Главные вкладки

    Разработка урока на тему: "Культура Древней Руси" к УМК Данилова А.А., Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен"
    методическая разработка по истории (6 класс) на тему

    Михайлова Марина Александровна

    Методическая разработка урока на тему "Культура Древеней Руси"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Культура Древней Руси»

    Тип урока: открытие новых знаний.

    Цель урока: сформировать представление об особенностях Древнерусской культуры, о влиянии христианства на культуру, познакомить с памятниками и достижениями Древнерусской культуры.

    Задачи:

    1. Обучающие:  дать представление о достижениях и памятниках Древнерусской культуры.
    2. Развивающие: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, навыки поискового чтения, умение работать с иллюстрациями.
    3. Воспитывающие: уважение к русской культуре, гордость за достижения русского народа.

    Предполагаемые образовательные результаты:

    1. Предметные: имеют представление о достижениях и памятниках древнерусской культуры, о влиянии христианства на культуру Руси.
    2. Метапредметные: развитие навыков поискового чтения, умения высказывать и обосновывать свою точку зрения, коммуникативных навыков
    3. Личностные: уважение к достижениям культуры русского народа, гордость за русскую культуру.

    Этапы урока:

    1. Мотивационно-целевой этап.
    2. Актуализация знаний
    3. Первичное усвоение  новых знаний
    4. Первичная проверка
    5. Первичное закрепление
    6. Рефлексия
    7. Домашнее задание

    Этапы урока

    Деятельность учителя, приемы и методы

    Деятельность учащихся, УУД

    1.Мотивационно-целевой

    Приветствие, проверка отсутствующих.

    Перед вами лежат карточки с определением. Попробуйте его собрать и предположите, какой термин здесь зашифрован. Только после выполнения задания уберите, пожалуйста, карточки, как они лежали.

    Как вы думаете, почему именно это слово зашифровано на карточках?

    Итак, тема урока урока – культура Древней Руси, сразу давайте запишем определение культуры.

    Мы определились с темой урока, каков будет следующий шаг?

    Какую цель вы можете предложить для изучения данной темы?

    Я на этот урок запланировала одну из следующих целей.

    Запишите цель урока в тетрадь. Или одну из тех, что на слайде, или свою.

    Готовятся к уроку (саморегуляция, управление своим поведением)

    Собирают карточки, называют термин. (Позн. УУД)

    Отвечают

    Записывают тему и цели.

    Отвечают (Ком. УУД умение высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленный вопрос, излагать информацию с достаточной полнотой и ясностью, Рег. УУД целеполагание, планирование своей деятельности, Личност. УУД: самомотивация на учебный процесс)

    2.Актуализация знаний

    Как вы думаете, что изображено на данном слайде?

    Действительно, здесь изображены в схематичном виде те вопросы, которые мы сегодня будем обсуждать. Говоря о культуре, мы на уроках истории чаще всего подразумеваем под этим искусство. Какие виды искусства вам известны?

    Начертите себе в тетрадь эту схему, только мы  для каждого вида искусства будем приводить примеры, оставьте для них место на вашей схеме.

    Отвечают (Ком., Позн. УУД)

    3.Первичное усвоение новых знаний.

    Сейчас я вам предлагаю поработать с учебником. Вы откроете §7, но не просто будете читать его, вы займетесь поисковым чтением, вам надо для каждого вида элемента вашей схемы найти по 2-3 примера в учебнике.

    Ищу в учебнике примеры разных видов искусства. (Позн., Рег. УУД)

    4.Превичная проверка.

    Давайте посмотрим, что у вас получилось.

    Пожалуйста, какие примеры вы нашли в учебнике?

    А теперь вопрос на 5 баллов: вы познакомились с памятниками древнерусской культуры, а что, по-вашему, общего между культурой Древней Руси и Западной Европы и в чем отличия? Чем можно объяснить сходства? Чем отличия?

    Немного сыграем в да-нет, если вы считаете, что мое утверждение верно – хлопаете, если нет – тишина.

    1.Софийский собор на Руси был в Киеве и Смоленске?

    2. Искусство сооружения построек на Руси называлось зодчество?

    3. Первая летопись была создана в 10-м веке?

    4. Автором «Слова о законе и благодати» был монах Киево-печорского монастыря Нестор.

    5. Изображение на сырой штукатурке называется фреска.

    6. Мозайка – изображение, составленной из небольших кусочков цветного стекла или смальты?

    7. Одним из популярных литературных жанров на Руси были Жития?

    8. Одним из популярных среди простого народа материалов для письма был пергамент?

    Отвечают на вопрос (Ком. УУД)

    Отвечают, аргументируют свой ответ (Ком., Рег., Позн. УУД)

    5.Первичное закрепление.

    Давайте, еще раз посмотрим, как выглядели (и сейчас выглядят) памятники Древнерусской культуры. Сейчас у самых активных из вас есть возможность получить оценки.

    Какой вид искусства здесь представлен? Как называлось искусство создавать постройки на Руси? В каких находятся представленные здесь соборы? Почему древнейшие русские соборы были посвящены именно Святой Софии?

    Какой вид искусства здесь представлен? Какие жанры древнерусской литературы вам известны? Как зовут изображенного здесь летописца?

    В середине 20 века в Новгороде археологом Арцеховским сделаны грандиозные находки – в больших количествах были найдены берестяные грамоты. Что можно сказать об авторе, например, вот этой грамоты?

    О чем нам говорит тот факт, что грамот очень большое количество, они посвящены бытовым вопросам – признаниям в любви, просьбе дать в долг, договорам о совместных делах? А вспомните, как обстояли дела с грамотностью населения в Западной Европе?

    Какие виды искусства представлены здесь? Что такое фреска? Мозайка? Витраж?

    Что ж вы хорошо поработали, я поставлю за работу на уроке оценки…

    Отвечают на вопросы (Рег., Ком., Позн. УУД)

    6. Рефлексия

    Давайте вернемся к цели урока. Какой вывод мы можем сделать сегодня? Мы достигли цели или нет? Если, нет, то какой информации не хватило, если да – то что мы выяснили во время урока?

    А теперь каждый из вас подведет свой личный итог урока, для этого воспользуйтесь формулой на слайде.

    Кто хочет прочесть, что  него получилось?

    Молодцы! Спасибо за урок.

    Отвечают на вопросы, подводят итоги урока, делают выводы. (Рег., Ком., Личн., Позн. УУД)

    7.Домашнее задание.

    §7, нарисовать и сделать описание рисунка. 1 ряд Одежда, 2 ряд Жилище, 3 ряд Вооружение славянских воинов.

    Записывают Д/З


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Культура Древней Руси

    Слайд 2

    Выяснить, каковы особенности культуры Древней Руси. Выяснить, что повлияло на культуру Древней Руси Сравнить культуру Древней Руси с культурой Западной Европы/Византии Формулируем цель урока

    Слайд 3

    Виды Древнерусского искусства Живопись Скульптура Литература Архитектура Музыка

    Слайд 8

    П – позиция (Я считаю, что на культуру Древней Руси повлияло…) О – объяснение (Потому что …) П – пример (Я могу доказать это на примере …) С – следствие (Таким образом я делаю вывод о том, что …) ПОПС-формула


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ учебника истории Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца XVI века 6 класс

    Анализ учебника историиДанилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца XVI века6 класс...

    Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.

    Методическая разработка  урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК образовательной системы "Школа 2100"...

    Методическая разработка урока по теме "Культура питания"

    цель данного урока: познакомить обучающихся с основными принципами рационального питания; распределением расходов на питание; правилам покупок основных продуктов; научит рациональному ведению домашнег...

    Разработка урока по теме "Культура и духовная жизнь общества"

    Подробна разработка урока+презентации....

    Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

    Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

    Методическая разработка урока на тему «Культура. Понятие, формы, виды культуры»

    Методическая разработка урока на тему «Культура. Понятие, формы, виды культуры» для учащихся средних профессиональных учебных заведений сцелью в рамках урока по предмету Общество...