Главные вкладки

    Конспект урока истории. 5 класс. Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.

    Тип урока: урок изложения нового материала по истории в 5 классе.

    Цели урока:

    1.      Сформировать у учащихся представление о хронологии как части исторических знаний.

    2.      Систематизировать и расширить знания учащихся об измерении времени в истории.

    3.      Способствовать формированию у учащихся умений оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории.

    Основные понятия: хронология, единицы измерения времени, летосчисление, «линия времени».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 23_09_5klass_schet_let_v_istorii.doc97.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок: история

    Класс: 5а, 5б

    Дата: 23.09.2015

    Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.

    Тип урока: урок изложения нового материала по истории в 5 классе.

    Цели урока:

    1. Сформировать у учащихся представление о хронологии как части исторических знаний.
    2. Систематизировать и расширить знания учащихся об измерении времени в истории.
    3. Способствовать формированию у учащихся умений оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории.

    Основные понятия: хронология, единицы измерения времени, летосчисление, «линия времени».

    Учебное оборудование: на доске – тема урока, компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, карточки с датами.

    Этапы урока

    1

    Организационный момент (1-2 мин.)

    - ребята, сегодня на уроке мы вспомним уже знакомый вам материал о счете лет в истории, а также узнаем много нового и интересного об измерении времени. Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие случилось раньше и какое позже, на сколько позже. Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно уметь определить, что происходило до них, а что после. Сегодня мы научимся оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории. Я уверена, что урок вам понравится, т. к. пройдёт он в необычной форме.

    Записи в тетрадях: дата урока, тема урока.

    Выполнение учащимися задания «Овладение огнем» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора) - расставить в правильной последовательности картинки, рассказывающие о том, как человек подчинил себе огонь.

    Ответ: 1, 6, 2, 7, 5, 8, 4, 3.

    Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

    Устное выполнение учащимися задания «Расставь события». Необходимо расставить события (карточки с датами) по порядку.

    1. Куликовская битва - 1380 год
    2. Введение нового летосчисления на Руси – 1700 год
    3. Первый полет человека в космос - 1961 год
    4. Первое упоминание о Москве - 1147 год
    5. Основание станицы Полтавской – 1794 год
    6.  Начало правления династии Романовых - 1613 год
    7. Крещение Руси - 988 год
    8. Основание Санкт-Петербурга – 1703 год

    Ответ: 7, 4, 1, 6, 2, 8, 5, 3.

    Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

    Беседа по окончанию выполнения обоих заданий:

    - Что требовалось выполнить в первом задании?

    - Что требовалось выполнить во втором задании?

    - Можно ли провести аналогию, т.е. увидеть общее между этими заданиями?

    - Можно ли увидеть связь между выполненными заданиями и темой урока?

    - Вспомните, как называется наука, изучающая последовательность исторических событий?

    3

    Изучение новой темы (25 - 30 мин.)

    - Хронология (от хроно... и логос - слово, учение) - последовательность исторических событий во времени, а также наука об измерении времени (изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников). В древней хронологии у разных народов применялись различные системы счета лет, приуроченные к какому-либо событию (реальному или мифическому) или началу династии правителей.

    Записи в тетрадяхХронология - последовательность исторических событий, наука об измерении времени.

    Работа учащихся в тетрадях – выполнение задания «Измеряем время» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора)

    Задание - расположить по возрастанию единицы измерения времени – десятилетие, день, век, год, месяц, неделя, час, тысячелетие, сутки. 

    Ответ: час, день, сутки, неделя, месяц, год, десятилетие, век, тысячелетие.

    Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

    4

    Беседа по вопросам:

    - Какими единицами измерения времени пользуется ученые?

    - Почему измерять время в истории удобнее годами, веками, тысячелетиями?

    - Как в истории принято записывать года и века?

    - Как правильно соотносить даты событий с веком?

    Показ слайда с изображением арабских и римских цифр

    Цифры арабские

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    Цифры римские

    I

    II

    III

    IV

    V

    VI

    VII

    VIII

    IX

    X

    XI

    XII

    5

    Устное выполнение учащимися задания «Составь дату» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора). Для выполнения этого задания вам потребуются знания по математике и по литературе. 

    Задание - составить дату (указать век) из всех цифр, пропущенных и упомянутых в пословицах.

    1) ….. в поле не воин.

    Семь раз отмерь, …. раз отрежь.

    Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

    1714 год (XVIII век)

    2) Десять раз надо сказать,

    на десятый только послушает.

    1010 год (XI век)

    3) Одна голова хорошо, а ….. лучше.

    У ….. нянек дитя без глазу.

    Пошел на все ….. стороны.

    1274 год (XIII век)

    4) …… с ложкой, один с сошкой

    За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.

    717 год (VIII век)

    5) За ….. зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

    У ….. нянек дитя без глазу.

    217 год (III век)

    Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

    6

    Физминутка (варианты проведения см. в приложении)

    Выйдите из-за парт, встаньте рядом со своими рабочими местами.

    Я задаю вам вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». Вы отвечаете определенными движениями: «да» - хлопаем в ладошки, «нет» - шагаем на месте.

    Вопросы

    1. первый месяц года – январь (да)
    2. первый месяц весны – апрель (нет)
    3. в году – 12 месяцев (да)
    4. в феврале – 30 дней (нет)
    5. новый год начинается 31 декабря (нет)
    6. четверть часа – это 15 минут (да)
    7. век – это срок в тысячу лет (нет)
    8. в сутках – 25 часов (нет)
    9. день больше, чем сутки (нет)
    10. часы - прибор для отсчета времени (да)

    7

    Во многих христианских государствах отсчет времени долго вёлся от сотворения мира (по древней еврейской, а затем византийской традиции), в том числе и в России, где считать от Рождества Христова стали после реформ Петра I. Термины «до Рождества Христова», т.е. «до нашей эры» и «от Рождества Христова», т.е. «наша эра» в настоящее время приняты в большинстве государств мира.

    Наша (новая) эра (эра - от лат. aera - отдельное число, исходная цифра) - современная система летоисчисления, за начальный момент отсчета которой взята дата рождения Иисуса Христа, основателя христианства – религии, которая широко распространилось во многих странах. Новое летосчисление распространялось постепенно.

    Записи в тетрадяхЛетосчисление - система счёта больших промежутков времени.

    Для того, чтобы удобнее было «увидеть» очередность произошедших в разное время событий, можно воспользоваться «линией времени» или «лентой времени». Время на этой линии «движется» вперед (слева направо). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры. Многие исторические события произошли до нашей эры, и на нашей «ленте времени» они находятся слева от разделительной линии. Те события, которые относятся к нашей эре, располагают справа этой линии. Не перепутайте: счет лет до нашей эры ведется в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням. Также принято условно «делить» «линию времени» на части – периоды, по которым мы с вами и будем изучать историю.

    «Линия времени»

    до нашей эры

    наша эра

    753

    74

    1147

    1799

    1961

    древний мир

    средние века

    новое время

    новейшее время

    Записи в тетрадях«Линия времени» - это линия, на которой условно изображаются отдельные исторические события.

    8

    Устное выполнение учащимися задания «Счет лет». 

    Задание - сосчитать:

    Сколько веков и полных лет продолжается наша эра? (20 веков и 9 лет).

    Какой год был раньше: 40-й год до нашей эры или 40-й год нашей эры? На сколько лет раньше? (40-й год до нашей эры был раньше, чем 40-й год нашей эры. На 80 лет).

    Какой год был следующим за 40-м годом до нашей эры? (Следующим за 40-м годом до нашей эры был 39-й год).

    Какой год предшествовал 40-му году до нашей эры? (40-му году до нашей эры предшествовал 41-й год).

    Какой год был следующим за 40-м годом нашей эры? (Следующим за 40-м годом нашей эры был 41-й год).

    Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

    Проведение игры «Лента времени» 

     Задание - расположить картинки на ленте времени:

    - характерные для конкретной эпохи изображения одежды людей;

    - характерные для конкретной эпохи изображения орудий труда, которыми пользовался человек в разные эпохи;

    - характерные для конкретной эпохи изображения жилища человека (шалаш, бревенчатые избы, небоскребы и др.).

    9

    Закрепление изученного на уроке (2-3 мин.)

    Беседа по основным вопросам урока:

    - Что такое хронология?

    - Что такое летосчисление?

    - Для чего была придумана «линия времени»?

    - Какие единицы измерения времени вы знаете?

    - Какими единицами измерения времени пользуются при изучении истории?

    - Как правильно определять последовательность важнейших событий истории?

    10

    Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал (2-3 мин.)

    Заключительное слово учителя. 

    - Ребята, сегодня мы еще раз убедились в том, что история – это наука, у которой есть свои правила и законы. Вы показали отличные знания, научились измерять время годами, веками, тысячелетиями и поняли главное - изучать историю без дат невозможно.

    11

    Домашнее задание (1 мин.)

    Составить в рабочих тетрадях кроссворд с использованием терминов, обозначающих различные единицы измерения времени (учитель дает учащимся рекомендации по выполнению домашнего задания).

    Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

    1-й вариант

    1. Первая общегреческая Олимпиада проходила в 776 г. до н.э.. Сколько лет тому назад это было?

    2. Город Рим основан в 753 г. до н.э. Сколько лет тому назад это было?

    3. Какой год был раньше 200 н. э. или 200 до н. э.? На сколько?

    4. Москва была основана в 1147 г. Какой это век?

    5. Куликовская битва произошла в 1380 году. В каком веке праздновалось 500-летие этой битвы?

    6. Какой год был раньше? 12 г. до н. э. или 13 г. до н. э.? На сколько?

    7. Какой год предшествовал 133 г. до н.э.?

    8.Какой это век?

    А) 1205 год; Б) 81 год; В) 185 год; Г) 2011 год.

        9. Запишите арабскими цифрами:

    А)III век; Б)VII век; В)XII век; Г)L век.

    Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

    2-й вариант

    1.Единое египетское государство возникло в 3000 г.до н.э. Сколько лет тому назад это было?

    2.Какой год был раньше 525 н. э. или 525 до н. э. На сколько?

    3.В 1500 г.до н.э. фараон Тутмос отправился в военный поход. Сколько лет тому назад это было?

    4.Русь приняла православную веру в 988 году. Какой век это был?

    5.Ледовое побоище произошло в 1242 году. В каком веке праздновалось 500-летие этой битвы?

    6.Какой год был раньше? 110 г.до н.э. или 120 г. до н.э.? На сколько?

    7.Какой год наступит после 2 г.до н.э.?

    8.Какой это век?

    А) 1405 год; Б) 281 год; В) 85 год; Г) 1011 год.

        9. Запишите арабскими цифрами:

    А) VIII век; Б)II век; В) XXII век; Г)XVI век.

    Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

    3-й вариант

    1. В 1770 г. до н. э. были написаны сказания о красавице-богине Иштар. Сколько лет тому назад это было?

    2.  Какой год был раньше 1202 н. э. или 1202 до н. э.? На сколько?

    3.  Петербург был основан в 1703 г. Какой это век?

    4. Полтавская битва произошла в 1709 году. В каком веке праздновалось 200-летие этой битвы?

    5. Какой год был раньше? 2 г. до н. э. или 13 г. до н. э.?

    На сколько?

    6. Какой год был перед 33 г. до н.э.?

    7. В 1750 г. до н.э. в Египте произошло восстание рабов. Сколько лет тому назад это было?

    8.  Какой это век?

    А) 205 год; Б) 981 год; В) 1852 год; Г) 1011 год.

    9. Запишите арабскими цифрами:

    А)LX век; Б)XVII век; В)XIII век; Г)XV век.

    Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

    4-й вариант

    1. Пирамида Хеопса была построена в 2600 г.до н.э. Сколько лет тому назад это было?

    2. Какой год был раньше 525 н. э. или 525 до н. э. На сколько?

    3. Первая Пуническая война началась в 264 г. до н.э. Сколько лет тому назад это было?

    4. Иван Грозный стал царём в 1547 году. Какой век это был?

    5. Бородинская битва произошла в 1812 году. В каком веке празднуется 200-летие этой битвы?

    6. Какой год был раньше? 2110 г. до н.э. или 2120 г. до н.э.? На сколько?

    7.  Какой год предшествовал 92 г. до н.э.?

    8.  Какой это век?

    А) 405 год; Б) 1281 год; В) 785 год; Г) 1811 год.

    9. Запишите арабскими цифрами:

    А) LXXX век; Б) IV век; В)XII век; Г)XХV век.

    Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

    5-й вариант

    1. Греко-персидские войны начались в 499 г. до н.э. Сколько лет тому назад это было?

    2. Марафонская битва произошла в 490 г. до н.э. Сколько лет тому назад это было?

    3. Какой год был раньше 8 н. э. или 18 до н. э.? На сколько?

    4. Сражение у мыса Гангут состоялось в 1714 г. Какой это век?

    5. Нижний Новгород был основан в 1221 году. В каком веке праздновалось 500-летие этого города?

    6. Какой год был раньше? 12 г. до н. э. или 13 г. до н. э.? На сколько?

    7. Какой год наступит после 81 г. до н.э.?

    8. Какой это век?

    А) 105 год; Б) 1881 год; В) 1985 год; Г) 11 год.

    9. Запишите арабскими цифрами:

    А) XVIII век; Б)LXX век; В) XI век; Г)XIV век.

    Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

    6-й вариант

    1. Греко-персидские войны закончились в 449 г.до н.э. Сколько лет тому назад это было?

    2. Какой год был раньше 5 н. э. или 5 до н. э. На сколько?

    3. Саламинское сражение состоялось в 480 г. до н.э. Сколько лет тому назад это было?

    4. Сражение на реке Неве было в 1240 году. Какой это век?

    5. Восстание декабристов произошло в 1825 году. В каком веке отмечалось 150-летие этого событие?

    6. Какой год был раньше? 110 г. до н.э. или 120 г. до н.э.? На сколько?

    7. Какой год наступит после 100 г. до н.э.?

    8. Какой это век?

    А) 15 год; Б) 1281 год; В) 685 год; Г) 1101 год.

    9. Запишите арабскими цифрами:

    А) VI век; Б) XL  век; В) XXII век; Г)XVI век.

    Куликовская битва –

    1380 год

    Введение нового летосчисления на Руси – 1700 год

    Первый полет человека в космос - 1961 год

    Первое упоминание о Москве - 1147 год

    Основание станицы Полтавской –

    1794 год

    Начало правления династии Романовых –

    1613 год

    Крещение Руси - 988 год

    Основание Санкт-Петербурга –

    1703 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)

    Цели:Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.Осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.Способствовать проявлению чувств сопереживания,...

    Конспект урока истории по теме "Революционное народничество" для 8 класса

    Конспект и презентация к уроку на тему "Революционное народничество" для 8 класса...

    Конспект урока истории на тему "Ассирийская держава" в 5 классах

    При ознакомлении учащихся с ассирийской державой используются загадки,истроическая викторина,кроссворд....

    Конспект урока. 7 класс. Расчет пути и времени движения

    Урок для аттестации по ФГОС. Изложены цели и задачи 22  проведения урока....

    Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

    Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

    Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

    Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

    Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

    Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...