Монголо-татарское нашествие, Русь под властью Золотой Орды, военно-политическая деятельность Александра Невского
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Открытыйурок о переломном моменте русской истории середины XIII века, в 10-м классе дается не столько фактический материал, сколько представлены основные концепции и подходы к этому моменту, актуальные для исторической науки, заставляющие обучающихся сформировать свою позицию по поводу изучаемых событий и эффективно подготовиться к заданиям егэ по данной теме..

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

Монголо-татарское нашествие.

Русь под властью Золотой Орды.

Военно-политическая деятельность Александра Невского.

Цель урока:

Сформировать устойчивые и ясные представления о переломном моменте русской истории середины  XIII века и О его принципиальном значении для отечественной истории.

Задачи урока

Образовательные:

Осветить вопрос об этническом, политическом, социальном устройстве монголо-татар в начале XIII века. Проследить путь завоевания татаро-монголами огромных территорий. Охарактеризовать отношения Древней Руси с кочевниками и внутреннее политическое устройство Руси. Показать, как проходил процесс завоевания русских земель в 1237 – 1240гг. рассмотреть угрозу северо-западным границам Руси, вызванную политической и религиозной экспансией католической церкви. Проанализировать военную деятельность Александра Невского. Проследить участие Александра Невского в формировании политических взаимоотношений Руси и Золотой Орды. Подвести итоги и сделать выводы о влиянии катастрофы середины XIII века на различные стороны жизни древней Руси.

Развивающие:

  • развить логическое мышление и речь учащихся;
  • сформировать умение работать с историческими источниками разных типов и анализировать их,
  • научить работать с географической картой

Научить школьников грамотно вести дискуссию, пользуясь полученными историческими знаниями, применяя научную терминологию..

Воспитательные:

Воспитать чувство уважения к отечественной истории, формировать собственную гражданскую позицию.

Коррекционная цель:

создание доступной образовательной среды для обеспечения равных возможностей учащихся с ОВЗ при формировании предметных компетенций.

Коррекционные задачи:

развитие навыков чтения и письма по системе брайля, использование тифлографики, развитие навыков использования П К, с программами экранного доступа и брайлевским дисплеем, развитие навыков пространственной ориентировки и коммуникации.  

Тип урока – комбинированный.

Межпредметные связи:

литература (анализ памятников литературы Древней Руси, связанных с событиями середины XIII века), география (работа с географическими картами завоеваний середины XIII века), обществознание (категории морали, этика, социальное развитие, политический процесс, гражданская позиция), русский язык (знакомство с некоторыми словами древнерусского языка).

Внутрепредметные связи:

средневековая история, крестовые походы, феодализм, Восток в средние века, устройство жизни древнерусских городов,история древнерусского быта, древнерусская военная история, Святые князья.

Основные понятия: Золотая Орда, Улус, баскак, ярлык, кочевой феодализм, дань, иго, Ливонский Орден, крестовые походы, житие, святость.  

         Ход урока

1. проверка домашнего задания – 10 мин.

Проверка домашнего задания:

Учащиеся дают развернутые ответы на вопросы о преимуществах и недостатках феодальной раздробленности на Руси в XII –XIII вв. они анализируют, как фактор феодальной раздробленности сказался на разных сторонах жизни Древней Руси- изменения в политическом устройстве и структуре власти, изменения в экономике, в культуре и идеологии. Возникает, подготовленная учителем дискуссия о целостности и раздробленности русской культуры XII – начала XIII века. Учащиеся отвечают на вопросы об истории взаимоотношений Руси с кочевниками и с Европой. С помощью учителя рассматривается вопрос, к какому типу цивилизации относилась Русь XII -  начала XIII века и каких черт имела больше западных или восточных.

 2. Основная часть  (монголо-татарское нашествие) – 15 мин.

Учитель рассказывает о происхождении монголо-татар и их политическом, военном, экономическом и социальном устройстве. Описываются завоевания монголо-татарами южной Сибири, средней Азии, Ирана и Закавказья. Объясняются причины быстрого и успешного покорения больших территорий. Описываются взаимоотношения татар с завоеванными народами. Рассказывается о битве на реке Калке. Учитель объясняет, как фактор феодальной раздробленности повлиял на ее исход. Учитель дает короткую характеристику правителей монголо-татар от Чингисхана к Батыю. Далее учитель переходит к периоду монголо-татарского нашествия на Русь(1237 – 1240 гг.) и напоминает в хронологическом порядке о взятии русских городов от Рязани до Киева. Объясняются причины остановки монголо-татарских войск перед Новгородом и нежелание и невозможность для них продолжать путь завоевания Европы.

В целях закрепления полученных сведений учащимся предлагается выполнить задание с наглядными пособиями. Им раздаются карточки с названиями русских городов, покоренных монголо-татарами. Школьники делятся на две команды и в течение трех минут раскладывают карточки с названиями русских городов хронологическом порядке их завоевания. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее и правильнее.

3.  основная часть (Деятельность Александра Невского) – 10 мин.

Учитель рассказывает предысторию немецко-католического влияния и проникновения на северо-запад Руси, в земли балтийских племен и славян. Говорится о появлении рыцарских орденов на  этих территориях и предлагается вспомнить учащимся об истории крестовых походов. Учитель соотносит события на северо-западе Руси с крестовыми походами. Освещается биография Александра Невского и его сложные взаимоотношения с Новгородом и его блестящие победы над шведами  и над ливонскими рыцарями. Учащимся предлагается вспомнить, как связано имя Александра Невского с  историей нашего города.

Учитель рассказывает о политике Александра Невского по отношению к Золотой Орде, о его заслугах в установлении регламентированных взаимоотношений с Ордой. Учитель предлагает ученикам дать оценку деятельности Александра Невского: прав ли он в построении компромиссных взаимоотношений с Ордой, была ли у него возможность выбора. В качестве аргумента в защиту деятельности Александра Невского учитель рассказывает о политике Даниила Галицкого  и о судьбах юго-западной Руси.

 4. подведение итогов – 5 мин.

Учитель подводит итоги событий  истории Руси середины XIII века, говорит о гибели древнерусской цивилизации, о чем свидетельствуют разорение русских городов, упадок экономической жизни, прекращение каменного строительства, демографические и социальный изменения, уничтожение культурных памятников.

Выводы:

В XIII веке Русь утратила государственную независимость, став частью Золотой Орды. Она претерпела следующие изменения:

 1. Изменился источник политической власти. Теперь власть принадлежит хану, который выдает ярлык на великое княжение.

 2. Перераспределение населения Руси: большие массы людей перемещаются с юга и северо-востока в районы Москвы, Твери, Нижнего Новгорода.

3.  Источником богатства становится не движимое имущество, а земля, с обрабатывающими ее крестьянами, следствием чего является активное формирование феодальной системы.

4. Устанавливается всесторонняя система контроля Руси татаро-монголами: переписи населения, система взимания дани (баскачество), служба русских ремесленников в Орде, участие русских воинов в завоеваниях монголо-татар.

5. Полная изоляция Руси от европейского мира.

Учитель приводит распространенные в исторической науке мнения о характере, значении и последствиях монголо-татарского ига для истории Руси и России.

5. домашнее задание – 5 мин.

Домашнее задание:

По материалу 8-го параграфа учебника под редакцией Н. С. Борисова для 10-го класса подготовить развернутые ответы на следующие вопросы:

1. Возникновение державы Чингисхана.

2. Дипломатическая обстановка накануне битвы на реке Калке, причины поражения русских войск.  

3. Схематически представить продвижение войск Батыя в 1237 – 1240 гг. Подробный рассказ о завоевании одного города, по выбору учащегося.

4. Цели немецких рыцарей и шведов в отношении северо-запада Руси.

5. Победы Александра Невского.

6. Политика Александра Невского по отношению к татаро-монголам.

7. Проявления политической, экономической, социальной, культурной зависимости Руси от Золотой Орды.

Творческое задание: написать эссе на тему «Европа спасена «истерзанной и издыхающей Россией»(А. С. Пушкин)».

Сделать призентацию на тему: житие и подвиг Александра Невского.

Литература и источники

Борисов Н. С. История России с древнейших времен до конца XVII века, учебник для 10 класса М. Просвещение 2013 г.

Памятники литературы Древней Руси, XIII век М. 1974 г.

Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. - М.: «ВАКО», 2008

Набатова О. Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: метод. пособие. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

Серов Б. Н., Лагно А. Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. - М.: ВАКО, 2005.

Борисов Н. С. Русские полководцы XIII—XVI веков. — М, 1993.

Гумилев Л. Я. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват, учебн. заведений/Под ред. А. М. Панченко. — М., 1996.

Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М. 1990 г.

Ключевский В. О. Курс русской истории М. 2004 г.

Пашуто В. П. Александр Невский М. 1968 г.



Предварительный просмотр:

Тема урока

Монголо-татарское нашествие.

Русь под властью Золотой Орды.

Военно-политическая деятельность Александра Невского.

Цель урока:

Сформировать устойчивые и ясные представления о переломном моменте русской истории середины  XIII века и О его принципиальном значении для отечественной истории.

Задачи урока

Образовательные:

Осветить вопрос об этническом, политическом, социальном устройстве монголо-татар в начале XIII века. Проследить путь завоевания татаро-монголами огромных территорий. Охарактеризовать отношения Древней Руси с кочевниками и внутреннее политическое устройство Руси. Показать, как проходил процесс завоевания русских земель в 1237 – 1240гг. рассмотреть угрозу северо-западным границам Руси, вызванную политической и религиозной экспансией католической церкви. Проанализировать военную деятельность Александра Невского. Проследить участие Александра Невского в формировании политических взаимоотношений Руси и Золотой Орды. Подвести итоги и сделать выводы о влиянии катастрофы середины XIII века на различные стороны жизни древней Руси.

Развивающие:

  • развить логическое мышление и речь учащихся;
  • сформировать умение работать с историческими источниками разных типов и анализировать их,
  • научить работать с географической картой

Научить школьников грамотно вести дискуссию, пользуясь полученными историческими знаниями, применяя научную терминологию..

Воспитательные:

Воспитать чувство уважения к отечественной истории, формировать собственную гражданскую позицию.

Коррекционная цель:

создание доступной образовательной среды для обеспечения равных возможностей учащихся с ОВЗ при формировании предметных компетенций.

Коррекционные задачи:

развитие навыков чтения и письма по системе брайля, использование тифлографики, развитие навыков использования П К, с программами экранного доступа и брайлевским дисплеем, развитие навыков пространственной ориентировки и коммуникации.  

Тип урока – комбинированный.

Межпредметные связи:

литература (анализ памятников литературы Древней Руси, связанных с событиями середины XIII века), география (работа с географическими картами завоеваний середины XIII века), обществознание (категории морали, этика, социальное развитие, политический процесс, гражданская позиция), русский язык (знакомство с некоторыми словами древнерусского языка).

Внутрепредметные связи:

средневековая история, крестовые походы, феодализм, Восток в средние века, устройство жизни древнерусских городов,история древнерусского быта, древнерусская военная история, Святые князья.

Основные понятия: Золотая Орда, Улус, баскак, ярлык, кочевой феодализм, дань, иго, Ливонский Орден, крестовые походы, житие, святость.  

         Ход урока

1. проверка домашнего задания – 10 мин.

Проверка домашнего задания:

Учащиеся дают развернутые ответы на вопросы о преимуществах и недостатках феодальной раздробленности на Руси в XII –XIII вв. они анализируют, как фактор феодальной раздробленности сказался на разных сторонах жизни Древней Руси- изменения в политическом устройстве и структуре власти, изменения в экономике, в культуре и идеологии. Возникает, подготовленная учителем дискуссия о целостности и раздробленности русской культуры XII – начала XIII века. Учащиеся отвечают на вопросы об истории взаимоотношений Руси с кочевниками и с Европой. С помощью учителя рассматривается вопрос, к какому типу цивилизации относилась Русь XII -  начала XIII века и каких черт имела больше западных или восточных.

 2. Основная часть  (монголо-татарское нашествие) – 15 мин.

Учитель рассказывает о происхождении монголо-татар и их политическом, военном, экономическом и социальном устройстве. Описываются завоевания монголо-татарами южной Сибири, средней Азии, Ирана и Закавказья. Объясняются причины быстрого и успешного покорения больших территорий. Описываются взаимоотношения татар с завоеванными народами. Рассказывается о битве на реке Калке. Учитель объясняет, как фактор феодальной раздробленности повлиял на ее исход. Учитель дает короткую характеристику правителей монголо-татар от Чингисхана к Батыю. Далее учитель переходит к периоду монголо-татарского нашествия на Русь(1237 – 1240 гг.) и напоминает в хронологическом порядке о взятии русских городов от Рязани до Киева. Объясняются причины остановки монголо-татарских войск перед Новгородом и нежелание и невозможность для них продолжать путь завоевания Европы.

В целях закрепления полученных сведений учащимся предлагается выполнить задание с наглядными пособиями. Им раздаются карточки с названиями русских городов, покоренных монголо-татарами. Школьники делятся на две команды и в течение трех минут раскладывают карточки с названиями русских городов хронологическом порядке их завоевания. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее и правильнее.

3.  основная часть (Деятельность Александра Невского) – 10 мин.

Учитель рассказывает предысторию немецко-католического влияния и проникновения на северо-запад Руси, в земли балтийских племен и славян. Говорится о появлении рыцарских орденов на  этих территориях и предлагается вспомнить учащимся об истории крестовых походов. Учитель соотносит события на северо-западе Руси с крестовыми походами. Освещается биография Александра Невского и его сложные взаимоотношения с Новгородом и его блестящие победы над шведами  и над ливонскими рыцарями. Учащимся предлагается вспомнить, как связано имя Александра Невского с  историей нашего города.

Учитель рассказывает о политике Александра Невского по отношению к Золотой Орде, о его заслугах в установлении регламентированных взаимоотношений с Ордой. Учитель предлагает ученикам дать оценку деятельности Александра Невского: прав ли он в построении компромиссных взаимоотношений с Ордой, была ли у него возможность выбора. В качестве аргумента в защиту деятельности Александра Невского учитель рассказывает о политике Даниила Галицкого  и о судьбах юго-западной Руси.

 4. подведение итогов – 5 мин.

Учитель подводит итоги событий  истории Руси середины XIII века, говорит о гибели древнерусской цивилизации, о чем свидетельствуют разорение русских городов, упадок экономической жизни, прекращение каменного строительства, демографические и социальный изменения, уничтожение культурных памятников.

Выводы:

В XIII веке Русь утратила государственную независимость, став частью Золотой Орды. Она претерпела следующие изменения:

 1. Изменился источник политической власти. Теперь власть принадлежит хану, который выдает ярлык на великое княжение.

 2. Перераспределение населения Руси: большие массы людей перемещаются с юга и северо-востока в районы Москвы, Твери, Нижнего Новгорода.

3.  Источником богатства становится не движимое имущество, а земля, с обрабатывающими ее крестьянами, следствием чего является активное формирование феодальной системы.

4. Устанавливается всесторонняя система контроля Руси татаро-монголами: переписи населения, система взимания дани (баскачество), служба русских ремесленников в Орде, участие русских воинов в завоеваниях монголо-татар.

5. Полная изоляция Руси от европейского мира.

Учитель приводит распространенные в исторической науке мнения о характере, значении и последствиях монголо-татарского ига для истории Руси и России.

5. домашнее задание – 5 мин.

Домашнее задание:

По материалу 8-го параграфа учебника под редакцией Н. С. Борисова для 10-го класса подготовить развернутые ответы на следующие вопросы:

1. Возникновение державы Чингисхана.

2. Дипломатическая обстановка накануне битвы на реке Калке, причины поражения русских войск.  

3. Схематически представить продвижение войск Батыя в 1237 – 1240 гг. Подробный рассказ о завоевании одного города, по выбору учащегося.

4. Цели немецких рыцарей и шведов в отношении северо-запада Руси.

5. Победы Александра Невского.

6. Политика Александра Невского по отношению к татаро-монголам.

7. Проявления политической, экономической, социальной, культурной зависимости Руси от Золотой Орды.

Творческое задание: написать эссе на тему «Европа спасена «истерзанной и издыхающей Россией»(А. С. Пушкин)».

Сделать призентацию на тему: житие и подвиг Александра Невского.

Литература и источники

Борисов Н. С. История России с древнейших времен до конца XVII века, учебник для 10 класса М. Просвещение 2013 г.

Памятники литературы Древней Руси, XIII век М. 1974 г.

Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. - М.: «ВАКО», 2008

Набатова О. Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: метод. пособие. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

Серов Б. Н., Лагно А. Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. - М.: ВАКО, 2005.

Борисов Н. С. Русские полководцы XIII—XVI веков. — М, 1993.

Гумилев Л. Я. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват, учебн. заведений/Под ред. А. М. Панченко. — М., 1996.

Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М. 1990 г.

Ключевский В. О. Курс русской истории М. 2004 г.

Пашуто В. П. Александр Невский М. 1968 г.



Предварительный просмотр:

Тема урока

Монголо-татарское нашествие.

Русь под властью Золотой Орды.

Военно-политическая деятельность Александра Невского.

Цель урока:

Сформировать устойчивые и ясные представления о переломном моменте русской истории середины  XIII века и О его принципиальном значении для отечественной истории.

Задачи урока

Образовательные:

Осветить вопрос об этническом, политическом, социальном устройстве монголо-татар в начале XIII века. Проследить путь завоевания татаро-монголами огромных территорий. Охарактеризовать отношения Древней Руси с кочевниками и внутреннее политическое устройство Руси. Показать, как проходил процесс завоевания русских земель в 1237 – 1240гг. рассмотреть угрозу северо-западным границам Руси, вызванную политической и религиозной экспансией католической церкви. Проанализировать военную деятельность Александра Невского. Проследить участие Александра Невского в формировании политических взаимоотношений Руси и Золотой Орды. Подвести итоги и сделать выводы о влиянии катастрофы середины XIII века на различные стороны жизни древней Руси.

Развивающие:

  • развить логическое мышление и речь учащихся;
  • сформировать умение работать с историческими источниками разных типов и анализировать их,
  • научить работать с географической картой

Научить школьников грамотно вести дискуссию, пользуясь полученными историческими знаниями, применяя научную терминологию..

Воспитательные:

Воспитать чувство уважения к отечественной истории, формировать собственную гражданскую позицию.

Коррекционная цель:

создание доступной образовательной среды для обеспечения равных возможностей учащихся с ОВЗ при формировании предметных компетенций.

Коррекционные задачи:

развитие навыков чтения и письма по системе брайля, использование тифлографики, развитие навыков использования П К, с программами экранного доступа и брайлевским дисплеем, развитие навыков пространственной ориентировки и коммуникации.  

Тип урока – комбинированный.

Межпредметные связи:

литература (анализ памятников литературы Древней Руси, связанных с событиями середины XIII века), география (работа с географическими картами завоеваний середины XIII века), обществознание (категории морали, этика, социальное развитие, политический процесс, гражданская позиция), русский язык (знакомство с некоторыми словами древнерусского языка).

Внутрепредметные связи:

средневековая история, крестовые походы, феодализм, Восток в средние века, устройство жизни древнерусских городов,история древнерусского быта, древнерусская военная история, Святые князья.

Основные понятия: Золотая Орда, Улус, баскак, ярлык, кочевой феодализм, дань, иго, Ливонский Орден, крестовые походы, житие, святость.  

         Ход урока

1. проверка домашнего задания – 10 мин.

Проверка домашнего задания:

Учащиеся дают развернутые ответы на вопросы о преимуществах и недостатках феодальной раздробленности на Руси в XII –XIII вв. они анализируют, как фактор феодальной раздробленности сказался на разных сторонах жизни Древней Руси- изменения в политическом устройстве и структуре власти, изменения в экономике, в культуре и идеологии. Возникает, подготовленная учителем дискуссия о целостности и раздробленности русской культуры XII – начала XIII века. Учащиеся отвечают на вопросы об истории взаимоотношений Руси с кочевниками и с Европой. С помощью учителя рассматривается вопрос, к какому типу цивилизации относилась Русь XII -  начала XIII века и каких черт имела больше западных или восточных.

 2. Основная часть  (монголо-татарское нашествие) – 15 мин.

Учитель рассказывает о происхождении монголо-татар и их политическом, военном, экономическом и социальном устройстве. Описываются завоевания монголо-татарами южной Сибири, средней Азии, Ирана и Закавказья. Объясняются причины быстрого и успешного покорения больших территорий. Описываются взаимоотношения татар с завоеванными народами. Рассказывается о битве на реке Калке. Учитель объясняет, как фактор феодальной раздробленности повлиял на ее исход. Учитель дает короткую характеристику правителей монголо-татар от Чингисхана к Батыю. Далее учитель переходит к периоду монголо-татарского нашествия на Русь(1237 – 1240 гг.) и напоминает в хронологическом порядке о взятии русских городов от Рязани до Киева. Объясняются причины остановки монголо-татарских войск перед Новгородом и нежелание и невозможность для них продолжать путь завоевания Европы.

В целях закрепления полученных сведений учащимся предлагается выполнить задание с наглядными пособиями. Им раздаются карточки с названиями русских городов, покоренных монголо-татарами. Школьники делятся на две команды и в течение трех минут раскладывают карточки с названиями русских городов хронологическом порядке их завоевания. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее и правильнее.

3.  основная часть (Деятельность Александра Невского) – 10 мин.

Учитель рассказывает предысторию немецко-католического влияния и проникновения на северо-запад Руси, в земли балтийских племен и славян. Говорится о появлении рыцарских орденов на  этих территориях и предлагается вспомнить учащимся об истории крестовых походов. Учитель соотносит события на северо-западе Руси с крестовыми походами. Освещается биография Александра Невского и его сложные взаимоотношения с Новгородом и его блестящие победы над шведами  и над ливонскими рыцарями. Учащимся предлагается вспомнить, как связано имя Александра Невского с  историей нашего города.

Учитель рассказывает о политике Александра Невского по отношению к Золотой Орде, о его заслугах в установлении регламентированных взаимоотношений с Ордой. Учитель предлагает ученикам дать оценку деятельности Александра Невского: прав ли он в построении компромиссных взаимоотношений с Ордой, была ли у него возможность выбора. В качестве аргумента в защиту деятельности Александра Невского учитель рассказывает о политике Даниила Галицкого  и о судьбах юго-западной Руси.

 4. подведение итогов – 5 мин.

Учитель подводит итоги событий  истории Руси середины XIII века, говорит о гибели древнерусской цивилизации, о чем свидетельствуют разорение русских городов, упадок экономической жизни, прекращение каменного строительства, демографические и социальный изменения, уничтожение культурных памятников.

Выводы:

В XIII веке Русь утратила государственную независимость, став частью Золотой Орды. Она претерпела следующие изменения:

 1. Изменился источник политической власти. Теперь власть принадлежит хану, который выдает ярлык на великое княжение.

 2. Перераспределение населения Руси: большие массы людей перемещаются с юга и северо-востока в районы Москвы, Твери, Нижнего Новгорода.

3.  Источником богатства становится не движимое имущество, а земля, с обрабатывающими ее крестьянами, следствием чего является активное формирование феодальной системы.

4. Устанавливается всесторонняя система контроля Руси татаро-монголами: переписи населения, система взимания дани (баскачество), служба русских ремесленников в Орде, участие русских воинов в завоеваниях монголо-татар.

5. Полная изоляция Руси от европейского мира.

Учитель приводит распространенные в исторической науке мнения о характере, значении и последствиях монголо-татарского ига для истории Руси и России.

5. домашнее задание – 5 мин.

Домашнее задание:

По материалу 8-го параграфа учебника под редакцией Н. С. Борисова для 10-го класса подготовить развернутые ответы на следующие вопросы:

1. Возникновение державы Чингисхана.

2. Дипломатическая обстановка накануне битвы на реке Калке, причины поражения русских войск.  

3. Схематически представить продвижение войск Батыя в 1237 – 1240 гг. Подробный рассказ о завоевании одного города, по выбору учащегося.

4. Цели немецких рыцарей и шведов в отношении северо-запада Руси.

5. Победы Александра Невского.

6. Политика Александра Невского по отношению к татаро-монголам.

7. Проявления политической, экономической, социальной, культурной зависимости Руси от Золотой Орды.

Творческое задание: написать эссе на тему «Европа спасена «истерзанной и издыхающей Россией»(А. С. Пушкин)».

Сделать призентацию на тему: житие и подвиг Александра Невского.

Литература и источники

Борисов Н. С. История России с древнейших времен до конца XVII века, учебник для 10 класса М. Просвещение 2013 г.

Памятники литературы Древней Руси, XIII век М. 1974 г.

Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. - М.: «ВАКО», 2008

Набатова О. Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: метод. пособие. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

Серов Б. Н., Лагно А. Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. - М.: ВАКО, 2005.

Борисов Н. С. Русские полководцы XIII—XVI веков. — М, 1993.

Гумилев Л. Я. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват, учебн. заведений/Под ред. А. М. Панченко. — М., 1996.

Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М. 1990 г.

Ключевский В. О. Курс русской истории М. 2004 г.

Пашуто В. П. Александр Невский М. 1968 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Монголо-татарское нашествие на Русь

Контрольное тестирование по теме " Монголо-татарское нашествие на Русь"...

Открытый урок по теме: "Русские земли под властью Золотой Орды"

Урок для учащихся 6 класса, изучающих курс истории России с древнейших времен до конца 16 века по учебнику Е.В. Пчелова...

Урок "Русь под властью Золотой Орды"

Урок для 10 класса,  по программе это второй урок, отведенный на изучение темы "Ордынское владычество на Руси". На уроке  формируются новые знания (представления о последствиях золотоордынск...

Тест по теме:"Русская земля под властью Золотой Орды" 6 класс

Данный тест поможет учителю проверить выполнение домашнего задания учащимися по параграфу 20 учебника Е.В. Пчелова "История России. С древнейших времён до конца XVI века"...

Кроссворд «Монголо-татарское вторжение на Русь»

Кроссворд «Монголо-татарское вторжение на Русь» по истории России для учащихся 6 класса...

Тест : Деятельность Александра Невского и борьба с западными захватчиками.

Статистический тест напрвленный на обобщени е знаний по данной теме....