Технология организации исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания.
учебно-методический материал по истории на тему

Груздова Ольга Сергеевна

Современному обществу необходимы творчески мыслящие компетентные специалисты, обладающие элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения такими средствами, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся собственной учебной деятельности. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией и использовать ее. Поэтому важной образовательной задачей становится воспитание и обучение учащихся, готовых жить и работать в условиях информационного общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tehnologiya_organizatsii_issled._deyatelnosti.ppt463.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология организации исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания . Выполнила: учитель истории ГБОУ школы №401 Груздова О.С. 2017 г.

Слайд 2

Современному обществу необходимы творчески мыслящие компетентные специалисты, обладающие элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения такими средствами, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся собственной учебной деятельности. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией и использовать ее . Поэтому важной образовательной задачей становится воспитание и обучение учащихся, готовых жить и работать в условиях информационного общества. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ .

Слайд 3

Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте второго поколения: - формирование у них умений научно-исследовательской деятельности; - возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, владеть основами умения учиться, быть способными к организации собственной деятельности; - быть готовыми действовать самостоятельно; - уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - любознательно, активно и заинтересованно познавать мир. Достичь этих целей можно, вооружив учащихся исследовательскими умениями. Приобщение к исследовательской деятельности является одним из способов формирования активной жизненной позиции молодого человека.

Слайд 4

Что такое исследовательская деятельность? исследовательская деятельность – это вид деятельности, для которой характерно самостоятельное творчество, в ходе которого вырабатывается собственная концепция поднимаемой проблемы. Исследовательская деятельность реализует творческий потенциал учащихся. Исследовательская деятельность обеспечивает выход на формирование ключевых компетентностей ученика.

Слайд 5

ЧТО ЖЕ ПОНИМАТЬ ПОД ИССЛЕДОВАНИЕМ ? Одной из устоявшихся является концепция учебно – исследовательской деятельности учащихся как новой педагогической технологии. Она формирует инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления , необходимых в решении исследовательских задач . УМЕНИЯ: видеть проблему задавать вопросы выдвигать гипотезы давать определенные понятия классифицировать наблюдения проводить эксперимент делать выводы и умозаключения структуировать материал работать с текстом

Слайд 6

Исследовательская деятельность на уроке истории знание – не сумма информации, а комплекс умений , позволяющих действовать в неопределенных, проблемных ситуациях проблемный подход к освоению учебного материала активизация самостоятельной учебной деятельности, направленной на решение познавательных проблем (учебных задач)

Слайд 7

Виды умений учащихся

Слайд 8

Исследование это средство активизации познавательной деятельности учащихся

Слайд 9

Использование элементов исследовательской деятельности на уроках: Творческие домашние задания Написание рефератов Подготовка сообщений Составление синквейна, кластера, схем, кроссвордов, вопросов Работа с историческими источниками Поиск ответов на вопросы

Слайд 10

Составить синквейны к следующим понятиям: К о н с т и т у ц и я П а р л а м е н т Правила составление синквейна: 1.Термин (существительное) 2.Два прилагательных (по смыслу) 3.Три глагола (по смыслу) 4.Ключевая фраза, отражающая смысл понятия 5.Слово – синоним к основному термину

Слайд 11

Крестьянские волнения в 1858 – 1864

Слайд 12

Направления исследовательской деятельности во внеурочное время интервью , социологический опрос , анкетирование; участие в НК школы ; работа с ветеранами; сбор материалов в Книгу Памяти и в школьный музей; создание банка данных исторической и обществоведческой литературы; подготовка наглядного материала; тематические вечера; конкурсы рефератов по исторической тематике участие в военно-патриотических чтениях

Слайд 13

Преимущества деятельности Позволяет решить проблему мотивации У чащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами Школьники осваивают алгоритм исследовательской деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию Развиваются творческие и интеллектуальные способности учащихся Тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.

Слайд 14

Этапы подготовки исторического исследования тема актуальность гипотеза цель задачи методы исследования поиск источников информации источники литература

Слайд 15

СТЕПЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 1 уровень самостоятельности – преподаватель ставит проблему и намечает метод её решения , а решение проблемы и поиск проводят учащиеся. 2 уровень самостоятельности – преподаватель предлагает проблему для исследования ,а учащиеся сами выбирают метод её решения . проводят поиск. 3 уровень самостоятельности – учащиеся сами выбирают тему исследования , ставят задачи , выбирают методы ,проводят исследования , а учитель им советует , корректирует действия .

Слайд 16

Этапы работы: 1) Информационный – определения общего направления работы; 2) Плановый – определение конкретной цели, структуры, формы работы; 3) поисковый – сбор и анализ информации, работа с источниками; 4) обобщающий – структурирование информации, систематизация данных, выводы; Этап защиты работы – итоговое представление работы, демонстрация приобретённых знаний и умений. (Презентация)

Слайд 17

Алгоритм решения проблемы 1.Осознание ,обоснование важности проблемы 2.Точная формулировка проблемы 3.Поиск информации 4.Анализ информации 5.Выработка вариантов решения 6.Принятие решения 7.Выработка плана действий по исполнению решений 8.Выполнение решения 9.Оценка эффективности решения, постановка новой проблемы

Слайд 18

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ РАБОТАМ УЧАЩИХСЯ 1.Актуальность выбранной темы 2. Теоретическая обоснованность её 3. Комплексность исследования (отражение научно-технических, социально-психологических, экономических факторов) 4.Логичность построения, убедительность аргументации 5.Научность условий и данных 6. Тщательность, грамотность оформления текстов и графиков 7.Практическая значимость результатов, обоснованность выводов и предложений

Слайд 19

Учитель с помощью этих методов и форм реализует следующие цели и задачи: 1.Личностно-ориентированный подход в обучении. Ученик становится активным участником образовательного процесса. 2.Создаётся атмосфера сотрудничества участников процесса обучения, которая выражается в поиске материалов для исследования, при оформлении работы 3.Формирование устойчивых мотивов ,связанных с расширением и углублением знаний 4.Создание межпредметных связей, использование компьютерных технологий. 5.Формирование необходимых навыков при работе с различными историческими источниками. 6.Повышает результативность образовательного процесса стимулирует интерес к предмету. 7.Воспитывает толерантность и уважение к друг другу, умение работать в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Выступление на педсовете по вопросу  "Формирование навыков и умений исследовательской деятельности обу­чающихся" с презентационным сопровождением ...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Статья "Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания" Из опыта работы....

Алгоритм организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

В статье рассказывается о личном  опыте работы автора по организации исследовательской деятельности на уроках истории  и во внеурочной деятельности, начиная с работы с памятками, иллюстрация...

Методика организации научно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания

Статья на тему организации научно0исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания...

«Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»

Из опыта работы «Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»...