Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"
элективный курс по истории (9 класс) по теме

Тимофеев Владимир Викторович

Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изуче­ния истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные учениками в курсе обучения предмету за 9 класс, обществознание за 9 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_2010_timofeev_t.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Хакасия

Отдел по делам образования при администрации города Абазы

Муниципальное образовательное учреждение

"Абазинская средняя общеобразовательная школа № 49"

Программа

элективного курса

Можно ли было изменить историю XX века?

       

                  (История отечества 17 час, предметный)

автор: Тимофеев Владимир Викторович учитель истории, права, обществознания вторая квалификационная категория МОУ Абазинская средняя общеобразовательная школа № 49

Абаза 2010

Пояснительная записка

Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов" сегодня очень актуален. Когда в нашей стране строится правовое государство, гражданам необходимо знать историю своей страны, особенно историю XX века. История XX века включает в себя все примеры воплощения на практике общественно - политических, экономических теорий. Через события этого века проходит история отдельных личностей, семьи и государств. И, естественно, ученики при изучении истории получают незаменимый опыт практического применения своих знаний из смежных дисциплин.

Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изучения истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные учениками в курсе обучения предмету за 9 класс, обществознание за 9 класс. Программа рассчитана на учеников 9 класса.  Она рассчитана на детей, которые планируют углубить свои исторические знания, которые выбирать обществоведческий (исторический), профиль, собираются поступать в Сузы, а в дальнейшем пойдут на ЕГЭ. Программа также рассчитана на детей,  желающих узнать историю своей страны в новом для них прочтении. Основой курса является практическая и лекционная работа с фактами из истории России, которые будут интерпретироваться через призму событий и деятельности реформаторов. Т.е. будут рассмотрены не просто события, но и  возможности  развития страны, если бы всё случилось по-другому. Выбор такого варианта изучения истории XX века  обусловлен тем, что дети уже изучили и изучают историю этого века. Многим из них простое повторение будет не интересно. Поэтому и выбрана форма исторического моделирования, несмотря на то, что наука история не признаёт приставку, если было бы. Данная форма работы поможет учащимся более хорошо запомнить учебный материал. Прорабатывая каждую тему, ребята получают возможность получить дополнительный материал из истории страны.

Курс состоит из 17 занятий, т.е. на весь учебный год, половина которых посвящена практической работе,  1 час итоговый урок-зачёт, а остальные часы отданы на лекционно-семинарские занятия.

Прохождение курса оценивается зачет, незачет. По итогам зачёта выносится рекомендации о возможных пробелах при будущей сдаче ГИА по предмету история.

Цель элективного курса: расширение знаний учащихся о роли личности и отдельного события в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.

Задачи курса: углубить знания по предлагаемой проблеме, сформировать осознанный интерес к данной области знаний, помочь в выборе профиля.

Прогнозируемые результаты

Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемые эпохи, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Поможет успешной сдачи экзамена за курс средней школы.

                В процессе освоения программы учащиеся должны:

- знать: основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса.

- уметь: находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.  

Основные формы деятельности учащихся

Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, составление и решение ситуативных задач, практическая работа с текстами документов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе. Курс может завершаться защитой проектных работ по одной или нескольким темам, проект может быть как индивидуальным, так и групповым.

Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы в проведении элективного курса:

•  исследовательская работа ( выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;

•  планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

•  анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;

•  переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключение;

•  лекции с последующим опросом;

•  лекции с обсуждением документов;

•  беседы;

•  семинары;

• практические занятия;

• конференции;

•  заседания круглых столов;

• «мозговой штурм»;

•  анализ альтернативных ситуаций;

•  работа в группах, парах, индивидуально;

•  выполнение работ по заданному алгоритму;

•  творческие работы;

•  защита проектов.

Резервное время: в структуре курса запланировано выделение времени на 5-10 минут больше, чем необходимо на изучение темы занятий.

Структура курса

№ п./п.

ТЕМА

Основные вопросы

Вид урока

Виды контроля

Кол-во час.

1

Что мы знаем о истории XX века?

Знакомство с курсом, с целями

Лекционно-практическое

Устный, вводный тест

1

2

“Локомотивы истории” XX века

Знакомство с главными действующими лицами и героями курса.

Лекционно-практическое

Устный

1

3

Император
Николай II

Что успел, чего достиг.

Главные ошибки императора.

Лекционно-практическое

фронтальный

1

4

Первая российская революция

Можно ли было избежать революций?

Практическое занятие

фронтальный

1

5

П.А Столыпин

Герой, авантюрист, или патриот?

Практическое занятие

тест

1

6

Первая мировая война

Роль личности в войне.

Практическое занятие

устный

1

7

Первая мировая война

Россия и мир: отношения с союзниками, военные действия – наша роль в истории войны

Россия и народ: народ и власть, власть и страна, император и окружение

семинар

Лекционно-практическое

письменный

фронтальный

1

8

Альтернативы 1917 года

Можно ли было повернуть историю вспять?

Можно ли было пойти другим историческим путем?

Практическое занятие

Лекционно-практическое

фронтальный

тест

1

9

Кто победил в гражданской войне?

Альтернативы развития в результате победы красных, белых или зеленых.

Лекционно-практическое

Практическое занятие

устный

фронтальный

1

10

А нужен ли был СССР?

Могли бы прожить и выжить 15 стран СССР вне союза? Сталин И.В.

Лекционно-практическое

опрос

1

11

Если бы не было СССР во второй мировой войне

Проблемы всемирной истории и историографии

семинар

устный

1

12

Хрущевские эпопеи

Личность в истории: а если бы Хрущев был бы другим?

Реформы или путь к культу личности?

практическое

Лекционно-практическое

фронтальный

1

13

Реформы 60х: шаг вперед или только видимость

Личность в истории:

Реформа и личность, реформа и страна.

Неужели нельзя было этого избежать?

Лекционно-практическое

практическое

фронтальный

1

14

М.С. Горбачев

Если бы сохранили СССР? События 1991 года

Личность в истории: если бы не было Горбачева?

Итоги путча: миф или реальность?

практическое

фронтальный

1

15

“Тяжелые переходные девяностые”.

Личность в истории: Если бы не было Ельцина?

Личность и реформы Чубайс, Гайдар

практическое

Лекционно-практическое

фронтальный

Устный

1

16

Современная Россия

Личность в истории: В.В. Путин, Д.А.Медведев

Лекционно-практическое

фронтальный

Устный

1

17

Зачёт

Тест, проекты, беседа, дискуссия

Урок - зачёт

Устный, тест, эссе

1

Основное содержание

  1. изучение особенностей изучения курса, рассмотрение плана работы
  2. Знакомство с главными действующими лицами и героями курса. Знаменитые реформаторы ХХ века: П.А. Столыпин, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин. Лекция должна осветить реформаторскую деятельность выше перечисленных реформаторов. Практическое занятие должно дать учащемуся навыки составления типологической таблицы «Основные реформы ХХ века», в которой обязательно должны быть отражены: реформаторы, годы проведения реформ, реформы, основные положения реформ, результат и значение реформы для государства.
  3. изучение жизни и деятельности Николая II. Россия в начале ХХ века (1900-1916 гг.). Особенности развития экономики. Основные классы и сословия; социальные противоречия. Самодержавие в начале ХХ века. Внутренняя политика Николая II. Русско-японская война. Личность Николая II.
  4. главный вопрос: Можно ли было избежать революций? Главные события революционного вихря 1905-1907 гг. Российская революция 1905-07: начало революции 1905-7. Развитие революционного движения весной – осенью 1905. Манифест 17 октября: провозглашение демократических свобод и создание Государственной Думы. Новое государственное устройство. Выборы в I и II Думу. Начало формирования российской многопартийности. Государственная Дума и самодержавие. Завершение революции.
  5. Столыпин - Герой, авантюрист, или патриот?  Нужны ли были, по словам Столыпина, 20 лет покоя для страны. Роль Столыпина в завершении революции. Аграрные реформы: создание земельного фонда для наделения крестьян землей через Крестьянский банк; отмена всех ограничений личных прав крестьян; свободный выход крестьян из общин; переселенческая политика. Отруб и хутор. Противоречивые итоги столыпинских реформ. Сохранение помещичьего землевладения. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Расслоение крестьянства.
  6. Первая мировая война через роль личности в истории. Россия накануне Первой мировой войны. Быстрое развитие промышленного производства. Обострение социальных отношений. Итоги выборов в IV Думу. Изменение соотношения общественных сил. Прогрессивный блок. Герои I мировой войны
  7. изучение событий I мировой войны через ряд вопросов: Россия и мир: отношения с союзниками, военные действия – наша роль в истории войны. Революционные события 1918 - начала 1920-х гг. в Европе. Крушение империй и образование новых европейских государств.
  8. изучение истории 1917 года через альтернативу возращения старых порядков,

выбора другого пути развития. Обострение внутриполитического и экономического кризиса в России в годы войны. Начало февральской революции 1917 г. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Временное правительство. Отречение от престола Николая  II. Двоевластие в центре и на местах. Кризисы Временного правительства. Корниловский мятеж и причины его провала. Решение большевиков о взятии власти путем вооруженного восстания. Вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты советской власти. Создание нового аппарата власти и управления. Национализация банков. Декларация прав народов России. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Созыв и роспуск Учредительного собрания.

  1. Гражданская война. Взятие большевиками власти. В.И.Ленин. Установление советской власти в стране. Белое движение: состав, цели, лидеры. Взаимоотношения белого движения и Антанты. Интервенция.  Причины поражения белого движения. Красные  в гражданской войне. Политика военного коммунизма: сущность, основные направления, роль в исходе гражданской войны. Белый террор. Красный террор. Причины успехов Красной Армии.   «Малая» гражданская война.
  2. процесс создания СССР. Предпосылки объединения советских республик. Дискуссия в партии большевиков о принципах государственного строительства на территории бывшей Российской империи. Образование СССР: принципы объединения. Если бы не было Сталина?
  3. изучение ВОВ через историю простых людей: трудовой подвиг народа.

современные оценки роли СССР во 2 мировой войне. Советско-германские отношения в 1939-1941 году. Советско-германские договоры 1939 о ненападении и о дружбе и границе. Ввод советских войск в Прибалтику и Западную Украину.  Подготовка советского Союза и Германии к войне. План «Барбаросса». Причины поражений Красной Армии в начальный период войны. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградская и Курская битвы, форсирование Днепра.  СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны. СССР в боях за освобождение стран Европы  от фашизма. Великая Отечественная война: итоги и уроки

  1. противоречивый характер реформ Хрущева. Преемники Сталина на пути преобразований. Прекращение массовых репрессий и реабилитация невинно осужденных. Инициативы Берия и Маленкова. Освоение целинных земель. Борьба за власть в партии и государстве. Переход политического лидерства Хрущеву. Разоблачение культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956г. Особенности экономической политики КПСС в период пребывания у власти Хрущева. Нарастание противоречий, обусловленных непоследовательностью политики десталинизации. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950- начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.
  2. реформы Косыгина. Изучение ситуации в стране в брежневскую эпоху. Политика стабилизации положения в обществе, реформа Косыгина. Причины ограниченности итогов реформ. Социально-экономическое развитие Советского Союза в конце 1960 гг. Падение темпов развития экономики. Истоки экономических трудностей.
  3. перестройка в СССР. Личность в истории: если бы не было Горбачева? Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия.  Политика «гласности». Демократизация общественной жизни. Кризис коммунистической идеологии. Причины обострения межэтнических противоречий. «Новое политическое мышление» во внешней политике.
  4. процесс распада СССР. Шоковая терапия. Левая альтернатива  нашей страны. Личность в истории: Если бы не было Ельцина? Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. События октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации. Российское общество в условиях реформ. 
  5. современная Россия. В. В. Путин. Медведев Д.А. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность
  6. зачет

литература для учащихся:

  1. все допущенные учебники по истории XX века
  2. интернет ресурсы
  3. Энциклопедический справочник школьника. История России. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007.
  4. периодическая печать

литература для преподавателя:

  1. Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории.  класс М.: ВАКО, 2008г.
  2. Колганова Е.В. Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России. XX век. 9класс М.: ВАКО, 2008
  3. Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России: XX века: 9 класс рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2007.
  4. Чернов. А.И. Компьютер на уроках истории, обществознания и права. Презентации к урокам. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lesson-history.narod.ru/index.htm
  5. все допущенные учебники по истории XX века
  6. электронная библиотека
  7. интернет
  8. сборники документов

 Перечень учебно-методического оборудования

  1. компьютер
  2.  проектор
  3.  экран
  4. DVD проигрыватель
  5. Видеомагнитофон
  1. Телевизор
  2. комплект исторических карт
  3. комплект плакатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

История повседневной жизни Англии XVI– начала XVIIвека через призму работ В. Шекспира.

Учащиеся 8-го класса представили статью, отражающую быт английского общества  XVI– начала XVIIвека на основе произведений В. Шекспира, а также дали выступление на открытом уроке, в...

тест по истории 10 класс. История России 1 половина 19 века.

тест по истории 10 класс. История России 1 половина 19 века. ( 3 варианта и ответы)...

Рабочая программа по истории 7 класс "История нового времени", "История России"

Рабочая программа по истории 7 класс "История нового времени", "История России" и календарно-тематическое планирование....

Программа элективного курса "Литература через призму истории"

Программа элективного курса "Литература через призму истории", 7 класс...

Рабочая программа по истории. 8 класс. (История России.Всеобщая история)

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС. Ориентирована на использование учебника по истории России под ред. Торкунова....