Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 08 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
    рабочая программа по обществознанию

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 08  ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_oud.08_obshchestvoznanie_.docx99.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО – АЛАНИЯ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

     «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ЛЕСНОЙ ТЕХНИКУМ»

    УТВЕРЖДАЮ

    Руководитель СП «СКЛТ  

    ___________ Марзоев И.К.

    «____»___________ 2018г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ОУД. 08  ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

            1 КУРС

    Специальность: 35.02.01  «Лесное и лесопарковое хозяйство»

    Квалификация: «Специалист лесного и лесопаркового хозяйства»

    Профиль -  общие учебные дисциплины

    Форма обучения – очная

    2018 г.

    Рабочая программа  учебной дисциплины «Обществознание» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и  примерной программы, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением  «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)  в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной  образовательной программы СПО на базе основного общего образования  с получением среднего общего образованияПротокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 386 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

    Согласовано

    Зав.  учебной  частью

      ____________  /Селимов  Ш.А./

                                                               «____»   ___________  2018 год

    Организация разработчик:  Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Северо - Кавказский аграрно-технологический колледж» структурное подразделение  «Северо-Кавказский лесной техникум».

    Разработчик:

    Гаглоева Майя Альбертовна, преподаватель общественных дисциплин

    ГАПОУ «СКАТК» СП «СКЛТ»

    СОДЕРЖАНИЕ

    1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  4

    1.1. Область применения программы        4

    1.2.  Место  учебной  дисциплины  в  структуре  основной образовательной программы:        4

    1.3.  Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:        4

    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        11

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы        11

    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»        12

    2.3  ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ        22

    3.        УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        24

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению        24

    3.2. Информационное обеспечение реализации общеобразовательной дисциплины        25

    4.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        27

    5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП        28

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1.1. Область применения программы

    Программа  учебной  дисциплины  «Обществознание (включая экономику  и  право)»  является  частью  программы  подготовки  специалистов среднего  звена  в  соответствии  с  ФГОС  СПО  по  специальности:  35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство».

    1.2.  Место  учебной  дисциплины  в  структуре  основной образовательной программы:

    Учебная  дисциплина «Обществознание (включая  экономику  и  право)»

    относится к циклу общеобразовательных дисциплин. Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. Имеет межпредметные связи с дисциплинами «Философия», «Экономика», «Правовое обеспечение».

    1.3.  Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

    Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:

    • воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
    • развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
    • углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
    • умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
    • содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
    • формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
    • применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

    Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

    • личностных:
    • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
    • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
    • гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
    • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
    • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
    • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
    • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

    • метапредметных:
    • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
    • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
    • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
    • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
    • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
    • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
    • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

    • предметных:
    • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
    • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
    • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
    • сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
    • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
    • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
    • сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

    В  результате  изучения  учебной  дисциплины «Обществознание»

    обучающийся должен:

    знать/понимать:

    • -биосоциальную  сущность  человека,  основные  этапы  и  факторы
    • социализации  личности,  место  и  роль  человека  в  системе  общественных отношений;
    • тенденции  развития  общества  в  целом  как  сложной  динамичной

    системы, а также важнейших социальных институтов;

    • необходимость  регулирования  общественных  отношений,  сущность

    социальных норм механизмы правового регулирования;

    • особенности социально-гуманитарного познания;

    уметь:

    • характеризовать  основные  социальные  объекты,  выделяя  их

    существенные признаки, закономерности развития;

    • анализировать  актуальную  информацию  о  социальных  объектах,

    выделяя  их  общие  черты  и  различия;  устанавливать  соответствия  между существенными  чертами  и  признаками  изученных  социальных  явлений  и обществоведческими терминами и понятиями;

    • объяснять  причинно-следственные  и  функциональные  связи изученных  социальных  объектов (включая  взаимодействия  человека  и общества,  важнейших  социальных  институтов,  общества  и  природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
    • раскрывать  на  примерах  изученные  теоретические  положения  и

    понятия социально-экономических и гуманитарных наук осуществлять  поиск социальной информации,  представленной в различных  знаковых  системах (текст,  схема,  таблица,  диаграмма, аудиовизуальный  ряд);

    • извлекать  из  неадаптированных  оригинальных текстов (правовых, научно-популярных,  публицистических  и  др.) знания  позаданным  темам;  
    • систематизировать,  анализировать  и  обобщатьнеупорядоченную  социальную  информацию;  различать  в  ней  факты  имнения, аргументы и выводы;
    • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность,

             группы, организации, с точки зрения социальных норм,  экономической

    рациональности;

    • формулировать  на  основе  приобретенных  обществоведческих знаний              собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
    • подготавливать  устное  выступление,  творческую  работу  по социальной проблематике;
    • применять  социально-экономические  и  гуманитарные  знания  в  процессе  решения  познавательных  задач  по  актуальным  социальным

    проблемам;

    • использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической

    деятельности и повседневной жизни для:

    • успешного  выполнения  типичных  социальных  ролей;  
    • сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
    • совершенствования собственной познавательной деятельности;
    • критического  восприятия  информации,  получаемой  в  межличностном общении  и  массовой  коммуникации;  
    • осуществления  самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
    • решения  практических  жизненных  проблем,  возникающих  в

    социальной деятельности;

    • ориентировки  в  актуальных  общественных  событиях,  определения

    личной гражданской позиции;

    • предвидения  возможных  последствий  определенных  социальных

    действий;

    • оценки  происходящих  событий  и  поведения  людей  с  точки  зрения

    морали и права;

    • реализации  и  защиты  прав  человека  и  гражданина,  сознанноговыполнения гражданских обязанностей;
    • осуществления  конструктивного  взаимодействия  людей  с  разнымиубеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

    1. В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:

    Код

    Наименование общих компетенций

    ОК 1

    Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2

    Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и значимость.

    ОК 3

    Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК 4

    Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

    ОК 5

    Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    ОК 6

    Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    ОК 7

    Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

    ОК 8

    Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    ОК 9

    Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.

    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

    ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объем часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    162

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    108

    в том числе:

    практические работы

    32

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    54

    в том числе:

    • работа  с  источниками  социальной  информации (философскими,  научными,  публицистическими,  правовыми),  в  том  числе  новыми  нормативными актами;
    • анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;
    • определение  алгоритма  поведения  в  социальных  ситуациях,  исполнения основных социальных ролей;
    • выбор  правомерных  форм  поведения  и  способов  защиты  прав  и интересов личности;
    • изложение  и  аргументация  собственных  суждений  о  социальных реалиях и явлениях общественной жизни;
    • решение  отдельных  социальных  ситуаций  с  учетом  личного социального опыта студентов.

    18

    15

    8

    5

    4

    4

    Итоговая аттестация в форме  Дифференцированного зачёта

    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала  

    и формы организации деятельности обучающихся

    Уровень усвоения

    Объем часов

    Осваиваемые элементы компетенций

    1

    2

    3

    4

    5

    Введение

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    2

    ОК1-9

    1

    Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

    1

    2/2

    Самостоятельная работа обучающихся

    2

    Изучение лекционного материала.

    Раздел 1.

     Человек и общество

    10/4

    Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    6/2

    ОК1-9

    1

    Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.  Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира.

    2

    2/4

    2

    Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе.

    2

    2/6

    Практические занятия

    2

    1

    Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы.

    2/8

    Самостоятельная работа обучающихся

    2

    Анализ текста и  написание эссе по теме  «Межличностные конфликты».

    Тема 1.2. Общество как сложная система

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    4/2

    ОК1-9

    1

    Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Много вариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

    2

    2/10

    Практические занятия

    2

    1

    Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные институты общества.

    Общество и природа. Глобализация.

    2/12

    Самостоятельная работа обучающихся

    2

    Анализ работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макро социологический подход». Опираясь на текст доказать, что автор рассматривает общество как социальную систему.

    Раздел 2.

    Духовная культура человека и общества

    14/6

    Тема 2.1. Духовная культура личности и общества

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    2

    ОК1-9

    1

    Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры.

    2

    2/14

    Самостоятельная работа обучающихся

    2

    Подобрать примеры варварского отношения к памятникам культуры.

    Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    8/4

    ОК1-9

    1

    Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

    2

    2/16

    2

    Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации.

    3

    2/18

    Практические занятия

    2

    1

    Духовная культура личности и общества. Виды культуры.

    2/20

    2

    Наука в современном мире. Роль образования в жизни человека и общества

    2/22

    Самостоятельная работа обучающихся

    4

    Подготовка творческих работ по теме «Роль образования в жизни современного человека и общества».

    Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    4/2

    ОК1-9

    1

    Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии.

    2

    2/24

    Практические занятия

    2

    1

    Мораль. Религия. Искусство.

    2/26

    Самостоятельная работа обучающихся

    2

    Задания поисково - исследовательского характера по теме «Религия и церковь в современном мире».

    Раздел 3. Экономика

    26/8

    Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    6/2

    ОК1-9

    1

    Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

    2

    2/28

    2

    Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика

    2

    2/30

    Практические занятия

    2

    1

    Экономика как наука. Типы экономических систем.

    3

    2/32

    Самостоятельная работа обучающихся

    2

    Выполнение заданий по теме «Ограниченность ресурсов».

    Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    8/4

    ОК1-9

    1

    Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция

    3

    2/34

    2

    Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

    2

    2/36

    Практические занятия

    4

    1

    Факторы спроса и предложения.

    2/38

    2

    Функции государства в экономике. Особенности современной экономики России.

    2/40

    Самостоятельная работа обучающихся

    4

    Составить план и тезисы по теме.

    Тема 3.3. Рынок труда и безработица

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    8/2

    ОК1-9

    1

    Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.

    2

    2/42

    2

    Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель.

    2

    2/44

    3

    Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

    2

    2/46

    Практические занятия

    4

    1

    Причины безработицы и трудоустройство.

    2/48

    Самостоятельная работа обучающихся

    4

    Подготовка докладов на тему «Государственная политика в области занятости».

    Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    4

    ОК1-9

    1

    Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

    2

    2/50

    2

    Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

    2

    2/52

    Самостоятельная работа обучающихся.

    4

    Выполнение заданий поисково-исследовательского характера по теме.

    Раздел 4.

    Социальные отношения

    16/4

    Тема 4.1. Социальная роль и стратификация

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    4/2

    ОК1-9

    1

    Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж.

    3

    2/54

    Практические занятия

    2

    1

    Социальная стратификация. Социальная стратификация в современной России.

    2/56

    Самостоятельная работа обучающихся

    4

    Исследование по теме «Социальный портрет российской молодёжи». Составить рейтинг самых популярных профессий.

    Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    6/2

    ОК1-9

    1

    Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

    3

    2/58

    2

    Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.

    2

    2/60

    Практические занятия

    2

    1

    Виды социальных норм. Социальные конфликты. Межнациональные отношения. Семья в современной России.

    2/62

    Самостоятельная работа обучающихся

    4

    Подготовка докладов по теме «Социальная и личностная значимость здорового образа  жизни». Подготовка докладов по теме «Пути разрешения социальных конфликтов».

    Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

    Содержание учебного материала        

    Уровень усвоения

    6

    ОК1-9

    1

    Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

    2

    2/64

    2

    Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Этнические общности. Межнациональные отношения, этно-социальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

    2

    2/66

    3

    Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

    2

    2/68

    Самостоятельная работа обучающихся

    4

    Подготовка докладов по теме «Современная демографическая структура  РФ».

    Подготовка докладов на тему «Этнические общности». Подготовка творческих работ по теме «Права и обязанности супругов».

    Раздел 5.

    Политика

    12/4

    Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    6/2

    ОК1-9

    1

    Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы.

    2

    2/70

    2

    Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки.

    2

    2/72

    Практические занятия

    2

    1

    Политическая система общества, ее структура. Государство в политической системе общества. Функции государства. Формы государства.

    2/74

    Самостоятельная работа обучающихся

    4

    Выполнение заданий поисково-исследовательского  характера по теме «Особенности демократии в современных условиях». Выполнение заданий поисково-исследовательского  характера «Основные особенности развития современной политической системы». Подготовка докладов по теме «Тоталитаризм – феномен XX века». Подготовка творческих работ по теме «Политические партии и лидеры современной России».

    Тема 5.2. Участники политического процесса

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    6/2

    ОК1-9

    1

    Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

    2

    2/76

    2

    Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

    Политические партии и движения, их классификация.

    2

    2/78

    Практические занятия

    2

    1

    Гражданское общество и правовое государство. Избирательное право в Российской Федерации. Личность и государство.

    2/80

    Самостоятельная работа обучающихся

    4

    Выполнение задания поисково-исследовательского характера по теме «Характер информации, распространенной по каналам СМИ».

    Раздел 6.

    Право

    28/6

    Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    6

    ОК1-9

    1

    Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.

    2

    2/82

    2

    Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ.

    3

    2/84

    3

    Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

    3

    2/86

    Самостоятельная работа обучающихся

    2

    Выполнение заданий поисково-исследовательского характера по теме «Цели и задачи изучения права в современном мире». Подготовка творческих работ по теме «Право – воплощение справедливости и добра».

    Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    10/2

    ОК1-9

    1

    Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации.

    2

    2/88

    2

    Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства.

    2

    2/90

    3

    Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду

    2

    2/92

    4

    Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

    2

    2/94

    Практические занятия

    2

    1

    Право в системе социальных норм. Система права. Формы права.

    Конституционное право.

    2/96

    Самостоятельная работа обучающихся

    4

    Составить план и тезисы по теме «Конституционализм и конституционные идеи в России и мире». Подготовка докладов по теме «Право на альтернативную гражданскую службу».

    Тема 6.3.

     Отрасли российского права

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    12/4

    ОК1-9

    1

    Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

    3

    2/98

    2

    Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

    3

    2/100

    3

    Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор.

    3

    2/102

    4

    Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

    Уголовное право.

    3

    2/104

    Практические занятия

    4

    1

    Права и обязанности человека и гражданина. Гражданское право.

    Трудовое право.

    2/106

    2

    Административное право. Уголовное право.

    2/108

    Самостоятельная работа обучающихся

    4

    Подготовка ответов на контрольные вопросы по теме «Основания и порядок обращения в Конституционный суд РФ».

    Итого:

    108

    В том числе практических занятий:

    32

    Самостоятельной работы:

    54

    2.3  ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Раздел учебной дисциплины

    Основные виды деятельности обучающихся

    Введение

    Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения

    РАЗДЕЛ 1.  ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

    1.1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества

    Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».

    Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение

    1.2. Общество как сложная система

    Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы.

    РАЗДЕЛ 2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

    2.1. Духовная культура личности и общества

    Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни.Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета.

    Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям

    2.2. Наука и образование в современном мире

    Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом

    2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

    Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей

                    

    РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА

    3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

    Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики

    3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

    Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет»

    3.3. Рынок труда и безработица

    Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий

    3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

    Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли

    РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    4.1. Социальная роль и стратификация

    Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».

    Определение социальных ролей человека в обществе

    4.2. Социальные нормы и конфликты

    Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения

    4.3. Важнейшие социальные общности и группы

    Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи)

    РАЗДЕЛ 5. ПОЛИТИКА

    5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

    Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально государственного устройства, политического режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки

    5.2. Участники политического процесса

    Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации

    РАЗДЕЛ 6. ПРАВО

    6.1. Правовое регулирование общественных отношений

    Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права

    6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

    Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан

    6.3. Отрасли российского права

    Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права

    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация  дисциплины требует наличия  учебного  кабинета «Обществознание».

    Оборудование учебного кабинета:

    • многофункциональный комплекс  преподавателя;
    • наглядные  пособия  (комплекты  учебных  таблиц,  плакатов,  портретов выдающихся ученых и др.);
    • информационно-коммуникативные средства;
    • экранно-звуковые пособия;
    • комплект  технической  документации,  в  том  числе  паспорта  на  средства
    • обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

    В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание»

    студенты  должны  иметь  возможность  доступа  к  электронным  учебным

    материалам  по  обществознанию,  имеющиеся  в  свободном  доступе  в  системе  Интернет,  (электронные  книги,  практикумы,  тесты  и  др.);  к  сайтам  государственных, муниципальных органов власти.

    Технические средства обучения:

    • компьютер с лицензионным программным обеспечением,
    • мультимедиа-проектор,  
    • интерактивная доска.

    3.2. Информационное обеспечение реализации общеобразовательной дисциплины

    Основные источники

    1. Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2013.
    2. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2013.
    3. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2013.
    4. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2013.
    5. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2013
    6. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2013
    7. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2014.
    8. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2014.
    9. Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
    10. Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2013.
    11. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в    10–11 кл. – М., 2014.
    12. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2013.

    Дополнительные источники

    1. Кравченко И.В. Обществознание. 10 класс.– М.: Русское слово, 2013. – 191 с.
    2. Кравченко И.В. Певцова Е.А. Обществознание. 11 класс. – М.: Русское слово, 2013. – 192 с.

    Интернет ресурсы

    1. http://danur-w.narod.ru/  Обществознание в Интернете.
    2. www.openclass.ru  (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

    1. www.school-collection.edu.ru  (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

    1. www.festival.1september.ru  (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

    1. www.base.garant.ru  («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

    1. www.istrodina.com  (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»)

    1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    знать/понимать:

    • биосоциальную  сущность  человека,  основные  этапы  и  факторы

    Оценка  результатов внеаудиторной  самостоятельной работы (по  выбору:  доклад, сообщение,  реферат, презентация).

    • социализации  личности,  место  и  роль  человека  в  системе  общественных отношений;

    Проверка  выполнения  домашнего

    задания,  фронтальный  и

    индивидуальный  опрос  в  ходе

    аудиторных занятий.

    • тенденции  развития  общества  в  целом  как  сложной  динамичной

    системы, а также важнейших социальных институтов;

    Текущий  контроль:

    индивидуальный  и  фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий.

    • необходимость  регулирования  общественных  отношений,  сущность

    социальных норм механизмы правового регулирования;

    Проверка  результатов

    выполнения  самостоятельной

    работы по выбору студентов.

    • особенности социально-гуманитарного познания;

    Дифференцированный зачет.

    уметь:

    • характеризовать  основные  социальные  объекты,  выделяя  их

    существенные признаки, закономерности развития;

    Оценка  публичного  выступления

    перед аудиторией.

    • анализировать  актуальную  информацию  о  социальных  объектах,

    выделяя  их  общие  черты  и  различия;  устанавливать  соответствия  между существенными  чертами  и  признаками  изученных  социальных  явлений  и обществоведческими терминами и понятиями;

    Текущий  контроль:

    индивидуальный  и  фронтальный

    опрос в ходе аудиторных занятий

    • объяснять  причинно-следственные  и  функциональные  связи изученных  социальных  объектов (включая  взаимодействия  человека  и общества,  важнейших  социальных  институтов,  общества  и  природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

    • раскрывать  на  примерах  изученные  теоретические  положения  и

    понятия социально-экономических и гуманитарных наук осуществлять  поиск социальной информации,  представленной в различных  знаковых  системах (текст,  схема,  таблица,  диаграмма, аудиовизуальный  ряд);

    • извлекать  из  неадаптированных  оригинальных текстов (правовых, научно-популярных,  публицистических  и  др.) знания  по заданным  темам;  
    • систематизировать,  анализировать  и  обобщать неупорядоченную  социальную  информацию;  различать  в  ней  факты  и мнения, аргументы и выводы;
    • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность,         группы, организации, с точки зрения социальных норм,  экономической  рациональности;
    • формулировать  на  основе  приобретенных  обществоведческих знаний              собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
    • подготавливать  устное  выступление,  творческую  работу  по социальной проблематике;
    • применять  социально-экономические  и  гуманитарные  знания  в  процессе  решения  познавательных  задач  по  актуальным  социальным

    проблемам;

    5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП

    Учебная дисциплина ОУД.08 «Обществознание» может быть использована для обучения  группы специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и лесопарковое хозяйство и  43.00.00Сервис и туризм.

    Разработчик:         

    ГАПОУ «СКАТК» СП «СКЛТ»  преподаватель общественных дисциплин                     Гаглоева М.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

    В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

    Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

    В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

    Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

    В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

    Рабочая программа учебной дисциплины "Иностранный язык (английский)" по программам подготовки квалифицированных рабочих, 2015

    Рабочая программа составлена на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины "Английский язык" для профессиональных образовательных организаций, Москва, "Академия", 2015...

    Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного

    Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»  в пределах ППССЗ  по спе...

    Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» технического профиля на базе основного общего образования с получением сред

    Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Английский язык» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего о...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.10 Физика Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.03 «Автомеханик» Профиль обучения – технический

    Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональной образовательной организации СПО, реализующей образовательную программ...