Организация внеурочной деятельности по иностранному языку: цели, содержание, формы
учебно-методический материал по немецкому языку (5 класс)

Тригубенко Елена Викторовна

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную и  внеурочную.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка, в результате которой формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организации.

Целью внеурочной деятельности по немецкому языку считаю формирование  и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся  в совокупности её составляющих: речевой,  языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности по иностранному языку:

 цели, содержание, формы

Введение

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся – это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную и  внеурочную.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка, в результате которой формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организации.

Целью внеурочной деятельности по немецкому языку считаю формирование  и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся  в совокупности её составляющих: речевой,  языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.

В связи с этим  актуальными про организации внеурочной деятельности считаю следующие задачи:

  1. учебные (формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой деятельности);
  2. образовательные (приобщение учащихся к новому социальному опыту с использованием немецкого языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран, расширение кругозора и развитие межкультурных представлений);
  3. развивающие (развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных умений младших школьников, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной мотивации в изучении немецкого языка и расширение познавательных интересов);

4.воспитательные (воспитание нравственных качеств личности школьника, волевой саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям иных культур, ответственного отношения к учёбе и порученному делу, чувства патриотизма).

                   Для того, чтобы внеурочная деятельность по немецкому языку для обучающихся  проходила результативно и интересно   выполняю следующие требования:

  1. Системность и  творческий подход в работе.
  2. Приобщение обучающихся к использованию ресурсов сети Интернет.
  3. Организация соревнований и игр в процессе занятий.
  4. Подготовка обучающимися различных проектов, видеороликов, презентаций.
  5. Применение разнообразных современных  технологий, форм и методов  работы, пробуждающих интерес ребят к изучению немецкого языка как второго иностранного.


Основная часть

    Программа курса внеурочной деятельности «Немецкий язык как второй иностранный» разработана  на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования  и  авторской программы Аверина М.М. «Рабочие программы к предметной линии учебников «Горизонты» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений».

              В процессе реализации данного курса внеурочной деятельности использую разнообразные формы работы  с обучающимися: беседа, игра, психологический тренинг, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, театральные постановки, инсценировки, викторины, онлайн-лекции, конференции, олимпиады, виртуальные экскурсии, мастер-классы, поисковые и научные исследования.

Обучающиеся не должны быть на занятиях пассивными слушателями, необходимо максимально включить их в совместную работу, стимулировать их творческую активность, создать условия, для того, чтобы каждый мог высказать мнение по обсуждаемому вопросу.

  Изучение немецкого языка строю   на межпредметных связях с предметами «Русский язык»  и «Английский язык»,  используя полученный языковой и речевой опыт с целью  формирования  обучающихся навыков и развития умений обобщать и систематизировать уже приобретенные знания. Такие взаимосвязи наблюдаются, прежде всего, на уровне изучения  грамматики. При введении нового грамматического материала я опираюсь на знания учащихся в родном и английском языках, активно применяю сравнительно-сопоставительный метод в обучении. На уровне лексики интеграция реализуется за счет множества двусторонних заимствований. На занятиях я активно использую элементы билингвального обучения как эффективной формы обучения второму иностранному языку.

В условиях все более усиливающихся связей и усовершенствования мировых коммуникаций между странами и народами (туризм, бизнес, учеба и т.д.) особое внимание я уделяю реализации межпредметных связей в изучении второго иностранного языка и таких предметов, как  история и география. Учащиеся должны быть готовы к изложению максимально полной информации о России, знать реалии, традиции, обычаи в первую очередь своей страны, уметь представить информацию о своей стране на немецком языке  партнерам по общению.  Совместно с учителем географии Пономаренко Г.Н. мы подготовили  исследовательские проекты для участия в международном конкурсе Гёте-института « Школа за экологию», приняли участие в конкурсе научно-популярных видероликов на немецком языке «Открытие острова Я-Я»

 Связь немецкого языка  с информатикой прослеживается при проведении видеоэкскурсий и виртуальных путешествий по ознакомлению с достопримечательностями и социокультурными реалиями России и стран изучаемого языка. Я  создаю условия для участия обучающихся в онлайн – конкурсах, викторинах, олимпиадах различного уровня, что дает им возможность интеллектуального и творческого развития, повышения самооценки и диагностики своих собственных знаний и возможностей. В системе использую ИКТ на каждом занятии,  в организации проектной и исследовательской деятельности, при подготовке к научно-практическим конференциям, олимпиадам, предметным творческим и интеллектуальным конкурсам, включая международные олимпиады, конкурсы и экзамены.

Реализация межпредметных связей в процессе изучения немецкого языка осуществляю  на организационном и на содержательном уровнях:

-   на содержательном уровне межпредметные связи реализую  за счет изучения соответствующих тем, представленных в современном УМК «Горизонты» и онлайн-ресурсов Гёте-института. Обучающиеся знакомятся с историей, географическим положением, климатом, политическим устройством, экономикой России и стран изучаемого языка, с биографиями исторических и политических деятелей, великих путешественников, композиторов, ученых, спортсменов, достижениями науки в разных отраслях. На занятиях активно использую межпредметные познавательные задачи в форме проблемных вопросов, практических заданий, обеспечивающих формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов.

- на процессуальном уровне реализую  межпредметные связи  за счет проведения занятий межпредметной направленности, основанных на применении современных педагогических технологий, обеспечивающих  интеграцию различных предметов (CLIL (технология предметно-языковой интеграции), CBT (технологии изучения языка через культуру, CompareandContrast  (технология сравнения и противопоставления), ролевых игр по смежной тематике. В системе использую разработки внеурочных занятий по реализации межпредметных связей Немецкого детского онлайн –университета, образовательного проекта Гёте-Института для детей в возрасте от 8 до 12 лет. Он помогает детям находить ответы на вопросы о явлениях окружающего мира и параллельно, в игровой форме, знакомит их с немецким языком.

 Ежегодно включаю задания межпредметного характера (социокультурной направленности) в содержание заданий  школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку.

Занятия курса «Немецкий язык как второй иностранный» способствуют формированию у каждого обучающегося следующих результатов внеурочной деятельности:

  • личностных (воспитание российской  гражданской  идентичности:  патриотизма,  любви  и  уважения  к  Отечеству,  чувства  гордости за свою Родину, воспитание чувства ответственности  и долга перед Родиной, формирование ответственного отношения к учению, готовности  и способности обучающихся к саморазвитию  и самообразованию, освоение социальных  норм,  правил  поведения, ролей  и форм  социальной   жизни  в  группах  и  сообществах,  включая взрослые  и социальные  сообщества,  формирование  здорового образа жизни),
  •  метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать  мотивы  и интересы своей познавательной деятельности, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решение, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной  и познавательной деятельности, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем  и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе  согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё  мнение),
  • предметных (формирование  и совершенствование иноязычной  коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического  кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой).

                     А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у обучающихся таких компетенций как:

  • Речевая (в основных видах деятельности говорении, аудировании, чтении, письменной речи).
  •  Языковая (владение  языковыми  средствами и действиями  с ними)
  • Социокультурная компетенция (знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка).
  • Компенсаторная компетенция (умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств nри получении и приёме информации за счёт использования  контекстуальной догадки,  в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики).

Особое внимание на занятиях внеурочной деятельности уделяю расширению кругозора школьников, знакомству ребят с печатными и электронными  словарями,  текстами зарубежной детской литературы. Использую совместно с мультипликатором Гёте-института Соколовской Татьяной Александровной интересную для ребят форму проведения  занятия- мастер-класс «Немецкий в чемоданчике» для формирования и развития продуктивной речи  обучающихся. В рамках дистанционного обучения занятия кружка проводились в онлайн-формате (онлайн- занятия, онлайн-тесты, видео-уроки, онлайн-лекции Немецкого детского университета).

            Обучающиеся очень активно принимают участие во всех внеклассных мероприятиях по немецкому языку:  конкурс на лучшего чтеца стихотворения на немецком языке, открытой российской интернет-олимпиаде по немецкому языку, Международной акции «Tolles Diktat», празднике для первоклассников «Немецкий-это здорово!», образовательной платформы Гёте-института.

               Кружковцы  принимают активное участие в различных номинациях  в школьном конкурсе «Минута славы», в городском конкурсе  валентинок на немецком языке, организованной Мурманской языковой школой, в образовательном  проекте для подростков «Онлайн -университет DIGITALE JUNIORUNI“ в городе Мурманске, в интерактивном мероприятии Гете-института « В поисках Николауса», онлайн-квесте «Поговорим о Германии».

               Кружковцы заняли 1 место в  школьном конкурсе «Минута славы», 1 место в школьном этапе Всероссийской олимпиады по немецкому языку среди 5-х классов, среди 6-х классов, среди 7-х классов, среди 8-х классов, среди 9-х классов, 1 место в международной акции ««Tolles Diktat», получили диплом 3 степени за участие в дистанционной олимпиаде по немецкому языку, диплом участников отборочного этапа конкурса олимпиады школьников «Учитель школы будущего-2020» по немецкому языку.

              В системе веду работу по пропаганде передового педагогического опыта по организации внеурочной деятельности по немецкому языку:

               2017-2018 учебный год: обобщила опыт работы по теме: «Организация духовно-нравственного воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности» на региональном этапе XXVI Международных рождественских образовательных чтений;

             2018-2019 учебный год: обобщила опыт работы по теме: «Мой урок немецкого языка» в рамках  конкурса Гёте-института на получение стипендии для участия в курсах повышения квалификации в Германии;

             2019-2020 учебный год: обобщила опыт работы кружка «Немецкий язык как второй иностранный», выступила на семинаре для школьного методического объединения учителей иностранного языка по теме «Осуществление межпредметной интеграции при воспитании духовно-нравственной культуры школьников. Организация внеклассной работы по предмету (немецкий язык как второй иностранный)»;

             2020-2021 учебный год: обобщила опыт работы кружка «Немецкий язык как второй иностранный», выступила на заседании городского методического объединения учителей иностранного языка по теме: «Осуществление межпредметной интеграции при воспитании духовно-нравственной культуры школьников. Организация внеклассной работы по предмету (немецкий язык как второй иностранный)».

            Результатом внеурочной  деятельности в МБОУ ЗАТО г.Североморск  являются творческие научно-исследовательские проекты учащихся на немецком языке,  театральные постановки в рамках международного фестиваля школьных театров на немецком языке, посещение онлайн-лекций Немецкого детского онлайн-университета, участие в мероприятиях, организованных Немецким  культурным центром им. Гёте в России.

            В 2021-2022 учебном году планирую организовать проект «Города Германии»  с целью создания творческого продукта обучающихся: буклетов о достопримечательностях страны изучаемого языка.

Список литературы

  1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: 2010
  2. Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Иностранный язык» и «Второй  иностранный язык» в общеобразовательных организациях Мурманской области в 2019/2020 учебном году
  3. Райнеке Ю.С. Игры на уроках немецкого языка в начальной школе: Методическое пособие. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига,  2006.
  4. Шитова В.А. Нетрадиционные формы внеклассной работы. - Вологда, 2008.
  5. http://www.goethe.de/ins/ru/ - Гёте-Институт.
  6. Unterrichtssprache Deutsch, Hueber Verlag,2016
  7. Michaela Brinitzer DAF unterrichten, Klett, 2019
  8. Mit Erfolg zu Fit in Deutsch 1, Klett,2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

информационно-коммуникативные технологии как форма организации внеурочной деятельности.

Сегодня в традиционную схему "учитель - ученик - учебник" вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Использование ИКТ направлено на интенсификацию процесса обуче...

Статистическое исследование, как форма организации внеурочной деятельности учащихся по математике

Наиболее доступной, для разрешения вопросов мотивации школьников к учению, становится исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к познанию мира, себя и себ...

"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Театр, как одна из форм организации внеурочной деятельности детей

В российскую школу пришел новый образовательный стандарт.   Интересным является то, что в рамках ФГОС второго поколения представлен совершенно новый раздел «Внеурочная деятельность». Эт...

Организация внеурочной деятельности по иностранному языку

Статья: Использование методики театроведениия в организации внеурочной деятельности  по иностранному языку с приложением сценария сказки на немецком языке "Зайцы и лиса"...

Выступление по теме "Формы организации внеурочной деятельности - проектная деятельность учителя и учащихся"

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школь...