Деньги как экономический, социальный, культурный феномен
проект

Васильева Вера Александровна

Деньги — хороший слуга, 

но плохой хозяин. 

Народная мудрость

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на НПК25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Деньги как экономический, социальный, культурный феномен.

Деньги — хороший слуга, 

но плохой хозяин. 

Народная мудрость

Введение

Деньги - огромное достижение человеческой культуры. Человек пытается познать сущность денег на протяжении многих столетий. В последнее десятилетие в связи с капитализацией экономических отношений российского общества интерес к изучению специфики денег существенно возрос. Однако социальным аспектам функционирования денег в обществе и их социальным последствиям пока что уделяется недостаточное внимание. Возникает необходимость изучения денег не только как экономического, но и социального, культурного феномена. 

Актуальность данной работы - проблема отношения к деньгам молодежи, в частности старшеклассников. Именно они через несколько лет станут активными участниками множества социально-экономических процессов.


Предметом исследования выступает изменение социальной роли и социальной функции денег в современном обществе и оценка данной проблемы старшеклассниками.


Цель: рассмотреть положительные и отрицательные стороны денег. Для достижения поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:


1.Раскрыть сущность денег как социального феномена и социального института.

2. Проследить, как менялось отношение к деньгам в истории развития человечества.

3.Привести доводы, доказывающие, что деньги приносят людям зло.

4.Привести доводы, доказывающие, что деньги приносят людям добро.

5.Проанализировать отношение к деньгам среди старшеклассников школы.

Методы исследования: анализ, анкетирование, изучение литературы по данной теме, интервьюирование, анализ полученных результатов.

Выводы работы: В своей работе выяснила следующее:

Исследования показали, что в среде старшеклассников - злостность или доброта денег зависит именно  от  людей, а не является внутренним свойством самих денег.



Деньги как социальный феномен и социальный институт.

Изучая историю становления института денег в обществе, мы должны признать, что их изобретение - величайшее достижение человечества. В обыденном смысле для большинства людей деньги означают известные им предметы в виде монет или бумажных купюр, находящиеся в кармане, сейфе, банке и т.д. Они обращают внимание лишь на их видимую оболочку, но признают за ней во многом неведомую, хотя и вполне осязаемую силу. Когда же мы начинаем задумываться над сущностью и происхождением этой силы, над тем, что означает иметь деньги не в обыденном понимании, как только задаемся вопросом что такое деньги, то сразу же попадаем в лабиринт затруднений и парадоксов. Не случайно человеческая мысль издавна видела в деньгах тайну.  В современной социологии выделяют специальную область – социологию денег, задачей которой является отражение функционирования денег в социальном взаимодействии.

Социальным аспектам функционирования денег посвящены труды: К.Маркса, Г.Зиммеля, М.Вебера, С.Московичи и др., в которых заложены основы понимания денег как социального феномена и социального института. Исследование денег как социокультурного феномена традиционно включает два базовых подхода: во-первых, анализ денег как экономического и рыночного, внесоциального феномена, влияние которого оказывает существенное воздействие на социальные связи. Этот подход можно проследить по работам К. Поланьи, Э. Гидденса, отчасти – Г. Зиммеля и др. Во-вторых, деньги рассматриваются как продукт развития социальных отношений и связей, и по существу не столько экономический, сколько социальный феномен. Такой подход обосновывает, в частности, Вивиана Зелизер, а также отечественные социологи Г.Силласте, Н.Зарубина, С.Абрамова. 

Не имея сформированных представлений о сущности и функциях денег, не получив навыков обращения с деньгами, человек не может включиться в систему социальных взаимодействий. Это позволяет рассмотреть деньги в качестве института, обладающего не только экономическими функциями, но и имеющего ряд функций за пределами экономической сферы. 

Отношение к деньгам в истории развития человечества.

На протяжении истории отношение к деньгам колебалось от одного полюса к другому. Вполне благосклонное отношение к деньгам в античности, где богатство почиталось как милость богов, сменяется порицанием любви к деньгам в эпоху средневековья, вновь возрождается в виде «капиталистического стяжательства», а затем снова порицается и искореняется государствами в ходе больших социальных экспериментов. Но богатство порицалось и искоренялось государством как, например, при социализме. Под влиянием советской идеологии, формировалось убеждение, что строителям коммунизма с каждым годом все меньше нужен такой пережиток капитализма как деньги, и через несколько лет деньги отомрут совсем.

Изучение психологии денег в нашей стране только начинается. Для исследований в этой области сейчас открывается обширное поле, т.к. переход России к рыночной экономике можно считать состоявшимся. В жизни каждого жителя постсоветского пространства деньги заняли гораздо более важное место, чем во времена социализма, и играют большую роль, чем для жителей экономически развитых западных стран. Отношение к деньгам, потребление и другие виды экономических установок и поведения – важная часть психологии современного человека, без которой невозможно понимание, как отдельных человеческих поступков, так и жизненного мира личности в целом. 

Деньги - это зло…

Влияние денег заметно во всех сферах жизни человека. В недалеком прошлом, во времена Советского Союза строили коммунизм, при котором деньги не будут нужны, а пока идет его строительство, деньги воспринимались как неизбежное зло, в обмен на них не полагалось ничего кроме самого необходимого. Отсутствие денег не унижало, а их наличие не служило предметом гордости.

В семьях очень часты ссоры из-за денег: кто их зарабатывает, кто распоряжается семейным бюджетом, даже распределение ролей в семье очень часто зависит от денег (кто зарабатывает больше – тот хозяин в доме). В воспитании детей тоже появляется много сложностей, связанных с деньгами и финансовым положением в семье. Дети в семье постоянно слышат о деньгах и о проблемах, связанных с ними, и от родителей, и в телевизионных программах, и в семьях друзей, родственников, в детских садах и школах, что влияет на становление личности ребенка. Со временем это отражается на поведении, образе жизни, поступках, характере и на взаимоотношениях с другими людьми. Во взаимоотношениях людей деньги сейчас тоже играют большую роль. Прошли те времена, когда о человеке судили по его поступкам, сейчас больше оценивают его финансовое положение. В мировоззренческих позициях человек (как личность) и деньги как бы меняются местами: не деньги, а сама личность превращается в разменную «монету» для приобретения сначала денег, а потом – благ. Деньги и любовь к ним затягивают, запутывают, опьяняют, создавая ложную видимость достатка, радости и свободы, лишая покоя и радости бытия. Возьмем свободу. Кажется, деньги дают свободу путешествовать, приобретать все новые и новые вещи, не зависеть от тех, кто рядом. На самом же деле человек отдается в рабство своим дорогим привычкам и запросам — несвободе еще более страшной, которым нет конца и которые нужно все время удовлетворять по нарастающей: привычке путешествовать в Париж или на Мальдивы, обедать в дорогих ресторанах, носить дизайнерскую одежду. Человек часто даже не задумывается о том, а нужно ли в Париж или вон тот новый айфон — наши ли это желания, или желания, навязанные рекламой и маркетингом, нашим окружением. Получается, приобретая свободу при помощи денег, мы добровольно отдаемся в рабство вещей, которые часто нам не нужны, людей, которые нам неприятны, но от которых зависит наш достаток, и самих денег, которые нужно оберегать и множить. Ярким примером, доказывающим, что деньги – зло, могут служить следующие доказательства – неожиданное богатство, или внезапное банкротство приводит к изменениям психики, к душевным травмам и убийствам, отравлению и пр. Так, например, история жителя Западной Виргинии Джека Уиттэйкера интересна тем, что он уже был миллионером до того, как выиграл $315 млн. в лотерее. Но затем его жизнь начала распадаться на куски: он пристрастился к алкоголю, попал в суд за домогательство, стал жертвой двух крупных краж на сотни тысяч. Внучка Джека, получавшая от него $2,100 тыс. в неделю, умерла от передозировки наркотиками, как и ее молодой человек, а дочь Уиттэйкера погибла при невыясненных обстоятельствах. В недавних интервью Уиттэйкер признавался, что жалеет о том, что не порвал билет.

Ряд важных ценностей человеческой жизни не имеет денежного выражения: не продаются истинная любовь и дружба, а продажные - недорого стоят. Можно купить партнеров, но не преданность и надежность; можно оплатить образование и получение профессиональной квалификации, но нельзя купить талант и творчество озарения; можно установить и наладить связи с людьми, но не обрести настоящих друзей или возлюбленных; за деньги можно заставить людей совершать какие-либо действия, работу, но не, решиться на подвиг; можно купить произведение искусства, но не умение видеть и чувствовать прекрасное...

Итак, деньги являются продуктом общества, они встроены в социально-культурные отношения, но эти отношения и связи не могут исчерпываться свойствами, определенными деньгами.

Деньги - это благо…

Деньги в силу своей абстрактности и универсальности обладают способностью уравнивать людей. Язык денег понятен всем и везде, подобно музыке и математике, они не нуждаются в переводчиках и посредниках. Деньги обладают способностью связывать людей друг с другом. Незнакомые и не имеющие ничего общего между собой люди могут вступать в контакт посредством денег. Каждый, имеющий деньги, может найти в мире свое место.

Иногда люди тратят безумные суммы на удовольствия. Шопинг - лучшее лекарство от стресса (по крайней мере, для женщин). Бедные редко бывают счастливыми. Как можно чувствовать себя счастливым, когда нечем накормить ребенка. И если рядом мужчина (физически здоровый) не может обеспечить необходимый для женщины минимум, каким бы вниманием он ее ни окружал, он не сделает ее счастливой. Деньги нужны, чтобы не задавать вопрос «почему». Например, захотелось покушать, идём и скупаем все самое лакомое, а не задаём вопрос «почему мы не можем её купить?» Деньги нужны для удовлетворения голода и амбиций - нам так хочется всех удовольствий мира, которые можно купить.

Деньги как социальная ценность для молодого поколения россиян.

За годы реформ в обществе произошла заметная эволюция отношения к деньгам разных поколений россиян. Российские дети прекрасно адаптировались к условиям переходной экономики. Практически каждый школьник знает, что такое дефолт, МВФ и НДС и может сообщить сегодняшний курс доллара. Но иногда, наблюдая за их поведением, взрослые пугаются их ранней экономической адаптированности. В результате у детей формируется способность быстро все переоценивать, гибкость, приспособляемость, открытость. 

С одной стороны, быстрая адаптация несет положительный момент. С другой стороны, он вырастает хорошо приспособленным к обстоятельствам человеком. По мнению исследователей, ум таких детей становится прагматичным, честь продается, а совесть просто отмирает.

Ряд исследователей утверждают, что к 15-16 годам у старшеклассников формируется экономическое сознание, близкое по структуре и содержанию взрослым людям. Следовательно, можно говорить о формировании близкого к взрослому уровня развития экономического сознания старшеклассников. Для достижения целей нашей работы особый интерес представляет исследование М.Ю.Семенова. Им были изучены особенности экономического сознания старшеклассников на пример на уровне экономических ценностей, экономических социальных установок. Нами было проведено похожее исследование, однако полученные данные оказались несколько иными.  В МОБУ «СОШ №27», было проведено исследование, в ходе которого опрошено 94 человека (Приложение 1).

 Уровень ежемесячного дохода, позволяющий считать себя богатым человеком, характеризует уровень денежных притязаний старшеклассников. Обобщенные данные представлены в (Таблице 1).

Анализ вопроса «Как Вы считаете, что нельзя купить за деньги?» показал следующее: здоровье – считают 52%; любовь - 44%; дружбу – 29%; счастье и жизнь получили по 14%; отношения и взаимопонимание – 10%; уважение – 10%; знания, талант, честность, душа, сострадание, человеческие чувства – каждая из перечисленных позиций получила по одному голосу или 2 % соответственно. 

На деньги можно купить все – так ответили 7 % всех опрошенных.

Интересны данные относительно того, чем являются для старшеклассников деньги. На вопрос «Деньги для меня - это...» были получены следующие ответы.  Мальчики чаще отвечали так: «деньги - это деньги» - 17 %; добро, благо – 13%; вещь, без которой жизнь невозможна – 13%; «то, с помощью чего можно выделиться среди других» - 7%; зло – 7%; и др. Для мальчиков характерны и такие ответы, как: «путь к успеху, хорошей работе», «возможность купить что-нибудь для себя и близких» и др. 

Ответы девочек были более эмоциональны: деньги это – «удовлетворение моих потребностей» - 8%, «удовольствие, радость» - 9%. Только 4 девочки отметили, что деньги не самое главное в жизни. Для девочек характерны также ответы: «неотъемлемая часть счастливой жизни», «средства для более комфортной жизни», «путь к совершенству», «возможность повеселиться и путешествовать», «средства для развлечения» и др. 

Таким образом, мы видим, что деньги наполнены разными социальными смыслами для старшеклассников. Мальчики более рациональны, оценивают деньги как некое средство, путь к успеху, вещь, которая позволяет выделиться среди других. Для девочек деньги несут более эмоциональную окраску. Они больше связаны с удовлетворением собственных потребностей («способ приобрести что-то, что я хочу», «часть моей жизни»), с получением удовольствия. 

Два последних вопроса анкеты были связаны с оценкой незаконных, преступных и социально не одобряемых способов получения денег. 

На вопрос «Как Вы считаете, допустимо ли использовать те или иные незаконные способы получения денег в наше время?» 32,7% всех опрошенных ответили положительно, причем мальчиков в два раза больше (41,9%). «Нет» – ответили 27,6%, при этом девочек, считающих так, в два с половиной раза больше (40,7% против 16,1%). Затруднились ответить 39,7% всех опрошенных. (Таблица 2). 

На вопрос «А вы сами стали бы использовать незаконные, преступные и социально не одобряемые способы получения денег?» картина ответов выглядит иначе. Согласны сами использовать такие незаконные и преступные способы 2% мальчиков. При этом никто из девочек не выбрал ответа «да». Отказались использовать такие способы сами 98% мальчиков и 100% девочек. ( Таблица 3). 

Это означает, что такая ценность и модель поведения существует в обществе, и к счастью все ее используют и считают приемлемой для себя. 

Итак, на основании полученных результатов социологического исследования мы видим, что у старшеклассников существуют гендерные особенности, которые проявляется в их отношении к деньгам и их роли в современном обществе.

Вывод

Как показывает детальный анализ исследовательской работы, почти 70% опрошенных отвечают так: «деньги − это зло, но без них никак нельзя». Такие ответы выявляют противоречие в  оценке денег и их роли в человеческой жизни, которое можно логично представить следующим образом: «значит, без зла нельзя прожить». И такой вывод уже звучит как настоящий приговор с очень серьёзными мировоззренческими последствиями:

 «Зло необходимо в нашей жизни. А так как то, что необходимо для жизни является полезным, то зло полезно. А так как полезность является важнейшим признаком добра, то зло и добро − это, по сути, одно и тоже». Такой вывод может сначала обескуражить, и вызвать недовольство, но если применить его к нашему вопросу о деньгах, то получается, что «деньги − это и добро, и зло, поэтому без них никак нельзя». Данный вывод мне нравится, потому что он выводит из  противоречия, с которым можно справиться с помощью простого аналитического рассуждения: «Почему деньги являются  и добром, и злом? Это зависит от людей, которые их зарабатывают, добывают, распределяют, используют по своему усмотрению и своим желаниям. Значит, злостность или доброта денег зависит именно  от  людей, а не является внутренним свойством самих денег».


Используемые интернет ресурсы и литература.

1.Абрамова, С.Б. Деньги как социальная ценность: поколенческий срез проблемы //Социологические исследования. 2000. № 7. С. 37–41. 

2.Васильчук, Ю.А. Социальное развитие человека в ХХ веке. Фактор денег // Общественные науки и современность. 2001.

3.Вебер, М. История хозяйства [Текст] / М.Вебер. – М.: Наука, 2001

4.Вебер, М. Избранные произведения [Текст] / М.Вебер. - М., 1990. 

5.Верховин, В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа // Социологические исследования. - 1998.

6.Зарубина, Н.Н. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности // Социологические исследования. 2006. №6. С.3-12

7.Зелизер, В. Создание множественных денег [Электронный ресурс] /В. Зелизер: Экономическая социология. Электронный журнал. Том 3, № 4, сентябрь 2002. Режим доступа: http://www.ecsoc.msses.ru 

Г.Зиммель // Теория общества. Под общ. ред. А.Ф. Филиппова. - М., 1999. - С.309-383. 

8. Znanija.com - https://znanija.com/task/340500#readmore

9. livelib.ru:https://www.livelib.ru/book/240575/readpart-legendy-iskazki-nashegoroda-ekaterina-bukova/~8

10. Семенов, М.Ю. Гендерные особенности экономического сознания старшеклассников. 2017 г. Режим доступа: http://konfep.narod.ru/index.h


Приложение 1.




Анкета №1.

Наиболее актуальными можно считать следующие установки современных подростков:

«Я чувствую себя более свободным, когда у меня есть деньги» – 89,7% всех опрошенных выбрали это утверждение.

«Случается, что я нахожу на улице деньги» – 14%;

«Я коплю деньги «на черный день» также 14%.

«Я часто использую деньги, чтобы влиять на соперников или врагов» - так ответили только 8 человек. 

«Как Вы относитесь к деньгам?»

11% девушек и 19 % юношей ответили «нейтрально»;

85 % девушек и 58 % юношей выбрали ответ «положительно»;

4 % девушек и 23 % юношей затруднились с ответом;

«отношусь отрицательно» - не выбрал никто.

Таблица 1. Оценка уровня ежемесячного дохода, позволяющая считать себя богатым человеком 

Пол

Среднее арифметическое

Желаемые доходы

мальчики

90 600 руб.

девочки

80 000 руб.

Таблица 2. Допустимость использования незаконных способов получения денег в % :

Допустимо ли использовать те или иные незаконные способы получения денег в наше время?

Всего

Мальчики

Девочки

Да

32

42

22

Нет

28

16

41

Затрудняюсь ответить

40

42

37

Итого

100

100

100

Таблица 3. Готовность использовать незаконные способы получения денег в %:

Стали бы Вы сами использовать те или иные незаконные способы получения денег?

Всего

Мальчики

Девочки

Да

2

2

0

Нет

98

98

100

Итого

100

100

100




Таблица 4. Результаты опроса в МБОУ «СОШ №27»

Интересные факты

Шведские медные монеты 18-го века считаются самыми тяжелыми металлическими монетами. Их стоимость составляла 10 далеров. Весила такая «монетка» 19 килограммов 710 граммов. Она была прямоугольной формы и по ее углам стояли оттиски королевской печати.

Самое необычное название носит монета из Венеции 16-го века. Называлась она «газета». Причем это название появилось сначала именно для монеты, а лишь потом перешло на знакомые нам печатные издания. Произошло это из-за того, что стоимость первых «письменных известий» была определена в одну газету, так его и стали ассоциировать с бумажными новостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально - педагогический феномен"

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего ...

Социально-экономическое и культурное развитие России

Краеведение может быть претворено в жизнь, если школьный учитель осознал важность и нужность этой работы, если он проникся желанием помочь детям найти своё место в жизни, осознать себя, начиная с родн...

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ПРОТЕСТАНТСКИХ ОБЩИН СЕЛА КАБАЕВО

В данной статье анализируется деятельность евангельских христиан-баптистов, молокан, адвентистовседьмого дня, христиан веры евангельской (пятидесятников) села Кабаево Дубенского района РеспубликиМордо...

Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах

Информация всегда играла важную роль в жизни человека. Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдума...