Урок - игра « Исторический детектив». В рамках элективного курса по истории « Тайны XX века».
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Урок - игра « Исторический детектив». В рамках элективного курса по истории « Тайны XX века».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок - игра « Исторический детектив». В рамках элективного курса по истории « Тайны XX века».

Участники: 2 команды по 5-6 человек, ведущий, жюри.

Оборудование: 2 стола для команд (участники сидят вокруг столов), скатерти,

подсвечники со свечами, доска, телевизор, видеомагнитофон.

Ход игры:

1-й конкурс — разминка. По 15 вопросов каждой команде. За каждый правильный ответ по одному очку.

Вопросы для разминки:

  1. В 1904 г. Россия вступила в:        русско-турецкую        или        русско-японскую        войну

2.Сколько Государственных Дум было созвано до 1917г: 3 или 4

     3.Николай II по отношению к Александру III был: сыном или братом

4. « Зубатовщина» - это явление связано с : Февральской рев-цией 1917г. или Первой русской революцией

5. Первая русская революция началась в: Москве или С.-Петербурге

6. Сколько гос-в участвовало в Первой мировой войне: 38 или 36

7. В 1911г. в Киевском оперном театре был убит: С.Ю.Витте или П.А.Столыпин

8. Переселенческая политика в н. XX века в России была связана с переселением:

крестьян или инородцев

9. Имя К.Э.Циолковского связано с : самолётостроением или ракетостроением

10. « Деревенским» поэтом называли: С.А. Есенина или В.В.Маяковского

11. Имена А.Павловой, Там. Карсавиной, Вацлава Нижинского связаны с : балетом или театром

12. Первой военной операцией русских в ходе Первой мировой войны стала :

Галицинская или Восточно-Прусская

13. Командующим        какой армией был генерал П.К.Ренненкампф : русской или немецкой

14. Страна впервые использовавшая танки на поле боя : Германия или Англия

15. В каком году основан город Липецк: 1700 или 1703

16. Распутин был убит в : 1916 или 1914 году

17. Итогом Февральской революции 1917г. стало: свержение монархии или приход к власти большевиков

18. Автором апрельских тезисов был : В.И. Ленин или Л.Д.Троцкий

19. Сколько лет существовала династия Романовых: 304 или 204 лет

20. В.И.Ленин был главой : исполнительной или законодательной власти

21. Имя Нестора Махно связано с лагерем: белых, красных или зелёных

22. Какая из этих стран не участвовала в интервенции против Сов. России: Япония или Китай

23. «Политика военного коммунизма» была связана с : экономической или

политической сферами

24. Понятия военспецы и комиссары связаны с армией: белых или красных

25. Первая советская конституция была принята в: 1918 или 1920 году

26. Созданный в 1918 году высший орган по охране революции назывался: ВЧК, РВС

27. Первое советское правительство возглавил: Ленин или Сталин

«Ленинский» призыв в партию был связан с: смертью Ленина или 50-ти летием Ленина

28. Переход к НЭПу произошёл в: 1920 или 1921 году

29. Липецкая область была образована в: 1964г. или 1954году.

Параллельно на доске выполняют задание по одному человеку от каждой команды.

Задание1. Найдите в тексте исторические ошибки.

Провозгласив курс на сотрудничество с западными странами, СССР поспешил признать все долги царского правительства, за что в 1935 г. был принят в Лигу Наций. Став полноправным членом этой организации, СССР начал активную кампанию по созданию системы коллективной безопасности в Европе. Первым шагом в реализации этой цели стало подписание в мае 1936г. договора о взаимной помощи между СССР и Францией.

Однако западные гос-ва заняли выжидательную позицию. Самой заветной их целью было втянуть в смертельную схватку два в равной степени ненавистных режима - сотский и фашистский. После Мюнхенского соглашения 1937г. стало ясно, что идея создания системы коллективной безопасности в Европе потерпела полный крах. В знак протеста против принятого в Мюнхене решения о присоединении Австрии к Германии СССР вышел из Лиги Наций.

Задание 2. . Кому принадлежат данные слова...

( каждой команде по три высказывания)

« Войну не прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем».

(Л.Д.Троцкий)

« Дайте России 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы её не узнаете».

(П.А.Столыпин)

« Революция, которую мы так долго ждали - свершилась».

( В.И.Ленин)

« ..Если крикнет рать святая:

« Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: « Не надо рая, дайте Родину мою!» ( С.А.Есенин)

« Обогащайтесь, развивайте своё хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут.»

( Н.И.Бухарин)

« Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это - либо нас сомнут».

(И.В.Сталин)

Задание 3.  «Немое кино»

Командам предлагается по одному видеофрагменту без звука. Участники должны догадаться какое событие показано и кратко его прокомментировать.

(1-й фрагмент - Первая мировая война. 1916г, 2-й фрагмент - Кровавое воскресенье 1905г.)

ЗАДАНИЕ 4. О каком документе или событии идёт речь.

О чём идёт речь.

« Значительная часть объектов первой пятилетки была построена ими, в том числе Беломорканал, они вырыли огромный котлован без использования какой-либо техники. Поэтому строительство канала обошлось в 4 раза дешевле запланированного.Их труд использовался на лесозаготовках, в угледобыче, разработке месторождений золота, платины, цветных металлов, на строительных работах».

« Если вы хотите подчинить своей власти бывшую русскую империю, - воинственно заявлял в обращении к правительствам союзных стран верховный главнокомандующий войсками Антанты маршал Фош, - вам нужно дать мне соответствующий приказ, особых трудностей нам не представиться и вряд ли придётся долго воевать. Несколько сот тысяч американцев, действуя совместно с добровольческими отрядами британских и французских армий, с помощью современных ж/д могут легко захватить Москву.»

О каком документе идёт речь.

«Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии, в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата., - ко второму её этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоёв крестьянства, и чтобы добиться прекращения войны, надо обеспечить победу социалистической революции. В условиях двоевластия можно перейти к социализму мирным путём - отстранив от власти теряющее доверие народа Временное правительство и сосредоточив её в руках Советов » « Он устанавливал дипломатические и торговые отношения между обеими странами, предусматривал отказ от взаимных претензий, связанных со старыми долгами, возмещением национализированной собственности и.т.д. Заключение договора явилось крупным успехом советской дипломатии, которой удалось разорвать кольцо экономической и политической блокады вокруг Советской республики.

Задание 5. Узнай, кто изображён на портрете.

Участникам игры предлагается 9 портретов исторических деятелей ( Столыпин, Николай II, Распутин, Ленин, Троцкий, Есенин, Дзержинский, Бухарин, Витте)

Задание 6. Дать расшифровку сокращённых названий, встречающихся в тексте.

Текст прилагается.

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

 

     Текст для : задания.

В октябре 1917 года, когда к власти пришла РСДРП (б), в России установилась диктатура пролетариата. Для охраны завоеваний революции был создан специальный орган ВЧК во главе с Ф.Э.Дзержинским. В 1918 году председатель СНК В.И.Ленин отдал приказ о начале « красного террора» против врагов внутренних и внешних. В России бушевала гражданская война. Красные оказались более организованной силой, нежели белые. Была создана не только РККА на принципе всеобщей воинской повинности, а также PBC во главе с Л.Д.Троцким и Совет обороны во главе с В.И.Лениным.

После победы в гражданской войне перед РКП (б) встал вопрос создания единого государства, которое объединит все советские республики, существовавшие на тот момент на территории России.

В 1922 такое государство было создано . В его основу лёг принцип федерализма, предложенный В.И.Лениным. Новое государство получило название - СССР. Руководящими органами стали : съезд Советов, ВЦИК, СНК. Центром являлась РСФСР , вокруг которой собирались союзные республики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Ключи к тайнам Клио" разработанный учителем истории и обществознания Костиной Н.Г

Курс «Ключи к тайнам Клио» является курсом по выбору (вариативным) не дублирующим содержание базовых курсов истории России и всеобщей истории и имеющим свое особое назначение....

Элективный курс по истории для учащихся 11 класса "Работа с историческими документами"

Элективный курс предназначен для реализации профильной подготовки учащихся 11 класса. Данный курс поможет учителю и учащимся увидеть в документе очень важный источник исторической информации....

Программа элективного курса по истории "Вспомогательные исторические дисциплины"

Программа элективного курса "Вспомогательные исторические дисциплины" предназначена для учащихся 6 класса, содержит пояснительную записку и планирование. Курс является практикоориентированным....

Элективный курс «Новейшая история: от исторического триумфа СССР до суверенной России», 11 класс

Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При изучении прав человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, пр...

Программа элективного курса по истории "Исторические личности" для 10-11 класса

Программа разработана для 10-11 класса. КТП материала предусматривает основные вопросы, касающиеся основных личностей создающих исторический путь нашей цивилизации....

Программа элективного курса "Загадки и тайны истории"

Курс предназначен для учащихся 10 класса, но может быть использован и в 9, и в 11 классе....

Программа элективного курса по истории "Тайны богини Клио".

Рабочая программа элективного курса по истории "Тайны богини Клио" для учащихся 5-7 классов. Материалы посвящены вспомогательным историческим дисциплинам....