Мониторинг как средство управления качеством образовательных результатов
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Упатова Юлия Николаевна

Аннотация

Одним из инструментов оценки качества образования является мониторинг.

 Под мониторингом понимается система, состоящая из множества
уровней, иерархическая система организации, где происходит непосредственный 
 сбор информации, ее хранение, обработка и дальнейшее распространение
 информации, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга
 в любой его момент и сможет прогнозировать его развитие 
Поскольку мониторинг является иерархичной системой, то и оценка изучаемого,
 посредством мониторинга, объекта осуществляется, как правило,
поэтапно по определенным критериям и показателям.

Ключевые слова: модель образовательной деятельности, экосистема педагогического мониторинга, оценка учащихся

         Мониторинг в образовании — «это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированных на информационное обеспечение правления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития». Он рассматривается как процесс наблюдения за состоянием обучения с целью эффективного подбора образовательных задач, средств для их реализации, а также как система мероприятий для контроля и диагностики уровня усвоения учебного материала в динамике. Для принятия правильных управленческих решений, необходимо грамотно организовать мониторинг. Нужно определить и выбрать приемлемое сочетание форм, видов и способов мониторинга с учетом учебно-педагогической ситуации.

        Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. На них отражается внешние воздействия, что приводит как к положительным, так и отрицательным изменениям функционирования объекта.

Система образования — это сложная многоуровневая система, и проследить за деятельностью всей системы достаточно трудно. Поэтому очень важно выделять основные направления проведения мониторинга. Это могут быть: качество обученности и обучения, уровень учебных достижений, состояние здоровья обучающихся, профессионализм педагогов, эффективность воспитательной системы, психологический климат в образовательном учреждении и другие.

Информация, собранная в процессе мониторинга, должна обеспечивать учителя или руководителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения или управления.

        .Мониторинг выполняет шесть основных функций.

1) Информационная функция — сбор информации о ходе и эффективности образовательного процесса. В этом могут помочь такие методы, как изучение школьной документации, различные виды контроля, тестирование, наблюдение, эксперимент. Все они позволяют собрать достоверную информацию за небольшой промежуток времени.

2) Аналитико-оценочная функция предполагает анализ и оценку собранной информации, что позволяет раскрыть причинно-следственные связи, отражающие состояние и тенденции развития образовательной системы. С этой целью используются различные методы анализа и оценки информации. Например, диалектический метод — сравнение полученных результатов с результатами прошлых лет или намеченными целями, метод сравнения, сопоставления и классификации. Все перечисленные методы позволяют найти причины педагогических неудач.

3) Стимулирующе-мотивационная функция — воздействие собранной информации на сознание и чувства участников образовательного процесса. Использование методов поощрения и порицания, постановка системы перспектив помогают призвать всех участников образовательного процесса к активным действиям.

           4) Контролирующая функция — отслеживание образовательных результатов и сравнение их с исходными, контроль за исполнением запланированных мероприятий.

5) Прогностическая функция — возможность представить общую картину развития и результаты в перспективе, и на основании прогноза разработать план преобразования педагогического процесса.

6) Корректирующая функция — исправление выявленных ошибок, разработка рекомендаций.

Все перечисленные функции связаны между собой и определяют этапы осуществления мониторингового исследования. Пренебрежение какой-либо функцией мониторинга приводит к снижению эффективности управленческих решений.

Специфика природы управления образовательной деятельностью, таким образоПрограмма мониторинга реализуется в 3 этапа.

– организационный;

– практический;

– аналитический.

На первом этапе проводится разработка программы мониторинга; определяются основные подходы, компоненты, объекты и субъекты мониторинга качества образования; осуществляется сбор информации по выбранным направлениям образовательного процесса.

На втором этапе проводят апробацию технологий и методик сбора информации; делают обобщение, классификацию и анализ информации; выявляют типичные признаки успеха и недостатков управленческой и педагогической деятельности; определяют основные тенденции развития обучающихся. 

Третий этап подразумевает сопоставление полученных результатов с поставленными целями; систематизацию, анализ и оценку качества полученных результатов; анализ и описание найденных форм работы, применяемых технологий; выявление проблем и определение путей их решения; социализацию результатов; анализ деятельности по реализации целей и задач программы мониторинга, оценку ее результативности, оформление результатов.

Результаты грамотно организованного мониторинга помогают получить довольно полную и объективную информацию о результатах учебного процесса в динамике, увидеть недочеты в знаниях и умениях обучающихся, сильные и слабые качества педагогов и др. Проанализировав всю полученную информацию, можно увидеть целостную картину развития образовательного процесса в динамике. На основании этих результатов проводится корректирование образовательного процесса, принимаются управленческие решения, разрабатывается перспективный план развития образовательного учреждения. Все это способствует повышению качества образования.

         Введение в образовательный процесс качественно новой модели способной не столько управлять образовательной деятельностью преимущественно кабинетным «невыездным» способом, а через принятие передовых нормативов организации и процедур контроля - способно оптимизировать процедуры преподавательской деятельности, привести к ожидаемым результатам педагогическое сообщество.

         Классическое понимание процедуры получения объективной информации о процедуре оказания образовательных услуг представляют образовательные стандарты, которые включают целый комплекс критериев, факторов и процедур. С практической позиции ставится задача дополнить названные процедуры организацией педагогической диагностики в форме инструмента управления качеством образовательного процесса в результате которого появится возможность принимать управленческие решения на уровне отдельной образовательной единицы.

         Содержание обозначенного нами похода состоит в следующем. Существование и функционирование новой формы педагогической диагностики возможно в форме нового норматива, образованного действующим государственным образовательным стандартом, через накопленный практический опыт организации педагогического мониторинга в образовательных учреждениях.

 

Диагностика образования, предоставляемого школой, предоставит руководству необходимую, разностороннюю, системную и, следовательно, достаточно прогностическую информацию, если разработать и внедрить единую систему мониторинга и контроль качества образования, включающую в себя объективную систему учебных достижений обучающихся. А также независимой оценки деятельности учителя, нормативно-правового обеспечения программно-методического обеспечения, то можно повысить качество образования в школе; реализовать полифункциональный характер диагностики, заключающийся в разносторонности его предназначения — информационного, аналитико-оценочного, мотивационного, контролирующего, прогностического и корректирующего; диагностические измерения проводить с использованием диагностического инструментария, адекватного конкретизированным в показателях и индикаторах критериям качества образования, отражающих содержание и технологии образовательного процесса, его организацию, учебно-методическую и материально-техническую оснащенность, качество кадрового состава, уровень образованности, воспитанности и развитости школьников и др.

Процедура проведения мониторинга представляет особый главный вид познания администрацией, преподавателем, сообществом педагогических работников через восприятие предмета человеческого внимания целенаправленно, планомерно в течение установленного отрезка времени. Ключевое значение в понимании мониторинга имеет приближенная к нему функция «диагностика образования».

Общеизвестно, что система представляет совокупность элементов и их связей, образующих определенную целостность. Всякая сложная система имеет определенное число элементов, необходимых для полноты проявления ее свойств. Качество системы во многом обусловлено не только её элементами, но и способом их связей, т.е. структурой. Различают внешнюю и внутреннюю структуру качества. Совокупность внешних взаимодействий, в которые вступает система, и, соответственно, внешних свойств, характеризует внешнюю структуру качества. Взаимодействие внутренних свойств, качеств системы определяет внутреннюю структуру качества.

В ходе исследования мы определили, что различают три направления раскрытия структуры качества: субстрактное. Оно связано с декомпозицией качества по его субстрактным носителям – частям и элементам системы; функциональное – с декомпозицией качества по свойствам; операциональное – предназначено для декомпозиции качества процессов на совокупность качеств подпроцессов, операций, действий.

Структура качества характеризуется многоуровневостью и строится по иерархическому принципу. «Уровневое выражение качества может осуществляться через морфологический и функциональный аспекты структурности и представать в виде «дерева качеств частей» или в виде «дерева свойств (функций)» (11.Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм: В 13 томах. Том восьмой: Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования. Книга 1 / Под ред. Л.А. Зеленова – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. – 392 с.)

В зависимости от времени проведения диагностики подразделяется на предварительный (прогностический), текущий (оперативный) и последующий этапы.

Способы и средства мониторинга развивались и менялись вместе с развитием научных знаний. Древнейшим способом фиксации событий были письменные записи на глиняных табличках.  Благодаря обжигу в печи наиболее значимых их записей часть их них сохранялась очень продолжительное время, поставив артефакты в один ряд с такими источниками как дигесты, кодексы, энциклопедии от эпохи средней бронзы до средневековья. К XX веку этот способ фиксации знаний перестал быть единственным. Научная мысль вводит в оборот способ фиксации и наблюдения – педагогическая диагностика. Это совершенно новый научный термин который описывает повторные целенаправленные наблюдения за одним или несколькими элементами окружающей среды в пространстве и времени.

Использование методов мониторинга не могут противоречить правовым нормам и правилам этики. Применение метода должно быть экономичным, исполнимым и эффективным.

Педагогическая диагностика означает целенаправленное квалифицированное независимое изучение предмета наблюдения с использованием экспертных методов и научно обоснованных техник для качественного обеспечения управления в сфере образовательной деятельности.

Метод мониторинга в российском образовательном процессе предполагает активное и целенаправленное восприятие предметов и явлений в сфере образования. Он предусматривает специальную технику, тактические приемы, используемые специалистом из образовательной сферы услуг с соблюдением нормативов для отбора, обработки, хранения и распространения информации в образовательной системе или отдельных ее элементах в любой момент времени (А.Н. Майоров. Мониторинг в образовании. СПб.: Образование – культура, 1998. с.334). 

В данном определении можно выделить три ключевых аспекта. Первый аспект характеризует педагогическую диагностику как систему поиска, сбора, обработки, хранения и распространения педагогически значимой информации. Второй – характеризует диагностическую деятельность преподавателя через цель, которая направлена на информационное обеспечение управления образовательным процессом. Тритий аспект раскрывается причину введения мониторинга, поскольку собираемые данные позволяют выносить обоснованные суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие.

Информационный педагогическая диагностика предполагает структуризацию, накопление, распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации.

Виды мониторинга применительно к образовательному процессу. Статический: указанный способ сбора сведений связывают с пассивным наблюдением за происходящими событиями, явлениями.

Предварительный: проводится до принятия управленческого решения. Он носит профилактический, упреждающий характер. Его объектами могут быть внутрихозяйственные процессы и документация и др. Цель предварительного мониторинга – предупредить ошибочные действия преподавателя, например нецелесообразные образовательные операции.

Предварительный образовательный контроль полезен и необходим на всех уровнях образовательного процесса. Он способствует предотвращению непредвиденных временных расходов, неправильного оформления документации учителя.

Текущий образовательный контроль, как правило,  организуется в ходе образовательного процесса. Именно поэтому, текущий образовательный контроль называют еще оперативным контролем. Объекты текущего контроля значительно более разнообразны, чем предварительного.

Последующий образовательный контроль осуществляется руководителем после совершения всех образовательных процессов. Количество объектов последующего образовательного контроля определяется самим проверяющим исходя из множества факторов: задач и целей проверки, временных и финансовых затрат на его проведение в жизнь и др. Среди видов последующего контроля внешний контроль занимает универсальное место.

Выборочный: выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем.

В зависимости от источников информации образовательный контроль подразделяется на документарный и фактический. Документарный образовательный контроль предусматривает использование первичных документов для установления факта следования установленным административным процедурам и документам в образовательном процессе. Фактическим называется образовательный контроль, при котором количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается путем обследования, осмотра, анализа и других способов проверки фактического состояния образовательного объекта. К объектам образовательного процесса относятся: материальные ценности, документация, выполненные работы и оказанные образовательные услуги.

Всесторонний анализ и предметная оценка мониторинговых результатов введения педагогических новшеств, прогноз перспектив развития в этой связи образовательной практики дают основание для принятия обоснованных решений о продолжении инновационной деятельности, корректировке ее отдельных сторон и внесении необходимых изменений. На их основе делается и выбор приоритетных направлений последующей инновационной работы, создаются перспективные и текущие планы, содержащие организационные, методические, технологические, корректирующие, стимулирующие и даже психотерапевтические меры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг как средство управления качеством образовательного процесса в ДДТ «Вдохновение»

Педагогический мониторинг -  специально организованное, целевое, системное наблюдение за качеством образования, позволяющее отслеживать как отклонения от заданных параметров, так и уровень удовле...

«Мониторинг как средство управления качеством образовательного процесса в ДДТ «Вдохновение»

Педагогический мониторинг -  специально организованное, целевое, системное наблюдение за качеством образования, позволяющее отслеживать как отклонения от заданных параметров, так и уровень удовле...

Мониторинг как средство управления качеством образовательных результатов (из опыта работы педагогов МБОУ СОШ№3 г. Азова Ростовской области)

Статья посвящена мониторингу качества обученности учащихся, осваивающих учебные программы по стандартам второго поколения в основной школе. В статье описаны все виды мониторинга в МБОУ СОШ№3 города Аз...

Организация исследовательской деятельности, как средство повышения качества образовательных результатов.

Сегодня можно услышать вопрос: «Как учить современного ученика?». На данном этапе существует определенное противоречие между имеющейся системой организации учебной деятельности, предполагающей простое...

Методические материалы по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов»

Методические материалы по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов» - это методический сборник, ко...

Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования

Статья посвящена истории возникновения, основным подходам к определению и функциям педагогического мониторинга. Мониторинг рассматривается как состема и как процесс. Делается вывод, что педагогический...

Анализ как средство управления качеством образовательного процесса.

Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Кто и как ...