Слава русского оружия
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

 Главная цель этой игры - «баталии» - развивать интерес учащихся к военной истории, способствовать развитию коллективных качеств у ребят во время подготовки и во время самой игры.

Концентрическое построение школьной программы по истории дает возможность создавать разновозрастные группы. Учитывая, что история XVIII века изучается в 10 классе, а XIX век - в 11 кл., для игры можно создавать объединенные команды. И еще одна особенность этого конкурса  -  команда состоит из 6 человек, а количество команд неограниченно.

Правила игры следующие: ребята должны пройти шесть этапов, выполняя задания каждого из них, набирая, соответственно, баллы (максимальное количество баллов на каждом этапе 5 или 10, т.е. как решит жюри), по их результатам и подводится общий итог игры и производится награждение команд, занявших призовые места.

Данный конкурс может проходить как открытое мероприятие по истории или как праздник, посвященный Дню Защитника Отечества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slava_russkogo_oruzhiya.docx101.37 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Починковская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий внеклассного мероприятия,

проводимого в рамках недели истории,

«Слава русского оружия».

(Игра - викторина по военной истории для 10-11 класов)

Подготовила:  учитель истории и обществознания О.А.Спирина

Январь 2011г

 Главная цель этой игры - «баталии» - развивать интерес учащихся к военной истории, способствовать развитию коллективных качеств у ребят во время подготовки и во время самой игры.

Концентрическое построение школьной программы по истории дает возможность создавать разновозрастные группы. Учитывая, что история XVIII века изучается в 10 классе, а XIX век - в 11 кл., для игры можно создавать объединенные команды. И еще одна особенность этого конкурса  -  команда состоит из 6 человек, а количество команд неограниченно.

В актовом зале (в рекреации) устанавливаются столы, вокруг каждого - 6 стульев для команды (команды можно пропустить в 2 - 3 потока, если групп окажется много), на стенах вывешиваются необходимые экспозиции: портреты полководцев, виды оружия, репродукции картин, изображение архитектурных и скульптурных памятников, изображения орденов ХVIII - XIХ веков (см. презентацию). Для каждого этапа должно быть не более 10 рисунков, они могут быть под номерами от 1 до 10, а на столах у ребят лежат таблички с номерами от 0 до 10. Если во время игры команда должна выбрать конкретное оружие, орден, памятник и т.д., она поднимает табличку с соответственным номером, а если такого рисунка нет, ребята поднимают 0. Но можно вместо табличек с номерами дать командам чистые листы, на которых ребята будут записывать правильные ответы.

Правила игры следующие: ребята должны пройти шесть этапов, выполняя задания каждого из них, набирая, соответственно, баллы (максимальное количество баллов на каждом этапе 5 или 10, т.е. как решит жюри), по их результатам и подводится общий итог игры и производится награждение команд, занявших призовые места.

Данный конкурс может проходить как открытое мероприятие по истории или как праздник, посвященный Дню Защитника Отечества.

Вступительная часть конкурса.  Слайд 1

Бессмертны мы вовек

 России исполины,

В боях воспитаны

Средь бранных непогод.

 - В ХVIII - XIХ веках еще больше, чем в предыдущие столетия отечественная история показала воочию решающую роль народа в судьбах Отечества - в его спасении в годы нашествия на нашу страну шведского короля Карла XII, французского императора Наполеона, коалиции сильнейших мировых держав во время Крымской войны, в борьбе с Турцией при Екатерине II, освобождении балканских народов от турецкого ига при Николае I и Александре П. Эти и другие важные для судеб России и всего мира события, деятельность полководцев и флотоводцев, императоров оставили неизгладимый след в сознании народа, способствовали национальной консолидации,  подъему на более высокий уровень национального самосознания.

Этапы викторины: Слайд 2

  1. «Полководцы».
  2. «Оружие».
  3. «И грянул бой!»
  4. «России славные сыны».
  5. «Ордена».
  6. «Остался в памяти народной».

I тур. «Полководцы»   Слайд 3

Вступление. ХУШ-Х1Х столетия - это период, когда Россия утверждалась на мировой арене, период образования и расцвета Российской империи. Это период утверждения военной мощи государства. Слава России ковалась во время многочисленных войн, происходивших в эти века, в великих победах и в тяжелых поражениях. Безусловно, большая заслуга в этом принадлежит простому русскому народу, но нельзя недооценивать и роль талантливых полководцев, о которых можно сказать - «великие сыны России».

Правила игры. На экране портреты полководцев. Задача команд - выслушать ведущего, обсудить между собой, о ком идет речь, и поднять по команде карточку с соответствующим номером.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТУРА.

Государственный деятель и флотоводец

Сподвижник Петра I. Воевода, губернатор. Управлял Финляндией. Начальник Адмиралтейского приказа и главнокомандующий флотом. Одержал ряд побед. За одну из них Петр I приказал выбить медаль с его изображением и надписью: «Царского величества адмирал...» Удостоен высшего чина в военно-морском флоте России - генерал-адмирал. За злоупотребление властью был оштрафован, а во второй раз -подвергнут аресту и лишен имущества. Но, учитывая его заслуги, Петр I в итоге ограничился денежным взысканием. (Апраксин Ф.М.)

Генерал-лейтенант, поэт

Начинал юнкером. В 1804г. за свои политические басни переведен из столицы в Киевскую губернию, изгнан из гвардии. Был адъютантом Багратиона. Воевал против Наполеона, против персов на Кавказе, участвовал в Польской кампании 1831г. Ненависть Наполеона к нему была настолько велика, что на листе с описанием примет император написал: «При задержании - расстрелять на месте».  (Давыдов Д.В.)

Генерал

Служил в полках. За отличие в Бородинском сражении произведен в генерал-лейтенанты. Во время заграничного похода русской армии был начальником артиллерии действующих армий, затем командовал корпусом. Строил крепость Грозная (г. Грозный). Участник боевых походов в Польшу, Персию, Австрию, Францию, Пруссию, на Кавказ. Чрезвычайный посол в Персии. Член государственного совета. (Ермолов А.П.)

Адмирал

Учился в Морском кадетском корпусе.         Служит на различных судах, затем, отличившись

в сражении с турецким флотом при Наварине (1827 г.), получил в командование тендер «Лебедь». В сентябре 1854 года, когда к Севастополю подошло более 300 вражеских судов, он был назначен начальником обороны Северной стороны города. «Будем драться до последнего, - писал он. - Отступать некуда -позади у нас море». Был смертельно ранен во время осмотра укрепления. (Корнилов В.А.)

Адмирал

Служил в различных должностях. Был военным губернатором Кронштадта. Совершил 9 научных экспедиций. Положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров. Первым в русском флоте применил торпеды (1878 г.). Изобрел бронебойные наконечники для снарядов корабельной флотилии. Построил ледокол «Ермак» и совершил на нем ряд арктических плаваний. Разработал учение о непотопляемости кораблей. Погиб в 1904 году во время русско-японской войны.

(Макаров СО.)

Адмирал

Учился блестяще, в 15 лет получил чин мичмана. В 1854 - 55 годах - командир Севастопольского порта и военный губернатор. Блестяще выиграл Синопское сражение. Однажды чуть не погиб, спасая матроса. Легко раздавал деньги из своего жалования нуждающимся матросам. Погиб в возрасте 53 лет. В 1944 году был учрежден орден его имени двух степеней. (Нахимов П.С.)

Адмирал

Учился в Морском кадетском корпусе. Командовал различными
кораблями, портом, эскадрой. Сражался с турецким флотом, участвовал
в штурме французского острова Св.Мавры и крепости Корфу. Находился
в больших противоречиях со своим начальником, выдающимся флотоводцем
Ф. Ушаковым. После казни декабристов пожалован адмиральским
чином, избран в академики, назначен в сенаторы.        
(Сенявин Д.Н.)

Генерал

Потомственный военный. Окончил Академию Генерального штаба. Военный губернатор Ферганской области. Герой русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. Его войска заняли Сан-Стефано, где был заключен мир. Участвовал в подавлении польского восстания 1863-1864 г.г. (Скобелев М.Д.)

Фельдмаршал

Солдат с шести, а офицер с пятнадцати лет. Командовал бригадой, дивизией, армией, экспедицией в войнах против немцев, турок, поляков. Конфликтовал с Г. Потемкиным. Первым получил орден Св.Владимира 1 степени, имел фельдмаршальский жезл и шпагу, украшенные алмазами. В его честь в Царском Селе был сооружен обелиск. Мраморным бюстом полководца украшен Эрмитаж. Павел I в день смерти полководца велел ввести военный траур на три дня. (Румянцев-Задунайский П.А.)

Генералиссимус

В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Совершил знаменитый Швейцарский поход. Разработал солдатский учебник «Наука побеждать». Сущность его тактики - глазомер, быстрота, натиск. Граф Рымникский, князь Италийский. (Суворов А.В.)

Полководец

Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. За всю историю прошедших им войн был дважды серьезно ранен. Первый раз в глаз, второй раз - в голову. Имел почти все русские награды. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. (Кутузов М.И.)

II тур «Оружие»

Вступление. Военную историю нельзя изучать без знакомства с достижениями в военной технике, тем более, что с появлением военных училищ, мануфактур и заводов развитие отечественной техники получило широкое распространение. Давайте поближе познакомимся, с чем русские солдаты и офицеры защищали интересы своей Родины.

Правила игры. Команда слушает описание орудия ХVIII - XIХ вв. и прикрепляет цветной бантик к тому орудию, о котором, по мнению команды, идет речь.        

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТУРА

«Близнята» - спаренное орудие, точнее, две легкие шестифунтовые гаубицы на одном лафете. Эта система недолгое время состояла на вооружении русской армии в середине XVIII в., была введена в полковой артиллерии графом Шуваловым. Легкая - всего 11,5 пуда - и подвижная двустволка предназначалась для стрельбы картечью и гранатами. Из-за неудобства в обслуживании быстро снята с вооружения.

Брандскугель («огненная пуля») - общее название зажигательных артиллерийских снарядов в XVIII - XIX вв. Долгое время оно считалось варварским оружием, которое можно было применять только в боях с пиратами или турками. В XVIII в. известны случаи, когда воюющие стороны (например, Россия и Швеция) договаривались взаимно не употреблять зажигательные снаряды в морских битвах. Но подобные соглашения не всегда соблюдались.

Гаубица (в XVIII в. - гауфница) Первые гаубицы появились в Европе в XV в. (в Италии, Германии) и предназначались для стрельбы каменной картечью. Во 2-й половине XIII в. гаубицы начали применять для стрельбы разрывными снарядами. В России первые гаубицы были созданы в середине XVI в. Они называются гаковницами, гауфницами, гафуницами.

Секретная гаубица - русская гаубица с расширяющимся по горизонтали до трех калибров стволом, еще одно детище графа Шувалова. Первые образцы выпущены в 1754 г., предназначались для стрельбы картечью, которая разлеталась веером по пехоте и коннице противника. Не годились для стрельбы ядрами. «Секретными» эти орудия назывались потому, что на первых порах их дульная часть укрывалась от посторонних глаз чехлами.

Единорог (от названия мифического зверя с прямым рогом на лбу) -старинное русское артиллерийское орудие. Новый вид единорога -гаубица, была изобретена в 1757 русским артиллеристом М. В. Даниловым совместно с С.А.Мартыновым и введена на вооружение П. И. Шуваловым. Единороги этого вида имели стволы длиной 7,5-12,5 калибров с ядрами массой от 1,8 до 40 кг. 246-мм единорог обладал дальностью стрельбы до 4 км. Стрельба велась ядрами, разрывными и зажигательными гранатами, бомбами и картечью.  Единороги использовались в русской артиллерии в качестве осадных, полевых, конных и горных орудий. Единороги дали возможность русской артиллерии сопровождать свою пехоту в бою, ведя огонь через головы боевых порядков. Единорог просуществовал более 100 лет, вплоть до введения нарезных орудий. Калибр (франц.калибре) - диаметр канала ствола огнестрельного оружия, а также диаметр снаряда (пули), выраженный в дюймах, линиях(0,1 дюйма), миллиметрах; одна из основных величин, определяющих мощь огнестрельного оружия. В России Петр I установил свою единицу измерения — артиллерийский фунт. Это чугунное ядро диаметром в 2 дюйма и массой в 115 золотников (около 480 г). На основе этого артиллерийского фунта была создана шкала для гладкоствольной артиллерии, по которой 3-фунтовому ядру соответствовал К. 2,8 дюйма (70 мм), 12-фунтовому - 4,7 дюйма (120 мм) и т.д. Действовал в России с 1707 по 1877 г

Картуз - в XVIII - XIX вв. бумажные или полотняные мешочки с заранее отмеренными порциями пороха для заряжаемых с дула орудий.

Книппель - артиллерийский снаряд в виде двух полуядер, соединенных между собой металлической перемычкой, часто цепью. Обычно применялся в морской артиллерии для уничтожения парусного вооружения судов противника.

Мортира - (нидерл. тогиег) - артиллерийское орудие с коротким стволом для навесной стрельбы, предназначавшееся главным образом для разрушения особо прочных оборонительных сооружений. Применялась с XV до сер. XX вв. Стрельба из мортиры велась при углах возвышения ствола 50-75°. В XV в. мортира имела ствол длиной 2-4 калибра и по внешнему виду напоминала ступу, откуда и произошло её название. В XVII—XIX вв. мортиры применялись для навесной стрельбы по оборонительным сооружениям и войскам за укрытиями (осадные и крепостные мортиры), по палубам кораблей (береговые мортиры).

Мортирица - вмонтированное в ружейное ложе маленькое артиллерийское орудие, предназначенное для метания двухфунтовых ручных гранат. Стрелять из мортириц можно было только с упора, при этом отдача вполне могла повалить стрелка. Вероятно, чаще стреляли, упирая приклад в землю. Это оружие предназначалось для отражения атак конницы и пехоты. Мортирицами была вооружена в XVII в. особая бомбардирская рота Преображенского полка, где проходили обучение будущие офицеры-артиллеристы, капитаном роты был сам Петр I. Вариантом мортириц были ручные гранатометы: если мортирицу можно было прикладывать к плечу, то короткий ствол гранатомета устанавливался на сошках и глухим концом упирался в землю. Вес -около 10 фунтов, дальность стрельбы - несколько десятков шагов. Известны также шестифунтовые мортирицы, которые для стрельбы огнем устанавливались на треногах.

Мушкетон - укороченное кремневое ружье с раструбом на конце для стрельбы, в основном, картечью на близкое расстояние, распространенное оружие кавалеристов и моряков в конце XVIII - начале XIX в. Иногда оснащался откидным штыком.

Трамблон, трамбон - пистолет с раструбом на конце для стрельбы крупной дробью или картечью. Применялся в XVIII - XIX вв.

Фальконет (итал.) - название артиллерийского орудия калибра 45-100 мм в армиях и флотах в XVI - XVIII вв. В XVIII в. фальконетом называли также 45 - 55-мм полковые пушки.

III тур. «И грянул бой!»

Вступление. Наверное, самым сложным при изучении военной истории является знакомство с ходом битвы, баталии. Здесь важен каждый элемент: даты, специальные термины, тактика и стратегия. Сколько испытаний пришлось пережить России за эти столетия, но, говоря словами А.С. Пушкина,

Но в искушеньях долгой кары,

Перетерпев судеб удары,

Окрепла Русь. Так тяжкий млат,

Дробя стекло, кует булат.

Правила игры. Команды получают карточки с описанием сражения, битвы. Задача ребят - определить, о какой битве или войне идет речь.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТУРА

1. К началу этой войны Россия обладала регулярной армией. Были созданы 30 пехотных солдатских полков из рекрутов. Из полков сформировались три дивизии под командой Головина, Вейде и Репнина. Полковниками и младшими офицерами стали исключительно иностранцы - поляки, шведы, немцы. Царь сам определял местоположение батарей, распоряжался бомбардировками и прочими действиями. Но пороха, ядер, бомб хватило только на две недели, новых боеприпасов из-за бездорожья не подвозили. Царь уехал в Новгород за подмогой. А враг напал на русские позиции. Атака была столь решительной, что полки Шереметьева  и Головина бросились бежать. Царь с горечью узнал о позорном поражении русской армии, но сделал правильные выводы. Война, продолжавшаяся четверть века, превратила Россию в империю. (Северная война 1700-1725гг.)

  1. Враг за несколько дней до сражения получил известие о том, что Турция не собирается начинать войну с Россией, а к русскому царю идет на помощь подкрепление (казаки, калмыки). Но, несмотря ни на что, король решает дать генеральное сражение. Ночью в русском лагере услышали тяжелый гул - тысячи солдатских ног и конских копыт сотрясали землю. Но на врага обрушился шквал ядер из сооруженных укреплений - редутов. (27 июня, Полтавская битва).
  2. Враг был разгромлен под Борго, Штеттином, а 27 июля 1714г. русский флот разгромил «последнюю надежду» своего врага. До этого сражения вражеская держава еще обладала преимуществом в морском флоте, но русский царь сделал все возможное, чтобы снабдить русские корабли всем необходимым для победы на море. (27 июля 1714, Гангутское сражение). "
  3. Конференция при высочайшем дворе, исполнявшая при императрице роль тайного Военного совета, поставила задачу «ослабя короля прусского, сделать его для здешней стороны нестрашным и незаботным». В ходе войны был взят Мемель, Тильзит, Кенигсберг, затем вся Восточная Пруссия. Командующим армии становится Салтыков. Он провел генеральное сражение под Куненсдорфом, захватил Франкфурт. Открывался путь на Штеттин и Берлин. Пруссия стояла на краю гибели. Но свершилось неожиданное: война, начавшаяся при императрице, закончилась при императоре, который вернул врагу все завоеванные земли.    (Семилетняя война, 1757-1762).
  4. В этой войне военный гений Суворов проявил себя в полном блеске: победы на Кинбурнской косе и под Фокшанами, Рымником и Измаилом прославили его имя по всей Европе. «Нападательная тактика» Суворова, обобщенная им в знаменитой «Науке побеждать», показала все свои преимущества и для военачальников, и, главное, для солдат, игравших решающую роль в этих сражениях.

(Русско-турецкая война 1787—1791 гг.).

6.        В ходе этой коалиционной войны вице-адмиралу Ф.Ф. Ушакову
потребовалось три месяца, чтобы захватить крепость Корфу. После
блестяще проведенного артиллерийского обстрела был высажен десант
русских моряков и турецких отрядов. В результате гарнизон крепости сдался.
Освободив Ионические острова, Ушаков проявил себя как выдающийся
дипломат и государственный деятель. Пришлось Ушакову столкнуться
и с предательством союзников по коалиции: австрийцы бежали с поля
боя под Генуей, англичане стремились использовать русские силы для достижения своих целей.
(Антифранцузская война 1789г.)

7. Сражение началось 26 августа. Враг хотел обойти русские войска, но русская армия перегородила обе дороги. Битва, в которой были использованы различные инженерные сооружения: флеши, батареи, редуты. Сражение, о котором до сих пор спорят историки, выясняя, что это было: победа или поражение русской армии? (Бородинское сражение, 26 августа 1812 г.)

  1. Во время этой войны действия в Дунайских княжествах развертывались вяло. Основной удар Турция намечала нанести в Закавказье, предполагалось высадить десант. Но этот план был сорван благодаря решительным действиям русского флота. Утром русская эскадра из восьми парусных кораблей проскочила в бухту и принялась в упор расстреливать турецкий флот. Через три часа русская эскадра потопила все турецкие корабли и подавила береговую артиллерию. Этот бой вошел в историю как последнее крупное сражение парусного флота. (Синопское сражение, 18 ноября 1853 г.).
  2. В ходе этой войны в России сменился император, в армии сменился командующий: был удален Меншиков и назначен Горчаков. В течение 349 дней врагам не удавалось преодолеть оборону одного-единственного города. Война приобрела затяжной характер, союзники наращивали свои силы, получая боеприпасы и подкрепление. Защитникам города помощи ждать было неоткуда. (Крымская война 1853 - 1856 гг.).§Г)
  3. События, связанные с этой войной, проходили на территории Болгарии. Бои шли не только за боевые крепости, но и за горный перевал Шипку. Русские понимали, что Шипкинский перевал является важным стратегическим пунктом, следовательно, его необходимо было удержать при любых условиях. Русским приходилось отбивать в день по 14 атак противника. Летом испытывали нестерпимую жару, а зимой -холод, метель. Спуститься с перевала было невозможно, т.к. склоны его были в руках противника. С сентября по декабрь русские и болгары потеряли на перевале 9500 человек обмороженными, больными и замерзшими. Шипка, Пловдив, Плевна - эти географические названия связаны с одной войной. (Русско-турецкая война 1877-1878гг.)

IV тур. «России славные сыны»

 Вступление: Мы уже отмечали значительную роль талантливых полководцев в ходе военных операций. Но ни один полководец, какими бы талантами он ни обладал, ничего не сможет сделать против вражеской силы без поддержки простых солдат и матросов, многие

из которых, отдав свою жизнь за интересы родины, так и остались безымянными героями. Но имена некоторых из них история нам все-таки сохранила.

Правила игры. Соотнести номер, под которым расположен герой, и те действия, которые он или она проявляли во время того или иного сражения.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТУРА  Слайд

Герои:

1.

Надежда Дурова.

2.

Герасим Курин.

3.

Петр Кошка.

4.

Афанасий Елисеев.

5.

Денис Давыдов.

б.

Федор Заика.

7.

Дарья Севастопольская

8.

Василиса Кожина.

9.

Лев Толстой.

10.

Матвей Платов.

Заслуги во время военных действий:

 1.   Возглавил первый партизанский отряд в составе 50 гусар и 80 казаков.(5)

2.   Крепостной,  возглавивший  отряд  партизан  в  Московской губернии во время Отечественной войны 1812 года.(2)

  1. Отважная крестьянка Сычевского уезда Смоленской губернии, участница партизанского движения.(8)
  2. Автор книги «Записки кавалерист-девицы».(1)
  3. Участвовал в 18 вылазках во время обороны Севастополя, взял в плен и привел в город 6 неприятельских «языков».(3)
  4. Командовал артиллерийской батареей.(9)
  5. Первая в мире сестра милосердия.(7)
  6. Во время Бородинского сражения предпринял смелую атаку в тыл французов.(10)
  7. Участники героической обороны Севастополя.(4, 6)

V тур. «Ордена»

Вступление. С древних времен государство старалось отмечать отличительными знаками людей, проявивших отвагу, героизм во время боевых действий.

Правила игры. На стене под номерами расположены ордена. Задача команд - выбрать тот номер, под которым расположен орден, о котором читает ведущий. Если такого ордена нет, команда поднимает карточку с цифрой 0.

VI тур. «Остался в памяти народной»

Вступление. Мы сегодня много говорили о подвигах, о славе русского народа, о гениальности русских полководцев. Пришло время поговорить о тех мастерах, которые, обладая талантом и мастерством, оставили нам зрительные и художественные образы защитников Отечества, яркие события героических баталий.

Правила тура. По данным вопросам разгадать и заполнить кроссворд (на время и на правильность ответов.)

Материал для тура

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

Й

В

А

3

О

В

С

К

И

Й

Т

О

Н

Д

Е

Р

Ж

А

В

И

Н

Ч

Е

С

М

Е

Н

С

К

А

я

В

Е

Р

Е

Щ

А

Г

И

Н

С

У

Р

И

К

О

В

Р

А

С

Т

Р

Е

Л

Л

И

П

Р

О

К

О

Ф

Ь

Е

В

Л

О

М

О

Н

О

С

О

В

  1. Русский художник, автор картины «Чесменский бой».
  2. Архитектор, создатель Храма Христа Спасителя, посвященный героям Отечественной войны 1812 года.

  1. Поэт, автор многочисленных од, посвященных успехам русской армии во времена Екатерины П.
  2. Название колонны, воздвигнутой в Царском Селе в честь разгрома Оттоманской Порты.
  3. Художник-баталист, создавший целую серию картин в честь Отечественной войны 1812 года и Балканской войны.
  4. Автор полотна «Переход Суворова через Альпы».
  5. Архитектор, создавший Зимний дворец в Петербурге.
  6. Автор оперы «Война и мир», созданной по одноименному роману Л.Н. Толстого.
  7. Создатель мозаичного полотна «Полтавская битва».

Заключение.

Мы еще раз пролистали героические страницы нашей истории, окунулись в гущу военных событий, вспомнили имена славных полководцев и героев ХУШ-Х1Х вв., не щадивших себя во имя спасения Родины. До сих пор нас не перестают удивлять примеры героического мужества, самопожертвования. И как призыв, звучат и в наши дни слова Александра Васильевича Суворова:

Потомство мое, прошу брать мой пример...

До издыхания быть верным ...Отечеству.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Слава русского оружия». игра – викторина по военной истории

Цель: развивать интерес учащихся к военной истории,            способствовать развитию коллективных качеств,...

Слава русского оружия

"Слава русского оружия" - это  экскурсия для школьного музея. В основу ее легла коллекция оружия XIX века нашего городского краеведческого музея. Методическая разработка содер...

Исторический турнир "Слава русского оружия"

Сценарий исторического турнира  «Слава русского оружия» представляет собой  подбор материала для проведения конкурса на историческую тему для обобщения и систематизации знаний по истор...

Игра-соревнование"Слава русской старине! Слава нашей стороне!"

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов  во время проведения декады истории в школе. Способствует закреплению и обобщению знаний по истории России в 9-15 в.в....

Методические материалы для школьной конференции в рамках единого дня краеведения «С любовью к Отечеству», посвященного 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знам...

Воспитательный час «Слава русского оружия – автомат Калашникова».

Учебно-методическое сопровождение :- Крылов В.М. и др. Калашников – человек, оружие, легенда- Плакаты по устройству автомата Калашникова- Учебные автоматы Калашникова- Презентация «Слава русского оруж...

Старинное русское оружие

Презентация основана на материалах книги  Ю. С.Рябцева и С.И.Козленко "История русской культуры 10-17 вв.", 7 классСодержит иллюстративный материал по теме, сведения, вопросы для провер...