Главные вкладки

    Методическая разработка модуля по истории Средних веков "Научные открытия и изобретения. Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония." 6 класс
    методическая разработка по истории (6 класс) на тему

    Колесникова Вера Ивановна

    Модуль разработан на основе технологии критического мышления

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod._razrabotka.docx16.46 КБ
    Файл tehnologicheskaya_karta_modulya.docx32.62 КБ
    Файл prilozhenie_1.docx16.48 КБ
    Файл prilozhenie_2.docx15.1 КБ
    Файл prilozhenie_3.docx19.09 КБ
    Файл prilozhenie_4.docx19.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока по истории Древнего мира 6 класс.

    Колесникова Вера Ивановна,

    учитель истории и обществознания

    МБОУ г. Керчи РК «Школа №23»

    категория – высшая

    Тема модуля: Научные открытия и изобретения. Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония.

    Класс: 6

    Дата:07.12.2016

    Цель модуля: 

    Предметные результаты.

    Обучающиеся научатся:

    • Определять место средневековой культуры в истории мировой;
    • Сравнивать два типа цивилизаций: европейскую и восточную

    Получат возможность научиться:

    • Определять понятия «университет», «корпоративность», «астролябия», «схоластика», «каравелла»

    Метапредметные результаты.

    • Обучающиеся научатся определять проблему модуля;
    • планировать деятельность по решению конкретной проблемы, используя документы, иллюстрации, аудиозаписи, текст учебника;
    • обучающиеся смогут систематизировать материал, аргументировать своё мнение

    Личностные результаты.

    • Обучающиеся смогут осознать единство и многообразие мира.

    Технология модуля: технология критического мышления

    Основные понятия темы: цивилизация, корпорация, схоластика,алхимия, рационализм,  ваганты, водяной двигатель, мушкеты, каравелла, астролябия, книгопечатание, пагода.

    Личности: Пьер Абеляр, Бернар Клервосский, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Иоганн Гуттенберг.

    Оборудование: чёрный ящик, видеопроектор, исторические источники.



    Предварительный просмотр:

    Этапы модуля

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Оргмомент

    Проверка готовности учащихся к модулю.

    Соблюдение санитарно-гигиенического режима.

    Подготовка материалов к входному контролю.

    II. Стадия вызова

    На данном этапе происходит

    актуализация опорных знаий.

    Подготовка к входному контролю

    1. Актуализация знаний.

    Беседа:

    • Какие государства образовались в Европе в период развитого и позднего Средневековья? Определить местоположение государств на карте
    • Чем характеризуется культура  период позднего Средневековья?

    1. Проведение входного контроля.

    (Приложение № 1)

    1. Продолжение беседы:
    • Каковы достижения античности в области культуры?

    • Какие архитектурные стили возникли в период Средневековья?

    1. Практическое задание «Архитектурное наследие Средневековья»

    Поместить картинки на свои места:

    А) Шартрский собор во Франции

    Б) Аббатство Марии Лаах в Германии

    http://school-collection.edu.ru/

    1. Подведение итогов этапа актуализации знаний.
    • Какую проблему мы решали на прошлом модуле?

    • Какой вывод мы сделали по итогам работы?

    Учащиеся – дежурные раздают задания для входного контроля.

    Работа с атласами и картой у доски

    Предполагаемый ответ учащихся-гуманизм.

    Учащиеся выполняют задания входного контроля

    Предполагаемый ответ учащихся-дорический, ионический, коринфский.

    Романский, готический.

    Коллективное выполнение задания. Построение храмов готического и романского стилей с помощью видеопроектора

    Место культуры  европейского Средневековья в истории человеческой цивилизации

    Черта Средневековья -появление гуманизма.

    II. Стадия вызова

    Постановка проблемного задания модуля.

    1. Определение темы модуля. Создание проблемной ситуации и определение познавательных задач.

    На столе появляется «чёрный ящик». Учитель зачитывает задание.

    (Приложение №2)

                Предположите тему модуля.

    1. Объявление темы модуля. «Научные открытия и изобретения Средневековья»
    2. Но в «Чёрном ящике» ещё остались предметы Назовите страну происхождения этих предметов  (Китай)

    Дополните тему модуля

    1. Постановка проблемного задания.

    • Каковы особенности европейского и восточного средневековых обществ?

                 Задачи модуля:

    • Какие научные открытия  и технические изобретения произошли в XI-XV вв.
    • Определить значение каждого изобретения для дальнейшего развития общества.

    Учащиеся достают предмет из шкатулки, угадывая их

    Версии учащихся.

    Средневековые открытия и изобретения .

    Запись темы в тетрадь

    Учащиеся достают шёлк, компас, рис.

    «Средневековая Азия.» Учащиеся делают запись в тетрадь.

    Версии учащихся

    III. Стадия осмысления.

    Активный мыслительно- познавательный поиск учащихся  под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам.

    Работа с  информацией.  

    Ученик воспринимает информацию, усваивает ее.    

    План изучения материала

    1. Образование и философия

    1. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия
    2. Развитие мореплавания и кораблестроения
    3. Изобретение книгопечатания
    4. Средневековая Азия

    Задание на урок: заполните таблицу «Технические открытия и изобретения Средневековья». 

    Название

    Область применения

    Значение открытия или изобретения

    1. Образование и философия

    Задание : доказать, что университет был корпорацией.

    В университетах были люди, которые управляли всей его жизнью (ректор, деканы), причём их избирали. В университетах были свои уставы, которые определяли основные нормы жизни и работы (проведение занятий). Наконец, университетыполучали от короля особые привилегии для своих членов, привилегии их отделяли о остального общества. Это классическая средневековая корпорация, сочетавшая черты ремесленного цеха и духовенства.

    Корпорация- это

    Обособленная группа людей, которая занимается каким –либо общим делом, подчиняются общим правилам

    Рассказ учителя с применением презентации(тривиум, квадриум, язык преподавания, ваганты). Традиции университетов, связь с современностью

    Работа с источником.

    Звучит гимн «Гаудеамус игитур»                                 

     Задание: прочитать текст студенческого гимна и ответить на вопросы

    Вопросы к тексту:

    •        Каковы ценности средневекового студенчества?

    •        Чем они отличаются от взглядов на жизнь обычного  человека, которые поддерживала католическая церковь?

    Выберите два строфы, в которых сосредоточена главная мысль студенчества

    (Приложение №3)

    1. Развитие философии. Схоластика (слайд 5-4)

    Презентация.

    Работа с документом. Вопросы к документу, с. 222 учебника

     Развитие практических знаний.(слайд 6-7)

    В средние века процветали астрология и алхимия. Астрологи утверждали, что по звёздам можно определить будущее.

    • Как вы думаете, изучая расположение звёзд и светил, учёные способствовали накоплению знаний в области каких наук?

    Алхимики были заняты поиском «философского камня».

    • Кто знает, что это за камень?

    Алхимики верили, что при помощи него любой металл можно превратить в золото.

    • Таким образом, деятельность алхимиков способствовала накоплению знаний в области каких наук?

    Например были открыты  и усовершенствованы способы получения металлических сплавов , красок, лекарственных веществ, созданы многие химические приборы.

    1. Технические изобретения.

    Работа по презентации.

    • Водяное колесо. (слайд 8)

    Вопрос: в чем разница в действии представленных на рисунке водяных двигателей?

    В Европе в XIV – XV вв. в горном деле и ремесле стали активно применять водяные мельницы, которые приходили в действие от водяного колеса. Позднее изобрели более мощное колесо.

    Реку перегораживали плотиной и отводили от нее узкие каналы – желоба. Вода устремлялась в желоб и падала сверху на лопасти колеса, ускоряя его вращение. Энергия колеса использовалась: - на мельницах, в сукноделии, для плавки металла и  поднятия тяжестей

    • Новое в металлургии и обработке металлов. Домна (слайд 9)

    С XIV века начали строить домны – плавильные печи до 3-4 м в высоту. Водяное колесо соединено было с большими мехами, с помощью которых вдувался воздух. Это приводило к повышению температуры в печи, что позволяло плавить железную руду и получать жидкий чугун. Металла выплавлять стали значительно больше.

    • Появление огнестрельного оружия (слайд 10)

    Производство огнестрельного оружия: изготовление тяжёлых пушек для осады крепостей и лёгких орудий для полевых сражений. Распространение пушек стало началом переворота в военном деле. Почему?

    • Развитие мореплавания и кораблестроения. Астролябия

    (слайд 11-12)

    Долгое время европейцы не решались пускаться в далекие плавания в открытое море.

       Почему?

     Местоположение корабля моряки определяли, высадившись на берег,  в ясную погоду – по расположению звезд. Все изменилось, когда появился компас.

    Кто изобрел компас ?

    Почему после его изобретения плавания стали безопасными?

    Астролябия – прибор для определения места, где находится корабль.

    В XV в. появился быстрый лёгкий парусник – каравелла («лодка с парусом»). Имел три мачты с прямыми и косыми парусами и мог двигаться в нужном направлении при любом направлении ветра.

    • Изобретение книгопечатания (слайд 13-15)

    Возрастание объёма знаний требовало увеличения количества книг.

    Что вы знаете о процессе изготовления книг в раннее средневековье?

    До XV в. книги оставались манускриптами – «написанными от руки»

    В середине XVв. немец Иоганн Гутенберг изобрёл книгопечатание. Он стал отливать из металла отдельные буквы (литеры), из них составлялись строки и страницы набора, с которого делался оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать любое количество страниц текста.

    Гутенберг изобрёл и печатный станок. В 1456 г. он выпустил первую печатную книгу – Библию. До конца XV в. было издано 30 тыс. книг.

    Изобретение книгопечатания – одно из величайших открытий в истории человечества.

    • Почему?

    Работа с презентацией. Учащиеся чертят таблицу по образцу.

    Самостоятельная работа с учебником  «История средних веков» Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, с.217.

    Работают с понятием, выписывают в словарь

    Приводят доказательства.

    Работа в парах.

    Работа с документом Работа в парах.

    Активное чтение

    Версии учащихся

    Заполнение таблицы

    Учащиеся самостоятельно делают выводы для таблицы

    Учащиеся самостоятельно делают выводы для таблицы

    Учащиеся самостоятельно делают выводы для таблицы

    Выписывают новое содержание.

    Учащиеся самостоятельно делают выводы для таблицы

    Выписывают новое содержание

    Проверка записей в таблице

    IV. Стадия рефлексии .

    • Вернуть ученика к первоначальным записям, проблеме модуля
    • На основе изученной информации сделать выводы о чертах европейского средневекового общества:
    1. Вера в идею прогресса (новое хорошо)
    2. Формирование сословно-представительской монархии
    3. Главные правила-законы
    4. Положение человека характеризуется индивидуализмом
    5. Активность личности , её предприимчивость
    6. Господство частной собственности
    7. Стремление к господству человека над природой.
    • Выходной контроль.

    Интерактивный кроссворд.

    Взаимопроверка с помощью интерактивного кроссворда.

    Выставление отметок за модуль

    Соотносят «новую» информацию со «старой»,

    используя полученные знания

    Составление тезисов.

    Решение кроссворда

    (Приложение №4)

    Инструктаж д/з

    §26, 30-31. На основе материала составить тезисы, характеризующие восточное (традиционное общество) по аналогии с европейским.



    Предварительный просмотр:

    Приложение №1

    Входной контроль по теме «Культура раннего Возрождения» ( 6 класс)

    Вариант

    1. Когда появилась первая печатная книга, сделанная Иоганном Гуттенбергом?

      а) 1430 г.; б) 1450 г.; в) 1456 г.; г) 1465 г.
    2. Выберите наиболее полное определение понятию «культура Возрождения»?

      а) возвращение к культурным традициям античности;
      б) восстановление разрушенного;
      в) знание правил этикета;
      г) изучение «человеческого» в человеке. 

    1. Архитектурные стили средневековой Европы?

      а) классицизм и готика;
      б) готика и барокко;
      в) романский и готический; 
      г) барокко и рококо;

    1. Он не был художником эпохи Возрождения:

      а) Боттичелли; б) Джотто; в) Донателло; г) Леонардо да Винчи.
    2. Окна, составленные из кусочков разноцветного стекла, - это …

      а) портал; б) мозаика; в) орнамент; г) витраж.
    3. Какому государству Древнего мира европейские страны хотели подражать в эпоху Ренессанса?

      а) Египту; б) Афинскому государству; в) Римской империи; г) Вавилону.
    4. Направление новой культуры, определяющее достоинство человека не его происхождением, а моральными качествами и делами :

      а) философия; 
      б) Ренессанс; 
      в) перспектива; 

      г) гуманизм
    5. На что похож в плане романский храм?

      а) на крест; б) на круг; в) на квадрат; г) на полумесяц.
    6. Что отличало архитектурные сооружения готического стиля?

      а) повторяющиеся очертания стрельчатой арки;
      б) крутые скаты крыш;
      в) высокие башни колоколен;
    7. Литература раннего Средневековья была представлена:

    а) эпическими песнями,

               б) хрониками,

               в) повестями,

               г) житиями святых



    Предварительный просмотр:

    Приложение №2                            

    Задания для «Чёрного ящика»

    1. Этот предмет был изобретён в 13 веке  в Европе. Людовик XV как-то раз в ответ на льстивые слова, написанные в его честь, сказал, что именно эта вещь увеличивает заслуги короля.

                Психологи считают , что , одевая этот предмет, человек меняется не только внешне,

                но и   внутренне. (ОЧКИ)

    1. Этот предмет появился достаточно давно, но только в средние века итальянцы научились делать его плоским, таким каким мы знаем его и сегодня. Технологию изготовления этого предмета хранили в глубоком секрете. Долгое время этот предмет считался предметом роскоши, рамы для него изготавливались из ценнейших пород дерева и украшались драгоценными камнями. В Россию его привёзПётр Первый. Что это? (ЗЕРКАЛО)

    1. Аналогом этого предмета человечество пользуется с древних времён. Но только в средние века удалось этот предмет сделать небольшим и удобным в обращении. Поначалу владеть им могли себе позволить лишь самые богатые люди, но со временем из предмета роскоши эта вещь превратилась в предмет первой необходимости. В средневековом городе этот предмет располагался на городской ратуше . (ЧАСЫ)



    Предварительный просмотр:

    Приложение №3

    Гаудеамус игитур.                                   Возрадуемся

    Латинский текст

    Перевод

    Gaudeamus igitur,
    Juvenes dum sumus!
    Post jucundam juventutem,
    Post molestam senectutem
    Nos habebit humus!
    2
    Ubi sunt, qui ante nos
    In mundo fuere?
    Transeas ad superos,
    [1]
    Transeas ad inferos,
    Hos si vis videre!!
    [2]
    3
    Vita nostra brevis est,
    Brevi finietur.
    Venit mors velociter,
    Rapit nos atrociter,
    Nemini parcetur!     
    4
    Vivat Academia!
    Vivant professores!
    Vivat membrum quodlibet!
    Vivant membra quaelibet!
    Semper sint in flore!      
    5
    Vivant omnes virgines
    Graciles
    [3], formosae!
    Vivant et mulieres
    Tenerae, amabiles,
    Bonae, laboriosae!                
    6
    Vivat et res publica
    Et qui illam regunt!
    Vivat nostra civitas,
    Maecenatum caritas,
    Qui nos hic protegunt!
    [4]     
    7
    Pereat tristitia,
    Pereant dolores
    [5]!
    Pereat Diabolus,
    Quivis antiburschius
    Atque irrisores!

    1
    Итак, будем веселиться,
    пока мы молоды!
    После приятной юности,
    после тягостной старости
    нас возьмёт земля.
    2
    Где те, которые раньше нас
    жили в мире?
    Пойдите на небо,
    перейдите в ад,
    если хотите их увидеть.
    3
    Жизнь наша коротка,
    скоро она кончится.
    Смерть приходит быстро,
    уносит нас безжалостно,
    никому пощады не будет.
    4
    Да здравствует университет,
    да здравствуют профессора!
    Да здравствует каждый член сообщества,
    да здравствуют все его члены,
    да вечно они процветают!
    5
    Да здравствуют все девушки,
    изящные и красивые!
    Да здравствуют и женщины,
    нежные, достойные любви,
    добрые, трудолюбивые!      
    6
    Да здравствует и республика,
    и тот, кто ею правит!
    Да здравствует наш город,
    милость меценатов,
    которая нам здесь покровительствует.
    7
    Да исчезнет печаль,
    Да исчезнут скорби наши,
    Да исчезнет дьявол,
    Все враги студентов
    И смеющиеся над ними!

    Вопросы к тексту:

    • Каковы ценности средневекового студенчества?
    • Чем они отличаются от взглядов на жизнь обычного  человека, которые поддерживала католическая церковь?
    • Выберите два строфы, в которых сосредоточена главная мысль студенчества.


    Предварительный просмотр:

           

     

           Выходной контроль  «Культура Средневековья»

    (учащиеся выполняют задание, работая с интерактивным кроссвордом)

                                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

    Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

    Методическая разработка урока по истории средних веков "Ремесло в средневековом городе"

    Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастер...

    Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке

    Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке...

    Методическая разработка модуля по истории 7 класса "Петр 1 - чудо или чудовище"

    Перед вами методическая разработка блока уроков по эпохе Петра Великого, с главным вопросом - кто такой Петр 1 - чудо или чудовище. Основное внимание уделено реформам Петра 1. В разработке использован...

    Тесты по новой истории 7 класс "Индия.Китай.Япония"

    Материал охватывает 3 страны Индию,Китай,Японию, составлено 3 варианта.Интересно для учащихся....

    Тест по странам Азии (Индия, Китай, Япония)

    Работа составлена в виде диктанта. Как правило проводится как итоговая работа. Организовать можно в парах работу. Предварительно страны разбирались тоже по группам. В каждую группу входят учащиеся , к...