Татарская и русская литература начала 20 века.
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Гильмутдинова Зульфия Мусаяфовна

О развитии татарской и русской литературы в начале 20 века, посвящается 125 летию Тукая Г.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_i_tatarskaya_literatura__nachale_20veka.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Аппаковская средняя общеобразовательная школа

УРОК ИСТОРИИ НА ТЕМУ:

«Русская и татарская литература

начала 20 века»

(9 класс)

Подготовила и провела

Учитель истории и обществознания

МОУ Аппаковской СОШ

Гильмутдинова З.М.

2011г.

Урок истории в 9 классе

Тема:       Русская и татарская литература начала XX века

(посвящается 125-летию Г.Тукая)

Цель: Познакомить учащихся с развитием русской и татарской литературы в первой половине XX в., выделить факторы, оказывающие влияние на нее, определить особенности татарской литературы.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: учебники, тетради, портреты русских и татарских писателей.

В начале занятия учитель формулирует задачу: определить общественно-политическое значение творчества писателей для России и Татарстана первой половины ХХ в.

Учитель рассказывает учащимся о том, что вторая половина XIX в. – первая половина XX в. стали временем рассвета в литературе критического реализма (учащиеся вспоминают, кто из писателей XIX в. работал в этом стиле, приводят примеры).  Далее учащимся предлагается познакомиться с книгами писателей и вспомнить, о чем эти произведения.

  1. Подумайте, какое место занимала духовная культура в развитие общества. Почему в ХХ в. ее значение возросло?
  2. Назовите важнейшие, на ваш взгляд, изменения в духовной жизни России в начале ХХ в.

В прозе первых десятилетий века, периода, вошедшего в историю как серебряный век русской культуры, продолжались и развивались традиции прошедших десятилетий. В русской поэзии обратили на себя внимание А.А. Ахматова (1889 – 1966), О.Э. Мандельштам (1891 – 1938), Н.С. Гумилев (1886 – 1921), С.А. Есенин (1895 – 1925), работы которых характеризовало тяготение к классическим традициям русской лирики и красоте художественного слова.

Творчество писателей Л.Н. Толстого (1828  – 1910), А.П. Чехова (1860 – 1904), продолжавшего их традиции И.А. Бунина (1879  – 1953), А.И. Куприна (1870 – 1938) отмечено верностью идейно-эстетическим принципам критического реализма. Он предполагал обращение к насущным проблемам общества, попытку художественными средствами наметить пути их решения.

Во многом произведения этих писателей отражали традиционно критическое отношение русской интеллигенции к властям и политике. М. Горькому (1868 – 1936) и В.Г. Короленко (1853 -1921)  оказались близки проблемы низов общества, людей бедных и обездоленных.

Л.Н. Толстой, разделявший, как и значительная часть интеллигенции, гуманистического воззрения, отрицал возможность «победить зло насилием». Он неоднократно выступал с публицистическими статьями, в которых призывал власти к проведению реформ.

Первая русская революция, крестьянские бунты, жестокие и беспощадные, волны терроризма вызывали неоднозначную реакцию в среде философов и писателей. Многие представители интеллигенции оправдывали терроризм, осуждали жестокие меры властей по борьбе с ним, сочувствовали осужденным, видя в них жертв борьбы за высокие идеалы.

В то же время возникали и иные настроения. Своеобразным манифестом нового направления в духовной жизни России стал сборник «Вехи», опубликованный в 1909 г. такими мыслителями, как Н.А. Бердяев (1874 – 1948), С.Н. Булгаков (1871 – 1944), М.О. Гершензон (1869 – 1925), П.Б. Струве(1870 – 1944), С.Л. Франк (1877 – 1950). В последствии большинство из авторов сборника жили в эмиграции. Они осудили увлечение русской интеллигенции революционными идеями, материализмом и атеизмом, призвали ее к покаянию и переосмысливанию своей роли в обществе. Отмечая рознь между народом и интеллигенцией, Гершензон писал в «Вехах»: «Мы должны <…> благословлять эту власть, которая одними своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной».

В качестве позитивной программы авторы «Вех» выдвигали обращение к нравственному совершенствованию личности на основе традиционных для России духовных и культурных ценностей.

Н.А. Бердяев считал, что «русская интеллигенция может перейти к новому созданию лишь на почве синтеза знаний и веры». К пересмотру мировоззрения призывал интеллигенцию и П.Б. Струве. Именно «безрелигиозное отщепенство от государства», полагал он, вело к моральному легкомыслию и политической неделовитости мыслящих слоев общества.

Появление «Вех» вызывало острые дискуссию в обществе. Наиболее резкую критику по адресу их авторов высказывали марксисты, прежде всего В.И. Ленин. Он расценил их как показатель перехода части либеральной интеллигенции на реакционные позиции отказа от участия в политической жизни.

  1. Какие общие проблемы волновали татарских писателей, начала ХХ В.?

В начале ХХ в. огромные перемены произошли и в татарской литературе, которая переживала период небывалого расцвета. Тогда возникли и сформировались новые направления литературного творчества, были освоены новые темы, жанры и художественные методы. Заявила о себе национальная литературная критика. Писатели, поэты все более активно использовали опыт и достижения восточной, русской и западноевропейской литератур.

Лучшие свои произведения создали многие уже известные мастера слова. В социальные, идейно-эстетические, нравственные искания татарского общества включились молодые писатели и поэты.

  1. Сообщения учащихся о татарских писателях и поэтах – основоположниках критического реализма: Габдулла Тукай, Фатих Амирхан, Маджит Гафури, Гаяз Исхаки.

1 ученик. В произведениях Г. Тукая отразилось все, что волновало в те времена передовое татарское общество. Проблемы социального, национального, женского равноправия, свободы, родного языка, становления светской национальной школы, преодоления консерватизма и косности он ставил и разрешал с позиций демократа и гуманиста. Его стихотворение «Туган тел» («Родной язык») стало в то время неофициальным гимном татарского народа.

Поэт вдохновенно воспел идеи дружбы народов, русских и татар:

С народом России мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и морали…

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить.

Г. Тукай стал зачинателем татарской детской поэзии. Он не только перевел ряд произведений русских поэтов для детей,  но и создал немало оригинальных детских стихотворений, сказок и поэм…

В пору нового революционного подъема происходят значительные изменения и в жизни поэта. Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В мае 1911 года пароходом приехал в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань-Уфа-Петербург. Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, все ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.). Поэт вынужден был вести постоянную, непримиримую борьбу не только с жестокой действительностью, но и с собственными заблуждениями и иллюзиями, которые рождались в мучительных поисках правды и справедливости.

2 ученик. Ровесником Г.Тукая был Фатих Амирхан. Он стал одним из основоположников критического реализма в татарской литературе ХХ в. Ф. Амирхан писал и реалистические, и романтические произведения. Ему также не были чужды модернистские течения – импрессионизм, экспрессионизм, акмеизм. В его мировоззрении уживались просветительские, революционно-демократические и социалистические идеи, которые находили свое отражение в творчестве. Ф. Амирхан критиковал инертность татарского общества, высмеивал приверженцев средневековых устоев быта, ратовал идеалы национального возрождения, свободы личности, эмансипации женщины. В конфликте отцов и детей он выступал на стороне молодого поколения, отстаивая его право на европейскую образованность и образ жизни…

3 ученик. В 1902 г. свое первое сатирическое стихотворение написал Маджит Гафури. Вскоре он уже был автором нескольких лирических сборников и прозаических произведений. М. Гафури писал и басни, некоторые из которых созданы под влиянием творчества И.А. Крылова. Он осуждал самовластных, несправедливых правителей, сочувствовал угнетенным и обиженным, отстаивал идеалы гуманизма, счастья, национальной свободы. Как преступление против человечества М. Гафури заклеймил Первую мировую войну. Им были продолжены традиции просветительства, критического реализма…

4 ученик. На рубеже XIX -XX вв. на путь литературного творчества вступил Гаяз Исхаки. Он начинал как прозаик, драматург и публицист, отстаивая идеи благотворности знания, просвещения, равноправия женщин в семье, европеизация общественной и духовной жизни татарского общества. Некоторое время Г.Исхаки увлекался идеями революции и классовой борьбы. Затем на долгие годы центральной темой многих его произведений стала тема национального единства, значимости ценностей татарской культуры…

События в творчестве Г.Исхаки, в общественной и литературной жизни татар стала публикация просветительской антиутопии «Исчезновение через 200 лет». Писатель предрекал гибель булгар – предков современных татар в XXI в. в результате общественного застоя, возникшего по вине кадимистов. Многие общественные, эстетические идеалы антиутопии получили творческое отражение в произведениях Г.Тукая, Ф.Амирхана, Г.Ибрагимова, Г.Камала, ряда других татарских литераторов.

Подведем итоги:

Реальности XX века, быстрые перемены в образе жизни, развитие науки и техники сказались на отношении многих писателей и поэтов к окружающему миру. Особенно большое влияние на них оказала Первая мировая война, превратившаяся в многолетнюю бойню. Во многих странах, в том числе и в России, Усилился скептицизм в отношении традиционных ценностей и перспектив развития европейской культуры. В среде творческой элиты широко распространились настроения пессимизма, озабоченности будущим, росло стремление к переосмыслению философского и историко-культурного наследия человечества.

В развитии татарской культуры был совершен прорыв к светскому знанию, созданы национальная периодическая печать и национальный профессиональный театр. Дух времени, его противоречия, сомнения и надежды ярко отразила литература.

Д/З: 1. Повторить параграфы № 8 ( «история Отечества. XX век»), № 4 (по «история Татарстана. ХХ- начало XXI в.»)

  1. Составьте на основе сравнительного анализа таблицу «Русская и татарская литература начала XX века». Сделайте общий вывод.

Темы, идеи

Художественные стили

Русская литература

Татарская литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...

Тема урока «Акмеизм в русской литературе начала ХХ века» 11 класс.

Конспект урока по литературе 11 класс. Тема урока «Акмеизм в русской литературе начала ХХ века» . К конспект  урока сопровожается презентацией....

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

«Модернистские течения в русской литературе начала 20 века. В.Хлебников. "Кузнечик"». (11 класс) Видеоурок

Как вы реагируете, встретившись с ЗАУМЬЮ? Нервно хихикаете или злитесь, встретившись со всеми этими странными словечками? Уверены в том, что автор слегка неадекватен? Или понимаете, что за всеми этими...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....