Главные вкладки

    Методическая разработка урока "Внешняя политика Екатерины II"
    методическая разработка по истории (7 класс) по теме

    Браун Юлия Викторовна

    Методическая разработка урока по теме: "Внешняя политика Екатерины II" (технология развития критического мышления)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon План урока59.5 КБ
    Office presentation icon Презентация111.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа модернизации системы общего образования России

    Всероссийский Интернет – конкурс

    педагогического мастерства

    Номинация

    «Педагогические идеи и технологии»

    Методическая разработка

    по теме  «Внешняя политика Екатерины II»

    (технология развития критического мышления)

    Автор: Браун Юлия Викторовна,

    учитель истории и обществознания

    Муниципального

    бюджетного общеобразовательного

    учреждения «Средняя общеобразовательная

    школа № 8 имени Бусыгина М.И.»

    г. Усть-Илимска Иркутской области

    2012 год

    ТЕМА УРОКА: «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ  II»

    Предмет: История отечественная

    Класс: 7 «а»

    Цели урока: 

    Образовательные: знакомство учащихся с основными направлениями внешней политики России во второй половине XVIII века, определение важности для Российской империи борьбы за выход к Черному морю;

    Развивающие: формирование у учащихся умений работать с историческими источниками информации,  самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно - следственных связях исторических событий и явлений; формирование положительной мотивации обучении.

    Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству на рассказах о великих русских победах и русских полководцах;

    Тип урока: урок изучения новой темы.

    Формы организации работы: фронтальная работа с классом, работа в парах.

    Оборудование урока (раздаточный материал): отрывки из исторического документа.

    Учебное оборудование:

    Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII  век. – М.: Издательство Просвещение, 2006.

    План урока:

    1.Организационный момент

    2.Подготовка и мотивация.

    4.Актуализация опорных знаний.

    5.Изучение нового материала.

    6.Закрепление.

    7. Домашнее задание.

    8. Рефлексия.

    Ход урока:

    1.Организационный момент

    Эпиграф

    «Со всеми государями Европы я веду себя, как искусная кокетка»

    Екатерина II

    2.Подготовка и мотивация.

    На этом этапе урока:

    Учитель: Начать сегодняшний урок я хочу со стихотворения, автором которого является учитель 27 школы города Новороссийска Курганова Наталья Михайловна:

    МЫ  В ОТВЕТЕ ЗА ИМЯ РОССИИ.

                                        Мы - Россияне! В этом слове все:

                                        ПАТРИОТИЗМ – мы  часто слышим  с вами…

                                        Историю  не повернуть нам  вспять,

                                        Но символ Родины мы можем выбрать сами.

    Ткачев в газете интервью дает.

    Усталый взгляд улыбка озаряет,

    И нашей он   поддержки очень ждет,

    Когда свою идею  продвигает.

                                       Идея нам доступна и проста:

                                       Имя женское должно быть у России.

                                       На Кубани оно у всех на устах:

                                      « ЕКАТЕРИНА достойна быть нашей миссией».

    Она  укрепляла державу свою,

    Сама не начав ни разу войну.

                                      В Европу  дверь распахнула открыто,

                                      Мечтала, чтоб жили все  мирно и сыто.

    Строила церкви , соборы, дома,

    Успехов всегда добивалась сама.

    Не важно, где ты родился ,живешь,

    Важно, какую ты песню поешь!...

    Мы - Россияне! И скажем  спокойно:

    «Екатерины Великой - мы ИМЯ достойны!»

    Учитель: Ребята скажите, пожалуйста: О ком мы сегодня будем говорить?

    Ответы учащихся: Об Екатерине Великой. Слайд 1.

    Учитель: Слайд 2. Прочитайте эпиграф к нашему уроку и скажите, а что именно мы будем изучать?

    ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

    Учитель: Дайте определение «внешней политики». Что мы понимаем под «внешней политикой»? ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

     

    3.Актуализация опорных знаний.

    На этом этапе урока проверяется уровень подготовленности учащихся к усвоению нового материала.

    УЧИТЕЛЬ: Для начала давайте вспомним, какие были основные направления и результаты внешней политики в «эпоху дворцовых переворотов». А теперь давайте подумаем, какие направления внешней политики оставались, актуальны и в годы правления Екатерины II. Слайд 1.  – СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА.

    Вспомните, пожалуйста, какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией в «эпоху дворцовых переворотов», в 1725 – 1761 гг.? Как они решались и каковы результаты?

    ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:  

    Задача 1: укрепление позиций на Балтийском море, так как Швеция не желала мириться с итогами Северной войны.

    Пути решения задачи: русско-шведская война 1741-1743 годов.

    Итоги войны: Россия одерживает победу, по условиям Абоского мира Швеция подтверждает балтийские приобретения России и передает ей часть территории Финляндии.

     Задача 2: воссоединение украинских и белорусских земель с Россией.

    Пути решения задачи: активное вмешательство России во внутренние дела Польши.

    Итог: России не удалось присоединить эти земли.

    Задача 3: защита южных рубежей от набегов крымских татар, выход к Черному морю.

    Пути решения  задачи: русско-турецкая война 1735 – 1739 гг.

    Итоги войны: Россия не добилась выхода к Черному морю.

    4.Изучение нового материала.

    Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем  внешнюю политику Екатерины II. Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем по этой теме:

    Работа по таблице:

    Знаю

    Хочу знать

    Узнал

    Заполнение колонок «Знаю» и «Хочу знать». ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

    Учитель: Мы хорошо с вами потрудились, оказалось,  что много мы еще не знаем. И на все поставленные вопросы нам поможет ответить документ, отрывок из работы российского историка Сергея Федоровича Платонова «Полный курс лекций по русской истории».

    Работа с историческим источником:

    С. Ф. Платонов Полный курс лекции по русской истории.

    Внешняя политика Екатерины II

    Вступая на престол, Екатерина застала конец Семилетней войны в Европе, а в России — охлаждение к Австрии и сближение с Пруссией, наконец, приготовления к войне с Данией, сделанные Петром III. Прекратив их и сохранив нейтралитет в Семилетней войне, Екатерина хотела мира, чтобы упрочить свое положение. Положение дел заставило Екатерину связать себя союзом с Пруссией, воевать в Польше и принять войну с Турцией, объявленную вследствие интриг Франции. В 1764 г. Россия вступила в союз с врагом Австрии, Фридрихом Прусским, для совместных действий в Польше.

    Войны затянулись, но окончились успешно для России, несмотря на то, что польским конфедератам помогали Франция и Саксония, а Турции хотела помочь Австрия. Силы конфедерации были уничтожены, движение затихло и, пользуясь удобной минутой, Фридрих Прусский пустил в ход излюбленную свою мысль о разделе Польши между ее соседями: Россией, Пруссией и Австрией.  Екатерина согласилась на раздел потому, что была под сильным давлением Пруссии и Австрии, не могла им дать отпора, находясь в войне с Турцией. Получив в 1772—1773 гг. Белоруссию, Екатерина не была довольна исходом дела, потому что чувствовала всю горечь невольных, вынужденных уступок и союзнице своей Пруссии, и явно враждебной Австрии.

    Зато императрицу могли радовать успехи против турок. Война со стороны России была ведена энергично. Русский флот обошел всю Европу, явился в Архипелаге, возмутил Морею против турок и одерживал над ними победы. Правда, он не мог, как было предположено, пройти в Черное море, ибо турки укрепили Дарданеллы; но эффект от блестящего морского предприятия получился полный как в Турции, так и в Европе. Не менее блестяще были победы Румянцева, перешедшего даже Дунай, и кн. Долгорукого, занявшего весь Крым. Мир 1774 г. дал России берега Черного и Азовского морей и сделал крымского хана независимым от Турции. Результатом этих условий явилось присоединение в 1783 г. Крыма. Таким образом, цель была достигнута: на юге приобретены естественные границы.

    1774-м годом окончился первый, трудный и тревожный период екатерининских войн. Военное могущество России было доказано и давало русской дипломатии весьма уверенный тон, высокое чувство собственного достоинства и сознание силы представляемого ею государства. У Екатерины и ее помощников (особенно у Г. А. Потемкина) росли грандиозные планы завоеваний, зрел так называемый "греческий проект". Он состоял в том, чтобы завоевать Турцию, которая казалась уже очень слабым государством, и на ее месте восстановить Греческую империю с русским правительством.

    Эта перемена союза в 1787 г. и воинственные замыслы России послужили причиной новых войн, упавших на Россию во вторую половину царствования Екатерины. Пруссия и Англия, ее союзница, подняли Турцию на новую войну с Россией (1787—1791) и вызвали на то же самое Швецию (1788—1790). Шведская война кончилась ничем, от Турции Россия получила Очаков. Еще не окончились эти войны, как Екатерина должна была вмешаться в польские дела. 3 мая 1791 г. в Польше было провозглашено новое государственное устройство при тайном сочувствии и участии Пруссии в этом перевороте. Но Россия, гарантировавшая неприкосновенность старого польского устройства, немедленно послала в Польшу войска. В 1793 г. к русским войскам присоединились прусские и произведен был второй раздел Польши, давший России 4500 квадратных миль. Когда же в Польше явилась попытка восстановить прежние границы, то в 1795 г. последовало окончательное уничтожение Польского государства. По третьему разделу Россия получила Литву и Курляндию. Этим закончилась вторая серия екатерининских войн, доставившая России новые завоевания. Русские земли, в течение многих веков бывшие под властью Литвы и Польши, возвратились к России; взято было много и лишнего. Но Червонная Русь, или Галиция, отдана была Австрии.

    Учитель: Итак, что же мы узнали нового. Работа с таблицей с колонкой «Узнал».

    6.Закрепление.

    А теперь давайте закрепим то, что мы узнали на уроке. У вас на столе лежит текст с историческими ошибками, в течение 2-3 минут прочитайте его и найдите там ошибки.

    Текст:

    Внешняя политика Екатерины II.

    Одним из направлений внешней политики Екатерины II была борьба с Турцией за выход в Балтийское море.

    «Греческий проект» состоял в том, чтобы завоевать Турцию  и на ее месте создать Греческую империю.

    В трех разделах Польши участвовали три европейские державы: Россия, Пруссия и Франция.

    Первая Русско-турецкая война закончилась подписанием в 1764 году мира, по которому Россия получила берега Черного и Азовского морей.

    В результате трех русско-турецких войн, произошедших в годы правления Екатерины II, Россия  смогла получить выход в Черное море.

    7. Рефлексия.

    УЧИТЕЛЬ: Что вас особенно поразило при изучении данной темы, о чем бы вы хотели узнать подробнее?

    Подумайте:

    1.Что означает выражение А.В.Суворова: «24 часа – воля. Первый выстрел – неволя. Штурм – смерть»?

    2.Кто и когда произнес: «Скорее небо упадет на землю, и Дунай потечет вспять, чем сдастся Измаил»?

    3.Кому Суворов дал такую высокую оценку «Он был на левом фланге, но всегда был моей правой рукой»?

    8. Домашнее задание.

    -  параграф 27.

    - сообщения о русских полководцах.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внутренняя политика Екатерины II.

    Данную презентацию можно использовать при изучении темы "Внутренняя политика Екатерины II"  на уроке истории в 7 классе.Презентация сопровождается тектами, хронологическими данными, иллюстрацией....

    Методическая разработка урока (конспект) по теме «Великомученица Екатерина» (8 класс)

    Разработка урока по Духовному краеведению Подмосковья по теме "Великомученица Екатерина"...

    План конспект урока истории с использованием ЭОР на тему "Внешняя политика Екатерины II"

    Урок с использованием электронных образовательных ресурсов. Тема расчитана на два урока. Представлен первый урок "Южное направление"...

    «Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне» (История России, 7 класс)

    Методическая разработка урока "Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне". (История России, 7 класс)Знакомит учащихся с основными направлениями внутренней политики Ека...

    Методическая разработка "Внешняя политика Николая I"

    Цели урока:образовательные  :изучить основные направления внешней политики России второй чет­верти XIX века;выяснить территориальные приобретения по итогам русско-турецкой войны;называть основные...

    Разработка урока по теме "Внутренняя политика Екатерины II"

    Методическая разработка урока по теме "Внутренняя политика Екатерины II"...

    Методическая разработка урока по истории в 7 классе "Внешняя политика России при Екатерине Великой".

    Данный материал представляет собой нетрадиционный урок по истории России. В рамках урока присутствует театрализованное представление участниками которого являются Екатерина II, Румянцев, Потемкин....