Использование коммуникативных упражнений при обучении устной речи на уроках английского языка
статья

Маннова Елена Алексеевна

Несколько упражнений которые я использую на уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование коммуникативных упражнений при обучении устной речи на уроках английского языка

        В 50-80-х годах велись активные поиски таких методов преподавания иностранных языков, которые могли бы заменить традиционные грамматико–переводные и сознательно-сопоставительные методы. Это было обусловлено необходимостью знаний по иностранным языкам в послевоенный период, углублением культурных и экономических связей между странами, повышением мобильности людей в различных областях жизнедеятельности (профессиональной, туристической, проведении досуга), а также телефонной связью. С этого времени стало зарождаться новое направление методики преподавания иностранных языков, которое получило название коммуникативного.                                                              

     Основная цель  коммуникативного метода состоит в том, что учащиеся должны научиться овладевать навыками ведения беседы на английском языке, понимать на слух иностранную речь, выражать правильно свои мысли, давать свою оценку прочитанному материалу.  Но процесс обучения устной речи имеется ряд недостатков. Содержание речи бывает подсказано учителем в виде наводящего вопроса, наглядного материала и даже предложения на русском языке. Это ведет к тому, что ученик, имеющий достаточно большой запас языкового материала, становится совершенно беспомощным вне урока, когда к нему обращаются на иностранном языке вне урока. Все это требует использования коммуникативных упражнений на уроках английского языка.

Примеры коммуникативных упражнений.

1.Упражнения из раздела “Five- minute activities” формируют первичные навыки устной

речи, расширяют и закрепляют лексический и грамматический материал, развивают

умения высказывания собственного мнения по определенным речевым образцам.


2. ““Unfinished Sentences”  способствуют созданию мотиваций у учащихся в

формировании собственного высказывания , выражению и обмену мнений, установке

 контакта. Данные задания сфокусированы на интересах учащихся, максимально

приближенным к жизненным социальным ситуациям, вызывающим естественный интерес к обсуждению..



I like people who…
I get very angry if…
I find it difficult to…
I'd like to be more and less…
I am not interested in …
Studying is…
3. Упражнения “ Ассоциации”.

Например, учитель  пишет слово, а учащиеся должны высказать свои ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя: откуда такие связи.

https://urok.1sept.ru/articles/661999/img1.gif

Treasures because I want to find a treasure.

Sails because ships must have sails.

Parrot because pirates had a parrot on board their ship.

4. Упражнение “ Свидетель”. У учителя есть фотография человека. Учитель говорит, что совершено преступление и есть фото подозреваемого. Класс делится на пары; один свидетель, а другой полицейский. Свидетели видят фото 5 секунд, полицейские его не видят. Свидетель в каждой группе старается  описать человека на фото как можно детальнее. Полицейский слушает и задает вопросы. Наконец полицейский видит фото, обсуждаются ошибки.

5. Упражнение “ Импровизация по теме”

Учитель с учащимися выбирают любую тему и обсуждают в течении  1-2 минуты по теме. Можно выбрать серьезную, а можно банальную. Например: телефон.

Польза:

  • возможность связаться в любое время
  • контроль за детьми

Как работают:

  • спутники
  • вышки

Доп. функции:

  • Интернет, фотоаппарат, калькулятор, часы и т.д.

Недостатки:

  • нет сигнала
  • заряд батарейки
  • стоимость связи
  • Негативная сторона:
  • зависимость
  • дороговизна устройства
  • показатель статуса

    6.Ситуативные упражнения

- дополняемые ситуации -это простейшая разновидность ситуативных упражнений, суть которой состоит в том, что учащимся предлагается дополнить описание ситуации, сделать вывод. Само описание ситуации дается лаконично. Ситуация может носить характер личного наблюдения или изложения какого-либо события.

- проблемные ситуации -это упражнения, экспозиция которых содержит некую внеречевую задачу, анализируя проблему, учащиеся подробно описывают пути ее разрешения.

-ролевые ситуации:  основе описания ситуации лежит указание на социально-коммуникативные роли участников разговора. Главное при работе над этими ситуациями – «вживание в образ». Экспозиция может дополняться некоторыми деталями обстановки или тематикой беседы.

7.Репродуктивные упражнения: пересказ; сокращенно-выборочное изложение.

Подводя итог, следует отметить что именно коммуникативные умения являются главным резервом роста учебных и экзаменационных  показателей учащихся. Отсюда следует, что обучение школьников устной речи неотделимо от их общего интеллектуального и речевого развития.

Список литературы:

1. В. Л. Скалкин. Коммуникативные упражнения на английском языке. - М., 1983. – 187с.

2. Г. Е. Ведель. Психология и основы методики преподавания иностранных языков. Воронеж, 1974.- 211с.

3. Е. И. Пассов, В. Б. Царькова.  Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. - М., 1993. – 420с.

4. О. И. Барменкова. Эффективные приемы обучения английскому языку: Пособие для учителя. Пенза, 1997.- 200с.

5 Р. П. Мильруд. Ориентировочные задания на уроке иностранного языка// Иностранные языки в школе. -1988. - №6.

6. Е. И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- М., 1985.- 185с.

7. Н. Д. Галльская. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – М., 2003. – 366с.

8. Е. И. Пассов. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. – М.,1993.- 278с.

9. И. Я. Лернер. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. – 465с.

10. В. Н. Олифер. Новые технологии в обучении. Спб., 2000.- 177с.

    1.»Настольная книга преподавателя иностранного языка» Минск, 2000.

    2. « Коммуникативные упражнения на английском языке» В.Л.Скалкин, М., «Просвещение» 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "Использование коммуникативных упражнений для развития навыков говорения на уроке английского языка в 5 классе"

Коммуникативные упражнения, построенные  в диалогической форме, способствуют развитию лексических навыков говорения: умений отвечать на вопросы, умений задавать вопросы. Эти же упражнения, исполь...

Мастер -класс " Обучение устной речи на уроках английского языка"

Тема: Обучение устной речи на уроках английского языкаЗадачи: 1. Ознакомить с новым форматом устной речи в  ЕГЭ (задания С3-С6) по английскому языку2. Вовлечение учащихся и учителей в работу по р...

Использование вербальных опор при обучении устной речи на уроках английского языка

В данной работе представлена технология применения вербальных опор при обучении устной речи на уроках английского языка,система  конкретных педагогических действий учителя....

Роль учебно–речевых ситуаций при обучении устной речи на уроках английского языка.

Обучение иностранному языку в средней школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной целей. Эти цели достигаются в процессе практического овладения иностранным я...

Формирование коммуникативных УУД в обучении диалогической речи на уроках английского языка в 6 классе.

данной работе будут предложены упражнения и задания для формирования УУД при работе над диалогической речью....

Доклад "Использование интеллект карт при обучении устной речи на уроках английского языка и элективных курсах"

Подчеркивается важность приобретения навыка работы с информацией, развития умения анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность речевой деятельности"...