Административные контрольные срезы по истории и обществознанию 6-10 класс
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Администативные контрольные срезы по истории и обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Первая мировая война. 1914-1918 гг.».

Цель урока:  сформировать представление о масштабах и основных событиях Первой мировой войны. 

  Задачи:

  1. Познакомить учащихся с причинами первой мировой войны, с          международными событиями, приведшими к началу мировой войны;
  2. Дать учащимся представление о целях воюющих держав, о  ходе военных действий;
  3. Подвести учащихся к пониманию значения Первой мировой войны в истории человечества; 
  4. Развивать умение работать в группах;
  5. Продолжать формировать умения анализировать исторические факты, навыки самостоятельной работы, делать выводы;
  6. Воспитывать неприятие войны, жестокости, уважение к человеческой жизни как высшей ценности.

     Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока:

  1. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.-М.:Просвещение, 2013.
  2. Карта «Первая мировая война. 1914-1918 гг.».
  3. ПК, проектор, экран, презентация «Первая мировая война».
  4. Раздаточный материал – фрагменты документов.

План урока:

  1. Причины войны. Повод к войне.
  2. Участники и их цели.
  3. Ход военных действий, основные сражения 1914-1918 гг.
  4. Итоги Первой мировой войны.

Эпиграф: «Двадцатый век ... 
                  И черная, земная кровь, 
                  Сулит нам, раздувая вены, 
                  Все разрушая рубежи, 
                  Неслыханные перемены, 
                  Невиданные мятежи ...!» 

                                                                   Александр Блок.

Ход урока

  1. Организационный момент.

а) сообщение цели и задач урока. 

        Уже 100 лет отделяет нас от даты – 1 августа 1914 года, - срок, достаточный для того, чтобы оценить значимость свершившегося тогда. Человечество вступило в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос о физическом уничтожении человечества. Её вели массовые армии, которые использовали разрушительно оружие, созданное индустриальным обществом. Война стала тяжёлой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через 4 года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен относительно благополучный европейский мир.

Наша цель – работая с историческими документами и учебником мы должны будем дать оценку Первой мировой войне???

(таблицы и исторические документы лежат на партах).

б) распределение учащихся по группам. Класс разбивается на 5 групп.

Запись на доске:

  Первая мировая война – 1 августа 1914 г. – 11 ноября 2018 г.

  • продолжительность – 1554 дня;
  • число стран-участниц – 38;
  • состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран:

Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;

  • число государств, на территории которого походили военные действия –14;
  • численность населения стран-участниц войны – 1,5 млрд человек (62% населения планеты).

II. Объяснение нового материала.

1. Причины войны. Повод к войне.

     Противоречия между великими державами, обострение борьбы за сферы влияния привели к их открытому столкновению. Поводом к войне послужило убийство в Сараево наследника австрийского престола.

     Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, 10 июля, который почти полностью был удовлетворен Сербией. Но 28 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии. 1 августа Германия объявила войну России, а 3 августа – Франции. 4 августа в войну вступила Великобритания.

2. Участники и их цели.

Самостоятельная работа учащихся.

Задание 1: Проанализировав текст учебника на стр.37-40 составить таблицу: Участники войны и их цели.

Участники войны и их цели

Держава

Цели

Германия (1 группа)

Австро-Венгриям (2 группа)

Россия (3 группа)

Франция (4 группа)

Англия (5 группа)

 Выступления представителей от групп.

Задание 2: Проанализировав документы выскажите свое мнение о готовности к войне стран Антанты и Тройственного союза: - вооружение - вооруженные силы – затраты.

Численность вооруженных сил

                                (ведущие державы и их владения)

Державы

В строю

(млн. чел.)

Австро-Венгерская империя

Австрия и Венгрия

0,4

0,2

Британская империя

Великобритания

0,4

                                   0,2

Германская империя

Германия

0,8

0,7

Итальянские владения

Италия

0,5

0,4

Российская империя

Россия

1,4

1,1

Владения США

США

0,2

0,2

Французские владения

Франция

0,8

0,7

Японская империя

Япония

0,3

0,2

Мир в целом

6,0

Прямые военные расходы

Державы

Всего (млн. руб.)

На одного солдата (руб.)

Австро-Венгерская империя

265

662

Британская империя

729

1822

Германская империя

925

1156

Итальянские владения

283

566

Российская империя

826

590

Владения США

570

2850

Французские владения

568

710

Японская империя

117

390

Мир в целом

5000

833

Вооружение.

Державы

Артил-лерия

(тыс. шт.)

Пуле-меты

(тыс. шт.)

Сна-ряды

(млн. шт.)

Па-троны

(млрд. шт.)

Аэро-планы

( шт.)

Авто-мобили

(тыс. шт.)

Воен-ный флот

 

Вин-товки

(млн. шт.)

Австро-Венгерская империя

4.0

2.0

3.0

0.3

65

1.8

0.3

1.5

Британская империя

2.0

2.0

7.0

0.8

272

1.2

1.9

0.8

Германская империя

7.5

12.0

10.0

1.0

300

5.0

1.5

5.0

Итальянские владения

2.0

1.0

3.3

0.5

143

2.0

0.4

2.5

Российская империя

7.9

4.1

6.0

2.8

150

-

0.4

5.0

Владения США

1.0

1.5

1.0

0.5

-

-

0.9

0.5

Французские владения

4.8

5.0

6.0

1.3

560

8.0

0.5

3.4

Японская империя

2.0

4.0

2.0

0.5

-

-

0.3

1.5

Мир в целом

35.0

35.0

40.0

10.0

1500

18.0

7.5

25.0

Выступления представителей от групп.

  1. Ход военных действий, основные сражения 1914-1918 гг.

Работа в группах. 

Перед учащимися ставится задача: Изучив материал учебника и данные таблицы,  рассказать об основных военных операциях 1914-1918 гг. их результатах, показать на карте основные сражения.


1) 1914 год 
В чем заключался план молниеносной войны? Почему он был сорван? Назовите крупнейшие сражения 1914 года. Каковы главные итоги военной компании 1914 года? 
2) 1915 год 
Какова была главная стратегическая задача Тройственного союза? Какие новые страны присоединились к Тройственному союзу и почему? Итоги военной компании 1915 года. 
3) 1916 год 
Назовите главные сражения 1916 года и их итоги. Основные сражения на море и их итоги. Как отражались военные события на жизненном уровне населения воющих стран? 
4) 1917 год 
Россия в I мировой войне в 1917 - начале 1918 гг. Каковы особенности военных действий в 1917 году? Назовите главные сражения 1917 года. Главные итоги военной кампании 1917 года. 
5) 1918 год 
В чем заключается последний стратегический план германского командования, разработанный Гинденбургом? Почему он провалился? Какие события способствовали поражению в войне стран Тройственного союза? Где и когда закончилась I мировая война? 
Выступление представителей групп. 

Таблица: Основные события Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

1914 г.

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

1915 г.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

1916 г.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

1917 г.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

1918 г.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

  1. Итоги Первой мировой войны.

Обобщение учителя.

     Первая мировая война была самой кровавой и разрушительной войной за всю историю человечества. В орбиту войны были вовлечены 38 государств с населением свыше 1,5 млрд человек. В боях погибло свыше 10 миллионов человек и в два раза больше ранено. Тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты, в запустении оказались огромные сельскохозяйственные территории, миллионы людей лишились крова, имущества, утратили гражданство, привычный образ жизни, профессиональные навыки.

    В результате войны был разгромлен блок наиболее агрессивных государств Центральной Европы. Распались Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская империи. В целом ряде стран произошли революции. Война стала проявлением глубочайшего кризиса европейской цивилизации.

    Жестокость и насилие войны, пренебрежительное отношение к человеческой жизни, унижение человеческого достоинства породили моральные последствия, которые не поддаются измерению.

  1. Закрепление изученного материала.

Тест: «Первая мировая война».

  1. Исключите лишнее.

Причины Первой мировой войны.

  1. Стремление индустриальных держав к ослаблению государств конкурентов в экономическом и военном развитии, к военному разрешению политических и экономических проблем.
  2. Стремление индустриальных держав к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству  и наживе.
  3. Стремление колоний к политической независимости.
  4. Стремление стран-участниц разрешить с помощью войны внутренние проблемы.

  1. Вставьте пропущенные слова.

Поводом для начала Первой мировой войны послужило …………………………………

……………………….   в Сараево 28 июня 1914 г.

  1. Подчеркните правильный ответ.

 План Шлиффена предполагал:

  1. Маневренную войну.
  2. Молниеносную войну.
  3. Позиционную войну.
  4. Коалиционную войну.

     4.  Исключите лишнее.

В Антанту не входила:

  1. Великобритания
  2. Болгария
  3. Италия
  4. Франция

5. Исключите лишнее.

В Четверной союз не входила:

  1. Турция
  2. Болгария
  3. Италия
  4. Австро-Венгрия
  1. Подчеркните правильный ответ.

Компьенское перемирие было подписано:

  1. 3 марта 1918 г
  2. 11 ноября 1918г
  3. 28 сентября 1918 г
  4. 3 ноября 1918 г.
  1. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный срез по истории для 5 класса

Данная работа поможет определить уровень освоения учебного материала учащимися по истории Древнего мира....

Контрольный срез по истории в 5 классе

Поная версия контрольного среза...

Административный контрольный срез

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗПО ГЕОГРАФИИ 8 КЛАСС 1.     Какое место в мире Россия занимает по численности населения?А)7     Б)5...

Административные контрольные срезы по истории и обществознанию 6-10 класс

Административные контрольные срезы по истории и обществознанию 6-10 класс...

Административный контрольный срез за первое полугодие для 7 класса на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др. (концентрический курс)

данный тест используется как промежуточный контроль после изучения курса биологии в первом полугодии 7 класса...

Контрольные работы по истории и обществознанию 5-11 классы

Контрольные работы по истории ( 5-11 классы)  и обществознанию 6-9  классы...