использование ИКТ на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку по теме

Тютина Гульнара Магыфуровна

 

Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными  технологиями. Кроме того, в последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям иностранным языком. Обеспечение положительной мотивации обучающихся стоит на первом месте. Особенно это касается немецкого языка, который все чаще вытесняется английским и приобретает статус второго иностранного языка. Поэтому одной из задач учителя немецкого языка является сделать учебный предмет интересным – значит сделать действенным или создать вновь определенный мотив. Одним из решений проблем я увидела  в применении компьютерных технологий. Моё внимание привлекли обучающие и познавательные программы на CD, Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль компьютерных технологий в обучении иностранному языку

Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными  технологиями. Кроме того, в последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям иностранным языком. Обеспечение положительной мотивации обучающихся стоит на первом месте. Особенно это касается немецкого языка, который все чаще вытесняется английским и приобретает статус второго иностранного языка. Поэтому одной из задач учителя немецкого языка является сделать учебный предмет интересным – значит сделать действенным или создать вновь определенный мотив. Одним из решений проблем я увидела  в применении компьютерных технологий.

         Использование ИКТ потребовало от меня как учителя переосмысления форм и методов работы. Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами. Учащиеся по-другому начинают относиться к учителю, ищущему новые формы и методы работы, повышается познавательный интерес к изучению предмета. Конечно, используемые ранее формы и методы обучения учащихся остаются актуальными, но теперь разбавляются наиболее современными информационных технологиями

Моё внимание привлекли обучающие и познавательные программы на CD, Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.       Разнообразие тем, видов деятельности, красочность и увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес учащихся и превращают обучение иностранному языку в живой, творческий, естественный процесс.
      Компьютерные программы дают возможность индивидуализации процесса обучения. Каждый работает в соответствии со своими способностями, имеет возможность остановиться, подумать, исправить ошибки.
Мультимедийные обучающие программы позволяют организовать самостоятельные действия каждого ученика. Конечно, электронный учитель не заменит живого учителя, но, как вспомогательное средство обучения, компьютер имеет свои преимущества.

Учитель электронный светит,

С него не сводишь глаз.

Задай вопрос, и он ответит,

И будет повторять хоть сотню раз.

Звук, цвет, изображенье,

Мир волшебный пред тобой!

Ты не просто наблюдатель,
           А участник и герой.

Эти строчки в какой-то мере характеризуют процесс обучения с помощью компьютерных программ. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность мультимедийных программ вызывают огромный интерес у школьников. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Учитель может использовать отдельные фрагменты программ, включая их в уроки, соответствующей тематики, при введении нового лексического или грамматического материала, при обучении диалогической речи, чтения, письма, отработке произношения, при отдельных видах контроля  и так далее но использовать эти программы на уроках со всем классом очень сложно: нужен целый компьютерный кабинет, чтобы каждый учащийся работал за компьютером либо группа должна быть небольшой 6-8 человек, а не 14-16.   Для работы со всем классом применяются программы, предполагающие возможность соучастия детей в процессе обучения. За клавиатурой работает учитель, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран..

Одним из главных помощников для учителя иностранного языка является Интернет. Для учителей иностранного языка появление интернет открыло границы всех стран, появилась возможность напрямую общаться с носителями языка, чего так не хватало раньше. Итак, самое простое применения Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов .Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.  Благодаря Интернету я не только получила доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало.     То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения исскуства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. Сельские школьники редко выезжают на экскурсии за пределы села или края, фонды крупных музеев нам не доступны, поэтому большим потенциалом являются виртуальные экскурсии. Кроме того, очень ценна возможность получить действительно аутентичные материалы. Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках немецкого языка и во внеурочное время. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации.

        Но более действенным способом работы с компьютером я считаю использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций, когда я задействую на уроке экран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации. Это дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала.

         Использование презентаций   повысило интерес учащихся к моему предмету, привело к усилению мотивации учения. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Такой эффект вдохновил меня на создание собственных презентаций с определённым набором заданий и упражнений, соответствующих конкретному уроку в конкретном классе с учётом способностей учеников. Таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.

       Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Я полагаю, что компьютерная программа PowerPoint является самым  эффективным средством. Образовательный потенциал этого нового технического средства обучения стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения иноязычной речи в нашей школе.

            Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так, например, при объяснении образования вопросов учащиеся видят, как перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме этого в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы. Подобный прием в значительной степени ведет к лучшему усвоению материала.         Презентации обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.

Это особенно важно:

  1. ·         при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;
  2. ·        при изучении грамматического и страноведческого материала, когда  увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

         Для меня как учителя особое значение приобретает простота использования этой программы.

     Наиболее продуктивны презентации, в которые после объяснения материала вставлены упражнения на закрепление. Эти упражнения учащиеся выполняют коллективно, прямо с экрана.

     Презентация, оформленная звуковыми эффектами (например, аплодисментами при правильном ответе), становится хорошим стимулом для работы. Поделенный на команды класс в режиме соревнования лучше усваивает материал любой сложности.

Презентации используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.

       Для создания ММП я использую следующие компьютерные программы: MicrosoftWord (позволяет форматировать нужный текст), MicrosoftPowerPoint (делает доступными действия с анимационньнми картинками, звуковыми и видео файлами) MicrosoftInternetExplorer (позволяет работать с ресурсами Internet).

        Создавая презентации, я помню, что они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к любой наглядности:

  1. ·        простота (управления);
  2. ·        умеренное эстетическое оформление слайда;
  3. ·        соответствующий стиль подачи материала;
  4. ·        отсутствие сложных грамматических структур или сплошного текста в младших классах.

       Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.

       В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Видеофрагменты очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.             

        Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентация, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно.

      Я вижу целый ряд преимуществ презентации PowerPoint в:

  1. ·        сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
  2. ·        возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
  3. ·        возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);
  4. ·        возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;
  5. ·        возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);
  6. ·        активизации внимания всего класса; поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
  7. ·        осуществление контроля новых знаний и систематизации изученного материала;
  8. ·        экономии учебного времени;
  9. · развитии креативных способностей в организации учебной деятельности.

        Широкое применение ММП на уроках породило стремление самих учащихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения. более интересно для ребят создание электронной презентации в качестве проектной работы, особенно при рассказах о своей малой Родине.  Без презентаций  немыслима и защита рефератов.

Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль.

Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Более того, это помогает мне создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Часто ученик, уровень обученности которого по иностранному языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников. Использование ИКТ вдохнуло новую жизнь и в нашу проектную методику.

Но все вышеназванные работы с компьютером объединяет в себе интерактивная доска. Благодаря чудо-доске  по гиперссылкам можно очень быстро выйти в интернет на нужный сайт, выделить цветом необходимую информацию в любом документе. Также возможно

Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно на среднем и старшем этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех. Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод об эффективности использования информационных компьютерных технологий по следующим пунктам:

  1. Общекультурное развитие учащихся
  2. Совершенствование навыков владения компьютером
  3. Совершенствование языкового уровня
  4. Индивидуализация обучения (дифференцированные задания)
  5. Самоутверждение учащихся
  6. Повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят “на одном дыхании”)
  7. Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы)
  8. Эстетичность презентации учебных материалов
  9. Совершенствование процесса проверки работ учащихся
  10.  Повышение авторитета учителя (“идет в ногу со временем”).

Обучающиеся начинают самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

       И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности по предмету

В статье рассматриваются формы и методы использования современных педтехнологий на уроках иностранного языка и во внеклассных мероприятих по предмету...

Использование ИКТ на уроках немецкого языка

Работа об использовании ИКТ на уроках немецкого языка...

Использование ИКТ на уроках немецкого языка

В основу использования на уроках иностранного языка мультимедийных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и во...

Статья "Использование ИКТ на уроках немецкого языка"

Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология — эт...

Использование скороговорок на уроках немецкого языка ( из опыта работы)

Скороговорки  помогают в постановке произношения учащихся. Так же их можно использовать для повышения уровня устного немецкого....

Использование мультфильмов на уроках немецкого языка (немецкий, как второй иностранный) для стимулирования интереса к обучению

Хочу поделиться своим опытом, как мне удалось повысить интерес учащихся к изучению немецкого языка....