Развитие навыков 21 века на уроках английского языка
статья

В данной статье автор систематизирует накопленный опыт по теме самообразования "Развитие навыков 21 века на уроках английского языка". Критическое мышление, креативность, коммуникация и сотрудничество - ключевые умения, которые входят в компетенции 21 века и которые исследователи признали наиболее важными для нашего общества. Если мы хотим развивать эти компетенции, необходимо организовать учебный процесс так, чтобы ученики постоянно делали это на уроке. Автор описывает только те упражнения и приемы, которые сама использует на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_21_veka_na_uroke_angliyskogo.docx440.91 КБ

Предварительный просмотр:

      Для того, чтобы жить и быть успешным в быстро меняющемся, интересном, но сложном и непредсказуемом мире, в условиях высоких технологий и социальной активности современные ученики должны обладать определенными личностными качествами, знаниями и компетенциями.

      Современные учителя понимают, что методы и приемы, которые давали результат еще 5 лет назад теперь не действуют. Но, всем нам хочется, чтобы наши ученики не только владели информационными технологиями  и обладали определенным багажом знаний, но чтобы они были активными, самостоятельными, готовыми к взаимодействию с другими людьми, умели работать в паре и в группе.  Навыки 21 века дают возможность ученику критически мыслить, быть способным  к коммуникации творческому подходу к любому делу.

      Критическое мышление, креативность, коммуникация и координация (сотрудничество) – это основные   компетенции, которыми должен обладать современный ученик. Эти универсальные навыкам должны формироваться на любом уроке, в том числе и на уроке иностранного языка.

       Основная цель обучения иностранному языку в школе - развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения; достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития вообще, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой, а также позволяют самовыражаться через творчество.

 Как развить коммуникативные навыки?
       Для развития коммуникативных навыков можно использовать
современные технологии, знакомые школьникам из повседневной жизни. Что увлекает современных школьников? Игры, общение в сети, просмотры и съемки видеофильмов. Все это можно перенести из реальной жизни в школьную. Такие приемы как «блогинг», «интерактивные игры», съемки видео и выкладывание их в Youtube  сделают учебу увлекательной и нескучной.

      Трудности в общении могут возникать при недостаточной развитости того или иного коммуникативного умения. Жизненный опыт учит нас решать многие проблемы путем переговоров, однако иногда обстоятельства складываются так, что накопленных знаний для решения проблемы не хватает. Занятия английским сами по себе словно специально созданы для развития навыков совместной работы. Ведь в классе у учеников, собственно, нет другого выбора, как работать в паре или группе. Несколько упражнений, которые я использую для развития коммуникации:

1) Dialogue Puzzle(головоломка)
Напишите каждую фразу из диалога на отдельной карточке. Перемешайте их. Попросите учеников расположить карточки так, чтобы снова получился диалог, затем прочесть его и разыграть.
2).Write a dialogue
Раздайте ученикам картинку или фотографию, где изображены люди, которые общаются. Попросите их придумать и написать к ней диалог, затем разыграть его.

3) Voiceover
Включите небольшой клип из фильма, сериала или учебного видео и распределите роли. Пока играет видео, ученики выполняют дубляж диалога. Затем включите видео ещё раз, на этот раз со звуком, и сравните версию учеников с оригиналом.
4) Write a comic
Раздайте ученикам страницы из комикса без диалога. Это достаточно просто сделать в Word. Ученики должны придумать и вписать реплики в диалоговые окна. Затем сравните их версию с оригиналом и попросите прочитать/разыграть диалог.

       Критическое мышление — это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.

Для развития критического мышления будут очень полезны задания на догадку (например, головоломки и загадки), дискуссии в классе и разбор различных проблемных ситуаций.

Рассмотрим основные методы развития критического мышления на занятиях английского языка:

1. Обращайте внимание учеников на детали, например: при прочтении или прослушивании текста попросите подчеркнуть или выписать все ключевые слова/синонимы/ описание внешности и т.д. Далее оперируйте выписанными словами в более детальном задании (пусть студенты объяснят разницу между синонимами или же разные значения одного и того же слова и т.п.). Делайте это систематично, в том числе задавайте в качестве домашнего задания.

2. Задавайте вопросы, в том числе наводящие: вопросы, особенно если они не стандартные и не подготовленные, заставляют мозг работать. Отходите от списка вопросов в учебнике, задавайте свои, интересные. Поделите студентов на пары и дайте им время на создание их собственных вопросов и на их обсуждение.

3. Используйте лирические отступления: мало только дать и проверить задание по четкой схеме, не бойтесь немного отойти от темы и попросить студентов вспомнить свой личный опыт / привести примеры из окружающей среды/ нарисовать/ показать/ отгадать/ спеть… Помогите своим ученикам подключить все чувства и ощущения и получить впечатление от изучаемой темы.

4. Обсуждайте важные и насущные темы, устраивайте дебаты. Дискуссии помогают студентам учиться слушать друг друга, выражать соглашение или вежливо иную точку зрения, это задание, в котором каждый может проявить себя как личность, поделиться опытом, переживаниями и, возможно, планами.

5. Используйте дополнительные наглядные инструменты и материалы для обучения: предметы всевозможных форм и цветов для изучения ключевой лексики (глобус, стакан, ваза, апельсин – все имеют в основе круг и т.п.). Особенно работает с детьми и младшими уровнями.

6. Не забывайте об эмоциях и жизненных ценностях, делитесь со студентами переживаниями и расположите их делиться с классом и вами. Например, прочитав текст о счастье/радости, обсудите, что делает ваших студентов счастливыми, какие ситуации их никогда не делают таковыми. Либо, просмотрев видео, спросите, что они чувствовали во время просмотра, было ли у них подобное в их жизни.

       При работе с текстом очень полезны приемы из «технологии критического мышления» - таблица «верное - неверное утверждение» и «кластер»

  1. Прием таблица «верное-неверное утверждение».

Учитель просит установить, верны ли утверждения до прослушивания текста и заполнить таблицу, основываясь на собственном опыте учащихся. После знакомства с текстом, учащиеся вновь возвращаются к утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Далее учитель просит учащихся расширить утверждения, которые могли бы стать основой таблицы. Таким образом,  возвращая учеников к чтению текста, учитель сделал чтение более внимательным, усилил рефлексивные умения учащихся.

Пример работы с таблицей по теме «Евросоюз» (9 класс)

Утверждение

До  

После

1.There are 12 stars on the EU flag

2.Germany has the largest population

3.Mozart’s music was chosen for the EU anthem

4.The European Parliament meets in Paris

5. 100 cents are in one euro

2.Кластер – выделение смысловых единиц и графическое оформление их в определенном порядке, «гроздьями». Грозди - это графический прием систематизации материала.

В центре находится основное понятие, вокруг него крупные смысловые единицы.

 Кластер по теме «Австралия» (7 класс)

                   

Как развить креативность?
        Многие считают, что креативность у ученика без имеющего потенциала развить невозможно, но это не так. Для развития творческого мышления советуют научиться расслабляться, быть максимально открытым для общения и новых знакомств, не бояться делать ошибки и терпеть неудачи. Вот несколько упражнений для развития креативности.

1. Storytelling
Для устного storytelling я использую небольшой мяч или мягкую игрушку, а также карточки с лексикой, которую мои ученики сейчас изучают. На каждой карточке должно быть по одному слову. Одну карточку учитель берет себе, остальные раздает ученикам Ученики садятся в круг и придумывают историю. Начинается  история с предложения, в котором должно быть слово с карточки учителя. Затем учитель бросает мяч одному из учеников. Он повторяет предложение учителя и придумывает следующее, используя слово на своей карточке. Затем ученик бросает мяч следующему ученику. Когда будут использованы все карточки, учитель просит  каждого ученика пересказать всю историю. Это будет проверкой того, насколько внимательно они слушали и насколько хорошо выучили новые слова.

2. People-watching
Попросите учеников посмотреть из окна и сделать предположения о ком-то из прохожих. Используйте наводящие вопросы “ Where is this person going?”, “What mood are they in” , “What are they thinking about right now?”, “Where have they been?”, “What are they going to do?” Это творческое задание — интересный способ потренировать не только лексику, но и различные времена.

3. Charades/ Pictionary
Ученики играют в парах или командах. Один ученик показывает или рисует слово. Остальные члены команды должны его угадать.

4.. Songs. Для музыкальных игр и упражнений вам понадобятся малоизвестные песни.
- make up the title
Сыграйте ученикам песню и попросите каждого придумать название. Победитель - тот, кто угадал ближе всех к оригиналу. Затем ученики голосуют за самое оригинальное название.

- what is the song about?
Напишите на доске название песни, затем включите ученикам только ее мелодию. Ученики слушают и записывают все слова, которые им приходят на ум. Затем каждый по очереди читают по одному слову из своего списка, а преподаватель смотрит на оригинал. Если это слово действительно было в песне, ученик получает очко. Тот, кто угадал больше всех слов - победитель.

- make a story
Дайте ученикам название песни и ключевые слова. В парах или группах ученики должны догадаться, о чем действительно песня и написать небольшую историю. После этого дайте ученикам прослушать песню. Та пара или группа, которая ближе всех угадала сюжет — победитель.

- сontinue the song
Уберите из каждой строчки по слову или из каждого куплета по строке. Ученики, используя свои поэтические способности сами должны решить и дописать слова или строки. После того, как ученики прослушали песню, попросите их написать ещё один куплет, придерживаясь стиля и сюжета песни.

хронологическом порядке.      

       Развивая у учеников навыки 21 века, важно помнить, что главная задача педагога - сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы ни подготовили, студент намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен. Интересный урок - это полное внимание вашего ученика, быстрое и эффективное усвоение материала, прогресс и удовольствие от изучения языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие навыка аудирования на уроках английского языка с учетом индивидуальных особенностей ученика и применением новых образовательных технологий.

Данная статья об особенностях обучения детей навыку аудирования с учетом их индивидуальных способностей и типа интеллекта....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "Использование коммуникативных упражнений для развития навыков говорения на уроке английского языка в 5 классе"

Коммуникативные упражнения, построенные  в диалогической форме, способствуют развитию лексических навыков говорения: умений отвечать на вопросы, умений задавать вопросы. Эти же упражнения, исполь...

Развитие навыков аудирования на уроках английского языка

В данной работе отражается необходимость аудировани яна уроках иностранного языка...

Коммуникативные клише для развития навыка говорения на уроках английского языка

Материал предлагает клише, которые могут расширить словарный состав обучающихся...

Развитие навыков говорения на уроках английского языка.

Развитие навыков говорения на уроках английского языка....

Развитие навыков говорения на уроках английского языка во 2 – 3 классе. Практика.

Статья содержит описание игр с карточками, которые можно использовать на уроках иностранного языка в начальной школе для развития навыков говорения....

Методическая разработка по английскому языку "Формирование и оценка «навыков 21 века» на уроках английского языка"

Одной из главных целей современного школьного образования является формирование умения учиться, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия, оценивать свои возможности достижения ц...