Развитие одаренности школьников с помощью применения технологии интерактивного обучения с использованием ИКТ с целью повышения мотивации к изучению иностранного языка
статья

Хачикян Лариса Хачиковна

Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для ученика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хачикян Л .Х. учитель английского языка

МБОУ-СОШ №24 г. Мытищи Московской области

 Развитие одаренности школьников с помощью применения технологии  интерактивного обучения с использованием ИКТ с целью повышения мотивации к изучению иностранного языка.


В настоящее время главная цель образования– научить детей учиться. Мы, учителя, должны создать условия, которые помогают современному школьнику  творчески применять полученные знания на практике. Но как это сделать? Как сделать урок более интересным и насыщенным? Эти вопросы задают себе многие творческие учителя, применяющие на практике различные современные технологии и методики, чтобы воплотить эту идею в жизнь.

На мой взгляд, самой удачной технологией является технология интерактивного обучения школьников. Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для ученика. Она не конкурирует с традиционными формами преподавания. Ее цель - объединить все эти формы преподавания. Использование интерактивной технологии (обучение во взаимодействии) позволяет решить поставленные задачи для развития творческого мышления и умения аргументировать свои доводы, необходимые для решения любых проблем.

Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе!   Интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Технология интерактивного обучения, основанная на использовании различных приёмов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе, в парах, в малых группах с целью совместного решения коммуникативных задач, является ведущей на всех этапах обучения. Опыт показывает, что при умелом и уместном употреблении интерактивных форм обучения появляются широкие возможности для формирования положительной мотивации, роста познавательной активности.

Однако, если применять интерактивную методику в «первозданном» виде, она не будет соответствовать современным тенденциям педагогики и, как следствие, может не достигнуть поставленных целей. Мне кажется, что преодолеть эту проблему можно, применив в комплексе с интерактивным обучением Информационно-Коммуникационной Технологии, что позволяет  разнообразить формы деятельности ученика на уроке, предоставить ребенку возможность самостоятельно постигать новое, осуществлять компетентности подход в обучении.  

 Применение  интерактивной методики с использованием интерактивной доски  позволяет разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. Применение интерактивной доски позволяет мне эффективнее управлять демонстрацией наглядного материала, организовывать групповую работу и проводить контроль усвоенного материала. Работая с доской,  мои ребята легко и уверенно раскрывают свои способности. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными.

Так как вовлечение учащихся в интерактивную деятельность применяется в комплексе с информационно-коммуникационной технологией. Система работы предполагает следующие направления:

           1 Выявление учебного материала, необходимого для организации интерактивной деятельности. Подбор методов и приемов для организации интерактивной деятельности, составление заданий и упражнений.

           2 . Выявление учебного материала, требующего компьютерной поддержки.

Подбор и создание информационных продуктов, выполненных в программе для интерактивной доски. (интерактивные упражнения с целью проверки выполнения заданий в группах)

           3. Применение созданных и подобранных информационных продуктов

при организации интерактивной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.

 Проведение уроков с использованием данной технологии.

           4. Анализ эффективности использования технологии интерактивного обучения с использованием ИКТ.

Изучение динамики успеваемости и качества знаний.

На уроке мои  учащиеся разрабатывают свое направление работы или выбирают из предложенных мною тем ту проблему, которая им наиболее интересна.  Каждый придерживается того, что для него интересно и важно. Созывающие групп собирают группы, и группы приступают к работе. Состав групп может быть различным, учащиеся могут переходить из одной группы в другую. По завершении работы каждая группа представляет свое выполненное задание.

Я использую данную методику при отработке навыков устной речи. Например, при работе над темой «День благодарения» учащимся предлагаются следующие темы: история праздника, традиции празднования и символы праздника. Учащимся необходимо вспомнить и записать совместными усилиями известную им на данный момент информацию по определенной теме.

В зависимости от выбранной темы учащиеся получают следующие задания:

1группа: Fill in gaps using the new information and information you’ve already known.

2 группа: You are having a Thanksgiving feast. Read the sentence by sentence what you would do. Put the sentences in the right order. If you do it correctly, you‘ll know a new word on the topic.

3 группа: Unscramble these words

После завершения работы учащиеся демонстрируют выполненные работы на интерактивной доске.

Для работы над грамматическим материалом я использую прием « Учимся вместе» -Learning together. Например, при изучении времен я использую следующую систему  упражнений. Учащиеся, работая в группах, выполняют следующие задания:

  1. Прочитайте предложения и определите основные случаи употребления времен.
  2. Прочитайте предложения и найдите указатели, слова-«маркеры» этих времен
  3. Составьте схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.

После заполнения  таблицы  у ребят  получается готовое правило для заучивания дома.

На мой взгляд, такой метод изучения грамматики является осознанным, происходит тесное взаимодействие учащихся  на всех стадиях работы над темой.  Я считаю, что данный подход ориентирован на личность учащегося и даёт возможность каждому ребёнку проявить себя, вступать в отношения с другими людьми, делать выводы на основе полученного опыта, преодолеть внутренний страх,  что приводит к созданию ситуации успеха на уроке.

Чаще всего на уроках я применяю обучение в команде- «Student Team Learning». Этот прием прекрасно подходит для отработки новой лексики на уроке.

После ознакомления с новыми словами  учащиеся делятся на группы и выполняют задания, направленные на запоминание данной лексики: перевод слов и словосочетаний, употребление слов в предложении, практика в написании новых слов

После проделанной работы учащиеся выполняют задания, подготовленные в программе для интерактивной доски. Учащиеся из других групп могут корректировать и исправлять работы своих товарищей.

Возможен и другой вариант : Все задания выполняются в группах, затем выходят по одному человеку и проводят взаимопроверку, после того как они вернулись в группу и рассказали своим партнерам по группе о своих результатах и ошибках, проводится контроль учителем с использованием ИД.

Метод "Mind-Map"(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Чаще всего данный метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы, выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

"Mind-Map"используется

  • при систематизации, повторении материала
  • при работе с текстом
  • при повторении в начале урока;
  • при введении в тему;
  • при сборе необходимого языкового материала
  • при контроле изученного материала.

Правила создания мыслительных карт, разработанные Тони Бьюзеном, подробно описаны в его книге “How to Mind Map”,

  • Ключевое слово;
  • Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
  • Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
  • Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Применение интерактивной методики на уроках английского языка  дает  устойчиво положительные результаты во всех направлениях учебно-воспитательной работы.

Использование технологии интерактивного обучения на уроках английского языка способствует:

  • Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  • Развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;
  • Повышению уровня комфортности обучения;
  • Повышению активности и инициативности школьников на уроке;
  • Развитию информационного мышления школьников, формированию информационно - коммуникационной компетентности;
  • Становлению новых отношений между учителем и учениками.

Результативность применения технологии интерактивного обучения на уроках английского языка можно проследить по  позитивной динамике качества знаний учащихся:  

                                             

Мои ученики принимают активное участие в лингвострановедческих конкурсах, международном игровом конкурсе по английскому языку “British Bulldog

. Мне бы хотелось, чтобы были созданы  условия, которые помогают современному школьнику  творчески применять полученные им знания на практике. Следует заметить и то, что использование интерактивной методики с использованием ИКТ требует не только  серьезной подготовки, но и хороших навыков работы с компьютером, а  на это всегда требуется много времени.

Но как говорится “Есть желание – есть тысяча            возможностей,   нет желания – есть тысяча причин“.    Мне кажется, что потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка с помощью аудиальных каналов восприятия

В век информационных технологий и больших возможностей усложняются задачи, поставленные перед образованием: все труднее мотивировать учащегося, достичь эффективных результатов в обучении.Одним из эффе...

Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности

В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.

Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.

Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...

Повышение мотивации к изучению иностранного языка посредством применения информационно-коммуникативных технологий

Существующий факт снижения мотивации учеников к учебе от класса к классу не может благоприятно сказываться на положительной динамике качества знаний. Это же относится и к изучению английского языка. ...

«Повышение мотивации к изучению иностранного языка посредством применения информационно-коммуникативных технологий."

Общество на современном этапе развития характеризуется ярко выраженным процессом информатизации. Одним из главных направлений этого процесса информатизации является информатизация системы образования,...