Личностные результаты освоения основных образовательных программ общего образования: нормативные требования и практика их реализации на уроке иностранного языка в школе
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Архипова Юлия Сергеевна

Одна из основных целей образовательного процесса – всестороннее развитие личности. Федеральный государственный образовательный стандарт [18], представляющий собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования», видит выпускника основной школы обладающим рядом личностных характеристик. Среди приобретенных в процессе обучения и воспитания индивидуальных особенностей наиболее важными являются направленность личности, ее интересы, способности, идеалы и убеждения, черты характера. Выпускник образовательного учреждения должен любить свой край и Отечество, осознавать и принимать ценности человеческой жизни, уметь учиться, уважать закон, правопорядок и других людей, осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Именно поэтому для грамотного общения с детьми, педагог обязан хорошо представлять общую цель, конкретные задачи, содержание и методику воспитания применительно к данному возрасту, должен знать основные изменения, происходящие в подростковом возрасте.

Актуальность исследования объясняется тем, что федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения выдвигает особые требования к формированию личностных качеств обучающихся. Развитие личности оказывает влияние на социальный прогресс и продуктивность общества и играет ключевую роль в его преобразованиях, обеспечивая соответствие человека современным и будущим требованиям.

Основной целью изучения иностранного языка является развитие всех видов коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной). Задачами же обучения ставится формирование целостного представления о мире, обучение анализу и сравнению, развитие толерантного отношения к людям и традициями страны изучаемого языка, развитие билингвических способностей и понимания важности изучения иностранного языка, воспитание качеств гражданина и патриота. Содержание учебного курса делится на тематические сферы, охватывающие все актуальные для подросткового возраста проблемы. Каждый элемент рассчитан на достижение планируемых результатов подготовки обучающихся: личностных, предметных и метапредметных. Личностные результаты обучения подростков, формируемые при изучении содержания курса иностранного языка, следующие:

- формирование мотивации в изучении иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

- осознание возможности самореализации средствами иностранного языка;

- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

 - формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

- стремление к осознанию культуры своего народа; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;

- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

Миссией педагога иностранного языка ставится поиск средств и методов обучения, направленных на успешное формирование личностных и индивидуальных качеств. Давно известно, что на уроках иностранного языка наиболее эффективным методом для активизации творческой и познавательной деятельности считается игровая методика. Она помогает не только реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, но и повысить мотивацию и интерес учащихся. Что, в свою очередь, является главным критерием успешного достижения всех планируемых результатов обучения, в том числе и личностных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностные результаты освоения основных образовательных программ общего образования: нормативные требования и практика их реализации на уроке иностранного языка в школе

Одна из основных целей образовательного процесса – всестороннее развитие личности. Федеральный государственный образовательный стандарт [18], представляющий собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования», видит выпускника основной школы обладающим рядом личностных характеристик. Среди приобретенных в процессе обучения и воспитания индивидуальных особенностей наиболее важными являются направленность личности, ее интересы, способности, идеалы и убеждения, черты характера. Выпускник образовательного учреждения должен любить свой край и Отечество, осознавать и принимать ценности человеческой жизни, уметь учиться, уважать закон, правопорядок и других людей, осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Именно поэтому для грамотного общения с детьми, педагог обязан хорошо представлять общую цель, конкретные задачи, содержание и методику воспитания применительно к данному возрасту, должен знать основные изменения, происходящие в подростковом возрасте.

Актуальность исследования объясняется тем, что федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения выдвигает особые требования к формированию личностных качеств обучающихся. Развитие личности оказывает влияние на социальный прогресс и продуктивность общества и играет ключевую роль в его преобразованиях, обеспечивая соответствие человека современным и будущим требованиям.

Теоретические основы формирования личностных результатов:

Человек рождается с огромными потенциальными возможностями. То, как он их реализует, какой личностью станет, напрямую зависит не только от общества и его культуры, но и от общения с близкими людьми и системы воспитания и обучения. В настоящее время «педагогическое взаимодействие» является принципом, лежащим в основе воспитания [5]. По Сластёнину [16], это одно из ключевых понятий в педагогике, означающее специально организованный процесс, направленный на решение воспитательных задач.

Сущностью педагогического взаимодействия можно обозначить прямое или косвенное воздействие педагога и обучающегося друг на друга, что, в свою очередь, порождает их взаимную связь. Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к учащемуся, предъявление ему определенных требований. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия, однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся. В некоторых случаях более эффективным является косвенное воздействие. Так как любому подростку важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает и на чьи нормы поведения он ориентируется, педагог направляет свои усилия не на обучающегося, а на его окружение. Получается, что с изменениями обстоятельств жизни меняется и сам подросток.

Из этого вытекает, что педагог и обучающиеся в процессе взаимодействия воспринимают, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой – индивидуальные и личностные качества. В таком случае, самым оптимальным вариантом для педагогического процесса является нацеленность педагога на сочетание функционально-ролевой и личностной стороны взаимодействия, когда его индивидуальные особенности проступают через ролевое поведение. Это обеспечивает передачу учащимся не только общесоциального, но и индивидуального опыта педагога.

Поскольку педагогическое взаимодействие напрямую связано с воспитанием, имеет смысл рассмотреть модели и методы воспитания. Модели воспитания являются обобщенным представлением о вариантах целенаправленного влияния на молодого человека различных социальных групп или их представителей, опосредованные целями развития личности [14, 47с.]. Каждая модель соответствует определенной стратегии воспитания.

Выделяют следующие модели воспитания:

  1. Активизация взаимодействия социума и молодого человека. Она соответствует социализирующей стратегии и включает в себя формирование воспитательной среды. Это предполагает поэтапную педагогическую работу, направленную на усиление воспитательного воздействия на воспитанника.
  2. Формирование этнокультурного фона жизнедеятельности молодежи (культурологическая стратегия). Так как ребенок развивается в определенном социально-культурном пространстве, педагогу важно учитывать этнокультурные особенности конкретного социума и формировать у учащихся толерантность к иным национальным культурам.
  3. Создание поля для самореализации для молодых людей, раскрытие их потенциалов (акмеологическая стратегия). Учащиеся должны иметь возможность попробовать свои силы в различных сферах профессиональной и общественной деятельности
  4. Персонифицированное социально-педагогическое сопровождение молодых людей в разнообразных жизненных ситуациях (экзистенциальная стратегия). Основной идеей является формирование у учащихся сознательного отношения к своим действиям.

В основе педагогического взаимодействия лежит субъект-субъектный подход, поэтому под методами воспитания понимают способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников [14, 50с.]. Так как каждое воздействие педагога на учащегося призвано вызвать у него ответную реакцию, направленную на самовоспитание, можно сказать, что методы воспитания бинарны. Бинарные методы предполагают выделение пар методов «воспитания-самовоспитания». Рассмотрим из них наиболее доминирующие.

А) Метод воздействия на интеллектуальную сферу. Убеждение – самоубеждение. Для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свои взгляды на жизнь, общество и социальные отношения.

Б) Методы воздействия на мотивационную сферу. Стимулирование – мотивация. Суть использования этих методов заключается в формировании у обучающихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание. Это помогает человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение.

В) Методы воздействия на волевую сферу. Требование – упражнение. Данные методы предполагают развитие у молодых людей инициативности, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности в достижении намеченных целей. На формирование волевой сферы оказывает влияние требование, порождающее упражнение, - многократное выполнение требуемых действий, результатом которого является выработка устойчивых качеств личности, навыков и привычек.

Г) Метод воздействия на сферу саморегуляции. Коррекция – самокоррекция. Коррекция направлена на создание условий, при которых молодой человек смог бы внести изменение не только в свое поведение, но и в свое отношение к людям. Она происходит на основе сопоставления поступков учащихся с общепринятыми нормами и анализа последствий. Однако коррекция невозможна без самокоррекции, когда учащийся, опираясь на идеал или пример, сам регулирует свои поступки.

Каждая эпоха, каждое государство ставили свои задачи перед образовательным учреждением и рассматривали цель педагогической деятельности как аргументированную заботу о своем будущем. Подводя итоги вышесказанному, достижению  успешных результатов обучения и воспитания личности соответствует совокупность определенных методов, которую педагоги реализуют по-разному, исходя из своего профессионального опыта и индивидуального стиля преподавания.  

 Понятие и сущность личностных результатов освоения основных программ общего образования:

Важнейшими инструментами управления процессом и качеством образования являются федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС), представляющие собой совокупность требований, выдвигаемых к структуре, условиям реализации и результатам усвоения основных образовательных программ определенного уровня. Поскольку современное образование выделяет своей стратегией развитие и воспитание ребенка, во втором поколении ФГОС основного общего образования появляется такое понятие, как «личностные результаты». Впервые на нормативном уровне цели образования выведены за пределы узконаправленных, предметных достижений и включают в себя такие важные для формирования личности учащихся составляющие, как метапредметные знания и навыки, а также личностные достижения [14, 30с].

ФГОС основного общего образования под личностными результатами подразумевает [17]:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что федеральный государственный образовательный стандарт делает акцент на формирование внутренней позиции учащегося, реализующийся через отношение к себе как к личности, отношение к окружающим как к уникальной части социума и через ценностное отношение к окружающему миру. Постепенно происходит слияние педагогических и образовательных целей обучения и воспитания [2, 36c.]. Личностные результаты освоения основных программ общего образования достигаются через такие виды учебно-воспитательной деятельности, как: классные часы, уроки, тематические экскурсии и т.д. Одним из способов их оценивания является заполнение листа самооценки или составление рефлексивного портфолио, отражающего все значимые для учащегося события (например, участие в каких-либо школьных мероприятиях).

Для того чтобы обеспечить исполнение стандарта, перед педагогом, являющимся ключевой фигурой деятельности в сфере образования, стоит задача непрерывного профессионального развития. Необходимо владеть информацией о требованиях к результатам, структуре и условиям освоения образовательных программ согласно ФГОС.

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход. Так как «основная школа» приходится на подростковый возраст, педагог, чтобы грамотно выбрать стратегию воспитания, должен знать все психофизиологические особенности подростков.

Итак, сделаем выводы:

  1. Педагогическое взаимодействие носит субъект-субъектный характер и напрямую связано с воспитанием и методами воспитания. Разные методы воспитания, в свою очередь, используются с целью качественных изменений в различных личностных сферах обучающегося. Воздействие со стороны педагога вызывает ответную реакцию у обучающегося, поэтому можно сделать вывод, что методы воспитания бинарны, т.е. воспитанию соответствует самовоспитание.
  2. Для управления процессом воспитания во ФГОС второго поколения впервые вводится понятие «личностные результаты», в которых отражается то, какие качества учащийся развил в себе во время освоения программ общего образования.  Личностные результаты, достигаемые на уроках, во время классных часов или экскурсий, являются более абстрактными, по сравнению с предметными и метапредметными. Их оценивание возможно через анкетирование, заполнение учащимися листа самооценки или составление рефлексивного портфолио в конце года.
  3. Педагог – ключевая фигура в системе образования,  поэтому ему следует знать все психофизиологические особенности учащихся, чтобы выбрать грамотную стратегию и методы воспитания.
  4. Подростковый возраст характеризуется быстрым темпом физического и умственного развития. В этот период самосознание выходит на новый уровень: у подростка появляется способность познавать самого себя как личность, обладающую отличительными и присущими только ей качествами, что порождает стремление к самоутверждению. Основу же подросткового кризиса составляет расхождение между быстрорастущими потребностями подростка и жизненными обстоятельствами.
  5. Представление о подростковом возрасте как о наиболее сложном возрастном периоде вызвано теми эмоционально напряженными отношениями, которые возникают в общении с подростками и испытываются самими подростками и окружающими их взрослыми. Взрослым следует понимать  необходимость изменения отношения к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем – к задержке личностного развития [8].

Практика реализации нормативных требований к личностным результатам освоения основных программ общего образования на уроке иностранного языка:

Основной целью изучения иностранного языка является развитие всех видов коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной). Задачами же обучения ставится формирование целостного представления о мире, обучение анализу и сравнению, развитие толерантного отношения к людям и традициями страны изучаемого языка, развитие билингвических способностей и понимания важности изучения иностранного языка, воспитание качеств гражданина и патриота. Содержание учебного курса делится на тематические сферы, охватывающие все актуальные для подросткового возраста проблемы. Каждый элемент рассчитан на достижение планируемых результатов подготовки обучающихся: личностных, предметных и метапредметных. Личностные результаты обучения подростков, формируемые при изучении содержания курса иностранного языка, следующие:

- формирование мотивации в изучении иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

- осознание возможности самореализации средствами иностранного языка;

- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

 - формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

- стремление к осознанию культуры своего народа; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;

- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

Миссией педагога иностранного языка ставится поиск средств и методов обучения, направленных на успешное формирование личностных и индивидуальных качеств. Давно известно, что на уроках иностранного языка наиболее эффективным методом для активизации творческой и познавательной деятельности считается игровая методика. Она помогает не только реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, но и повысить мотивацию и интерес учащихся. Что, в свою очередь, является главным критерием успешного достижения всех планируемых результатов обучения, в том числе и личностных.

Выводы:

  1. Процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной школе строится с учетом концепции духовнонравственного воспитания. Задачами обучения является формирование целостного представления о мире, обучение анализу и сравнению, развитие толерантного отношения к людям и традициями страны изучаемого языка, развитие билингвический способностей и понимания важности изучения иностранного языка, воспитание качеств гражданина и патриота.
  2. Содержание учебного курса делится на темы, актуальные для подросткового возраста: профессия, образование, личные финансы, наука и техника, СМИ, путешествия. Все элементы направлены на достижение таких прогнозируемых результатов, как личностные, предметные и метапредметные.  К личностным результатам освоения программы относят формирование мотивации к изучению иностранно языка, осознание возможности самореализации, стремление к саморазвитию, развитие воли и целеустремленности, а также готовность отстаивать свою гражданскую позицию.

Достижение прогнозируемых результатов освоения программы возможно при использовании тех методов обучения и воспитания, которые были бы интересны для учащихся. Наиболее эффективным считается игровая методика,  помогающая реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, активизирующая и стимулирующая мотивацию обучающихся к изучению языка.

Заключение

Воспитание – неотъемлемая часть образования. Федеральный государственный образовательный стандарт является инструментом управления его процессом и качеством. Для того чтобы обеспечить исполнение стандартов, педагогу необходимо  владеть информацией о требованиях к результатам, структуре и условиям освоения образовательных программ. Сейчас государство ставит приоритетной задачей  формирование у учащихся личностной готовности и способности к непрерывному образованию, формирование компетенций, востребованных на рынке труда, формирование гражданской идентичности, и духовно-нравственных основ.

Для достижения цели исследования был проведен теоретический анализ литературы по теме, позволивший сделать выводы о том, что эффективность любых формирующих процессов, во многом зависит не только от средств и методов педагогического воздействия, но и от подхода в использовании этих средств и методов, от учета психофизиологических свойств личности. Так как «средняя школа» приходится на подростковый возраст, для достижения качественных изменений личности учащегося в процессе образования должны быть применены методы воздействия на его интеллектуальную, мотивационную, волевую сферу, а также на сферу саморегуляции. Каждое действие педагога вызывает ответную реакцию у учащегося, следовательно, важную часть воспитания составляет процесс самовоспитания учащегося. То, как у учащихся будет сформированы личностные качества, зависит не только от самих подростков, но и от педагога. Ему предоставляется свобода в выборе путей, средств, способов достижения результатов, использовании и разработке технологий реализации основных образовательных программ.


Список литературы

  1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков» Учебное пособие 2-е изд. СПб 1998г. ст.327
  2. Басюк В. С. Личностные результаты освоения основных образовательных программ обучающимися в условиях реализации ФГОС общего образования / Personal results of educational programs’ mastering according to FSES of general education // Развитие личности. – 2017. – № 3. – С. 29-43.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997
  4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М., 1989. 
  5. Коротаева, Е. В. Педагогическое взаимодействие : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Коротаева. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
  6. Корчуганова И.П. «Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми» СПБ 2004Крайг Г. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005.
  7. Косякова О.О. Возрастные кризисы : учебное пособие для вузов - Ростов н/Д -Феникс, 2007
  8. Кулагина И.Ю.,Колюцкий В.Н. Возрастная психология – Творческий центр-Москва, 2009
  9. Илюшин Л.С. Ориентация педагога на личностные достижения учащихся в общеобразовательной школе: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. – СПб.1995.
  10.  Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2017.
  11.  Мухина В.С. Проблемы развития личности в науке, практике и государственной политике: Научное творчество и его амбивалентная феноменология // Развитие личности. – 2016. – № 2. – С. 181–208
  12.  Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М: Большая рос. энцикл., 2002. – 528 с.  
  13.  Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Организация работы с молодежью" / М.И. Рожков. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.  264 с.
  14. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013.  576 с.
  15.  Федеральный государственный образовательный стандарт  [Электронный ресурс]. https://fgos.ru/
  16.  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.12.2019) (с последними изменениями и доп. вступившими в силу)
  17.  Щукин А.Н.. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования системы образования. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образователь...

презентация Индивидуальный проект как оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего среднего образования

Рассматривается система оценивания по ФГОС ООО. Дается алгоритм оценивания. Приводится пример индивидуального проекта как способ оценивания метапредметных результатов....

Роль педколлектива в формировании личностных результатов освоения основной образовательной программы

Материал для выступления на педсовете будет интересен как представителям администрации школы, руководителям методических объединений и проблемных групп, так и учителям, интересующимся вопросом развити...

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Планируемые результаты освоения основных образовательных программ общего образования и их оценка в процессе обучения математике»

Презентация "Планируемые результаты освоения основных  образовательных программ общего образования  и их оценка в процессе обучения математике»...

Универсальный кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основных образовательных программ общего образования и элементов содержания по английскому языку

Кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основных образовательных программ общего образования и элементов содержания по английскому языку,  используемых...