буквы.

  • 3. Я представляю себя.

Ученики должны написать к каждой букве своего имени слова, которые лучше всего его характеризует.

  •   4. Ассоциограмма.
  • 5.Лестница- Stairway.

Уч-ся «строят»  «лестницу» из слов, в которых постепенно увеличивается количество букв алфавита Пример:in,ink, into

Учащиеся должны написать слова к ключевому слову, понятию, картинке

Возвращаясь к преподаванию языка, хочу отметить, что на начальном этапе обучения хороший результат дает использование сказок, персонажей кукольного театра. Дети с таким удовольствием слушают диалоги кукол, озвучивают их.

Неоценимый вклад в развитие способностей учащихся вносит внеурочная деятельность по предмету. Кроме того, она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой среды.                                

 Есть множество средств для развития  способностей учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности, которые не позволяют оставить учеников равнодушными к изучению иностранного языка, делают урок интереснее, оживленнее и разнообразнее, помогают избавиться от скуки и усталости на уроке. Изучение иностранного языка не должно превращаться в скучную и рутинную работу. Оно должно быть увлекательным путешествием в мир неизведанного, но чего-то очень интересного, где каждый смог бы почувствовать себя первооткрывателем и раскрыть свои  способности.

Следующий прием я использую для  развития умения  составлять связный рассказ, используя минимум слов. Детям раздаются карточки, пример которой вы видите на слайде. Ваша задача – составить рассказ на заданную тему, используя предложенные слова. Дети получают карточки со словами на английском языке. Время – ограничено.

Составьте, пожалуйста,  рассказ из предложенных слов. Можно менять окончания, вставлять предлоги, местоимения  и союзы. Итак, кто хочет поделиться примером своего мини-рассказа

каждый

самосовершенствование

раскрывать

творчество

талантливый

возможности

давать

ребёнок

импульс

учитель

Стратегии развития творческих способностей учащихся являются универсальными и могут быть полезны учителям других предметов.

Спасибо, коллеги! Вы озвучили подтверждение моей гипотезы: каждый ученик талантлив по-своему и задача учителя – уметь развить его способности.  

Потому что во время любого кризиса выживают креативные, адаптивные личности, умеющие выстраивать коммуникации на любом языке. Научить этому может только учитель, который сам является креативной, динамичной личностью, готовой к переменам. Я не боюсь меняться, а Вы?

Спасибо за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы.