моё портфолио
материал по истории на тему
моя работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Грамоты, благодарственные письма
Награждена Почетными грамотами директора школы за развитие познавательной деятельности и формирование у школьников системы научных знаний, за стабильные результаты итоговой аттестации (2005 – 2007гг.);
Награждена Почетной грамотой директора школы за качественные показатели ЕГЭ ( 2009 год)
Как классный руководитель за формирование коллектива детей с активной жизненной и гражданской позицией (2006г.);
За развитие олимпиадного движения и подготовку лауреата районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» (2008г.).
С 2002 по 2007 годы была руководителем методического объединения учителей-предметников истории и обществознания и награждена Грамотой директора школы за грамотную организацию методической работы и оказание практической помощи администрации школы.
Удостоена Почетной грамотой и благодарственным письмом главы Администрации г. п. Белый Яр за многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в дело обучения и воспитания юного поколения белоярцев ( 2002г.,2009г.,2011г).
Имеет Благодарственное письмо управления образования Администрации Сургутского района за подготовку победителя районной олимпиады по истории и обществознанию среди учащихся 10-х классов ( 2002г.) ,
Благодарственное письмо управления образования Администрации Сургутского района за подготовку старшеклассников-призеров районной научно-практической конференции «Шаг в будущее», за грамотное руководство школьным методическим объединением учителей истории (2002г.),
За многолетний добросовестный труд, за реализацию форм и методов работы по развитию познавательного интереса учащихся к изучению истории. По воспитанию патриотизма и гражданской зрелости Людмила Николаевна награждена Почетной грамотой управления образования Администрации Сургутского района (2005г.).
Награждена грамотой департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области за развитие краеведческого движения в области, подготовку участника V региональной конференции историко – краеведческих работ учащихся « Мы живем в Сибири» ( 2009 год).
Предварительный просмотр:
Юрина Людмила Николаевна,
учитель истории, обществознания
МАОУ « Белоярская общеобразовательная школа № 1»
2011 – 212уч год
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательский проект
«Организация учебного процесса в блочно-модульной системе»
Автор исследования:
Юрина Людмила Николаевна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
п. г. т. Белый Яр, 2010 – 2011уч год
Содержание
I. Введение…………………………………………………………………..3
- История методического вопроса ……………………………………….4
- Цели и задачи уроков истории блочно-модульного обучения………..6
- Методические указания по организации………………………………13
- Формы уроков в данной технологии………………………………… 15
II. Заключение………………………………………………………………..27
Введение
Новые времена ставят новые вопросы. Меняется общество – меняется отношение к изучаемым предметам. История в этом плане наиболее подвержена изменениям. Возрос объем изучаемой информации, расширилась источниковедческая база, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возник закономерный вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить весь объем информации?
Сегодня каждый учитель и методист ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.
Меня всегда волновала проблема: как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс; а самое главное, как помочь учащемуся подготовиться к сдаче единого государственного экзамена; как с помощью истории развивать личность ученика, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы.
История – одна из важнейших, стержневых гуманитарных предметов, где формируются необходимые школьнику интеллектуальные умения. Чтобы написать реферат или сделать доклад на заданную тему, надо научиться работать с любым текстом, уметь выбирать из него главное, выделять основную мысль, сопоставлять тексты, анализировать.
Всегда ли интересно ученику работать с учебником? Наверное, нет. Это зависит и от интереса к предмету, от умения работать с книгой экономично и эффективно по результату. Вместе с тем следует помнить, что урок истории – один из немногих, где ученики приобретают навыки общения, где легко возникает атмосфера творчества, где можно организовать обсуждение прочитанного, познавательные игры, решение проблемных задач.
Ученикам надо также научиться слушать друг друга, задавать и отвечать на вопросы. Вряд ли здесь уместно применять одну единственную технологию: с историческим источником или решать задачи. Нельзя забывать и о живом слове учителя, о его эмоциональном, ярком рассказе, который вызовет интерес к той или иной проблеме. Современное обучение обязательно должно быть построено на интересе, с учетом психологических особенностей детей.
Преподавание в блочно-модульной технологии позволяет решать данные проблемы, а также применять различные формы уроков и приемы преподавания, позволяет успешно подготовить учащихся к сдаче итоговой государственной аттестации, вызвать интерес к изучаемой теме, заниматься исследованием.
Я организовываю учебный процесс в блочно-модульной технологии.
История методического вопроса
На уроках истории, где большой объем материала и недостаточное количество учебных часов, особенно эффективно использование технологии блочно-модульного обучения.
На разных этапах применения этой технологии, она предполагает разные задачи.
5-6 классы - технология разноуровневого обучения и введения элементов модульного обучения;
7-9 классы - технология модульного обучения;
10-11 классы - лекционно - практическая система, которая основана на модульной технологии.
Каждый учитель истории сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках хорошо - продуманных, разнообразных заданий и вопросов . Даже если они и есть, то учащиеся по ним самостоятельно усваивать материал затрудняются из-за сложности формулировок. Возникает необходимость в разработке новых, наиболее приемлемых для школьников заданий по темам. В этом учителю помогает применение технологии блочно-модульного обучения, которая позволяет:
- осуществлять дифференцированный подход в обучении;
- дает возможность использования различных видов деятельности индивидуальной, в парах в группах);
• способствует накоплению материала к выпускным экзаменам, подготовке к ЕГЭ, повышению уровня качества обученности учащихся, повышению мотивации к изучению-истории, развитию надпредметных способов учебной деятельности.
В конце 80-х - начале 90-х годов 20 века в педагогику «врывается» термин из области технических наук, а именно «модуль». Стали говорить и писать о «принципе модульного обучения», «модульной системе образования».
Модуль - определяется (в педагогической науке), как функциональный целевой узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им-.
В педагогике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не «срабатывает». По своему содержанию - это полный, логически, завершенный блок. Он часто совпадает с темой дисциплины. Однако в отличие от темы в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, стартовый, промежуточный и итоговый уровень знаний. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. Как в программированном обучении, в модульном обучении тоже все запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества его усвоения. Таким образом, блочно-модульное обучение включается в технологию программированного обучения.
Программированное обучение возникло в начале 50-х годов 20 века, когда американский психолог Б.Скиннер предложил повысить эффективность управления, усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н.Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы.
Помня о том, что процесс обучения должен носить воспитательный и развивающий характер, следует отметить необходимость выделения по целям работы блоков развития воспитания и обучения.
Цели и задачи уроков истории
по технологии блочно-модульного обучения:
Образовательные:
- дать учащимся основы знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса;
- выработать у учащихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости истории.
Развивающие:
- развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельна, творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и настоящем;
- развивать системы основных умений обеспечивающих овладение школьниками, навыка практической деятельности;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности.
Воспитательные:
- способствовать развитию у учащихся целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;
- развивать интерес и уважение к истории и культуре, стремление сохранять и преумножать достояние страны в области материальной и духовной культуры; формировать у них активную гражданскую позицию;
- воспитание патриотизма, толерантности и объективной оценки истории.
Работа по этой технологии на первое место ставит воспитательные цели, поэтому на уроках дети не боятся высказывать свое мнение, учатся быть добрыми, внимательными, сострадательными, учатся находить в жизни позитивные моменты.
Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающею устройства (компьютера, программированного учебника, специальных карточек, модулей, кинотренажера и т.д.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов», путеводителей, «карточек-помощников), подаваемых в определенной логической последовательности.
Сущность блочно-модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль - это функциональный целевой узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.
Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют перевести обучение на субъект- субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить форму общения учителя и ученика.
Основными компонентами модуля являются:
- точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
- банк информации;
- методическое руководство по достижению целей;
- практические занятия по формированию необходимых умений;
- контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Блок - это большой тематический раздел. Для каждого блока разрабатывается дидактический комплекс, который включает в себя задание (путеводитель, шаг, алгоритм - можно назвать как-угодно).
Каждый путеводитель будет иметь свои функции.
Путеводитель № I выдается для выполнения опережающего домашнего задания с целью актуализации знаний.
Путеводитель № 2 необходим для изучения нового материала. Он включает в себя два раздела
- первичное усвоение знаний (репродуктивные вопросы)
- осознание и осмысление материала (проблемные вопросы)
Путеводитель № 3 выдается с целью закрепления изученного (короткий по объему), а путеводитель № 4 с целью применения полученных знаний (представляет систему знаний и инструкций к ним).
Путеводитель № 5 предназначен для самоконтроля уровня усвоения нового материала и так далее. Все эти этапы можно регулировать каждому учителю на свое усмотрение, так как данную технологию еще называют и гибкой.
Технология модульного обучения позволяет учителю оперировать всеми типами уроков:
- изучение нового материала
- комплексное применение знаний
- обобщение и систематизация знаний
- комбинированный урок
- учетно-контрольный
- урок коррекции
Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков.
(Смешанная» - это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четвертый урок модульный, 1. 2. 3 уроки выучка; учащихся по базовому стандарту) Типы уроков и их компоновка может быть следующей: 1-3 урок-изучение нового материала, комбинированный, а четвертый модульный (или 5, в зависимости от объема материала). | Конструирование уроков малыми блоками (3-4 час) Тогда части модуля могут быть такими: урок нового материала; урок комплексного применения знаний; урок систематизации и обобщения материала. Но такой модульный блок может сочетаться с традиционными уроками, г.к. дети не готовы учиться в режиме самостоятельной работы в течении всего модуля. | Большой блок 13-15 часов (лекционно-семинарская система в 10-11 классах). Необходимо учесть, что в большом блоке 1 урок - это урок коррекции того, что изучалось раньше. Форма такого урока - диагностика. Позволяющая выявить ЗАР и ЗБР; уровень обученности; уровень обучаемости: готовности учиться и самостоятельно работать с текстом учебника. |
Плюсы и минусы технологии блочно-модульного обучения
Преимущества работы по технологии блочно-модульного обучения состоят в том, что осуществляется:
- Дифференцированный подход в обучении
- Возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах)
- Накопление материала к выпускному экзамену
Подготовка к ЕГЭ - Повышение уровня качества обученности учащихся
- Повышение мотивации в изучении истории
- Развитие надпредметных способов учебной деятельности
Такая технология помогает развивать общеучебные умения и навыки:
- навык внимательного чтения;
- умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;
- умение вычленять противоречия;
- умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;
- исследовательские умения;
- умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику;
- навыки обращения со словарем, справочником и другими источниками информации;
- умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, действовать по алгоритму;
- умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
- умение составлять свой жизненный проект.
Блочно-модульные обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, дает возможность учителю повышать уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся.
Технологию проектов и КС О можно использовать как завершающее творческое задание после изучения большого блока тем. Такая работа способствует развитию творческих способностей учащихся, развитию умения работать в коллективе и представлять себя перед публикой.
Элементы технологии развития критического мышления мною используются при составлении путеводителей к урокам по блочно-модульному обучению и проверке знания текста или теоретического материала: кластеры, таблицы разного типа, «толстые» и «тонкие» вопросы, опросник «Верно ли, что...?», продолжи начало и т.д. Эти элементы помогают выявить уровень знаний учащихся, глубину понимания темы, развивают у учащихся умение мыслить логически и критически.
Технология блочно-модульного обучения требует использования информационно- коммуникационных технологий с целью подготовки материала в программах Word и Power Point, так как все задания к урокам - это презентация того, что учащиеся должны сделать для достижения цели конкретного урока.
Работа по технологии блочно-модульного обучения приносит свои результаты: учащиеся чаще выбирают учебный предмет «историю» при сдаче промежуточной и итоговой аттестации. Повышается качественный уровень обученности по предмету. Особенно в старших классах.
Система блочно-модульного представления учебного материала помогает организовать дифференцированную работу с учащимися. Для них разработан комплекс разноуровневых заданий для уроков истории: уровень А - прочитать, запомнить, пересказать; уровень В - ответить на проблемные вопросы, придумать их самим учащимся; уровень С - выполнить творческое задание.
Применение таких форм работы позволяет стабилизировать и улучшить успеваемость и качество обучения в неуспешном классе.
Недостатки блочно-модульного обучения:
- не все темы подходят к данной технологии;
- материал учебника недостаточно информативен;
- подготовка к уроку требует дополнительных печатных материалов;
- уровень готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности.
Пояснительная записка к программе по истории России XX век. Технология блочно-модульного изучения
11 класс – это выпускники, многие из них будущие абитуриенты вузов, колледжей. Следовательно, к ним предъявляются повышенные требования, нужен также большой контроль знаний и необходимо использование элементов дискуссионного обсуждения на уроках, в общем, технология их обучения достаточно близка к вузовской (что будет способствовать последующей адаптации в вузе, колледже). Поэтому технология обучения предусматривает блочно-модульное изложение и изучение курса истории России.
При изучении материала используются методические приемы, которые помогают учителю доступно и последовательно выдавать материал, а обучающимся помогают самостоятельно изучать материал, готовиться к экзаменам.
Данная методика, в отличие от традиционной, преобразует программный материал в форму, обеспечивающую:
- его к близкому и полному усвоению;
- долговременное сохранение в памяти;
- восприятие к запоминанию информации с учетом психических закономерностей учащихся;
- информация запоминается быстро и надежно во многом за счет разделения ее на достаточно крупные блоки, структурные элементы;
- наиболее эффективно информация воспринимается в виде образов (метод изобразительных опорных сигналов);
- ассоциативность (связность памяти), т.е. припоминание какого-либо понятия вызывает в памяти другие, связанные с ним по смыслу (опорные конспекты составляются таким образом, чтобы при их воспроизведении происходило припоминание всего программного материала).
В 11 классе продолжается работа по совершенствованию культуры обучения, которой мы уделяли большое внимание в 10 классе.
Весь учебный материал разбит на 8 блоков/разделов. Тематические блоки укрупнены, и в этом заложена технологичность программы, она изначально спланирована, сконструирована под блочно-модульную систему обучения.
Благодаря блочному построению программа становится более монолитной, системной. Хронологическая периодизация блоков XX столетия весьма логична, разумна, естественна, контекстна историческому процессу и способствует ориентации учащихся в историческом пространстве времен. Кроме того, таким образом осуществляется системный подход, который требует изучения исторических событий, явлений в четкой логической взаимосвязи и взаимозависимости. При составлении блоков материал тщательно отбирается.
Цель: систематизировать, упорядочить учебный материал, отсечь лишнее, загромождающее понимание, осознание и осмысление исторического процесса, его причинно-следственных связей.
Задача учителя – дать учащимся основы знаний по предмету, фундаментальный минимум и научить их учиться и мыслить.
Блочно-модульная технология позволяет учителю показать различные точки зрения на важнейшие исторические события, проблемы, сочетать изучение фактов с формированием навыков анализа и творческого осмысления исторического процесса.
Учитель эффективно может использовать наглядные материалы, схемы, опорные сигналы, опорные конспекты и т.д., органично вплетать их в технологию обучения.
Блочно-модульная технология позволяет решать учителю следующие исторические задачи:
- дать учащимся основы знаний об историческом пути развития России с начала XX в. до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса;
- выработать у учащихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости истории;
- развивать умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно, творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом, настоящем;
- способствовать формированию убеждений и целостных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма. Способствовать развитию у учащихся целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;
- развивать интерес и уважение к отечественной истории и культуре, стремление сохранить и приумножать достояние страны в области материальной и духовной культуры;
- формировать у учащихся объективную оценку отечественной истории и общего места России в мировой истории и ее роли в мировой цивилизации.
В основе образовательной технологии лежит сочетание традиционных форм обучения (лекции, семинары и т.д.), активные формы обучения (деловые игры, дидактический тренинг и т.д.), а также самостоятельного освоения обучающимися учебного материала: глоссарное (словарное обучение), разработка и выполнение логических схем без знаний по темам курса и т.д.
Задача учителя – научить учащихся учиться.
Ученик должен иметь:
- учебник, рекомендованный учителем;
- учебную тетрадь для глоссарного обучения;
- общую рабочую тетрадь для классных и домашних работ.
Занятия в каждом блоке-модуле выполняются в следующей последовательности:
- Обзорная лекция (в том числе может быть и видеолекция) по учебному материалу блока (раздела).
- Практические занятия:
- Первичное глоссарное обучение, работа с понятиями, терминами.
- Работа с учебником (книгой, источником) и опорным конспектом.
- Алгоритмическое освоение умений, навыков (работа с таблицами, схемами, составление логических схем)
- Повторное глоссарное обучение. Здесь же: консультация, отработка задолженностей и интенсив (углубленное изучение для сильных учащихся) Развивающий тренинг(активный семинар, деловая игра, «круглый стол» и т.д.)
- Тестирование – это заключительное занятие по блоку (разделу). Перед тестированием на повторном глоссарном обучении проводится консультация.
Структура построения модульного содержания курса
«История России XX века».
Блок I | Блок II | Блок III | Блок IV |
Российская империя конец XIX начало XX в. | Россия в начале XX в. | Россия в 1907 – 1917 годах. «Политические партии в России». | Советская Россия в 20-е первой половины 30-х годов. |
Блок V | Блок VI | Блок VII | Блок VIII |
СССР в 1945 – 1964 гг. | СССР в 1964 – 1991 гг. | Современный этап развития России (1992 – 2000 гг.) | Новая демократическая Россия (2000 – 2009 гг.) |
Методические указания по организации
учебного процесса в блочно-модульной системе (10-11 классы)
В основе предлагаемой образовательной технологии лежит сочетание традиционных форм обучения (лекция и т.д.), активных форм обучения (деловые игры, активные семинары, дидактический тренинг и т.п.), а также самостоятельного освоения материала учащимися: глосарное (словарное) обучение, разработка и выполнение логических схем по темам курса и т.д.
Значительная роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе учащихся. При этом одной из главных задач учителя является руководство самообразованием учащихся, т.е. помощь в самостоятельном изучении учебного материала, ориентация в литературе, источниках, пояснении сложных вопросов, доведение до каждого учащегося задач, целей каждой выполняемой работы. А также объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Первая задача учителя - научить учащихся учиться.
Каждый ученик должен иметь: учебник (рекомендованный учителем), тетрадь- словарь, общую рабочую тетрадь для классных и домашних работ.
Занятия в каждом блок-модуле выполняются в следующей последовательности
1. Обзорная лекция.
2. Практические занятия.
2.1.Первоначальное глоссарное обучение.
2.2.Работа с учебником (книгой, источником) и опорным конспектом.
2.3.Алгоритмическое освоение умений, навыков (работа с таблицами, схемами и т. д.).
2.4. Повторное глассорное обучение. Здесь же: консультация, отработка задолженностей и углубленное изучение (для сильных учащихся).
2.5. Развивающий тренинг (активный семинар, деловая игра, круглый стол и т. п.)
3. Тестирование, контрольная работа, зачет - это заключительное, занятие по блоку.
Лекция
В лекции обзорно освещается учебный материал, предлагаемый для изучения в блоке. При этом особое внимание обращается на ключевые вопросы блока, сочетающиеся с учебным материалом предыдущего и последующих блоков.
Лекции могут быть проблемные, межпредметные, а так же установочные. В лекциях учитель делает также акцент на те вопросы, на которые учащимся придется отвечать при тестировании. Это обстоятельство максимально повышаем внимание учащихся на лекции. Они ее должны слушать и конспектировать, зная, что это является залогом успешного выполнения практических занятий, тестирования, сдачи зачета.
На лекции учитель передает основную базу знаний, формирует мировоззрение учащихся. Лекции несут также значительную воспитательную функцию. На лекциях учитель выражает свое отношение, свое концептуальное видение, свое мировоззрение, свою философию, свое «Я».
Лекции носят, конечно, диалогический, проблемный и диалектический характер.
Новый материал (лекция) читается по всему блоку. Количество часов (уроков) на каждую конкретную лекцию планируется в зависимости от объема и сложности учебного материала данного блока. Это экономит время, высвобождая его для более прочного усвоения знаний, умений, навыков на практических занятиях.
Тестирование
Тест должен быть кратким и нести только самую основную информацию. Кроме основы, тест имеет так называемые дистраторы или варианты ответов. Как утверждают методисты, дистраторов должно быть четыре (А. В, С, Д). Если дистраторов будет меньше, то возрастает вероятность угадывания; если больше - то усложняется работа с тестом.
Практика показывает, что тесты должны содержать не менее 10 и не более 50 вопросов.
Система критериального балла (оценки) должна быть гибкой. Из опыта работы: за 90% и более - оценка «отлично»; от 75% до 90% - хорошо; от 50% правильных ответов до 75%) -удовлетворительно.
Часто применяется двухуровневое тестирование. Первый уровень - подтягивающее тестирование или обучающее, являющееся предварительным. Такие тесты обычно содержат от 10 до 20 вопросов. После этого тестирования учитель определяет, насколько хорошо учащийся усвоил учебный материал, какие вопросы хорошо усвоены, а на каких стоит остановится. То есть на данном этапе имеет место обсуждение учебного материала и диалог между учащимися и учителем.
Второй, более сложный уровень - контрольные тесты, которые реально покажут, насколько хорошо усвоен материал и какую оценку заслужил учащийся.
Тестирование является популярной формой обучения и контроля знаний. Учащиеся проявляют значительный интерес и активность на тестировании.
На обучающем тестировании (1-й уровень) можно разрешать пользоваться литературой и даже работать коллективно. Дело в том, что если учащийся ничего не знает и не подготовился к тестированию, то за время, отведенное на тестирование, он не справится, даже если будет ударно перелистывать все учебники и справочники.
Таким образом, тестирование является весьма продуктивной формой обучения и контроля.
Система контроля, оценки, проверки знаний, умений и навыков учащихся
Учитель для организации контроля ведет сводную ведомость заданий и контроля по блок-модулю..
Контроль - систематический, наглядный, объективный. За каждый блок учащийся получает несколько оценок. Итоговая оценка за четверть, полугодие складывается из оценок за каждый блок.
Таким образом, оценок в такой системе обучения и контроля много, проблем с «накоплением» оценок нет никаких. Итоговые оценки в такой системе объективны,; справедливы, наглядны, прозрачны.
Можно вести карты самоконтроля.
Формы уроков блочно-модульной технологии.
Блок I Россия в начале XX в.
- Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX – XX в. Российский путь к капитализму.
Смотрим видеофильм «Россия в начале XX в.»
- Практическое занятие.
Работа с понятиями: листы глоссарного обучения, на которых отпечатаны понятия: геостратегическое положение, индустриальное общество, индустриализация, урбанизация, монополия, синдикат, картель, трест, концерн, финансовая олигархия, модернизация.
- Составление конспекта
Ключевые слова:
Три модели капиталистического развития;
Промышленность. Россия – 1–м по нефтедобыче, 2-е – по железным дорогам. Концентрация производства и появление монополий. Сельское хозяйство. Аграрный вопрос. Тормоз развития капитализма.
Вопросы для внеурочного контроля:
- Каковы особенности российской экономики начала XX в.?
- В чем заключаются отрицательные и положительные стороны вмешательства государства в экономику страны?
- В чем причины широкого привлечения в Россию иностранного капитала?
- Какова роль в экономике страны отводилась иностранному капиталу?
- В чем специфика появления и функционирования монополистического уклада в экономике России?
- Что мешало развитию сельскохозяйственного производства в России?
- В чем заключается главные недостатки общинного землевладения?
Темы для сообщений, дискуссий:
Как вы думаете, почему в начале XX века индустриализация страны по западному образцу ставилась передовыми политиками как первейшая государственная задача.
Персоналии: С.Ю. Витте, Плеве, Г. Распутин, Николай II.
В блочно-модульной технологии можно использовать историческую игру, как метод активной формы обучения. Учащийся воспринимает игровые моменты на уроках с удовольствием и активно включается в игровую деятельность в силу своих возрастных психофизиологических особенностей. Он перевоплощается в ходе игры в другого человека, мобилизируя все свои способности, знания, умения. При этом знания, умения, приобретаемые в игре становятся для ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, почувствовать изучаемую эпоху. В ходе игры развиваются способности школьника и восприятию, сопереживанию, прочно закрепляется интерес к прошлому и его изучению. В современной теории и практике преподавания истории уже накоплен большой опыт проведения различных обучающих и развивающих игр, среди которых особое место занимают ролевые игры. Ролевая игра моделирует историческую ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидца и участников событий.
Следующий блок – «политические партии в России в революции 1905 – 1907 гг.» позволяет учащимся усвоить большой объем трудного для восприятия материала.
Целями урока являются формирование представлений об основных политических партиях России, действовавших в условиях революции 1905 – 1907 гг., определение особенностей их политических программ; различие политических задач и позиций, выявление социальных групп, на которые они опирались и чьи интересы выражали, развивает умения выступать публично, воспринимать и выбирать значимое из полученной информации. Также урок помогает определить позицию ученика по отношению к событиям революции.
Оборудованием урока могут быть карта «Революция 1905 – 1907 гг.», фотоизображения революционных событий, портреты лидеров политических партий и политических деятелей России начала XX в., символика Российской империи, таблица «Политические партии в России 1905 – 1907 гг.»
Предварительная подготовка. Речи митингующих заранее составление. Такое задание получают учащиеся. Остальные также должны поработать дома с учебником, познакомиться с программами партий: кадетов, эсеров, октябристов. Подготовить вопросы их представителям.
I этап вводный.
Учитель напоминает, что изучили события «Первой буржуазной революции», начали знакомиться с темой «Политические партии в России». Начинают заполнять таблицу.
Политические партии в России (1905 – 1907 гг.)
Название партии | Кадеты | «Союз 17 октября» | Эсеры | РСДРП (социал-демократы) | Черно-сотенцы |
Когда основана | 1905г. | 1905г. | 1900-1907гг. | 1898-1903гг. | 1905г. |
Полит. лагерь | Либеральный | Либеральный | Революцион-ный | Революционный | Монархи-ческий |
Полит. лидер | П.Н. Милюков | А.И. Гучков | В.М. Чернов | В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов | А.И. Дубрович |
Числен-ность | 50-100 | 50-60 | 50-68 | 30-25 | Около 400 |
Чьи интересы выражали | Буржуазии, части интеллигенции | Крупной буржуазии, помещиков, военных | Крестьян, части интеллигенции, | Рабочих, деклассированной интеллигенции | Рабочих, мещан, чиновников |
Методы | Легальные, парламентская борьба | Легальные, парламентская борьба | Террор, гос. переворот, революция | Стачка, восстание, революция | Манифеста-ции, парламентская борьба, террор |
II этап.
Выступают митингующие.
Учащиеся заслушивают речи, в ходе выступления задают вопросы.
III этап - заключительный.
Учитель подводит итог. Рефлексия.
Вопросы к учащимся:
- Речь какого представителя политических партий была для вас наиболее убедительной?
- Чем она вас привлекла?
- Какие политические партии вы бы поддержали в ходе революции и почему?
- А какую политическую партию поддержали народы России в революции?
Выясним, какая партия набрала больше всего сторонников путем открытого голосования. Далее проверяется таблица и предлагается доработать дома.
Запомнить: даты образования политических партий, методы борьбы, фамилии лидеров партий.
Блок IV – Советская Россия в 20-е первой половине 30-х годов.
Тема : «Политика большевиков в годы Гражданской войны». Задание по работе с документами.
Все представленные задания обладают следующими характеристиками:
- они в своей основе самодостаточны (т.е. не требуют привлечения дополнительных источников информации, но также могут быть использованы практически с любым школьным учебником по истории);
- задания предусматривают четкую систему фиксации результата и соответственно, их легко проверить;
- задания посвящены ключевым аспектам политики большевиков после прихода к власти в годы гражданской войны. Использовать данные задания можно как в 9-х, так и в 11-х классах.
Задание №1. Политика большевиков в сфере промышленности в 1917-1918 гг.
Со отнесите пункты плана и отрывки из доку ментов, расставьте пункты в правильной по следовательности. В соответствии с планом составьте устный рассказ о политике больше виков в сфере управления промышленнос тью.
1. Бойкот предпринимателей -
2. Национализация всей крупной про мышленности -
3. Начало национализации промышлен ности -
4. Введение рабочего контроля на пред приятиях -
5. Создание центра управления государ ственной промышленностью -
Правильная последовательность:
А. «Рабочий контроль осуществляют все рабочие предприятия через свои выборные учреждения... Органы рабочего контроля имеют право наблюдения за производством, устанавливать минимум выработки предприятия и принимать меры к выяснению себестоимости производимых продуктов. Органы рабочего контроля имеют право контроля всей деловой переписки предприятия. Ком мерческая тайна отменяется. Владельцы обязаны предъявлять органам рабочего контроля все книги и отчеты... Решения органов рабо чего контроля обязательны для владельцев предприятий» (из Положения о рабочем кон троле, 14 ноября 1917 г.).
Б. «Совет Народных Комиссаров, считая, что закрытие фабрики Товарищества Ликинской мануфактуры А.В. Смирнова... недопус тимо, что материалы по обследованию дел на фабрике указывают на злую волю предпри нимателя, явно стремившегося локаутиро вать [уволить] рабочих и саботировать про изводство... постановляет: 1. Фабрику... объ явить собственностью Российской республи ки» (из декрета от 17 ноября 1917 г.).
В. «При Совете Народных Комиссаров уч реждается Высший совет народного хозяйства. Задачей Высшего совета народного хозяйства является организация народного хозяйства и государственных финансов» (из декрета от 2 декабря 1917 г.).
Г. «В целях решительной борьбы с хозяй ственной и продовольственной разрухой и для упрочения диктатуры рабочего класса и деревенской бедноты, - Совет Народных Комиссаров постановил: I. Объявить соб ственностью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики ниже указанные... предприятия со всеми их капи талами и имуществами, в чем бы таковы с ни заключались... По металлургической и ме таллообрабатывающей промышленности: все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия с ос новным капиталом в один миллион и более рублей, а также все крупные предприятия, об щая стоимость имущества которых по по следнему балансу составляет один миллион и более рублей... (и далее по отраслям)» (из декрета от 28 июня 1918 г.).
Задание №2. Аграрная политика больше виков в 1917-1918 гг.
Соотнесите пункты плана и отрывки из документов, расставьте пункты в правильной последовательности. В соответствии с планом составьте устный рассказ о аграрной политике большевиков.
1. Введение продовольственной диктату ры, организация комбедов -
2. Хлебозаготовительный кризис -
3. Отход среднего крестьянства от под держки большевиков, массовые крестьянские восстания -
4. Попытка организации прямого товаро обмена между городом и деревней и ее крах -
5. Ликвидация комбедов, введение прод разверстки -
6. Реализация «Декрета о земле», раздел помещичьих земель -
Правильная последовательность:
А. «Право частной собственности на зем лю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом от чуждаема. Вся земля... отчуждается безвоз мездно, обращается во всенародное достоя ние и переходит в пользование всех трудя щихся на ней. Наемный труд не допускает ся... Землепользование должно быть уравни тельным, то есть земли распределяются меж ду трудящимися... по трудовой или потреби тельской норме. Формы пользования землей должны быть совершенно свободны» (из дек рета от 26 октября 1917 г.).
Б. «Крестьяне, не получая мануфактуры, плугов, гвоздей, чая и проч. предметов пер вой необходимости, разочаровываются в по купной силе денег и перестают продавать свои запасы, предпочитая хранить вместо де нег хлеб. Кризис усугубляется недостатком денежных знаков для расплаты в тех местах, где ссыпка еще производится. Анализ сущест вующего положения приводит к выводу, что только снабжение деревни тем, чего она тре бует, т.е. предметами первой необходимости, может вызвать на свет спрятанный хлеб» (из доклада зам. наркома продовольствия А.Д. Цюрупы, март 1918 г.).
В. «В целях усиления государственных за готовок хлеба и других продовольственных продуктов на Народный Комиссариат Продо вольствия возлагается, в нижеуказанных пре делах, организация правильного товарообме на в государственном масштабе. Для продо вольственного товарообмена используется... часть следующих товаров: ткани, нитки, га лантерея, кожа, шорные изделия, обувь, гало ши, спички, мыло, свечи, керосин, смазочное масло, сельскохозяйственные машины и ору дия, проволока, листовое, сортовое железо, подковы, гвозди, сноповязальный шпагат, ве ревочные изделия, стекло, посуда, табак и та бачные изделия, соль, патока, сахар и чай с их суррогатами» (из декрета от 2 апреля 1918г.).
Г. «Хлеб надо достать во что бы то ни ста ло. Если нельзя взять хлеб у деревенской бур жуазии обычными средствами, то надо взять его силой. Надо бороться за хлеб! Записывай тесь в ряды продовольственных отрядов, ор ганизуемых Комиссариатом продовольст вия!» (из работы В.И. Ленина, май 1918 г.). «Повсеместно учреждаются волостные и сельские комитеты деревенской бедноты, организуемые местными Советами при не пременном участии продовольственных ор ганов...» (из декрета от 11 июня 1918 г.).
Д. «Обладателям хлеба удавалось привле кать на свою сторону бедноту, и бывали слу чаи, когда все жители деревни по набатному звону собирались, вооружались кто чем мог и бывали готовы оказать нашему [прод] отря ду сопротивление... Требовать от крестьян сдачи всех излишков потому, что это необхо димо для жизни и благополучия Советской Ре спублики, - это значит требовать... сознатель ных жертв от крестьянства, которое ищет от свободы выгоды и только выгоды» (из письма уполномоченного Наркомпрода Д. Гольмана, лето 1918 г.).
Е. «В целях срочной поставки хлеба для нужд Красной Армии и бесхлебных районов и в развитие декретов Всероссийского Цент рального Исполнительного Комитета о хлебной монополии... и о натуральном налоге... ус танавливается нижеследующий порядок от чуждения излишков зерновых хлебов и фура жа в распоряжение государства... Сельские хо зяйства, не сдавшие к установленному сроку причитающееся на них количество хлебо-фуража, подвергаются штрафу. К упорствующим из них и злостно скрывающим свои запасы применяются суровые меры, вплоть до рас стрела» (из декрета от 11 января 1919 г.).
Заключение
Технология блочно-модульного обучения позволяет выстроить систему организации всего культурного (образовательного) пространства ученика в его учебной деятельности. Эта система гуманизирована и гармонизирована посредством личностно - центрированного подхода, она оплодотворена духом творчества, уважения к личности как ученика, так и учителя (см. схему). Учащийся и учитель чувствуют себя в ней достаточно комфортно и в то же время мотивированно и ответственно. Результат достаточно высокий. Учащиеся добиваются того к чему стремятся, большинство из них продолжают обучение в вузах и колледжах и чувствуют там себя комфортно.
Итак, основная идея предлагаемой технологии: интенсификация педагогического процесса с применением наряду с обычными учебными технологиями средней школы учебных технологий высшей школы при опоре на личностно - центрированный подход; поощрение творческой работы учащихся, организация их групповой деятельности, использование нестандартных уроков; сочетание активных форм обучения на уроке со значительной (до60% и более) долей учебном процессе самостоятельного освоения учащимися учебного материала.
Сегодня перед учителем стоит важная и сложная задача: он должен не только вооружить школьника историческими знаниями, но и строить свои уроки так, чтобы ученик учился сам добывать свои знания, направлять их поиск т.е. осуществлять деятельностный подход в обучении, уроки должны побуждать обучающегося мыслить и рассуждать. Роль учителя на таком уроке сводится к управлению работой школьников, корректировке поставленных задач.
Методические указания по организации
учебного процесса в блочно-модульной системе (10-11 классы)
В основе предлагаемой образовательной технологии лежит сочетание традиционных форм обучения (лекция и т.д.), активных форм обучения (деловые игры, активные семинары, дидактический тренинг и т.п.), а также самостоятельного освоения материала учащимися: глосарное (словарное) обучение, разработка и выполнение логических схем по темам курса и т.д.
Значительная роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе учащихся. При этом одной из главных задач учителя является руководство самообразованием учащихся, т.е. помощь в самостоятельном изучении учебного материала, ориентация в литературе, источниках, пояснении сложных вопросов, доведение до каждого учащегося задач, целей каждой выполняемой работы. А также объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Первая задача учителя - научить учащихся учиться.
Каждый ученик должен иметь: учебник (рекомендованный учителем), тетрадь- словарь, общую рабочую тетрадь для классных и домашних работ.
Занятия в каждом блок-модуле выполняются в следующей последовательности
1. Обзорная лекция.
2. Практические занятия.
2.1.Первоначальное глоссарное обучение.
2.2.Работа с учебником (книгой, источником) и опорным конспектом.
2.3.Алгоритмическое освоение умений, навыков (работа с таблицами, схемами и т. д.).
2.4. Повторное глассорное обучение. Здесь же: консультация, отработка задолженностей и углубленное изучение (для сильных учащихся).
2.5. Развивающий тренинг (активный семинар, деловая игра, круглый стол и т. п.)
3. Тестирование, контрольная работа, зачет - это заключительное, занятие по блоку.
Лекция
В лекции обзорно освещается учебный материал, предлагаемый для изучения в блоке. При этом особое внимание обращается на ключевые вопросы блока, сочетающиеся с учебным материалом предыдущего и последующих блоков.
Лекции могут быть проблемные, межпредметные, а так же установочные. В лекциях учитель делает также акцент на те вопросы, на которые учащимся придется отвечать при тестировании. Это обстоятельство максимально повышаем внимание учащихся на лекции. Они ее должны слушать и конспектировать, зная, что это является залогом успешного выполнения практических занятий, тестирования, сдачи зачета.
На лекции учитель передает основную базу знаний, формирует мировоззрение учащихся. Лекции несут также значительную воспитательную функцию. На лекциях учитель выражает свое отношение, свое концептуальное видение, свое мировоззрение, свою философию, свое «Я».
Лекции носят, конечно, диалогический, проблемный и диалектический характер.
Новый материал (лекция) читается по всему блоку. Количество часов (уроков) на каждую конкретную лекцию планируется в зависимости от объема и сложности учебного материала данного блока. Это экономит время, высвобождая его для более прочного усвоения знаний, умений, навыков на практических занятиях.
Тестирование
Тест должен быть кратким и нести только самую основную информацию. Кроме основы, тест имеет так называемые дистраторы или варианты ответов. Как утверждают методисты, дистраторов должно быть четыре (А. В, С, Д). Если дистраторов будет меньше, то возрастает вероятность угадывания; если больше - то усложняется работа с тестом.
Практика показывает, что тесты должны содержать не менее 10 и не более 50 вопросов.
Система критериального балла (оценки) должна быть гибкой. Из опыта работы: за 90% и более - оценка «отлично»; от 75% до 90% - хорошо; от 50% правильных ответов до 75%) -удовлетворительно.
Часто применяется двухуровневое тестирование. Первый уровень - подтягивающее тестирование или обучающее, являющееся предварительным. Такие тесты обычно содержат от 10 до 20 вопросов. После этого тестирования учитель определяет, насколько хорошо учащийся усвоил учебный материал, какие вопросы хорошо усвоены, а на каких стоит остановится. То есть на данном этапе имеет место обсуждение учебного материала и диалог между учащимися и учителем.
Второй, более сложный уровень - контрольные тесты, которые реально покажут, насколько хорошо усвоен материал и какую оценку заслужил учащийся.
Тестирование является популярной формой обучения и контроля знаний. Учащиеся проявляют значительный интерес и активность на тестировании.
На обучающем тестировании (1-й уровень) можно разрешать пользоваться литературой и даже работать коллективно. Дело в том, что если учащийся ничего не знает и не подготовился к тестированию, то за время, отведенное на тестирование, он не справится, даже если будет ударно перелистывать все учебники и справочники.
Таким образом, тестирование является весьма продуктивной формой обучения и контроля.
Система контроля, оценки, проверки знаний, умений и навыков учащихся
Учитель для организации контроля ведет сводную ведомость заданий и контроля по блок-модулю..
Контроль - систематический, наглядный, объективный. За каждый блок учащийся получает несколько оценок. Итоговая оценка за четверть, полугодие складывается из оценок за каждый блок.
Таким образом, оценок в такой системе обучения и контроля много, проблем с «накоплением» оценок нет никаких. Итоговые оценки в такой системе объективны,; справедливы, наглядны, прозрачны.
Можно вести карты самоконтроля.
Формы уроков блочно-модульной технологии.
Блок I Россия в начале XX в.
- Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX – XX в. Российский путь к капитализму.
Смотрим видеофильм «Россия в начале XX в.»
- Практическое занятие.
Работа с понятиями: листы глоссарного обучения, на которых отпечатаны понятия: геостратегическое положение, индустриальное общество, индустриализация, урбанизация, монополия, синдикат, картель, трест, концерн, финансовая олигархия, модернизация.
- Составление конспекта
Ключевые слова:
Три модели капиталистического развития;
Промышленность. Россия – 1–м по нефтедобыче, 2-е – по железным дорогам. Концентрация производства и появление монополий. Сельское хозяйство. Аграрный вопрос. Тормоз развития капитализма.
Вопросы для внеурочного контроля:
- Каковы особенности российской экономики начала XX в.?
- В чем заключаются отрицательные и положительные стороны вмешательства государства в экономику страны?
- В чем причины широкого привлечения в Россию иностранного капитала?
- Какова роль в экономике страны отводилась иностранному капиталу?
- В чем специфика появления и функционирования монополистического уклада в экономике России?
- Что мешало развитию сельскохозяйственного производства в России?
- В чем заключается главные недостатки общинного землевладения?
Темы для сообщений, дискуссий:
Как вы думаете, почему в начале XX века индустриализация страны по западному образцу ставилась передовыми политиками как первейшая государственная задача.
Персоналии: С.Ю. Витте, Плеве, Г. Распутин, Николай II.
В блочно-модульной технологии можно использовать историческую игру, как метод активной формы обучения. Учащийся воспринимает игровые моменты на уроках с удовольствием и активно включается в игровую деятельность в силу своих возрастных психофизиологических особенностей. Он перевоплощается в ходе игры в другого человека, мобилизируя все свои способности, знания, умения. При этом знания, умения, приобретаемые в игре становятся для ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, почувствовать изучаемую эпоху. В ходе игры развиваются способности школьника и восприятию, сопереживанию, прочно закрепляется интерес к прошлому и его изучению. В современной теории и практике преподавания истории уже накоплен большой опыт проведения различных обучающих и развивающих игр, среди которых особое место занимают ролевые игры. Ролевая игра моделирует историческую ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидца и участников событий.
Следующий блок – «политические партии в России в революции 1905 – 1907 гг.» позволяет учащимся усвоить большой объем трудного для восприятия материала.
Целями урока являются формирование представлений об основных политических партиях России, действовавших в условиях революции 1905 – 1907 гг., определение особенностей их политических программ; различие политических задач и позиций, выявление социальных групп, на которые они опирались и чьи интересы выражали, развивает умения выступать публично, воспринимать и выбирать значимое из полученной информации. Также урок помогает определить позицию ученика по отношению к событиям революции.
Оборудованием урока могут быть карта «Революция 1905 – 1907 гг.», фотоизображения революционных событий, портреты лидеров политических партий и политических деятелей России начала XX в., символика Российской империи, таблица «Политические партии в России 1905 – 1907 гг.»
Предварительная подготовка. Речи митингующих заранее составление. Такое задание получают учащиеся. Остальные также должны поработать дома с учебником, познакомиться с программами партий: кадетов, эсеров, октябристов. Подготовить вопросы их представителям.
I этап вводный.
Учитель напоминает, что изучили события «Первой буржуазной революции», начали знакомиться с темой «Политические партии в России». Начинают заполнять таблицу.
Политические партии в России (1905 – 1907 гг.)
Название партии | Кадеты | «Союз 17 октября» | Эсеры | РСДРП (социал-демократы) | Черно-сотенцы |
Когда основана | 1905г. | 1905г. | 1900-1907гг. | 1898-1903гг. | 1905г. |
Полит. лагерь | Либеральный | Либеральный | Революцион-ный | Революционный | Монархи-ческий |
Полит. лидер | П.Н. Милюков | А.И. Гучков | В.М. Чернов | В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов | А.И. Дубрович |
Числен-ность | 50-100 | 50-60 | 50-68 | 30-25 | Около 400 |
Чьи интересы выражали | Буржуазии, части интеллигенции | Крупной буржуазии, помещиков, военных | Крестьян, части интеллигенции, | Рабочих, деклассированной интеллигенции | Рабочих, мещан, чиновников |
Методы | Легальные, парламентская борьба | Легальные, парламентская борьба | Террор, гос. переворот, революция | Стачка, восстание, революция | Манифеста-ции, парламентская борьба, террор |
II этап.
Выступают митингующие.
Учащиеся заслушивают речи, в ходе выступления задают вопросы.
III этап - заключительный.
Учитель подводит итог. Рефлексия.
Вопросы к учащимся:
- Речь какого представителя политических партий была для вас наиболее убедительной?
- Чем она вас привлекла?
- Какие политические партии вы бы поддержали в ходе революции и почему?
- А какую политическую партию поддержали народы России в революции?
Выясним, какая партия набрала больше всего сторонников путем открытого голосования. Далее проверяется таблица и предлагается доработать дома.
Запомнить: даты образования политических партий, методы борьбы, фамилии лидеров партий.
Блок IV – Советская Россия в 20-е первой половине 30-х годов.
Тема : «Политика большевиков в годы Гражданской войны». Задание по работе с документами.
Все представленные задания обладают следующими характеристиками:
- они в своей основе самодостаточны (т.е. не требуют привлечения дополнительных источников информации, но также могут быть использованы практически с любым школьным учебником по истории);
- задания предусматривают четкую систему фиксации результата и соответственно, их легко проверить;
- задания посвящены ключевым аспектам политики большевиков после прихода к власти в годы гражданской войны. Использовать данные задания можно как в 9-х, так и в 11-х классах.
Задание №1. Политика большевиков в сфере промышленности в 1917-1918 гг.
Со отнесите пункты плана и отрывки из доку ментов, расставьте пункты в правильной по следовательности. В соответствии с планом составьте устный рассказ о политике больше виков в сфере управления промышленнос тью.
1. Бойкот предпринимателей -
2. Национализация всей крупной про мышленности -
3. Начало национализации промышлен ности -
4. Введение рабочего контроля на пред приятиях -
5. Создание центра управления государ ственной промышленностью -
Правильная последовательность:
А. «Рабочий контроль осуществляют все рабочие предприятия через свои выборные учреждения... Органы рабочего контроля имеют право наблюдения за производством, устанавливать минимум выработки предприятия и принимать меры к выяснению себестоимости производимых продуктов. Органы рабочего контроля имеют право контроля всей деловой переписки предприятия. Ком мерческая тайна отменяется. Владельцы обязаны предъявлять органам рабочего контроля все книги и отчеты... Решения органов рабо чего контроля обязательны для владельцев предприятий» (из Положения о рабочем кон троле, 14 ноября 1917 г.).
Б. «Совет Народных Комиссаров, считая, что закрытие фабрики Товарищества Ликинской мануфактуры А.В. Смирнова... недопус тимо, что материалы по обследованию дел на фабрике указывают на злую волю предпри нимателя, явно стремившегося локаутиро вать [уволить] рабочих и саботировать про изводство... постановляет: 1. Фабрику... объ явить собственностью Российской республи ки» (из декрета от 17 ноября 1917 г.).
В. «При Совете Народных Комиссаров уч реждается Высший совет народного хозяйства. Задачей Высшего совета народного хозяйства является организация народного хозяйства и государственных финансов» (из декрета от 2 декабря 1917 г.).
Г. «В целях решительной борьбы с хозяй ственной и продовольственной разрухой и для упрочения диктатуры рабочего класса и деревенской бедноты, - Совет Народных Комиссаров постановил: I. Объявить соб ственностью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики ниже указанные... предприятия со всеми их капи талами и имуществами, в чем бы таковы с ни заключались... По металлургической и ме таллообрабатывающей промышленности: все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия с ос новным капиталом в один миллион и более рублей, а также все крупные предприятия, об щая стоимость имущества которых по по следнему балансу составляет один миллион и более рублей... (и далее по отраслям)» (из декрета от 28 июня 1918 г.).
Задание №2. Аграрная политика больше виков в 1917-1918 гг.
Соотнесите пункты плана и отрывки из документов, расставьте пункты в правильной последовательности. В соответствии с планом составьте устный рассказ о аграрной политике большевиков.
1. Введение продовольственной диктату ры, организация комбедов -
2. Хлебозаготовительный кризис -
3. Отход среднего крестьянства от под держки большевиков, массовые крестьянские восстания -
4. Попытка организации прямого товаро обмена между городом и деревней и ее крах -
5. Ликвидация комбедов, введение прод разверстки -
6. Реализация «Декрета о земле», раздел помещичьих земель -
Правильная последовательность:
А. «Право частной собственности на зем лю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом от чуждаема. Вся земля... отчуждается безвоз мездно, обращается во всенародное достоя ние и переходит в пользование всех трудя щихся на ней. Наемный труд не допускает ся... Землепользование должно быть уравни тельным, то есть земли распределяются меж ду трудящимися... по трудовой или потреби тельской норме. Формы пользования землей должны быть совершенно свободны» (из дек рета от 26 октября 1917 г.).
Б. «Крестьяне, не получая мануфактуры, плугов, гвоздей, чая и проч. предметов пер вой необходимости, разочаровываются в по купной силе денег и перестают продавать свои запасы, предпочитая хранить вместо де нег хлеб. Кризис усугубляется недостатком денежных знаков для расплаты в тех местах, где ссыпка еще производится. Анализ сущест вующего положения приводит к выводу, что только снабжение деревни тем, чего она тре бует, т.е. предметами первой необходимости, может вызвать на свет спрятанный хлеб» (из доклада зам. наркома продовольствия А.Д. Цюрупы, март 1918 г.).
В. «В целях усиления государственных за готовок хлеба и других продовольственных продуктов на Народный Комиссариат Продо вольствия возлагается, в нижеуказанных пре делах, организация правильного товарообме на в государственном масштабе. Для продо вольственного товарообмена используется... часть следующих товаров: ткани, нитки, га лантерея, кожа, шорные изделия, обувь, гало ши, спички, мыло, свечи, керосин, смазочное масло, сельскохозяйственные машины и ору дия, проволока, листовое, сортовое железо, подковы, гвозди, сноповязальный шпагат, ве ревочные изделия, стекло, посуда, табак и та бачные изделия, соль, патока, сахар и чай с их суррогатами» (из декрета от 2 апреля 1918г.).
Г. «Хлеб надо достать во что бы то ни ста ло. Если нельзя взять хлеб у деревенской бур жуазии обычными средствами, то надо взять его силой. Надо бороться за хлеб! Записывай тесь в ряды продовольственных отрядов, ор ганизуемых Комиссариатом продовольст вия!» (из работы В.И. Ленина, май 1918 г.). «Повсеместно учреждаются волостные и сельские комитеты деревенской бедноты, организуемые местными Советами при не пременном участии продовольственных ор ганов...» (из декрета от 11 июня 1918 г.).
Д. «Обладателям хлеба удавалось привле кать на свою сторону бедноту, и бывали слу чаи, когда все жители деревни по набатному звону собирались, вооружались кто чем мог и бывали готовы оказать нашему [прод] отря ду сопротивление... Требовать от крестьян сдачи всех излишков потому, что это необхо димо для жизни и благополучия Советской Ре спублики, - это значит требовать... сознатель ных жертв от крестьянства, которое ищет от свободы выгоды и только выгоды» (из письма уполномоченного Наркомпрода Д. Гольмана, лето 1918 г.).
Е. «В целях срочной поставки хлеба для нужд Красной Армии и бесхлебных районов и в развитие декретов Всероссийского Цент рального Исполнительного Комитета о хлебной монополии... и о натуральном налоге... ус танавливается нижеследующий порядок от чуждения излишков зерновых хлебов и фура жа в распоряжение государства... Сельские хо зяйства, не сдавшие к установленному сроку причитающееся на них количество хлебо-фуража, подвергаются штрафу. К упорствующим из них и злостно скрывающим свои запасы применяются суровые меры, вплоть до рас стрела» (из декрета от 11 января 1919 г.).
Заключение
Технология блочно-модульного обучения позволяет выстроить систему организации всего культурного (образовательного) пространства ученика в его учебной деятельности. Эта система гуманизирована и гармонизирована посредством личностно - центрированного подхода, она оплодотворена духом творчества, уважения к личности как ученика, так и учителя (см. схему). Учащийся и учитель чувствуют себя в ней достаточно комфортно и в то же время мотивированно и ответственно. Результат достаточно высокий. Учащиеся добиваются того к чему стремятся, большинство из них продолжают обучение в вузах и колледжах и чувствуют там себя комфортно.
Итак, основная идея предлагаемой технологии: интенсификация педагогического процесса с применением наряду с обычными учебными технологиями средней школы учебных технологий высшей школы при опоре на личностно - центрированный подход; поощрение творческой работы учащихся, организация их групповой деятельности, использование нестандартных уроков; сочетание активных форм обучения на уроке со значительной (до60% и более) долей учебном процессе самостоятельного освоения учащимися учебного материала.
Сегодня перед учителем стоит важная и сложная задача: он должен не только вооружить школьника историческими знаниями, но и строить свои уроки так, чтобы ученик учился
Предварительный просмотр:
Персональные данные учителя
Ф.И.О.: Юрина Людмила Николаевна___________________________________________: Наименование учебного заведения: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Белоярская общеобразовательная школа №1» ________________________________________________
Почтовый адрес образовательного учреждения: 628433, _ Российская Федерация, Тюменская область,_____ Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский__ район, п.г.т. Белый Яр, улица Островского, д.20.______________________
Контактный телефон: (3462) 74-57-99________________Факс (3462) 74-57-99__________
Email: beliyar-1@mail.ru______________ http: www.belsch-1.ru_______________________
Тема самооброзования : _ «Организация учебного процесса в блочно-модульной_ системе»____
Образование: высшее, Курганский государственный педагогический институт, 1989г., № 438266_______ _______________________________________________________
Специальность (квалификация по диплому): учитель истории и обществоведения ______
Квалификационная категория | Общий стаж педагогической работы | Стаж в данном образовательном учреждении МАОУ «Белоярская общеобразовательная школа №1» | Учебная педагогическая нагрузка |
Высшая | 33 года | 13 лет | От 25 до 30 часов |
Предварительный просмотр:
Участие в конференциях « Шаг в будущее», конкурсах.
Подготовкой учащихся к научно-исследовательской деятельности в области истории, обществознания я занимается с 2002 года. В 2002 году моя ученица Гончарук Е. стала победителем Конгресса молодых исследователей Западно-Сибирского региона, заняла II место и, соответственно, стала студенткой Сургутского вуза. В 2003г. ученики 10 класса Изосимов Ю. и Курган Г. стали победителями районной конференции «Шаг в будущее». С этого времени я не утратила интереса к этому виду деятельности.
Уровень участия | 2005 – 2006 гг. | 2006 – 20007гг. | 2007 – 2008гг. | 2008 – 2009гг. | 2009 – 2010гг. | 2010 – 2011 гг. | 2011 – 2012гг. |
Междунаро-дный | |||||||
Федераль-ный | |||||||
Региональ-ный | Сердюков Александр, ученик 8 класса (сертифи-кат участни-ка) | Аббасов Орхан, ученик 10 классса (сертификат участникаV региональ-ной конференции « Мы живем в Сибири» | Кидирни-язова Суюмбике, ученица 11 класса (сертификат участника окружной конферен-ции школьников « новое поколение и общество знаний) | Суворова Ксения, ученица 5 класса (II место в рай онной конферен-ции « Семь чудес света Сургутско-го рай- она» | |||
Районный | Абба-сов Орхан, уче-ник 8 кл. (по- ощри-тель-ный приз) | Абба-сов Орхан, уче-ник 9 кл. ( II место) | Кидирниязова Суюмбике, ученица 10 класса ( диплом участника конкурса сочинений на тему: « Если бы я был депута-том...», посвященного 15 – летию Думы Сурутского –района; Сухачева Алена, ученица 10 класса (видетель-ство участника конкурса творческих работ, посвящен-ного 65 – летию Победы в Великой Отечествен-ной войне « Научный подвиг» | ||||
Муниципа-льный |
|
Ежегодно в школе, районе, округе проводятся конференции « Шаг в будущее» Вместе с учащимися мы участвуем в этих конференциях. Учащиеся выступали со следующими темами:
2005 – 2006г. - « Сид и наркомания – чума XX века» ( Кадырбаева Руфина, ученица 8 класса)
« Борьба русского народа с иноземными захватчиками в XIII веке» ( Сердюков
Александр , ученик 8 класса);
2006 – 2007 гг. – « Права человека в свободной стране» ( Сердюков Александр, ученик 9 класса);
2007 – 2008гг. - « Отечественная война 1812 года: оценки историков и современников».
( Аббасов Орхан, ученик 8 класса)
2008 – 2009 гг.- « Героическая оборона жителей Ленинграда» ( Аббасов Орхан, ученик 10 класса);
2009 – 2010гг. –« Спецпереселенцы: жизнь и судьба родителей и их детей»
(Кидирниязова Суюмбике, ученица 11 класса;
2010 – 2011гг. – « Югорский вантовый мост – уникальное строительство округа» ( Суворова Ксения,
ученица 5 класса).
Предварительный просмотр:
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение последних 5 лет
2005 года проходила повышение квалификации и профессиональной переподготовки. Прошла курсы по двум направлениям: предметному и воспитательному. Предметное направление: «Актуальные проблемы преподавания курса “История России XX век”». Воспитательное направление: «Поведенческие расстройства у детей и подростков: беда или симптом? Психологическая работа с семьей».
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Повышение квалификации | |||||
Тема курсов | - | «Поведенческие расстройства у детей и подростков: беда или симптом? Психологическая работа с семьей» | - | - | Актуальные проблемы преподавания курса «История России XX век» |
Место прохождение | - | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1» | - | - | Институт развития образования |
№ удостоверения | - | № 086/32 | - | - | № 7986 |
Тема курса | - | Интеграция в школьном образовании «Региональный компонент» | - | - | - |
Место прохождение | - | Институт повышения квалификации и развития регионального образования | - | - | - |
№ удостоверения | - | № 15402 | - | - | - |
Предварительный просмотр:
Участие в олимпиадах
Уровень участия | 2005 – 2006гг. | 2006 – 20007гг. | 2007 – 2008гг |
школьный | История: 8 кл. – 2 участника (1 призер – I место); Обществознание: 8 кл. – 4 уч., (2пр. – II, III места) | История: 9 кл. – 5 уч. (3 пр. – I, II, II места) Обществознание: 9 кл. – 7 уч. (3 пр. – I, II, III места) | История: 8 кл. – 2 уч. (1 пр. – II место) 10 кл. – 2 уч. (1 пр. – II место); Право: 10 кл. – 1 уч. (1 пр. – I место); Обществознание: 10 кл. – 4 уч. (2 пр. – I, II места) |
муниципальный | История: 9 кл. – 1 уч. (1 пр. – II место) 11 кл. – 2 уч. (2 пр. – II, III место); Право: 11 кл. – 2 уч. (2 пр. – II, III место) | Обществознание: 9 кл. – 2 уч. (1 пр. – I место) Право: 9 кл. – 2 уч. (2 пр. – II,II места) | История: 10 кл. – 1 уч. (1 пр. – II место); Обществознание: 10 кл. – 1 уч. (1 пр. – III место); Право: 10 кл. – 1 уч. (1 пр. – II мест |
районный | История: 9 класс. – 1 участник. (1 призер. – I место) 11 класс. – 2 участника. (2 призера. – II, III места); Право: 9 класс. – 2 участника. (2 призера. – I, II места) 11 класс 1 участник ( 1 призер) Обществознание: 9 класс. – 3участника. ( 3 призера. – II, два третьих места) 11кл. – 2 участника ( 2 пр. – II,III мест | Право: 9 кл. – 1 уч. (III место
| Право: 10 кл. – 1уч. 1 – поощритель-ный приз.
|
Участие в олимпиадах Продолжение
Уровень участия | 2009 – 2010гг. | 2010 – 2011гг. | 2011 – 2012гг. |
школьный | История: 9 класс – 2 участника (2призера – два вторых места); Обществознание: 9 класс. – 4 участника (4 призера.- I ,II, два третьих места); Правоведение: 9 класс. – 3 участника. ( 3призера.- I место, два третьих | История: 10 кл – 1 участник (1призер. – II место) Обществознание: 10 класс. – 1участник. (1призер. – I место) Право: 10 класс. – 1участник. ( 1 призер. – I место) | Право: 11 класс. – 2 участника. (2 призера. – I, II места); Обществознание: 11 класс. – 2 участника. (2 призера. – I,II места) |
муниципальный | История: 9 класс. – 1 участник. (1 призер. – I место) 11 класс. – 2 участника. (2 призера. – II, III места); Право: 9 класс. – 2 участника. (2 призера. – I, II места) 11 класс 1 участник ( 1 призер) Обществознание: 9 класс. – 3участника. ( 3 призера. – II, два третьих места) 11кл. – 2 участника ( 2 пр. – II,III места) | - | - |
районный | 11 класс. – 2 участника. (2 призера. – II, III места); Право: 9 класс. – 2 участника. (2 призера. – I, II места) 11 класс 1 участник ( 1 призер) Обществознание: 9 класс. – 3участника. ( 3 призера. – II, два третьих места) 11кл. – 2 участника ( 2 пр. – II,III места) | - | - |
региональный | История: 10 – кл – 2 участника ( свидетельство I тура межрегиональной Олимпиады школьников в области обществознания и истории России « Кодекс знаний» |
Всероссийская региональный | История 6кл – 1 участник (диплом участника Высшая Лига,II тур МЕЖДУНАРОДНАЯ | УРФО: История: 5кл – 4 уч. ( диплом Высшая Лига, II тур) 7 кл. – 1 уч ( диплом участника Высшая Лига,II тур) Обществознание: 7кл- 1 участник ( Диплом участника Высшая Лига, II тур) Снайл История: 5кл – 2 участника ( сертификат участника ) 7кл – 1 участник ( диплом участника) СНАЙЛ История: 7кл – 1участник (сертификат V Всероссийского дистанционного конкурса « История в лица» 5кл – 2 участника ( сертификат участника) Обществознание 7кл – 1 участник ( сертификат участника) |
Предварительный просмотр:
Участие в ЕГЭ
Сегодня перед учителем стоит важная и сложная задача: он должен не только вооружить школьников историческими знаниями, но и строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников мыслить и рассуждать, помочь учащимся подготовиться к ЕГЭ.
Научить учащихся работать на уроке самостоятельно, изучать дополнительный материал, выбирать нужный материал для подготовки к экзаменам.
Участие во Всероссийском эксперименте.
Сдача учащимися ЕГЭ.
История, обществознание
История, обществознание 2003 – 2004 уч год.
Всего | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество |
14 | 2 | 6 | 6 | - | 57% |
История 2004 – 2005 уч. год.
Всего | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество |
9 | 3 | 5 | 1 | - | 89% |
Обществознание. 2004 – 2005 уч. год.
Всего | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество |
16 | 3 | 6 | 7 | - | 56% |
Исто6ия 2005 – 2006 уч. год.
Всего | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество |
17 | 4 | 6 | 7 | - | 59% |
Обществознание. 2005 – 2006 уч. год.
Всего | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество |
37 | 12 | 13 | 12 | - | 68% |
История 2008 – 2009 уч год.
Всего | От 60 до 79 баллов | От минимума до 59 баллов | «2» | ||
10 учеников | 8 | 2 | нет |
Обществознание. 2008 – 2009 уч. год.
Всего | От 60 до 75 баллов | От минимума до 59 | « 2» | ||
39 | 24 | 15 | нет |
|
|
История: 2009 – 2010 уч год.
Всего | От 51 до 70 баллов | От минимума до 50 баллов | «2» | ||
5 | 3 | 2 | нет |
Обществознание. 2009– 2010уч. год.
Всего | От 71 до 100 баллов | От 51 до 70 баллов | От минимума до 50 балла | « 2» | |
35 | 1 | 28 | 6 | нет |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.
В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)
Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...

Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.
СодержаниеРаздел I. Мой портрет ...

Портфолио педагога.Структура портфолио.
Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....

Выступление на педагогическом совете «Что такое «ПОРТФОЛИО»? Для чего и зачем нужно создавать «ПОРТФОЛИО»
Материал по теме выступленя полезен для методической работы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»
Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...
Методический портфолио учителя бурятского языка Показан опыт работы учителя бурятского языка по созданию методического портфолио.
Разработки уроков устного курса (1 цикл)...