история
олимпиадные задания по истории (9 класс) на тему

олимпиадный задания по истории 9класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass-1.doc308 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по истории

2011/2012 учебный год

Районный (городской) тур

9 класс

Инструкция по выполнению работы

На выполнение олимпиадной работы по истории отводится 3 часа.

Работа состоит из двух частей.

Часть I  состоит из 20 комплексных заданий.

На выполнение заданий первой части отводится 2 часа.

Часть II состоит из творческого задания, на выполнение которого отводится 1 час.

По одной из представленных тем (на выбор учащегося) написать историческое эссе.

 Характеристика сочинения-эссе

  1. Наличие конкретной темы или вопроса
  2. Личностный характер восприятия проблемы и её осмысления
  3. Небольшой объем
  4. Свободная композиция
  5. Непринужденность повествования
  6. Парадоксальность
  7. Внутреннее смысловое единство
  8. Открытость

Алгоритм работы над сочинением-эссе:

  1. ознакомление с предложенными темами;
  2. определение смысла предложенных высказываний;
  3. осмысление проблемы в контексте исторической науки;
  4. формулирование своего отношения к высказыванию;
  5. определение исторических терминов, понятий и обобщений, которые потребуются ему для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне;
  6. отбор фактов, примеров из истории, которые убедительно обосновывают собственную позицию.

Дополнительные аргументы автора сочинения-эссе:

  1. краткая информация об авторе высказывания;
  2. имена его предшественников, последователей или научных противников;
  3. описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению;
  4. указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
  5. ссылка на альтернативные варианты решения проблемы.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются.

Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны.  Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно вернуться, если у вас останется время.

Всероссийская олимпиада школьников по истории

2011/2012 учебный год

Районный (городской) тур

9 класс

Часть I – комплексные задания

               

1. Что объединяет эти имена?

            А). Пересвет, Ослябя, Дмитрий Боброк-Волынский, Владимир Андреевич Серпуховский.

            Б). Барма, Постник, Фёдор Конь.

Ответ: А.______________________________________________

            Б. ______________________________________________

(2 балла)

2. Историк должен правильно писать исторические понятия и термины.

Впишите букву (буквы) вместо пропусков и дайте определение термина.

           1) …гре…сия -

           2) С…гр…гация -

           3) К…нв…рсия -

           4) …нтаг…низм -

           5) С…кул…ризация -

(По 1 баллу за грамотное написание, по 2 балла за максимально

точное определение термина. Сумма – 15 баллов)

3. Определите, какие из перечисленных событий относятся к периоду Древнерусского государства, а какие – к периоду образования централизованного Русского государства.

            А) Назначение первого русского митрополита.

            Б) Перенос резиденции митрополита в Москву.

            В) Поход князя Олега на Киев.

            Г) Походы Ивана III на Новгород.

            Д) Появление первого общерусского «Судебника».

            Е) Создание «Русской правды».

Ответ впишите а таблицу:

Древнерусское государство

Период централизации

(6 баллов)

4. Определите дату перечисленных событий. Расположите события в хронологической последовательности.

           1). Битва на реке Калке.

           2). Куликовская битва.

           3). Первое упоминание о Москве.

           4). Принятие христианства князем Владимиром.

           5). Съезд в Любече.

Ответ впишите в таблицу:

Дата

События

(10 баллов)

5. Объясните знание слов:

            Боярин –

            Вече –

            Дворяне –

            Кормление –

            Местничество –

(5 баллов)

6. Исторический портрет.

Как известно, короля играет свита. Перед вами описание человека, чья деятельность оказала большое влияние на ход событий. Кто он?

Князь умён и блестяще образован, большой поклонник западной культуры. В его доме всё было устроено на западный манер: картины, зеркала, на потолке нарисована система планет. Собрал огромную библиотеку, где были книги на разных языках. Управлял Посольским приказом, возглавлял комиссию по преобразованию армии и предложил ввести «немецкий строй». Эта же комиссия под его руководством отменила местничество. В его планы входило также освободить крестьян от крепостной зависимости, наделив их землей и обложив налогом в пользу государства. Его походы против крымского хана славы ему не принесли.

    Ответ: ___________________  

(1 балл)

Задания на выбор ответа.

7. «Норманнская теория» происхождения Русского государства и споры вокруг неё зародились:

            1). В период создания «Повести временных лет».

            2). В XVIII в. в Академии наук.

            3). В начале XVI в., в период становления централизованного государства.

            4). В 1762 г. при вступлении на престол немки Софьи Августы Фредерики Анхальт-Цербстской (Екатерины II).

     Ответ: ___________________

(1 балл)

8. Укажите даты Северной войны.

            1) 1700-1721 гг.

            2) 1709-1721 гг.

            3) 1699-1720 гг.

            4) 1701-1721 гг.

    Ответ: _______________

(1 балл)

9. Преимущество коллегий перед приказами заключалось в:

1) ведении определенного участка государственного управления

2) инициативе и самостоятельности

3) коллегиальности  при решении вопросов

4) ответственности перед Боярской думой

Ответ: _______

 (1 балл)

10. К числу нововведений петровской эпохи не относится:

             1) учреждение орденов и медалей

             2) введение «Табели о рангах»

             3) введение обязательного начального образования для низших сословий

             4) открытие первого музея.

   Ответ: ______________

            (1 балл)

11. Период 1725-1762 гг. в России вошёл в историю как:

            1) период Дворцовых переворотов

            2) Смутное время

            3) эпоха Возрождения

            4) династический кризис

   Ответ: _________

(1 балл)

12. Расширение привилегий дворянства в XVIII в. выразилось в:

     1) дальнейшем росте дворянского землевладения

                 2) праве владеть своими имениями и крестьянами на правах полной собственности

                 3) освобождении от службы

                 4) верны все вышеперечисленные ответы.

  Ответ: ___________

(1 балл)

13. Соотнесите данные, относящиеся к военной истории.

Войны:  Семилетняя война, Русско-турецкая война, Северная война.

Сражения: бой у острова Гренгам, сражение у Кунерсдорфа, Полтавское сражение, сражение у Гросс-Егерсдорфа, захват Берлина, бой у мыса Гангут, битва на реке Кагул, поражение под Нарвой, сражение у Цорндорфа, битва у мыса Калиакрия, Чесменская битва, сражение на реке Рымник.

Полководцы: М.М.Голицын,  В.В.Фермор, А.В.Суворов, Г.А.Спиридов, Б.П.Шереметев, С.Ф.Апраксин, Пётр I, П.С.Салтыков, П.А.Румянцев, Ф.Ф.Ушаков.

Ответ:

Война

Сражение

Русский полководец

 (27 баллов)

14. Восстановите династическую линию царствующего дома Романовых.

            1). Пётр I

            2). Екатерина I

            3).  …

            4). Анна Иоанновна

            5).  …

            6).  …

            7) Пётр III

            8)  …

            9) Павел I

(4 балла)

15. Закончите фразу, вставив нужную дату, понятие или имя.

            1). Главным идеологом «теории официальной народности» был ____________________

            2). А.С.Пушкин издавал журнал  _________________________

            3). Революционная организация народников называлась _________________

            4). Теории П.Л.Лаврова, М.А.Бакунина, П.Н.Ткачёва были основой движения ___________________________

            5). «Великая ложь нашего времени» - так отзывался о революционных теориях __________________________

           6). Статью, о которой Николай I сказал, что она «смесь дерзостной бессмысленности, достойной умалишённого» ________________________________

     Ответ: 1)                                                               4)

                 2)                                                               5)

                 3)                                                               6)

                 

(6 баллов)

16. Соотнесите событие с датой:

А) 1801-1803 гг.

1). Указ о вольных хлебопашцах

Б) 1803 г.

2). Отмена крепостного права

В) 1807 г.

3). Кавказская война

Г) 1812 г.

4). Тильзитский мирный договор

Д) 1817-1864 гг.

5). Работа Негласного комитета

Е) 1861 г.

6). Бородинское сражение

Ответ впишите в таблицу:

А

Б

В

Г

Д

Е

 (6 баллов)

17. Проанализируйте данные статистики и ответьте на вопросы.

За период с 1877 по 1897 годы в России выросли следующие показатели:

  • добыча каменного угля – с 11 по 684 млн. пудов;
  • добыча нефти – с 13 до 478 млн. пудов;
  • выплавка чугуна – с 23 до 113 млн. пудов;
  • выплавка стали – с 3 до 74 млн. пудов;
  • производство железа – с 16 по 30 млн. пудов.

О каких процессах в развитии экономики можно сделать вывод, опираясь на эти факты? Что, по-вашему, повлияло на эти процессы?

Ответ: ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

(5 баллов)

18. По какому принципу подобраны нижеприведенные слова?

Антанта, братание, «окопная война», прорыв.

 Ответ: ________________________________

(3 балла)

19. Установите соответствие между годами и названиями битв.

1) 1941-1942 гг.

А). Битва за Берлин

2) 1942-1943 гг.

Б). Курская битва

3) 1943 г.

В). Московская битва

4) 1945 г.

Г). Сталинградская битва

Ответ: ________________________________________

            ________________________________________

            ________________________________________

            ________________________________________

 (4 балла)

20. По какому принципу построены логические ряды?

1) А.Яковлев, С.Лавочкин, С. Илюшин, А.Туполев, М.Поликарпов.

2) Ленинград, Севастополь, Одесса, Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Брест.

3) 300 г, 250 г, 200 г, 125 г

4) 5 августа 1943 г., Орел, Белгород, Москва.

Ответ: 1) __________________________________

            2) __________________________________

            3) __________________________________

            4) __________________________________

(4 балла)

21. Укажите цифру, обозначающую направление движения к Москве Первого ополчения 1611 г.

Ответ: _____________________________________.

(2 балла)


Часть II

Темы исторического эссе:

1) «История – что власть: когда людям хорошо, они забывают о ней и своё благоденствие приписывают себе самим; когда же становится плохо, они начинают чувствовать её необходимость и ценить её благодеяния».

В.О. Ключевский

2) В России центр на периферии.

В.О. Ключевский

3) «В Смуту общество, предоставленное самому себе, поневоле приучалось действовать самостоятельно и сознательно…   Рядом с государственной волей, а иногда и на её месте теперь не раз становилась другая политическая сила… воля народа».

В.О. Ключевский

4) «Революции не совершают, они приходят сами».

У. Филлипс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"

 Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...