Рабочая программа по истории и обществознанию 5, 6 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Солонецкая средняя общеобразовательная школа»
Воробьевского района Воронежской области
«Рассмотрена и рекомендована» к использованию на заседании районного методического объединения учителей Протокол №_______ от «_____» 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ФИОШальнева В.А./ _______ «_____»______________ | «Утверждаю» Директор школы Подлесных В.А./ _____________ Приказ № _______ от «______»_________ 2016 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету (курсу)
«Всеобщая история »
для5 класса
на 2016-2017уч. год
учитель: Сизинцева Галина Викторовна
Принята педагогическим советом
Протокол № _______ от
«_____» ________ 2016 г.
с. Солонцы
2016 г.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь: соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса.
Раздел I. История Древнего мира (не менее 68 ч)
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Раздел 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Показатели освоения курса
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая , коммуникативная
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей
- способность осуществлять поиск нужной информациино заданной теме в источниках различного типа;
- способность выделять главное в тексте и второстепенное;
- способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
- способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
- способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
- способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
- способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
- способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
- способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
- способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.
Календарно - тематическое планирование 5 кл.
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Примечания | ||||||
план | факт | |||||||||
1 | Вводный урок «Откуда мы знаем как жили наши предки» | 1 | ||||||||
2 | Древнейшие люди | 1 | ||||||||
3 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | ||||||||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | ||||||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | ||||||||
6 | Появление неравенства и знати | 1 | ||||||||
7 | Обобщение и проверка знаний по теме «Жизнь первобытных людей» | 1 | ||||||||
8 | Счет лет в истории | 1 | ||||||||
9 | Государство на берегах Нила | 1 | ||||||||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | ||||||||
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | ||||||||
12 | Военные походы фараонов | 1 | ||||||||
13 | Религия древних египтян | 1 | ||||||||
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | ||||||||
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 | ||||||||
16 | Обобщение знаний по теме «Древний Египет» | 1 | ||||||||
17 | Древнее Двуречье | 1 | ||||||||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | ||||||||
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | ||||||||
20 | Библейские сказания | 1 | ||||||||
21 | Древнееврейское царство | 1 | ||||||||
22 | Ассирийская держава | 1 | ||||||||
23 | Персидская держава царя царей | 1 | ||||||||
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | ||||||||
25 | Индийские касты | 1 | ||||||||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | ||||||||
27 | Первый властелин единого Китая | 1 | ||||||||
28 | Древний Восток | 1 | ||||||||
29 | Греки и критяне | 1 | ||||||||
30 | Микены и Троя | 1 | ||||||||
31 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | ||||||||
32 | Поэма Гомера «Илиада» | |||||||||
33 | Религия древних греков | 1 | ||||||||
34 | Земледельцы Аттики теряют свободу | 1 | ||||||||
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | ||||||||
36 | Древняя Спарта | 1 | ||||||||
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | ||||||||
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | ||||||||
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | ||||||||
40 | Нашествие персидских войск | 1 | ||||||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | ||||||||
42 | В городе богини Афины | 1 | ||||||||
43 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | ||||||||
44 | В афинском театре | 1 | ||||||||
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | ||||||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | ||||||||
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | ||||||||
48 | В Александрии Египетской | 1 | ||||||||
49 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» | 1 | ||||||||
50 | Древнейший Рим | |||||||||
1 | ||||||||||
51 | Завоевание Римом Италии | 1 | ||||||||
52 | Устройство Римской республики | 1 | ||||||||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | ||||||||
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 | ||||||||
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | ||||||||
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | ||||||||
57 | Восстание Спартака | 1 | ||||||||
58 | Единовластие Цезаря | 1 | ||||||||
59 | Установление империи | 1 | ||||||||
60 | Соседи Римской империи | 1 | ||||||||
61 | В Риме при императоре Нероне | 1 | ||||||||
62 | Первые христиане и их учение | 1 | ||||||||
63 | Расцвет империи во II веке н.э. | 1 | ||||||||
64 | Вечный город и его жители | 1 | ||||||||
65 | Римская империя при Константине | 1 | ||||||||
66 | Взятие Рима варварами | 1 | ||||||||
67 | Обобщение и проверка знаний по теме «Историческое и культурное наследие Древнего мира» | 1 | ||||||||
68 | Итоговое повторение курса истории Древнего мира | 1 | ||||||||
69-70 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по истории и обществознанию 6 класс
Рабочие программы по истории и обществознанию имеют следующую структуру: пояснительная запискахарактеристика программы, блочное планирование, требования к ЗУН и критерии оценивания учащихся, кал...
рабочая программа по истории и обществознанию 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. УМК по истории России состоит из комплекта ...
Рабочая программа по истории и обществознанию, 5 класс
Рабочая программа по истории и обществознанию, 5 класс...
рабочие программы по истории и обществознанию 7 класс
рабочие программы по истории и обществознанию 2016-2017...
рабочие программы по истории и обществознанию 9 класс
рабочие программы по истории и обществознанию 9 класс 2016-2017...
рабочие программы по истории и обществознанию 10 класс
рабочие программы по истории и обществознанию 10 класс 2016-2017....
Рабочая программа по истории и обществознанию 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ(Агибалова Е.В., Донской Г.М.)ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 16 ВЕКА(Данилов А.А., Косулина Л.Г.)ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ(Боголюбов Л.Н., Вино...