Главные вкладки

    Методическая разработка по истории (10 класс) на тему:
    Методическая разработка учебного занятия "Урок - суд над Пугачёвым"

    Бодрова Маргарита Вячеславовна

    Методическая разработка содержит описание ролевой игры, позволяющей в нестандартной форм дать оценку исторической личночти.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok-sud-1.docx20.36 КБ
    Файл urok-sud-1.docx20.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    Урок-суд над Пугачёвым

    Вступление к теме.

    Суд над историческими личностями или общественными явлениями является интересным и требующим специального рассмотрения видом ролевой игры. Может возникнуть вопрос, имеем ли мы право судить на уроках исторических личностей? Учебное занятие в форме суда – это современная оценка исторических личностей, событий, явлений. Без этой оценки невозможно изучение истории, извлечение уроков из важных исторических событий. Обучающиеся должны учиться осознанно и аргументированно доказывать, критиковать, опровергать различные теории, взгляды, конкретные действия, важность  и прогрессивность некоторых из них. Поэтому возможны суды над историческими личностями, что даёт возможность обучающимся увидеть конкретных людей с присущими им положительными и отрицательными сторонами. какой личностью мы считаем Пугачёва положительной или отрицательной?

    С одной стороны, он хотел дать землю и волю крестьянам, с другой, на его совести человеческие жизни, захват чужого имущества.

    Цель занятия заключается в том, чтобы ненавязчиво, но доказательно подвести обучающихся к самостоятельному ответу на этот далеко не простой вопрос.  Поэтому, целесообразно проведение занятия-суда, на котором выступят обвинители и защитники Пугачёва, будет использована дополнительная литература, исторические источники.

    Ход занятия:

    Вступительная беседа:

    1.Какие крестьянские войны, проходившие ранее в Росси, вы знаете?

    2.Когда они проходили? (обучающиеся называют крестьянские войны под предводительством И. Болотникова, К. Булавина)

    Обучающиеся уже усвоили понятие «крестьянская война». В ходе повторения конкретизируются признаки данного понятия, формируется умение анализировать и обобщать причины крестьянских войн и оценивать их значение.

    3.Почему первая из них , под предводительством Болотникова произошла в начале XVII века, а вторая под предводительством Разина во второй половине XVI Iвека?

    Обучающиеся называют условия, в которых проходили эти войны:

    1601-1603г.г. – неурожаи, голод, в Москве 127 тысяч человек умерло от голода.

    1667-1671г.г. – увеличение барщины и оброка(натурального и денежного) с крестьян, многочисленные налоги и повинности в пользу государства, рост прямых и косвенных налогов, увеличение срок розыска беглых крестьян до 10 лет.

    1649г. – Соборное уложение; окончательное закрепощение крестьян, розыск и возврат крестьян не ограничен; крепостное состояние – наследственное, переход от владельца к владельцу запрещены.

    4. Где и когда началась крестьянская война под предводительством Пугачёва?

    5. Назовите причины войны и состав восставших.

    6. Какие требования выдвигали восставшие?

    7.В чём проявилась вер крестьян в «доброго царя-батюшку»?

    8. Каковы были особенности крестьянской войны под предводительством Пугачёва?

    9. Назовите причины поражения восставших?

    После ответов на вопросы о крестьянской войне переходим непосредственно к ролевой игре.

    Действующие лица судебного процесса

    Защитник, обвинитель, члены суда, свидетели обвинения и защиты, экспертная группа для анализа результатов игры.

     К активному участию в судебном процессе приглашаются все обучающиеся для установления истины. Они получают возможность задавать вопросы свидетелям, уточнять и комментировать их показания.

    Вступительное слово преподавателя: сегодня на нашем суде современности, выслушав свидетелей противоположных сторон, обвинителя и защитника, рассмотрев причины крестьянской войны1773-1775г.г., её ход и итоги, мы должны вынести либо обвинительный, либо оправдательный приговор Пугачёву и его сподвижникам.

    1.Председатель суда вызывает свидетелей обвинения – это помещица Татьяна Дмитриевна, которая назвала Пугачёва самозванцем, обвинила его в убийстве своего мужа, грабежах и разбоях. Обучающиеся комментируют приведённые показания и задают свидетелю дополнительные вопросы.

    2.Вызывается свидетель защиты: крепостной крестьянин Пётр Кузьмин. Он говорит о тяжёлом положении крепостных крестьян, об издевательствах помещиков над своими крепостными, тем самым давая понять причины участия крестьян в войне.(Приводится пример жестокого обращения помещицы Д. Салтыковой со своими крепостными)

    3.Вызывается ещё один свидетель защиты: донской казак Ермолай Фомин. Он говорит о не менее тяжёлой доле казацкой голытьбы и становиться понятно, почему донские казаки поддержали Пугачёва.

    4.После выступления свидетелей слово предоставляется обвинителю. Ролевая игра, подчиняясь законам сценического искусства, должна иметь завязку, кульминацию и развязку сюжета. Именно на высшем кульминационном уровне проходят выступления защитника и обвинителя.

    Слова обвинителя: донской казак Е. Пугачёв и его сподвижники обвиняются в том, что, подняв народ на борьбу против помещиков, они нанесли ущерб экономике страны, обострили внутреннюю политическую обстановку. Восставшие убивали помещиков, громили их усадьбы, разрушали города, чинили расправу над офицерами и солдатами захваченных крепостей и над членами их семей. (Приводится пример из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» -расправа с комендантом Белгородской крепости.

    5.Слово предоставляется защитнику. Он аргументированно раскрывает свою позицию, высказывает своё отношение к восставшим, к крестьянской войне в целом и её предводителю. Он приводит убедительные факты, делает упор на выступление свидетелей. Основные направления его выступления:

    1. Неизбежность крестьянской войны во второй половине XVIIIвека;

    2. справедливость гнева восставших, вызванного усилением эксплуатации народных масс и произволом крепостников;

    3.Роль Пугачёва и его сподвижников в крестьянской войне 1773-1775г.г, их личные качеств, допущенные ошибки.

    6.Заключительное слово председателя суда, который выносит  приговор.

     Преподаватель далее говорит о реально происходившем суде над Пугачёвым. и его сподвижниками, на котором не было и не могло быть защитников, а были только обвинители, которые вынесли смертный приговор Пугачёву. Это был приговор дврянства, против которых боролись восставшие.

    Каков же ваш приговор? Совпадает ли он с приговором истории?

     Обучающиеся высказывают своё отношение к восставшим и Пугачёву – кто-то обвиняет его, а кто-то оправдывает.

    Заключительный этап игры – её анализ. Обучающиеся оценивают не только внешнюю сторону (необычный вид занятия, возможность побыть в роли человека прошлого, неформальную обстановку) , но и то, что они могут высказывать своё мнение, проявлять творческий подход к изучаемому материалу, воссоздавать в ходе игры события прошлого в поступках конкретных людей, давать оценку исторической личности.



    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    Урок-суд над Пугачёвым

    Вступление к теме.

    Суд над историческими личностями или общественными явлениями является интересным и требующим специального рассмотрения видом ролевой игры. Может возникнуть вопрос, имеем ли мы право судить на уроках исторических личностей? Учебное занятие в форме суда – это современная оценка исторических личностей, событий, явлений. Без этой оценки невозможно изучение истории, извлечение уроков из важных исторических событий. Обучающиеся должны учиться осознанно и аргументированно доказывать, критиковать, опровергать различные теории, взгляды, конкретные действия, важность  и прогрессивность некоторых из них. Поэтому возможны суды над историческими личностями, что даёт возможность обучающимся увидеть конкретных людей с присущими им положительными и отрицательными сторонами. какой личностью мы считаем Пугачёва положительной или отрицательной?

    С одной стороны, он хотел дать землю и волю крестьянам, с другой, на его совести человеческие жизни, захват чужого имущества.

    Цель занятия заключается в том, чтобы ненавязчиво, но доказательно подвести обучающихся к самостоятельному ответу на этот далеко не простой вопрос.  Поэтому, целесообразно проведение занятия-суда, на котором выступят обвинители и защитники Пугачёва, будет использована дополнительная литература, исторические источники.

    Ход занятия:

    Вступительная беседа:

    1.Какие крестьянские войны, проходившие ранее в Росси, вы знаете?

    2.Когда они проходили? (обучающиеся называют крестьянские войны под предводительством И. Болотникова, К. Булавина)

    Обучающиеся уже усвоили понятие «крестьянская война». В ходе повторения конкретизируются признаки данного понятия, формируется умение анализировать и обобщать причины крестьянских войн и оценивать их значение.

    3.Почему первая из них , под предводительством Болотникова произошла в начале XVII века, а вторая под предводительством Разина во второй половине XVI Iвека?

    Обучающиеся называют условия, в которых проходили эти войны:

    1601-1603г.г. – неурожаи, голод, в Москве 127 тысяч человек умерло от голода.

    1667-1671г.г. – увеличение барщины и оброка(натурального и денежного) с крестьян, многочисленные налоги и повинности в пользу государства, рост прямых и косвенных налогов, увеличение срок розыска беглых крестьян до 10 лет.

    1649г. – Соборное уложение; окончательное закрепощение крестьян, розыск и возврат крестьян не ограничен; крепостное состояние – наследственное, переход от владельца к владельцу запрещены.

    4. Где и когда началась крестьянская война под предводительством Пугачёва?

    5. Назовите причины войны и состав восставших.

    6. Какие требования выдвигали восставшие?

    7.В чём проявилась вер крестьян в «доброго царя-батюшку»?

    8. Каковы были особенности крестьянской войны под предводительством Пугачёва?

    9. Назовите причины поражения восставших?

    После ответов на вопросы о крестьянской войне переходим непосредственно к ролевой игре.

    Действующие лица судебного процесса

    Защитник, обвинитель, члены суда, свидетели обвинения и защиты, экспертная группа для анализа результатов игры.

     К активному участию в судебном процессе приглашаются все обучающиеся для установления истины. Они получают возможность задавать вопросы свидетелям, уточнять и комментировать их показания.

    Вступительное слово преподавателя: сегодня на нашем суде современности, выслушав свидетелей противоположных сторон, обвинителя и защитника, рассмотрев причины крестьянской войны1773-1775г.г., её ход и итоги, мы должны вынести либо обвинительный, либо оправдательный приговор Пугачёву и его сподвижникам.

    1.Председатель суда вызывает свидетелей обвинения – это помещица Татьяна Дмитриевна, которая назвала Пугачёва самозванцем, обвинила его в убийстве своего мужа, грабежах и разбоях. Обучающиеся комментируют приведённые показания и задают свидетелю дополнительные вопросы.

    2.Вызывается свидетель защиты: крепостной крестьянин Пётр Кузьмин. Он говорит о тяжёлом положении крепостных крестьян, об издевательствах помещиков над своими крепостными, тем самым давая понять причины участия крестьян в войне.(Приводится пример жестокого обращения помещицы Д. Салтыковой со своими крепостными)

    3.Вызывается ещё один свидетель защиты: донской казак Ермолай Фомин. Он говорит о не менее тяжёлой доле казацкой голытьбы и становиться понятно, почему донские казаки поддержали Пугачёва.

    4.После выступления свидетелей слово предоставляется обвинителю. Ролевая игра, подчиняясь законам сценического искусства, должна иметь завязку, кульминацию и развязку сюжета. Именно на высшем кульминационном уровне проходят выступления защитника и обвинителя.

    Слова обвинителя: донской казак Е. Пугачёв и его сподвижники обвиняются в том, что, подняв народ на борьбу против помещиков, они нанесли ущерб экономике страны, обострили внутреннюю политическую обстановку. Восставшие убивали помещиков, громили их усадьбы, разрушали города, чинили расправу над офицерами и солдатами захваченных крепостей и над членами их семей. (Приводится пример из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» -расправа с комендантом Белгородской крепости.

    5.Слово предоставляется защитнику. Он аргументированно раскрывает свою позицию, высказывает своё отношение к восставшим, к крестьянской войне в целом и её предводителю. Он приводит убедительные факты, делает упор на выступление свидетелей. Основные направления его выступления:

    1. Неизбежность крестьянской войны во второй половине XVIIIвека;

    2. справедливость гнева восставших, вызванного усилением эксплуатации народных масс и произволом крепостников;

    3.Роль Пугачёва и его сподвижников в крестьянской войне 1773-1775г.г, их личные качеств, допущенные ошибки.

    6.Заключительное слово председателя суда, который выносит  приговор.

     Преподаватель далее говорит о реально происходившем суде над Пугачёвым. и его сподвижниками, на котором не было и не могло быть защитников, а были только обвинители, которые вынесли смертный приговор Пугачёву. Это был приговор дврянства, против которых боролись восставшие.

    Каков же ваш приговор? Совпадает ли он с приговором истории?

     Обучающиеся высказывают своё отношение к восставшим и Пугачёву – кто-то обвиняет его, а кто-то оправдывает.

    Заключительный этап игры – её анализ. Обучающиеся оценивают не только внешнюю сторону (необычный вид занятия, возможность побыть в роли человека прошлого, неформальную обстановку) , но и то, что они могут высказывать своё мнение, проявлять творческий подход к изучаемому материалу, воссоздавать в ходе игры события прошлого в поступках конкретных людей, давать оценку исторической личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока физики "Суд над углекислым газом"

    Разработка урока физики в 10 классе "Суд над углекислым газом"...

    Методическая разработка классного часа "Суд над опасным преступником из мира насекомых"

    Данная разработка предназначена для детей 4 - 5 классов с целью выяснения как отрицательного так и положительного влияния Колорадского жука на нашу природу.Данное мероприятия является примером использ...

    Методическая разработка ролевой игры "Суд над сигаретой"

    учащиеся смогут научиться видеть различные, противоположные стороны одной и той же проблемы;учащиеся смогут получить дополнительные знания;учащиеся смогут развивать навыки участия в дискуссии, с...

    Разработка внеклассного мероприятия «СУД над ХИМИЕЙ»

    Можно использовать для проведения предметной недели....

    Учебно-методическая разработка к уроку "Суд над Родионом Раскольниковым"

    Открытый урок проводится для учащихся 1 курса в связи с 195-летием Ф.М.Достоевского....

    Учебный проект "Суд над электромагнитной индукцией"

    Учебный проект по физике для 11 класса....

    Методическая разработка ролевой игры " Суд над технологиями"

    В  рамках обобщения темы " Технологии" по УМК по английскому языку для школ с углубленным изучением английского языка Афанасьевой О.В и Михеевой И.Н. использован прием ролевой игры. Рол...