Занимательные приемы обучения младших школьников чтению и письму на уроках немецкого языка
материал по немецкому языку на тему

 Тепсикоева Татьяна Юрьевна

Раннее обучение иностранным языкам прочно вошло в нашу жизнь, демонстрируя свою привлекательность, лёгкость усвоения, большие потенциальные возможности для развития личности ребёнка. Но за всей этой привлекательностью кроется проблема: почему, когда пытаешься заговорить с ребёнком на иностранном языке в рамках того языкового минимума, который он знает, ребёнок часто не понимает, о чём идёт речь или просто “не слышит”, что ему говорят. А ведь по свидетельству современников в России в девятнадцатом веке можно было встретить ребёнка, свободно говорящего на трёх языках: французском, английском, немецком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимательные приемы обучения младших школьников чтению и письму на уроках немецкого языка

Интеграционные общественные процессы меняют не только статус иностранного языка в обществе, но и выполняемые им в этом обществе функции. Приоритетными становятся установление взаимопонимания между народами, обеспечение доступа к многообразию мировой политики и культуры. Язык рассматривается как инструмент реального общения в диалоге культур современного поликультурного пространства.

Раннее обучение иностранным языкам прочно вошло в нашу жизнь, демонстрируя свою привлекательность, лёгкость усвоения, большие потенциальные возможности для развития личности ребёнка. Но за всей этой привлекательностью кроется проблема: почему, когда пытаешься заговорить с ребёнком на иностранном языке в рамках того языкового минимума, который он знает, ребёнок часто не понимает, о чём идёт речь или просто “не слышит”, что ему говорят. А ведь по свидетельству современников в России в девятнадцатом веке можно было встретить ребёнка, свободно говорящего на трёх языках: французском, английском, немецком.

Начальная школа выступает в качестве первой ступени в реализации целей учебного предмета “Иностранный язык”. На данной ступени формируется коммуникативное ядро, т.е. элементарные навыки и умения иноязычного общения. Как много нужно знать учителю, чтобы грамотно сформировать коммуникативное ядро!

Звуковая сказка или звукоподражательная игра может быть использована для постановки произношения и дальнейшей отработки произносительного навыка, она оживляет занятие, воспринимается учащимися как игра, снимает страх ошибки и помогает добиться хорошего результата.

Обучать детей письму можно с самых первых уроков. Ощутимую помощь может оказать так называемое пиктографическое письмо - картинки с буквами.

На начальном этапе написание даже несложных слов может вызвать у школьников большие трудности. Легче всего усваивается написание слов, подчиняющихся фонетическому принципу орфографии (как слышишь, так и пишешь). Формированию у учащихся указанных навыков способствуют все упражнения, выполняемые письменно. Кроме этого, рекомендуется использовать специальные упражнения, а именно:

  • списывание слов, предложений, текстов;
  • написание буквосочетаний, соответствующих услышанному в иностранном языке;
  • конструирование слов из букв;
  • заполнение пропусков в словах и предложениях;
  • орфографические игры (кроссворды, загадки);
  • диктанты (предупредительные, зрительные, самодиктанты).

Последним, как, впрочем, и всем другим упражнениям, можно придать игровой, творческий характер.

Умение выражать свои мысли в письменной форме осуществляется на базе упражнений репродуктивного характера (написание текста с опорой на образец), репродуктивно-продуктивного (построение собственного письменного высказывания с использованием вербальных и вербально-изобразительных опор), продуктивного характера (без непосредственной опоры на вербальные элементы). Переход к свободному письму можно облегчить, используя шаблоны-карточки с неполными предложениями.

Работа над техникой письма предполагает развитие навыков каллиграфии, графики, орфографии. Графические навыки связаны с овладением учащимися совокупностью основных графических свойств изучаемого языка (буквами, буквосочетаниями, диакритическими значками). В основе орфографических навыков лежит система способов написания слов, принятая в конкретном языке. Трудности, связанные с овладением названными навыками, объясняются тем, что в большинстве случаев алфавиты не совпадают. Сказки о буквах и возникновении алфавита на родном языке, а также специальные сказки, направленные на семантизацию буквосочетаний немецкого языка призваны развивать у обучаемых лингвистическое отношение к слову, умение дифференцировать языковые графические элементы, наблюдательность и внимание.

При обучении письму на иностранном языке следует учитывать, что

  • чем раньше (но обязательно с учётом психофизиологических особенностей) и чаще ребёнок приобщится к письму, тем грамотнее, увереннее он будет писать;
  • регулярные записи мыслей, чувств, переживаний, наблюдений помогут устранить монотонность и языковой барьер;
  • каждый тип порождаемого учащимися письменного текста имеет свои структурные особенности.

Долгое время обучению письму в общеобразовательной школе придавалось второстепенное значение. В настоящее время представленные в Программе умения письменной речи свидетельствуют о её сложности как вида деятельности, следовательно, необходимости уделять в процессе обучения этому аспекту более пристальное внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическ...

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

    Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не явл...

Из опыта работы: Формирование лексических навыков у младших школьников с помощью ИТК на уроках немецкого языка.

Мультимедийные презентации с одной стороны помогают осуществить принцип наглядности на уроке, с другой стороны организовать  лексическую игру. Использование презентаций   вносит разнооб...

Из опыта работы: Формирование навыков чтения у младших школьников с помощью ИКТ на уроках немецкого языка.

Обучение чтению начинается с того урока, когда дети знакомятся с первой буквой, запоминают её название, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Затем дети приступают к овл...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников

Использование технологии развитиякритического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников...