ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
методическая разработка по истории по теме

Присяжникова Елена

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Роль личности в истории»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_lichnosti_v_istorii.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Согласовано

Зам.директора по УВР

____________/Т.В.Плотникова

Рассмотрено

на ШМО

протокол № 03 от 10.09.2015  

Руководитель ШМО

__________/В.Ю.Тойбахтина

Утверждено

приказом директора

 МАОУ «СОШ№7»

от 24.09.2015 № 755

 ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Роль личности в истории»  

(11 класс)

Учителя: Присяжниковой Е.В.,

I квалификационная категория

г. Когалым,

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

          Элективный курс «Роль личности в истории» рассчитан на 34 часа в 11 классе, и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества XX века. Программа составлена на основе элективного курса «Личность и история России» (составитель Н.И.Чеботарева, - Волгоград,: Учитель, 2007 г.) Программа является продолжением элективного курса «Роль личности в истории» начатая в 10 классе.

       История никогда не была безликой. Связь отдельной эпохи с конкретным человеком, его судьбой была, есть и будет всегда. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Личности в истории всегда играют огромную роль.

    Цель элективного курса:

Расширение, углубление знаний учащихся о роли личности в истории, развитие исторического мышления школьников на базе материала курса.  

 

  Задачи курса:

  1. Способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории.
  2. Формирование и развитие  у обучающихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности.
  3. Развитие умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач.
  4. Способствовать формированию личностных качеств учащихся на основе биографических, научных фактов, гуманистических ценностей.

Актуальность курса заключается в том, что современное общество нуждается в гражданах с  активной жизненной позицией, инициативных, самостоятельных.  Пример исторических деятелей поможет сформировать необходимые качества. Процесс воспитания подрастающего поколения невозможен без обращения к историческим корням своего прошлого и реалиям настоящего. Воспитание патриотизма, гордости за свое Отечество, за её прошлые и настоящие заслуги перед человечеством является краеугольным камнем педагогической работы современной школы.

Данный элективный курс отличается от базового курса тем, что в базовом курсе многие личности лишь упомянуты. Оценка их деятельности и личных качеств нередко страдает односторонностью.

 В результате изучения программы элективного курса учащиеся должны

знать:

  • исторические личности, результаты их деятельности,
  • даты основных событий,
  • термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников,
  • результаты и итоги событий XX века;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей,
  • изученные виды исторических источников.

  уметь:

  • сравнивать исторические явления и события;
  • объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • уметь дискутировать;
  • вести  самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, проводить  ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
  • анализировать исторический источник;
  • самостоятельно давать оценку историческим явлениям;
  • представлять полученные  результаты в виде выступлений на семинарах,  написании эссе, составлении презентаций , участия в семинарах, дискуссиях, деловых играх;
  • группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

Знания и умения, полученные ребятами на занятиях элективного курса, позволят им работать с разными видами документов и таблиц, по-новому посмотреть на роль личности в истории государства, сформировать собственное мнение по объекту изучения, оценивать основные результаты деятельности  исторической личности, подготовить публичное выступление, презентацию на итоговую конференцию. 

Основные виды деятельности:

  • анализ исторической литературы и исторических источников,
  • эвристическая беседа,
  • лекция,
  • дискуссия (дебаты),
  • подготовка и обсуждение сообщений учащихся,
  • «мозговой штурм»,
  • семинары,
  • конференции,
  • составление  планов, таблиц и др.    

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий, таблицы), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты).

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.

Система и критерии оценивания. Учащиеся, усвоившие программу элективного курса и посетившие не менее 80% занятий, оцениваются в 1 полугодии по системе «зачет/незачет», по итогам года получают оценку.

Критерии оценивания учащихся

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения занятий

Формы контроля

Тео

рия

Прак

тика

1

Введение. Роль личности в истории ХХ века.

1

 

Лекция

Эссе на тему «Какими качествами должен обладать лидер?»

2-5

Руководители государства: Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

2

2

Лекция

Практика

Составление типологической таблицы «Руководители государства», презентации

6-11

Знаменитые реформаторы ХХ века: П.А. Столыпин, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин

2

4

Лекция

Практика

Составление типологической таблицы «Основные реформы ХХ века», презентации.

12-14

Наркомы внутренних дел: Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, Л.П. Берия.

1

2

Лекция

Практика

Составление таблицы, презентации

15-17

Репрессированные в годы культа личности Сталина: Н.И.Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, А.А. Кузнецов, Я.Э. Рудзутак, А.И. Рыков, Л.Д. Троцкий.

1

2

Лекция

Лабораторное занятие

Составление таблицы по теме «Репрессированные в годы культа личности Сталина», презентации.

18-20

Элита Красной Армии на голгофе. М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, В.К. Блюхер, А.И. Егоров.

3

Круглый стол

Составление таблицы, презентации

21-24

Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

2

2

Круглый стол

Составление типологической таблицы «Полководцы», презентации.

25-27

Учёные ХХ века на службе Отечеству:

Н.И. Вавилов, А.Д. Сахаров, С.П. Королёв

1

2

Лекция

Практика

Составление типологической таблицы «Учёные ХХ века на службе Отечеству», презентации.

28-30

Составление синхронистической таблицы «Современники».

3

Практическое занятие

Составление синхронистической таблицы «Современники»

31-34

Повторительно –обобщающие занятия «История ХХ века в лицах».

4

обобщение

Презентации, тестирование, эссе

                  Итого: 34 часа

Содержание курса

    1. Введение. Роль личности в истории ХХ века. Лекция.(1 час)

В качестве домашнего задания ребятам будет предложено написать эссе «Какими качествами должен обладать лидер?»

    2. Руководители государства: Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин. (4 часа)

Лекция должна содержать краткую характеристику жизни и деятельности руководителей государства.  Практическое занятие должно дать учащемуся навыки составления типологической таблицы, в которой обязательно должны быть отражены: годы правления, форма правления, основные направления деятельности, основные исторические события, результат деятельности.

    3. Знаменитые реформаторы ХХ века: П.А. Столыпин, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин. (6 час)

Лекция должна осветить реформаторскую деятельность выше перечисленных реформаторов.  Практическое занятие должно дать учащемуся навыки составления типологической таблицы «Основные реформы ХХ века», в которой обязательно должны быть отражены: реформаторы, годы проведения реформ, реформы, основные положения реформ, результат и значение реформы для государства.

    4. Наркомы внутренних дел: Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, Л.П. Берия. (3 час)

Лекция должна содержать основные моменты деятельности этих людей на посту наркома внутренних дел и ответить на вопрос: как повлияла их деятельность на ход исторического процесса в СССР?   Лабораторная работа должна быть посвящена работе с документами, относящимися к деятельности данных наркомов внутренних дел СССР. Работа должна носить сопоставительный характер. В качестве домашнего задания ребятам будет предложено сделать письменный сопоставительный анализ трёх документов по вопросам.

    5. Репрессированные в годы культа личности Сталина: Н.И.Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, А.А. Кузнецов, Я.Э. Рудзутак, А.И. Рыков, Л.Д. Троцкий. (3 час)

Лекция познакомит ребят с судьбами репрессированных в годы культа личности Сталина, с особенностями их взглядов на политику государства, раскроет причины их реабилитации. Лабораторная работа должна быть посвящена работе с документами, относящимися к деятельности Н.И. Бухарина, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева, А.А. Кузнецова, Я.Э. Рудзутака, А.И. Рыкова, Л.Д. Троцкого. Цель этой работы заключается в том, чтобы помочь ребятам отобрать самые интересные и содержательные документы

  1. Элита Красной Армии на голгофе. М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, В.К. Блюхер, А.И. Егоров. (3 часа)

  Круглый стол. Данная ролевая игра поможет обучить правилам ведения учебной дискуссии на примере деятельности М.Н. Тухачевского, И.Э. Якира, В.К. Блюхера, А.И. Егорова. Расправы с военными занимают особое место в истории политических репрессий в СССР. Уничтожение значительной части армейской элиты было едва ли не первой кампанией, организованной не по «классовому», а по профессиональному признаку.

В качестве домашнего задания ребятам будет предложено составить таблицы

  1. Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (4 часа)

Лекция посвящена раскрытию полководческого таланта Маршала СССР Г.К. Жукова, Маршала СССР А.М. Василевского, Маршала СССР И.С. Конева, Маршала СССР К.К. Рокоссовского, Маршала СССР Р.Я. Малиновского.

В качестве домашнего задания ребятам будет предложено составить типологическую таблицу «Полководцы Великой Отечественной войны»

    8. Учёные ХХ века на службе Отечеству: Н.И. Вавилов, А.Д. Сахаров, С.П. Королёв.    (3 часа)

 Лекция расскажет о деятельности учёных, о пользе их открытий для нашего государства и о роли государства в судьбе этих выдающихся учёных. Результатом работы должна стать типологическая таблица «Учёные ХХ века на службе Отечеству».

    9. Составление синхронистической таблицы «Современники». (3часа)

    10. Повторительно – обобщающие занятия  «История в лицах». (4 часа). Индивидуальные итоговые проекты, презентации, тестирование.

 ЛИТЕРАТУРА для учителя

  1. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М.;1979
  2. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. - М., 1990.
  3. Карамзин, Н. М. История государства Российского. – М.;Эксмо,2003.
  4. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в Зкн.-М., 1993.
  5. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М., 1990.
  6. Костомаров Н.Н .Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей в 4-ж томах. – М, «РИПОЛ КЛАССИК»,2001
  7. Колосков, А. Г., Гевуркова  Е. А. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества XX в. - М: Просвещение, 1996.
  8. Ляшенко Л .М. История России XIX век. Дидактические материалы –М, Дрофа;2000
  9. Хрестоматия по истории России. - Т. 1. - М., 1994.
  10. Хрестоматия по истории России. - Т. 2. - М., 1995.
  11. Энциклопедия для детей. Т. 5,  История России и её ближайших соседей; ч.1 От древних славян до Петра Великого; ч.2От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ; ч. 3. История России. 20 век. - М.: Аванта+, 1996.

ЛИТЕРАТУРА для учащихся

  1. Голубева Т. С. Царские династии –М; «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2001
  2. Занимательные истории по русской истории в 3-х книгах. /Автор –составитель  Л.Б. Яковер –М.;ТЦ «Сфера», 2000
  3. Козлов, В. А. История Отечества: люди, идеи, решения, очерки истории Советского государства. - М., 1991
  4. Соловьев В.М. История России для детей и взрослых.  – М; Белый город, 2003
  5. Энциклопедия для детей. Т. 5,  История России  и  её ближайших соседей; ч.1 От древних славян до Петра Великого; ч.2От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ; ч. 3. История России. 20 век. - М.: Аванта+, 1996.

Электронные пособия  по истории

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD)
  2. История. Нестандартные уроки 7-8 классы. Издательско-торговый дом Корифей (CD)
  3. .История. Нестандартные уроки 9 класс. Издательско-торговый дом Корифей (CD)
  4. История России XXвек Компьютерный (мультимедиа) учебник.
  5. Репетитор по истории. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». (CD)
  6. Электронное приложение к учебнику ИсторияРоссии.1945-2000г.:11 класс (CD)

Приложение

План описания жизни и деятельности исторической личности

1. Годы жизни или (и) правления.

2. Этапы жизни и деятельности (кратная биография).

З. Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.

4. Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.

5. Историческое значение данной личности.

Памятка для анализа деятельности исторических личностей

1. Исторические условия и факторы влияния на мировоззрение и выбор сферы деятельности реального исторического лица или типичного представителя социокультурной группы:
историческая обстановка, окружение, условия формирования взглядов и убеждений и т.д.
  2. Направленность деятельности на определенные социальные группы, политические или другие организации, сферы экономики.

3. Средства и способы достижения поставленных целей (для реальных исторических лиц).
   4. Качества личности, способствовавшие реализации жизненных целей (для реальных исторических лиц).
  5. Типичные представления, ценности, интересы, стереотипы, нормы поведения, принятые в данной социальной группе (для обобщенных представителей социальных групп).
  6. Результаты деятельности, их последствия (для реальных исторических лиц).
  7. Исторические оценки личности современниками и потомками. Причины противоречивых суждений.

Алгоритм комментирования политического высказывания

1.Изложить высказывание своими словами.

2. Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.

3. Дополнить высказывание, если это необходимо.

4. Оценить высказывание с моральной точки зрения.

5. Сделать вывод.

Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов

  1. Участники войны, сражения, конфликта
  2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними
  3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта
  4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.
  5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.
  6. Основные события каждого этапа войны/ сражения.
  7. Результаты войны (военные, политические, социально- экономические, нравственные и др.)
  8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/ сражения/ конфликта.
  9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...