Главные вкладки

    Урок в музее "Великая Отечественная война глазами современного школьника"
    учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему

    Клевцова Ирина Петровна

    Урок в музее "Великая Отечественная война глазами современного школьника" (в форме интерактивной игры – викторины).

    Цель урока: Используя информационно – образовательное пространство школьного музея, расширить  и углубить знания учащихся по теме: «Великая Отечественная война».

    Задачи урока:

    Образовательные:

    •         способствовать восприятию музейных предметов  как источников знания о прошлом;

    •         используя музейные предметы расширить и углубить знания учащихся по теме.

    Развивающие:

    • развивать умения ставить учебную задачу, выделять главное, обобщать имеющиеся факты,

         логически излагать мысли,   отстаивать свое мнение;

    •  формировать навыки самостоятельной работы с историческими источниками, формировать     навыки использования информационных технологий.

    Воспитательные:

    •         воспитывать  чувство патриотизма и гражданской позиции;

    •         формировать чувство гордости за подвиг предков и уважения к историческому прошлому.

    воспитывать ответственность и самокритичность через организацию самостоятельной и коллективной работы на уроке;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx40.24 КБ
    Файл razminka.docx19.42 КБ
    Файл urok_v_muzee_.pptx2.87 МБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока


    Ф.И.О.  Клевцова Ирина Петровна
    Предмет: история
    Класс: 10

    Тема урока

     Великая Отечественная война глазами современного школьника (в форме интерактивной игры – викторины).

    Цель урока

    Используя информационно – образовательное пространство школьного музея, расширить  и углубить знания учащихся по теме: «Великая Отечественная война».

    Задачи урока

    Образовательные:

    • способствовать восприятию музейных предметов  как источников знания о прошлом;
    • используя музейные предметы расширить и углубить знания учащихся по теме.

    Развивающие: 

    • развивать умения ставить учебную задачу, выделять главное, обобщать имеющиеся факты,

         логически излагать мысли,   отстаивать свое мнение;

    •  формировать навыки самостоятельной работы с историческими источниками, формировать     навыки использования информационных технологий.

    Воспитательные:

    • воспитывать  чувство патриотизма и гражданской позиции;
    • формировать чувство гордости за подвиг предков и уважения к историческому прошлому.
    • воспитывать ответственность и самокритичность через организацию самостоятельной и коллективной работы на уроке;

    УУД

    Личностные УУД:

    • осмысление исторического опыта предшествующих поколений;
    • осознание своей принадлежности к истории своей страны;
    • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

    Регулятивные УУД:

    • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
    • составление плана и последовательности действий;
    • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
    • выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

    Познавательные УУД:  

    • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
    • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
    • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные УУД:

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
    • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
    • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Виды технологий

    Информационно-коммуникативные технологии, проектная технология,  технология дебатов, интерактивное обучение,   игровые технологии

    Формы деятельности учащихся:

    индивидуальная, парная, групповая, коллективная (фронтальная)

    Ресурсы:

    •основные: музейные предметы (Приложение 1)

    •дополнительные: цифровые образовательные ресурсы  (Приложение 2)

    Оборудование для проведения урока

    Мультимедийная система (проектор, экран, ПК, музыкальный центр, лазерная указка)

    Планируемые результаты

    Предметные:

    обучающийся должен знать  ключевые даты и события Великой Отечественной войны, названия городов – героев Великой Отечественной войны;

     обучающийся должен уметь работать с историческими источниками (материальными, лингвистическими, фото-кинодокументами)

    Личностные:

    обучающийся должен уметь продуктивно работать в команде (уметь  договариваться, распределять работу), оценивать свой вклад в результат общей деятельности

    Метапредметные:

    обучающийся должен знать  оружие Великой Отечественной войны, песни военных лет;

    обучающийся должен уметь находить необходимую информацию и создавать продукт, используя ИКТ

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Осуществляемые

    действия

    Формируемые

    способы

    деятельности

    Осуществляемые

    действия

    Формируемые

    способы

    деятельности

    Осуществляемые

    действия

    Формируемые

    способы

    деятельности

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1. Организационный этап.   Обозначение цели и задач урока.

    1.Произносит слово о  предстоящем событии 2015 года (Празднование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне) 

    2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

    3. Организует беседу о ключевых событиях Великой Отечественной войны и о его  историческом значении.

     4. Подводит итог беседы, объясняет условия игры.

    Выдвигают

    предположения

    о теме урока.

    Слушают,  

    вспоминают, отвечают на вопросы, делают выводы

    Выдвигать гипотезу

    и обосновывать ее.

    Систематизировать, обобщать  ранее усвоенное

    Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

    Слушать собеседника.

    Строить понятные

    для собеседника

    высказывания.

    Контролируют

    правильность

    ответов обучающихся.

    Уметь слушать в соответствии с целевой

    установкой.

    1. Содержательный этап.

    Конкурс «Разминка»

    Задает вопросы командам. (Приложение 3.)

    (Вопросы составлены с учетом использования музейных предметов как непосредственных источников знаний).

    Слушают, обсуждают, принимают решение, отвечают на вопросы.

    Доказывать,

    аргументировать

    свою точку зрения.

     

    Воспринимают информацию

    во фронтальном

    режиме,  взаимодействуют в команде

    Умение слушать и вступать в диалог

     участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и аргументировать свое предложение,

    Умение договариваться

    Контролируют

    правильность

    ответов обучающихся.

    Уметь слушать в соответствии с целевой

    установкой

    Конкурс  «Боевая экипировка»  (Работа с интернет ресурсами).

    Демонстрирует музейные предметы:

    1. Шлем стальной СШ – 40
    2. Шлем стальной М – 40
    3. Пистолет – пулемет МП – 40

     Выдает задание: охарактеризуйте музейные предметы,  используя интернет ресурсы.

    Атрибутируют (определяют) музейный предмет.

    Находят необходимую информацию, используя интернет,  систематизируют информацию и представляют ее в виде характеристики музейного предмета.

    Осуществлять расширенный поиск информации,  выделять  существенную информацию,  используя различные источники.

    Воспринимают информацию

    во фронтальном

    режиме,  взаимодействуют в команде. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

    Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество

    Планируют процесс выполнения задания. Осуществляют

    взаимоконтроль.

    Запоминать и удерживать инструкцию во времени;

    ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно

    Конкурс «Автомат Калашникова»

    Демонстрирует автомат Калашникова и задает вопросы:

    1. Определите тип оружия
    2. Когда и кем он был сконструирован?
    3. Кем во время Великой Отечественной войны был Михаил Тимофеевич Калашников?

    Предлагает представителям команд разобрать и собрать автомат на время.

    Слушают, вспоминают, обсуждают, выдвигают гипотезы, принимают решение, отвечают на вопросы. Разбирают и собирают автомат.

    Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Доказывать,

    аргументировать

    свою точку зрения.

    Воспринимают информацию

    во фронтальном

    режиме,  взаимодействуют в команде. Инициативное сотрудничество.

    Умение слушать и вступать в диалог

     участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и аргументировать свое предложение,

    Умение договариваться

    Планируют процесс выполнения задания. Осуществляют взаимоконтроль.

    Запоминать и удерживать инструкцию во времени;

    ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно

    Конкурс «Мы победили. Почему?»

    Обращает внимание на газету «Правда» (музейный предмет) и выдает задание:

    Прочтите статью «Мы победили. Почему?» и выполните задания.

    1. Укажите дату публикации статьи.
    2. Назовите фамилию государственного деятеля, являвшегося руководителем страны в данный период. Какой пост он занимал?
    3. Как авторы обращения определяют причины Победы?

    Слушают, обсуждают, вспоминают, находят и выделяют необходимую информацию, принимают решение, отвечают на вопросы.

    Находить  и выделять необходимую информацию. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Доказывать,

    аргументировать

    свою точку зрения. Использовать музейные предметы как источник знаний

    Воспринимают информацию

    во фронтальном

    режиме,  взаимодействуют в команде. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

    Согласовывать

    усилия по решению

    учебной задачи.

    Договариваться

    и приходить

    к общему мнению

    в совместной

    деятельности.

    Учитывать другие

    мнения.

    Планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу.

    Осуществляют

    взаимоконтроль.

    Принимать

    и сохранять учебную

    цель и задачу.

    Конкурс «Песни военных лет».

    Предлагает послушать мелодии песен  военных лет:

    1. Темная ночь
    2. В землянке
    3. Синий платочек

    Команды по очереди пытаются определить название песни

    Слушают, обсуждают, принимают решение, отвечают на вопросы.

    Применять ранее усвоенные знания и умения

    Воспринимают информацию

    во фронтальном

    режиме,  взаимодействуют в команде.

    Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие

    Планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу.

    Принимать

    и сохранять учебную

    цель и задачу.

    Конкурс «Знамя Победы»

    Демонстрирует Знамя Победы (копия) и предлагает командам выполнить задание:

    Рассмотрите данный музейный предмет как исторический источник и представьте наиболее полную информацию о нем.

    Вспомните ключевые дату, событие и имена, связанные с данным музейным предметом.

    Атрибутируют (определяют) музейный предмет, обсуждают, вспоминают, выдвигают гипотезы, принимают решение, представляют информацию.

    Использовать музейные предметы как источник знаний. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Доказывать, аргументировать свою точку зрения.

    Воспринимают информацию

    во фронтальном

    режиме,  взаимодействуют в команде. Инициативное сотрудничество в сборе информации

    Умение слушать и вступать в диалог

     участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и аргументировать свое предложение,

    Умение договариваться

    Планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу

    Осуществляют

    взаимоконтроль.

    Запоминать и удерживать инструкцию во времени;

    ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно

    Конкурс капитанов

    Предлагает капитанам изучить фотографии («Надписи советских солдат на стенах Рейхстага») и выполнить задание:

    Какая связь существует между предыдущим (Знамя Победы»)  и данными музейными предметами?

    Изучив фото, сделайте собственные выводы о настроении авторов этих надписей.  

    Слушают, анализируют, сравнивают, принимают решение, отвечают на вопросы.

    Устанавливать причинно-следственные связи, использовать музейные предметы как источник знаний. Аргументировать свою точку зрения.

    Взаимодействуют с учителем.

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу

    Принимать

    и сохранять учебную цель и задачу.

    Конкурс «Письмо ветерану» (Домашнее задание)

    Просит представителей каждой команды выступить с демонстрацией домашнего задания.

    Представляют домашнее задание, слушают, анализируют, сравнивают.

    Излагать мысли и чувства как в устной так и в письменной форме, применяя ранее усвоенные знания и умения.

    Воспринимают информацию

    во фронтальном

    режиме,  взаимодействуют в команде. Инициативное сотрудничество.

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу

    Запоминать и удерживать инструкцию во времени.

    1. Рефлексия (подведение итогов)

    Подводит итоги, объявляет результаты, благодарит всех за участие.

    Слушают, оценивают процесс и результаты деятельности.

    Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

    Воспринимают информацию

    во фронтальном режиме,  взаимодействуют в команде.

    Учитывать  и принимать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности

    Определяет степень успешности выполнения своей работы и работы всех

    Оценивать результаты деятельности, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения



    Предварительный просмотр:

    Приложение 3.

    Разминка.

    Соотнесите музейные предметы и информацию о них.

    1. Являлась удобным предметом, защищавшим командира и бойца РККА от непогоды, использовалась для маскировки, переноски раненых, набитая соломой или сеном, позволяла преодолевать водные преграды (плащ-палатка).
    2. В России, Германии и Польше ее называли «лимонкой», во Франции и в Англии — «ананасовкой», в Балканских странах — «черепахой». Благодаря своей простой и надёжной конструкции состоит на вооружении уже около 70 лет без существенных изменений. Во время Великой Отечественной войны широко применялась на всех фронтах. (Ручная оборонительная граната Ф-1).
    3. Снаряд к оружию, проект которого был разработан в январе-марте 1942 года. Весной 1942 года  изготовлен опытный образец. В августе — сентябре 1942 года прошли полигонные и войсковые испытания.  Принята на вооружение под названием  «45-мм ПТП обр. 1942 г.».  
    4. Жизнь на фронте зависела не только от умелых действий бойца, а еще и от самых, казалось бы, простых предметов, цена которым – копейка, но это именно та копейка, которая была дорога и особо хранима. Константин Симонов посвятил этому обыденному предмету один из своих стихов (Фляга).

    Фляга

    Когда в последний путь

    Ты отправляешь друга,

    Есть в дружбе, не забудь,

    Посмертная услуга:

    Оружье рядом с ним

    Пусть в землю не ложится,

    Оно еще с другим

    Успеет подружиться.

    Но …, что с ним дни

    И ночи коротала,

    Над ухом ты встряхни,

    Чтоб влага не пропала,

    И, коль ударит в дно

    Зеленый хмель солдатский, -

    На два глотка вино

    Ты раздели по-братски.

    Один глоток отпей,

    В земле чтоб мертвым спалось

    И дольше чтоб по ней

    Живым ходить осталось.

    Оставь глоток второй

    И, прах предав покою,

    С ним … ты зарой,

    Была чтоб под рукою.

    Чтоб в день победы смог

    Как равный вместе с нами

    Он выпить свой глоток

    Холодными губами.

    1943

    1. Особый первоисточник летописи Великой Отечественной войны. Обязательно просматривались военной цензурой. Они разнообразны по цвету и размеру. Чаще всего, полны оптимизма, надежды на скорое возвращение, веры в победу (Фронтовые письма).
    2. Патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. ( «Вставай, страна огромная!», «Священная война»)

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Интерактивный урок – викторина «Великая Отечественная война глазами современного школьника». ГБОУ Школа №1959 «ДЕТИ МИРА» Г.МОСКВЫ Учитель истории и обществознания: Клевцова Ирина Петровна Москва – 2017 г .

    Слайд 2

    Конкурс «Разминка»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект Великая Отечественная война глазами современной молодежи

    Учебный проект расчитан на 8 недель, в течение которых собирался и обрабатывался материал. Речь идет об отношении молодого поколения к памяти о тех годах....

    Презентация к проекту "Великая Отечественная война глазами современной молодежи"

    В презентации использованы фотоматериалы с сайтов о ВОв и из личных архивов участников войны и тружеников тыла. Середина презентации не вошла по весу... Там можно сделать что-нибудь свое......

    Великая Отечественная война глазами внуков

    В данной работе кратко описан боевой путь нашего земляка, учителя-фронтовика ...

    Урок истории 11 класс по теме "Великая отечественная война глазами современников"

    Урок (2 часа)- расчитан на обобщение знаний по Великой отечественной войне", подготовлен учащимися ....

    Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе. Беседа на тему "Великая Отечественная война глазами художников"

    Тема урока : Рисование на тему "Осенний день"Место урока в программе: 5 класс 4 четверть, 30 урок ( по программе В.С.Кузина)...

    План-конспект урока «Басни И.А.Крылова глазами современных школьников»

    Цель  урока: Привитие  навыков выразительного чтения, моральных принципов поведения. Развитие представлений об особенностях жанра басни, интереса к творчеству баснописца.Задачи:- обуча...

    ПОЛОЖЕНИЕ о IV научно-практической конференции школьников «Патриотизм глазами современного школьника»

    Это разработка Положения о научно-практической конференции среди учащихся "Патриотизм глазами современного школьника"...