сценарий урока "Гражданская война и влияние её на судьбы страны"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

сценарий урока можно использовать  в 11 классе для подведения итогов по теме "Гражданская война"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanskaya_voyna.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока.

  1. Сформировать представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией.
  2. Показать глубину трагедии русского народа ввергнутого в братоубийственную войну.
  3. Понять, что трагедия гражданской войны учит нас в первую очередь от ненависти и насилия и произвола как метода государственного строительства всей организации жизни, как надежного способа « осчастливить народ».
  4. Познакомить учащихся с неизвестными фактами из жизни белой эмиграции.

Задачи урока:

  1. Определить итоги, последствия войны, показать её уроки
  2. воспитание терпимости, толерантности, готовности к компромиссу
  3. Развития умения формулировать свою точку зрения, делать самостоятельные выводы, обобщения

Оборудование:

  1. мультимедийная система
  2. карта « Гражданская война»
  3. выставка книг писателей и поэтов ( А.Ахматова, М.Цветаева, А. Бунин)

Ход урока.

Эпиграф урока: « Счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребенка».

А.Ахматова

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя

    Тема нашего урока гражданская война и её влияние на судьбы страны. Сегодня – завершающий урок, посвященный трагической странице в истории нашей страны гражданской войне.

  Гражданская война.… Это незабываемые страница нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами проплывают конармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные « неуловимые мстители» и их старшие наставники в кожанках. Героизм, стойкость, подвиги.

   Однако гражданская война – это не столько фанфары побед, столько трагедия народа, заключающаяся в самом постановке борющимися силами бескомпромиссного вопроса: жизнь или смерть? Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побежденной, о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы.  Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и « чужих» обесценивании человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской войны был народ. И вот сегодня спустя восемь десятилетий, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней гражданской? И как это не огорчительно, оказывается не так много. История хранит еще немало « белых пятен», малоизвестных страниц. Долгие

годы отдельные темы гражданской войны были просто запретными. Надеемся, что в недалеком будущем мы будем знать правду о событиях гражданской войны.

  То, что происходит в наши дни на территории бывшего Союза ССР, в какой то степени напоминает трагический период начала гражданской войны в России. Сегодня мы считаем себя гуманистами и никто не хочет крови, а она льется ,мы все за гражданский мир, а он рушится то там то здесь.… Выходит, и в наши дни, как и восемь десятилетий назад, непросто нащупать путь ненасильственной демократической эволюции, который учитывал и примерял бы интересы всего общества.

   Последние события в Грузии показывают, как трудно добиться гражданского мира и как легко его разрушить.

Сегодня у нас необычный урок,  урок – путешествие, мы вернемся назад в те далекие 20 – годы  и обратимся к человеческим судьбам, к тем, кто верил в идею мировой революции или в идею « белого движения» и преданно отдавал за идеи свои жизни.

У вас на столе  лежат проблемные вопросы, на которые мы ответим в конце нашего занятия.

1. Был ли победитель в гражданской войне?

2. Какие уроки должно извлечь общество из гражданской войны?

3. В чем же состоит  трагизм гражданской войны?

  1. Учащиеся рассказывают об итогах гражданской войны.

  1. Слово учителя:

По указанию Российского президента Владимира Путина, а также при содействии Российского фонда культуры 3 октября 2005 года прах генерала Антона Деникина и его жены Ксении Васильевны вместе с останками русского философа Ивана Александровича Ильина  и его супруги Натальи Николаевны был перевезён в Москву для захоронения в Донском монастыре[3]. Перезахоронение было осуществлено по просьбе дочери Деникина, Марины Антоновны Деникиной-Грей Антон Деникин скончался в 1947 году в США от сердечного приступа. Перед смертью просил, чтобы его останки перевезли на Родину, когда Россия станет свободной.

                                                                                           

5.Выступление учащихся о жизненном пути А.Деникина

      6.Чтение стихотворения « Скажите поручик, зачем вам Россия»

Скажите, поручик, зачем вам Россия?

Скажите, зачем офицерская честь?

Сорвите навеки погоны златые

И выбросьте в море России последнюю весть.

Багровая дымка на западе тает.

И берег родной нам уже не видать.

Скажите, поручик, куда уплывает

Российской империи гордая знать?

Поверьте, поручик, я смысла не вижу.

Я просто не знаю, как мне поступить.

Кому я там нужен, в далеком Париже?

Не лучше ли сразу висок прострелить?

Я знаю, поручик, мы с вами солдаты.

Политика нам совсем не нужна.

Но только, поручик, былые парады

Нам в Царском Селе не вернуть никогда.

Андреевский флаг на флагштоке играет,

Но скрылась Россия давно за кормой...

Зачем же, поручик, корабль уплывает,

И все невозможней вернуться домой?

Ведь нам не заменят Парижа бульвары

И сумрак туманных лондонских ночей

Родные до боли Арбата кварталы

И запах щемящий родимых полей.

Так бросьте ж мечтать вы о новом свиданье,

А выпьемте лучше погорше вина.

И с нашей Россией зальемте прощание:

Ведь мы эмигранты уже навсегда...

И все же, поручик...

Что мы без России?..

Песня для прослушивания  в исполнении  А. Розенбаума

2. Ах, память – черный зрак ствола...

А над расхристанной Россией

Пылают храмы вековые.

Колокола, колокола...

Чу, по самим себе звонят

На обгорелых колокольнях!

Рыдают или бью в набат?

Иль стонут медные от боли?

Ах, память – Ледяной поход,

Кубань и Дон, и степь без края...

Над полем брани снег идет,

И кровь дымится, замерзая.

Под хрипы схваток штыковых,

Разбойный свист казачьей лавы

Подкралась гибель вековых

Устоев царственной Державы.

Глотаю снег горячим ртом...

Не все рубцы затянут годы.

Дымя, уходят пароходы,

А жизнь осталась за бортом.

Что было? Бойня, кровь и грязь,

И взлет надежды окрыленной...

Почем в Стамбуле русский князь

И офицерские погоны?

Нет ни погоста, ни угла.

Пылают храмы вековые,

Нас всех смахнула мать-Россия,

Как крошки хлеба со стола.

Нет больше Родины и дома.

Что можно взять, ты все взяла.

И погребальным черным звоном

Гудят твои колокола...

1990

7. Слово учителю:

25 июля 1934 года, в возрасте 46 лет в парижской больнице от туберкулеза кости умер Нестор Петрович Махно. 28 июля урна с прахом Нестора Махно была замурована в стене колумбария кладбища Пер – Лашез в ячейке под номером 6686.

Чтение стихотворения Нестора Махно

Проклинайте меня, проклинайте,

Если  я вам хотя слово солгал,

 Вспоминайте меня вспоминайте,

Я за правду, за вас воевал

За тебя, угнетенное братство,

За обманутый властью народ.

Ненавидел я чванство и барство,

Был со мной заодно пулемет.

В моей песне не слова упрека,

Я не смею народ упрекать

От чего же так одиноко,

Не могу рассказать и понять.

Вы простите меня, кто в атаку

Шел сор мною и пулей сражен,

Мне о вас полагалось заплакать,

Но я вижу глаза ваших жен.

Вот они вас отвоют, отплачу

И лампады не станут гасить…

Ну, а батько не может иначе,

Он умеет не плакать, а мстить.

Вспоминайте меня, вспоминайте,

Я за правду за вас воевал…

Сообщение учащихся о жизни Н.Махно

Исполняется  песня «Любо братцы любо».

Учащиеся читают стихи Н.Махно

«Кони версты рвут наметом»

« Я в бой бросался с головой»

8. Слово учителю:

Трагическая страница в истории кубанского казачества это гражданская война

Сообщение учащихся Кубанское казачество в эмиграции

Сообщение учащихся  о рассказах М.Шолохова и его романе «Тихий Дон»

Прослушивание песни в исполнении А. Малинина « Бывший подъесаул»

9. Слово учителю:

Мы послушали лишь о немногих трагических  человеческих судьбах, которые свято верили в свои идеи, каждый из них по своему любил Россию и хотел видеть ее сильной и процветающей. Гражданская война в России расколола народ на два враждующих лагеря, две враждующие силы, всех поделила на красных и белых.

Одни восстали из подполий
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие - из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
Одни идут освобождать Москву
И вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.

 В общей сложности, вследствие революции, захвата власти в России за границу попало около 3.000.000 человек, в двух "волнах" - в 20-е годы и во время Второй мировой войны. История Белой эмиграции полна героизма и личного, и общего. Белые все время высоко держали свое знамя, с тем чтобы его донести до России незапятнанным и неоскверненным.

Сообщение учащихся « Белая эмиграция»

Стихотворение  Р.Рождественского «Кладбище под Парижем»


Малая церковка. Свечи оплывшие.

Камень дождями изрыт добела.

Здесь похоронены бывшие. Бывшие.

Кладбище Сан-Женевьев-де-Буа.

Здесь похоронены сны и молитвы.

Слезы и доблесть.

"Прощай!" и "Ура!".

Штабс-капитаны и гардемарины.

Хваты полковники и юнкера.

Белая гвардия, белая стая.

Белое воинство, белая кость…

Влажные плиты травой порастают.

Русские буквы. Французский погост…

Я прикасаюсь ладонью к истории.

Я прохожу по Гражданской войне..

Как же хотелось им в Первопрестольную

Въехать однажды на белом коне!..

Не было славы. Не стало и Родины.

Сердца не стало.

А память - была..

Ваши сиятельства, их благородия-

Вместе на Сан-Женевьев-де-Буа.

Плотно лежат они, вдоволь познавши

Муки свои и дороги свои.

Все-таки - русские. Вроде бы - наши.

Только не наши скорей,

А ничьи…

Как они после - забытые, бывшие

Все, проклиная и нынче и впредь,

Рвались взглянуть на неё -

Победившую, пусть непонятную,

Пусть непростившую,

Землю родимую, и умереть…

Полдень.

Березовый отсвет покоя.

В небе российские купола.

И облака, будто белые кони,

Мчатся над Сан-Женевьев-де-Буа.

10. Слово учителю:

Вначале урока были поставлены  проблемные вопросы,  на которые я предлагаю вам ответить и подвести итог нашему уроку.

Учащиеся отвечают на вопросы.

 1 вопрос.Подумайте, был ли победитель и Гражданской войне?

Нет. Страдали люди, и стой и с другой стороны, погибло много народа, страна оказались в очень сложном положении. Миллионы погибших и умерших от голода и болезней, физическое уничтожение целых классов и социальных групп, двухмиллионная иммиграция, гибель многих сокровищ русской культуры, раскол общества - все это можно отнести к последствиям кровавого гражданского конфликта. А по мнению некоторых историков, поражение белого движения, уничтожение оппозиции привели в будущем к установлению тоталитарной власти в нашей стране, т. е. становится очевидно, что в годы Гражданской войны проиграли все - и победители и побежденные.

2 вопрос.  Какие уроки должно извлечь общество из гражданской войны?

Урок, который должно извлечь из прошлого наше общество, наше правительство, казалось бы, очевиден - необходимо сделать все зависящее от нас, чтобы исключить возможность повторения гражданской войны. Но, к сожалению, этого пока не происходит. Мы становимся свидетелями столкновения разных ветвей власти в 1993, имеющее кровавые последствия, попытки вернуть старые порядки в 1991 г. И. конечно нельзя не затронуть страшную трагедию чеченской войны.

3 вопрос.  В чем же состоит  трагизм гражданской войны?

Общество раскололось на своих и чужих, красный террор, эмиграция населения, развал народного хозяйства.

11. Заключительное  слово учителя:

      2 декабря 2007 года пройдут выборы в Государственную Думу, а марте президента РФ, для наших политиков главным  является сохранение и укрепление Гражданского мира.      Задача органов власти и политических партий – исключительно мирные пути преобразования, и использования цивилизованных средств борьбы, осуществление реформ в интересах большинства народа, не отказывая меньшинству в праве и возможности выражать и отстаивать свои интересы. Но гражданский мир  зависит не только от государства, но и от каждого из нас, от таких качеств, как терпимость, готовность к компромиссу, и осознание преобладания интересов страны перед своими личными амбициями и интересами.

    Вероятно, человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда люди будут ставить жизнь других, их благо, честь и достоинство выше остального, как политического, так и национального. Трагедия гражданской войны 1918 – 1920 годов учит нас, в первую очередь, отказу от ненависти, от насилия и произвола как методов государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа « осчастливить» народ.

 Прослушивание песни в исполнении И.Талькова « Россия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Областной конкурс сочинений «Судьба страны в судьбе семьи» (о тружениках тыла). «А годы летят…»

Федеральное  государственное образовательное учреждениеначального профессионального образования«Профессиональный лицей №38» Саратовской области...

Сценарий урока по теме "Гражданская война и влияние её на судьбы страны"

Сценарий урока можно использовать для закрепления изученного материала на уроке истории в 11 классе...

Судьба семьи в судьбе страны

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТАк 70 – летию Великой Победы «Судьба семьи в судьбе страны»                          ...

К 70 летию Победы. Судьба одной семьи - в Судьбе Страны.

Судьба одной семьи - в Судьбе Страны....

Исследовательский проект "Судьба героя в судьбе страны".

Ученица 6 класса, Пекарская Инара, на примере биографии своего прадедушки - Сулякаева Измаила Аюповича, прошедшего войну, попыталась доказать, что необходимо знать и сохранять память о ветеранах, труж...

Конспект Всекубанского классного часа "Судьба страны в судьбе моей семьи"

Конспект Всекубанского классного часа "Судьба страны в судьбе моей семьи". УРОК- ПРОЕКТ. Презентацию к уроку учащиеся выполнили самостоятельно...

Сценарий конкурса чтецов «С душой поэта и судьбой солдата», посвящённый 100-летию со дня рождения поэта, участника Великой Отечественной войны Эдуарда Аркадьевича Асадова

Цель данного мероприятия - формирование представлений о красоте, мужестве и героизме, доброте и благородстве, скверном и святом на примере жизни и творчества известного поэта Эдуарда Асадова, воспитан...