Великая отечественная война: основные этапы военных действий (разработка урока по истории)
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Курильская Татьяна Николаевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_istorii.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок по истории.

Тема: Великая Отечественная война:

основные этапы военных действий.

Класс: 11

Учитель: Курильская Т.Н.

        

Цель урока:

 1.формировать знания учащихся об основных этапах ВОВ, о причинах поражения Красной Армии на первом этапе войны (1941-лето1942гг.);

2.развивать умение работать с исторической картой, с историческими документами, анализировать, делать выводы;

3.воспитывать чувство патриотизма, уважения старшего поколения.

Методы организации урока: рассказ, беседа, постановка проблемы.

Формы работы учащихся: индивидуальная.

Оборудование: карта ВОВ 1941-1945гг., ксерокопии документов, учебник «История России».

                                  Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Постановка учебной задачи.

-И.Эренбург в газете «Красная заря» в 1942 году опубликовал статью: «Внуки или будут прославлять подвиги героев, или проклянут нас, изнывая в плену…»

-Сегодня нам предстоит узнать, почему возникла такая неопределённость? Почему в словах писателя чувствуется страх?

Как развивались отношения СССР и Германии?

3.Изучение новой темы.

 1)Подготовка к войне Германии.(рассказ сопровождается показом слаидов)

-После Мюнхенского соглашения и раздела Чехословакии СССР оказался в международной изоляции: договоры о взаимопомощи, заключённые им с Францией и Чехословакией, утратили силу. Одновременно возникли серьёзные проблемы на восточных границах СССР. В мае 1939 года Япония предприняла попытку вторжения в Монголию, союзную СССР, развернув на её границах в районе реки Халкин-Гол крупные силы. Вступившие в Монголию советские войска под командованием Г.К.Жукова всё лето вели тяжёлые бои. Между тем Англия в июле 1939 года заключила с Японией соглашение о взаимном уважении интересов. В ответ СССР 23 августа 1939 года в Москве подписал с Германией пакт о ненападении сроком на 10 лет. К нему был приложен секретный протокол.

-Внимательно прочитайте документ и скажите, что определял этот протокол?

(Сферы советских и германских интересов).

Из секретного дополнительного протокола к советско-германскому пакту о ненападении:

В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению к Виленской области признаются обеими сторонами.

В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Наревы и Вислы.

-Заключённое соглашение  советская дипломатия считала своим большим достижением. Действительно, благодаря ему, удалось добиться охлаждения германо-японских отношений. Лишившись надежды на поддержку своего европейского союзника, Япония, отвела войска с территории Монголии.

-с началом войны в Европе СССР отодвинул свои границы на запад на 150-200 км. Полученная Германией свобода рук в нанесении удара на Запад настолько усилила Германию, что она стала реальным претендентом на завоевание мирового господства, превратилась в смертельно опасную угрозу и для СССР.

-В узком кругу своих приближённых А.Гитлер неоднократно говорил о неизбежности войны с СССР. Ещё в ноябре 1939 года он заявил о возможном выступлении против него после разгрома Запада.

Весной 1940 года германские войска оккупировали Данию, Норвегию, Голландию, Бельгию. 22 июня 1940 года капитулировала Франция. В тот же день А.Гитлер приказал приступить к подготовке плана вторжения в СССР. Этот план получил название «Барбаросса».(запись в тетрадь) Он предполагал проведение блицкрига против Советского Союза весной 1941 года и выход германских войск до зимы 1941 года на рубеж Архангельск- Астрахань. Захватив ресурсы и промышленный потенциал СССР, Гитлер и его окружение рассчитывали в 1942 году через советскую территорию выйти к Ирану и захватить Индию, что заставило бы Англию прекратить войну. Главный удар наносила группа армий «Центр», после уничтожения советских войск в Белоруссии соединениям предстояло взять Москву. Группа армий «Север» должна была разбить советские дивизии в Прибалтике и под Ленинградом. Группе армий «Юг»  ставилась задача разгромить советские войска на Украине.

2)Подготовка Красной Армии.(слайд)

-Советское руководство неизменно подчеркивало существование опасности для СССР. Первые пятилетние планы развития народного хозяйства принимались в расчёте укрепить прежде всего военно-экономический потенциал страны.  По инициативе М.Н.Тухачевского были созданы механизированные корпуса, массовые воздушно-десантные силы. Численность Вооружённых сил СССР достигла 1.5 млн. человек. В то же время состояние обороноспособности страны ухудшилось, что привело к массовым репрессиям командного состава. К тому же массовая коллективизация и индустриализация сформировали негативное отношение к советской власти. С 1939 года вводилась всеобщая воинская повинность, в 1941 году численность армии была равна 5 млн. человек. Началось оснащение новой боевой техникой, наладилось производство самолётов.  

В начале 1941 года правительства США, Великобритании и Советского Союза информировали И.В.Сталина о готовящемся нападении Германии на СССР. Советский разведчик Р.Зорге сообщал не только о перебросках советских войск, но и о сроках нападения Германии.

Сталин считал, что война начнётся не раньше лета 1942года и продолжал готовиться к войне.

5 мая 1941 года он принял на себя полномочия Председателя СНК СССР. Не исключал он и возможности нанесения превентивного удара по Германии. Шло сосредоточение войск и вооружения на границе с Германией.

3)Этапы ВОВ.

22 июня фашистская Германия вероломно напала на СССР. Началась ВОВ., которая продолжалась 1418 дней и ночей.

 1.Начальный период – июнь 1941г.- ноябрь 1942г.

2.Коренной перелом – ноябрь 1942г.- декабрь 1943г.

3.Заключительный этап- 1944г. – 1945г.

Для каждого этапа ВОВ характерны свой события, свои решающие битвы и сражения.

4)Начальный период ВОВ.

Ночью 22 июня 1941 года войска Германии и её союзников(Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии) перешли в наступление на фронте, протянувшемся от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря. Удар оказался внезапным.

Последовал первый и последний для многих частей и соединений Красной Армии приказ о переходе в контрнаступление. Это облегчало немцам окружение и подавление её основных сил. Более 1200 самолётов было уничтожено на аэродромах в первые же часы войны. Централизованное управление войсками нарушилось. Это позволило противнику создать на отдельных участках фронта перевес над советскими войсками в 5-10 раз, хотя Красная Армия превосходила по численности агрессора.

(Слайд – таблица)

Соотношение сил на советско-германском фронте к началу войны.

Силы и средства

СССР

Германия и её союзники

Соотношение

Дивизии

186

153

1.2:1.0

Люди(млн.)

3.0

4.4

1.0:1.4

Орудия и миномёты(тыс.)

39.4

39.0

1.0:1.0

Танки(тыс.)

11.0

4.0

2.7:1.0

Самолёты(тыс.)

9.1

4.4

2.1:1.0

-Немецкие войска наступали согласно плану «Барбаросса»(работа с картой).

За первые две недели войны танковые дивизии вермахта продвинулись в Белоруссии на 600 км., захватив всю её территорию, прорвались к Пскову, создав угрозу Ленинграду с юга, заняли Украину.

Основные силы Красной армии, находившиеся в Белоруссии, попали в окружение. Её потери только на этом направлении составили более 400 тыс.человек, около 5 тыс. танков, 9500 орудий, 2 тыс. самолётов.

На Украине советские войска попытались перейти в контрнаступление.

26 июня 1941 года (запись) в районе Луцка развернулось крупнейшее танковое сражение со времени начала ВОВ. Немцам удалось отбить советскую армию, но их продвижение к Киеву замедлилось.

Более месяца сдерживал натиск врага гарнизон Брестской крепости. Окружённые в районе Минска советские войска оборонялись почти две недели. К 13 июля 1941 года немцы потеряли 50% своих танков. В районе Смоленска враг был задержан на два месяца. Это позволило мобилизовать силы и ресурсы Советской армии. В ходе Смоленского сражения немецкие войска впервые временно перешли к обороне. Лишь после окружения крупных сил советского Юго-Западного фронта и захвата противником Киева немцы начали подготовку к захвату советской столицы. Эта операция получила название «Тайфун». Для её реализации немецкое командование обеспечило превосходство в живой силе и технике в 3-6 раз. 30

сентября 1941 года началось генеральное наступление немцев на

Москву. Им удалось прорвать не только оборону сопротивления, но и окружить четыре армии. За это время в плен к немцам попало 663 тыс. человек. Для обороны из Ленинграда был отозван генерал Г.К.Жуков. к середине октября враг вплотную подошёл к столице. Началась эвакуация, в Москве было введено осадное положение. Мужество и героизм советских солдат остановили наступление немцев. Особо отличилась 316я стрелковая дивизия под командованием генерала И.В.Панфилова, бойцы во главе с политруком В.Г.Клочковым.

5-6 декабря началось контрнаступление советских войск под Москвой, благодаря  системе ленд-лиза(безвоздмезная помощь США)

В первые же дни были освобождены города Калинин, Солнечногорск, Клин, Истра. Эта победа означала крах всем немецким планам и начало зарождения антигитлеровской коалиции.

В январе  1942 года советские войска перешли в наступление с целью уничтожить ржевско-вяземскую группировку противника. Продвинувшись на 80-250 км, понеся большие потери, Красной Армии не удалось достичь цели. В мае 1942 года они потерпели серьёзное поражение под Харьковом и Керчью, чем было предрешено падение Севастополя.

Советские войска отступали к Сталинграду. Однако немцы упустили возможность овладеть городом с ходу. Они начали штурм, одновременно пытаясь прорваться в Закавказье. В результате фронт германских войск растянулся, а упорная оборона Сталинграда вынудила их направить к линии фронта все резервы.

В августе 1942 года немецкая 6я армия прорвалась к Волге севернее города, затем- в самый центр его. Силы вермахта пытались уничтожить 62ю армию генерала В.И.Чуйкова, штурмуя Мамаев курган. Много бойцов советской армии осталось лежать на Мамаевом кургане.

11 ноября 1942 года силы врага иссякли, что ограничило наступление а Кавказском направлении.

Одной из самых героических и трагических  страниц военной поры стала оборона Ленинграда. Фюрер решил стереть с лица земли Санкт-Петербург и всё его население. До войны в Ленинграде проживало более 3млн. человек. С начала войны и до конца блокады были эвакуированы 636 тыс. человек. 8 сентября немецким войскам удалось полностью блокировать город, отрезав его от внешнего мира. В  тот же день были уничтожены Бадаевские склады с продовольствием. Ранняя зима принесла тяжёлое испытание защитникам города- страшный холод. Самым тяжёлым временем в обороне стала зима 1941-42 года. Выдержать её защитники смогли лишь благодаря мужеству и поставкам продовольствия по льду Ладожского озера. От голода, болезней, бомбёжек погибло около 1млн. человек. Но город устоял. В январе 1943года удалось прорвать блокаду шириной в 8-11 км. Началось бесперебойное снабжение жителей города продовольствием и оружием. Полностью освободить город удалось лишь в январе 1944 года.

4.Закрепление изученного материала.

   Подведение итога.

-Каково международное положение СССР перед ВОВ?

-Как складывались отношения СССР и Германии?

-Что угрожало , по мнению Эренбурга, СССР в 1941-1942 году?

-Назовите этапы ВОВ.

5.Домашнее задание: № 51-52. в.1,3,4.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль патриотической песни, посвящённый 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне "Песни в военной шинели"

Внеклассное мероприятие охватывающее обучающихся с 5-ых по 11 классы проводилось с целью повышения уровня патриотического воспитания среди школьников....

Методическая разработка раздела Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. образовательной программы курса "История России" 9 класс

В данной методической разработке реализовывалась цель сориентировать обучающихся в содержании современных общественно-политических воззрений на ключевые события Великой Отечественной войны. Для этого ...

Разработка занятия "История Великой Отечественной войны в плакатах военного времени"

Данная методическая разработка занятия по теме «История Великой Отечественной войны в плакатах военного времени», выполнена в форме занятия-презентации, предназначена для изучения нового материала. Со...

История Великой Отечественной войны на примере военной биографий моих прадедушки и прапрадедушки.

Одной из наиболее интересных исследовательских тем является изучение семейной истории. Изучить судьбы моих прадедушки и прапрадедушки, их участие в Великой Отечественной войне.В ходе работы я использо...

Великая Отечественная война. Начальный этап.

Цель урока: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне, актуализация  проблем, связанных с начальным периодом Великой Отечественной войны....

Виртуальная лекция, посвящённая 75-летию Великой Отечественной войны" Герои и военные награды"

Материал подготовлен учителем истории и обществознания высшей квалификационной категории Улановской О.А. для учащихся средней школы....