статья "Влияние дистанционного обучения на развитие познавателного интереса на уроках английского языка в общеобразовательной школе"
статья по истории (6 класс)

Исследование в области дистанционного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние дистанционного обучения на развитие познавательного интереса к изучению гуманитарных дисциплин

на основе платформы moodle»

14 февраля 2012 Государственной Думой РФ был принят закон, который позже был подписан Дмитрием Анатольевич Медведевым

Закон «О дистанционном образование».

 Где в пояснительной записке говорится: «При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии»

Идея об исследование в данной области пришла ко мне в апреле 2011 года.

Гипотеза работы:

 если преподавать уроки истории в 6классе, с использованием дистанционного обучения и блогов, то можно ожидать, что дистанционное обучение будет  положительно влиять на формирование познавательного интереса к истории.

Объектом исследования в данной работе является – познавательный интерес к истории у учеников 6 класса

Предметом исследования – дистанционное обучение как средство развития интереса к предмету

Задачи:  

Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме

2. Разработать методические рекомендации по использованию дистанционного образования и блогов  как средство развития познавательного интереса у учащихся 6- классов

Современный педагог должен быть не только гибок, но и идти в ногу со временем. Этого просит не только общество но и новые формы аттестации, работа с электронным дневником.

Мною, было проведено исследование учащихся 6-х классов. Преподаваемый предмет – это история.

 Группа эксперементуемых изучает историю средних веков и историю России с древнейших времен до наших дней.

Для того что бы заинтересовать детей кроме привычных методов сегодня надо использовать их умение пользования виртуальной сетью.

 На дистанционной площадке moodle, был разработан ряд лекций и опросов по темам история средних веков и история России, а на блоге – происходило обновление информации по предметам.

Черты дистанционного образования:

гибкость;

модульность;

экономическая эффективность;

новая роль преподавателя;

новая роль обучающегося;

специализированные формы контроля;

использование специализированных технологий.

Варианты организации дистанционного образования:

образование по типу экстерната;

университетское образование;

образование на основе одновременного взаимодействия в сети нескольких учебных заведений;

организация автономных образовательных учреждений, специализирующихся на различных формах дистанционного образования;

локальное образование на основе автономных обучающих систем;

дистанционное образование, интегрированное с традиционными способами, или, иначе, дистанционная поддержка образовательного процесса.

Возможности, которые предоставляет дистанционное образование
для учащихся школ:

улучшить собственные знания по различным учебным дисциплинам;

успешно подготовиться к экзаменам в различной форме;

участвовать в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах;

изучить курсы, не входящие в школьную программу;

получить предпрофильную подготовку;

получить дистанционную     поддержку образовательного процесса.

Для начала нам необходимо познакомиться с теоретической частью проблемы:

Мотивация – это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность

1. Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения.

Мотивация включает в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях имеющихся у человека о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом.

Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. 

Интерес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов.

Интерес – вызывает желание поближе познакомится с предметом.

Интерес является предпосылкой к обучению. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Следовательно интерес служит с одной стороны, средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы; формирование полноценных интересов – существеннейшая задача обучения.

В ходе учебной работы интерес школьников часто фиксируется на предмете, который особенно хорошо поставлен и по которому дети делают особенно ощутимые, очевидные для них сами успехи. Многое здесь зависит от педагога и средств которые он использует на уроке.

Познавательный интерес – это сплетение интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов в целостном умственном развитие человека, школьника. Интерес способствует значительному повышению работоспособности. Скучное обеспечение приводит к утомлению за значительно короткое время

Информационные технологии - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.

К информационным технологиям относится создание письменности, изобретение книгопечатания, телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютерные технологии и т.д. Все информационные технологии можно разделить на две большие группы - традиционные и современные информационные технологии.

Наличие мультимедиа:

Реальные фотографии, картины

Готовые презентации

Видео фрагменты

Аудио файлы

Карты, схемы

Обзор коллекций мировых музеев посредством Интернета

Педагогические задачи, решаемые с помощью современных программных средств по истории:

Обучение истории

Совершенствование процесса преподавания

Выработка у учащихся знаний, умений и навыков

Развитие способностей учащихся

Автоматизация контроля знаний, умений, коррекция результатов учебной деятельности, тестирование и психодиагностика

Организация исследовательской работы

У учащихся 6 классов на уроках истории средних веков, истории России, обществознания стали применять дистанционную платформу moodle и систему блогов.

Тем самым мы стремились повысить  успеваемость учащихся

Из двух классов системой moodle пользовалось 40 учащихся.

Задание в системе давалось детям для самостоятельного обучения и закрепления материала, где кроме лекций им необходимо было пройти тестирование. Дома у них была возможность пользоваться конспектами, рабочими тетрадями, учебником. Тем самым они могли закрепить изученный материал.

У учащихся 6 классов на уроках истории средних веков, истории России, обществознания стали применять дистанционную платформу moodle и систему блогов.

Тем самым мы стремились повысить  успеваемость учащихся

Из двух классов системой moodle пользовалось 40 учащихся.

Задание в системе давалось детям для самостоятельного обучения и закрепления материала, где кроме лекций им необходимо было пройти тестирование. Дома у них была возможность пользоваться конспектами, рабочими тетрадями, учебником. Тем самым они могли закрепить изученный материал.

Мною был проведен опрос учащихся:

Всего в опросе приняло участие 40 человек.

1. Нравится ли Вам предметы история, обществознание, история и культура СПб

Да нравится – 27

Нравится, но не всегда – 7

Нет – мне не нравится – 6

2. Какой урок тебе нравится больше, когда ты работаешь с учебником и тетрадью или когда работа ведется с  мультимедиа технологиями

Нравится с мультимедиа – 31

Нравится с учебником и тетрадью – 1

Нет разницы - 8

3. Используешь ли ты во время домашней подготовки курсы и тесты в системе moodle, сайта:

Да использую дома --27 человек

Да, но использую только в школе – 8 человек

Нет, не использую – 5 человек

4. Нравится ли тебе, повторять материал и проходить пробное тестирование на дистанционной платформе?

Да нравится – 37 человек

Нет, не всегда – 3 человека

5. Хотел бы ты, что бы дистанционное образование использовалось не только на предмете история

Да хотел – 39 человек

Нет, не хотел бы – 1 человек

Последствия применения дистанционного обучения  в процессе преподавания гуманитарных дисциплин

1.Повышение уровня использования наглядности

2.Повышение производительности урока и улучшения результативности домашней работы

3.Установление межпредметных связей

4.Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории

5.Преподаватель создающий или использующий дистанционное обучение, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.

6.Изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК. Они начинают видеть в преподавателе «родственную душу».

7.Изменяется, особенно у 5 - 7-классников, отношение к ПК, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Грамотно составленные задания помогают готовить детей к ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию

Методические рекомендации по использованию системы moodle и блогов

Структура  создаваемого материала должна быть четка и понятна, материал должен быть подобран в соответствии с особенностями класса

Начинать работу в системе moodle необходимо с более простых работ к более сложным и разнообразным видам деятельности, для того, что бы учащиеся могли видеть развитие и различные виды заданий на дистанционной платформе

Необходимо проводить оценку их работ выполненных в системе moodle

Стараться использовать четкие и понятные схемы для учащихся

Проводить первое тестирование пробное – в школе (для того, что бы учащиеся самостоятельно могли зарегистрироваться, и найти нужный тест в системе)

Проводить статистику работы по классу в целом и информировать учащихся об их успехам в данной области

Размещать на блоге вопросы для подготовки школьников к самостоятельным работам

Проводить в системе moodle опросы и тесты, а после проводить модифицированный тест в классе

Плюсы

Минусы

Тратишь один час на создание теста, и 5 минут на проверку (при условии, если тесты будут с выбором правильного ответа)

Неудобно проверять работы и тесты, где необходимо было высказать свое мнение или решить конкретную ситуацию (следовательно для курса «Обществознания» – система не подходит)

Система дает возможность учащимся качественней готовится к самостоятельной работе, позволяет обобщать знания по предмету

Необходимость самостоятельного создания каждому учащемуся login и пароля

Нет обеспеченности у всех учащихся базой для работы с дистанционной площадкой

Без обучения работы в  системе moodle учителю тяжело самостоятельно освоить систему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках английского языка.

Развитие познавательного интереса учащихся посредством использования нестандартных заданий на уроках английского языка....

Статья на тему "Игра как средство развития познавательного интереса на уроках английского языка".

Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу, а это значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствовани...

Дипломная работа "Роль активных методов обучения в развитии познавательного интереса на уроках русского языка в основной школе"

В работе представлен теоритический материал о роли обучающегося в современном образовательном процессе. В пратической части представлен эксперимент по развитию познавательного интереса на уроках русск...

Конспект урока Развитие познавательного интереса учащихся к английскому языку на уроках с носителями языка

Как показывает практика, очень эффективными являются занятия с носителем языка (native speaker). Уверена, что подобное общение можно организовывать в рамках учебного процесса, приглашая носителей язык...

Презентация "Технология развития критического мышления на уроках английского языка основной школы"

Презентация "Технология развития критического мышления на уроках английского языка основной школы"...

Использование приемов развития творческих способностей на уроках английского языка в школе.

Существует множество методов и приемов обучения, цель которых – усилить мотивацию изучения иностранного языка. У любого педагога есть немало примеров того, как можно заинтересовать учащих...

Развитие познавательного интереса на уроках английского языка – путь к социализации личности

Изучение английского языка – социальный заказ общества. Владение английским языком становится в настоящее время одним из условий профессиональной компетентности специалиста. Низкий уровень инояз...