Урок по кейс-технологии на тему: "Февральская революция"
учебно-методический материал по истории (9 класс) на тему

Золотов Владимир Валерьевич

Урок по кейс-технологии (групповая работа).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кейс 1.

Из        речи        Пуришкевича        в     Государственной     Думе:

«За годы войны в должности председателя Совета министров побывало четыре человека, на посту министра внутренних дел — шестеро, министра иностранных дел — трое. Эта «министерская чехарда» свидетельствовала о кризисе власти и государственности».

Смена министра, как правило, вела к перетасовке всего руководства в министерстве. Эта волна докатывалась и до местных органов. Только в 1916 г. было заменено около 50 губернаторов. Министерская и губернская « чехарда»

вела страну к развалу.

Свидетельства современников о кризисной ситуации в Петрограде в начале 1917 г.

  • Инженер-железнодорожник Юрий Ломоносов свидетельствует: «На хлеб приходилось стоять в очереди 3-4 часа, на молоко - 5-6, на сапоги

- по суткам».

  • Профессор - юрист Михаил Чубинский отметил в дневнике 14 февраля, что накануне «около лавок, вместе с небывалыми ранее хвостами потребителей, растет и народное недовольство.

К открытию Государственной Думы ожидались серьезные беспорядки... Ждали таких забастовок, что запасали даже воду и свечи».

  • Французский посол Морис Палеолог замечал в своем дневнике 21 февраля: «Сегодня утром у булочной на Литейном я был поражен злым выражением всех бедных людей, стоявших в хвосте. Из них большинство провело там всю ночь..

Из показаний последнего царского Министра внутренних дел. А.Д. Прогопопова в чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства в 1917 г. о положении в стране к концу 1916 г.

«Финансы расстроены, товарообмен нарушен, производительность труда - на громадную убыль... Пути сообщения в полном расстройстве,  что чрезвычайно осложнило экономическое и военное положение. Двоевластие (Ставка и Министерство) на железных дорогах привело к ужасающим беспорядкам... Зимою 1916г. вследствие заносов под снегом было 60 тысяч вагонов с топливом, продовольствием, фуражом, г-Наборы обезлюдили деревню, остановили земле обрабатывающую промышленность: ощутился громадный недостаток рабочей силы...

Деревня без мужей, братьев, сыновей и даже подростков тоже была несчастна. Города голодали, торговля была задавлена,  постоянно  под страхом реквизиции... Искусство, литература, ученый труд были под гнетом; рабочих превратили в солдат, солдат в рабочих. Армия устала, недостатки понизили ее дух...»

Кейс 2.

Февральская революция 1917 года В начале 1917 г. усилились перебои в поставках продовольствия в крупные города России. К середине февраля из-за нехватки хлеба, спекуляции и роста цен забастовало 90 тысяч рабочих Петрограда. 18 февраля к ним присоединились рабочие Путиловского завода. Администрация объявила о его закрытии. Это послужило поводом к началу массовых выступлений в столице. 23 февраля, в Международный женский день (по новому стилю это — 8 марта) на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы с лозунгами «Хлеба!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!». Их Политическая демонстрация положила начало революции. 25 февраля забастовка в Петрограде стала всеобщей. Не прекращались демонстрации и митинги. Вечером 25 февраля Николай II из Ставки, находившейся в Могилеве, направил командующему Петроградским военным округом С. С. Хабалову телеграмму с категорическим требованием прекратить беспорядки. Попытки властей использовать войска положительного эффекта не дали, солдаты отказывались стрелять в народ. Однако офицеры и полиция 26 февраля убили более 150 человек. В ответ гвардейцы Павловского полка, поддержав рабочих, открыли огонь по полиции. Председатель Думы М. В. Родзянко предупредил Николая II, что правительство парализовано и «в столице анархия». Для предотвращения развития революции он настаивал на немедленном создании нового правительства во главе с государственным деятелем, пользующимся доверием общества. Однако царь отверг его предложение. Более того, он и Совет министров приняли решение прервать заседания Думы и распустить ее на каникулы. Момент для мирного, эволюционного преобразования страны в конституционную монархию был упущен. Николай II послал из Ставки войска для подавления революции, но небольшой отряд генерала Н. И. Иванова был задержан под Гатчиной восставшими железнодорожниками, солдатами и не пропущен в столицу. 27 февраля массовый переход солдат на сторону рабочих, захват ими арсенала и Петропавловской крепости ознаменовали победу революции. Начались аресты царских министров и образование новых органов власти. В тот же день на заводах и в воинских частях, опираясь на опыт 1905 г., когда родились первые органы политической власти рабочих, были проведены выборы в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Для руководства его деятельностью был избран Исполнительный комитет. Председателем стал меньшевик Н. С. Чхеидзе, его заместителем — эсер А. Ф. Керенский. Исполком взял на себя поддержание общественного порядка и снабжение населения продовольствием. Петросовет представлял собой новую форму социально-политической организации. Он опирался на поддержку народных масс, владевших оружием, и его политическая роль была очень велика. 1 марта Петросовет издал «Приказ № 1» о демократизации армии. Солдаты уравнивались в гражданских правах с офицерами, запрещалось грубое обращение с нижними чинами, отменялись традиционные формы армейской субординации. Легализовывались солдатские комитеты. Вводилась выборность командиров. В армии разрешалось вести политическую деятельность. Петроградский гарнизон был подчинен Совету и обязывался выполнять лишь его распоряжения. февраля на совещании лидеров думских фракций было решено образовать Временный комитет Государственной думы во главе с М. В. Родзянко. Задачей комитета было «восстановление государственного и общественного порядка», создание нового правительства. Временный комитет взял под свой контроль все министерства. февраля Николай II выехал из Ставки в Царское Село, но был задержан по дороге революционными войсками. Ему пришлось повернуть на Псков, в штаб Северного фронта. После консультаций с командующими фронтами он убедился, что сил для подавления революции нет. 2 марта Николай подписал Манифест об отречении от престола за себя и своего сына Алексея в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. Однако когда депутаты Думы А. И. Гучков и В. В. Шульгин привезли текст Манифеста в Петроград, стало ясно, что народ не желает монархии. 3 марта Михаил отрекся от престола, заявив, что дальнейшую судьбу политического строя в России должно решить Учредительное собрание. Закончилось 300-летнее правление дома Романовых. Самодержавие в России окончательно пало. Это был главный итог революции. 2 марта после переговоров представителей Временного комитета Государственной думы и Исполкома Петросовета было сформировано Временное правительство. Председателем и министром внутренних дел стал князь Г. Е. Львов, министром иностранных дел — кадет П. Н. Милюков, военным и морским министром — октябрист д. И. Гучков, министром торговли и промышленности — прогрессист А. И. Коновалов. От «левых» партии в правительство вошел эсер А. Ф. Керенский, получивший портфель министра юстиции. Эсеро-меньшевистское руководство Петроградского Совета считало совершившуюся революцию буржуазной. Поэтому оно не стремилось взять всю полноту государственной власти и заняло позицию поддержки Временного правительства. В России образовалось двоевластине.

Источник: http://histerl.ru/lectures/20_vek/fevralskaya-revolyuciya.htm

Кейс 3

Василий Витальевич

Шульгин (1878-1976)

Сын издателя политической газеты, меньше всего хотел политиком. Окончил юридический факультет Киевского Университета. Монархист-националист, депутат трех Государственных Дум. Волею судьбы стал участником февральской революции. Принимал 2 марта отречение Николая Второго от престола. Позже признался: « Даже не желая того, мы революцию творили. Нам от этой революции не отречься, мы с ней связались и несем за это моральную ответственность…» В 1917 году стал одним из организаторов белого движения. В 1920 эмигрировал в Европу. 1945 вернулся в Россию, был приговорен к 25 годам тюрьмы. Освобожден в 1956 году. Написал мемуары «Дни» и «1920» о февральской революции и гражданской войне.

Павел Николаевич

Милюков (1859-1943)

Выпускник Московского университета, историк, депутат II и IVДум. Лидер и создатель партии кадетов « Партии народной свободы ». Организатор оппозиции царской власти в IV Государственной Думе. Боролся против политики Николая II, обвиняя царскую семью в трусости и измене. В ходе февральской революции уговаривал брата Николая II - Михаила – не отрекаться от престола, что бы избежать в стране анархии. В марте 1917 года вошел в состав временного правительства. Был противником большевиков. Эмигрировал в 1918 на Запад.

Александр Иванович

Гучков (1862-1936)

Лидер и основатель партии октябристов, крупный промышленник из купеческой семьи. Убежденный монархист. Яркий противник революции. Но в 1916 году был готов на дворцовый переворот, что бы заменить Николая II на престоле другими Романовым. «Гучкова мало повесить» - говорила о нем в 1916 году императрица. Член первого состава Временного правительств. В период февральской революции принимал отречение Николая II от престола. Ярый противник большевиков. В 1918 году эмигрировал в Берлин. Умер в Париже.

Георгий Евгеньевич

Львов (1861-1925)

Князь, возглавлявший Земский союз. Чрезвычайно популярная фигура во всех слоях общества.В марте 1917 стал председателем Временного правительства, выдвинутый на этот пост как «Спаситель Родины». Но эти надежды не оправдал. «Мы не почувствовали перед собой вождя, князь был уклончив и осторожен» - говорил о нем Милюков. В 1918 году покинул Россию. Умер в Париже.

Михаил

Владимирович Родзянко

(1859-1924)

Один из основателей партии октябристов. Председатель III и IV Государственных Дум, непримиримый противник Распутина. Во время революции возглавил Временный Комитет Государственной Думы. « Что это будет- бунт или не бунт? Я не желаю бунтовать. Я не бунтовщик, никакой революции я не делал и не хочу делать. Если она сделалась, то именно потому, что нас не слушались… Но с другой стороны, ведь правительства нет. Как же быть? Оставить Россию без правительства? Ведь это Россия же, наконец!» 28 февраля Родзянко послал телеграмму императору, в которой сообщил, что в столице бушует революция, министры арестованы и чтобы предотвратить страсти, истребление офицеров и чиновников, Временный Комитет решил принять на себя роль правительства. Невероятно, но в  Госдуме видели новую власть. В 1920 году Родзянко эмигрировал из России  в Югославию, где вскоре умер.

Александр

Федорович Керенский (1881-1970)

Юрист        по        образованию.        Социалист.        В        IV

государственной Думе призывал к свержению царского режима: «Господа, до тех пор пока вы не уничтожите старый режим, эту страшную великую язву государства, отдельные ее представители так и будут наслаждаться жизнью». В период революции стал членом Советов  и  Временного правительства. « Я заявляю Временному правительству, что я являюсь представителем демократии и, что Вы должны считаться с тем мнением которое я буду отстаивать в качестве представителя народа.» «Героем улыбающейся февральской революции» называли Керенеского газеты. Иудой, предавшим Россию, в августе 1917 года его называли лидеры белого движения – из-за того, что предал генерала Корнилова и дал возможность захватить власть Ленину. 

В дни двоевластия

Февральская революция демократизировала страну, создала условия и предпосылки для вызревания революции пролетарской. В. И. Ленин подчеркивал: «И когда после февральской победы у власти оказалась буржуазия, развитие революции пошло с невероятной быстротой. Русская революция дала то, чем она резко отличается от революций в Западной Европе. Она дала революционную массу, приготовленную 1905 годом к самостоятельному выступлению; она дала Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, органы, неизмеримо более демократические, чем все предшествующие, позволившие воспитывать, облагородить рабочую, солдатскую и крестьянскую бесправную массу, вести ее за собой...»

Народные массы надеялись после свержения царизма на получение мира, земли, хлеба, свободы. Однако буржуазное Временное правительство не стремилось оправдывать эти надежды, его политика вела страну к катастрофе. Меньшевики и эсеры, засевшие в Советах, разделяли в основном и поддерживали эту политику. Только полный переход власти к революционным Советам мог дать стране долгожданный мир, социальную справедливость.

Рабочие Царицына, как и всей России, были кровно заинтересованы в дальнейшем развитии революции, они требовали от Совдепа решительных действий. Бывший депутат Царицынского Совета в 1917 г. большевик Д. А. Павин рассказывает: «Интерес солдатских и рабочих масс к работе Совета был очень велик. Каждый раз зал заседания заполнялся ими до отказа. Особенно живой отклик вызывали такие вопросы, как отношение к войне, к Временному правительству, о смертной казни, о переходе власти к Советам. С самого начала своего возникновения Царицынский Совет рабочих депутатов начал проводить соглашательскую политику... Руководители Совета ничего не предпринимали для улучшения положения рабочих. Когда 4 марта в Совет пришли представители от Французского завода и потребовали поставить на обсуждение вопрос об улучшении положения рабочих, руководители Совета им ответили: «Подождите, все будет сделано. Только подождите». Только с появлением большевиков в Совете на повестку дня были поставлены вопросы об улучшении экономического положения рабочих и солдат, которые получили затем должное решение. Вместе с этим началась борьба большевиков с меньшевиками и эсерами. Это можно отнести примерно к концу марта 1917 года».

Кейс 4

Дневник Николая II, 2 марта 1917 года.

 « Утром пришел Рузский и прочел свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко.

По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы теперь бессильно что-либо сделать, так как с ним борется социально-демократическая партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение.Рузский   передал   этот   разговор   в   ставку,   а   Алексеев   всем

главнокомандующим. К 2 часам пришли ответы от всех.

Суть  та,  что  во  имя  спасения  России  и  удержания  армии  на

фронте в спокойствие, нужно решиться на этот шаг.

Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста.

Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест.»

Ставка Начальнику штаба

В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда  доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и всогласии с Государственной думою признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя  верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаем наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского. Заповедуем  брату  нашему  править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга  перед  ним повиновением царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь   ЕМУ        вместе с представителями народа вывести государство Российское на путь победы, благоденствия и славы.

Да поможет Господь Бог России.

Подписал: Николай

г.Псков. 2 марта, 15 час. 1917 г.



Предварительный просмотр:

Группа 1. Причины революции.

Что такое революция?

Революция-это __________________________________________________________________________________________________________________________________

С  какими  проблемами  Россия  вступила  в первую мировую войну в 1917 году? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформируйте причины  февральской революции ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте выводы о причинах революции, отвечая на вопросы:

К чему привели экономические трудности? __________________________________________________________________

Чем были вызваны эти трудности? __________________________________________________________________

Кто мог решить эти проблемы? __________________________________________________________________

Почему не решил – не мог или не хотел? __________________________________________________________________

Определите        задачи революции __________________________________________________________________________________________________________________________________

Как предлагалось решить вопрос о власти в России? _________________________________________________________________

О чем мечтали либералы и социалисты? _________________________________________________________________

Чего хотели народные массы? ________________________________________________________

Определите характер революции. Кто являлся движущей силой революции?  

Группа 2. События февральской революции.

Вопросы по просмотренному материалу:

Какую дату можно считать началом революции? ____________________________________________________

Какие лозуги выдвигали участники демонстрации? _________________________________________________________________

Какие  меры  предпринимал        Николай  II,  находящийся  в ставке в Могилеве? _________________________________________________________________

Какие        изменения        произошли        в        Петроградском        военном округе, который должен был навести порядок в Петрограде? ______________________________________________________

Какие  два  центра  власти  для  руководства  восставшими создаются в ходе революции? _________________________________________________________________

Заполните хронологическую  таблицу

«События февральской революции»

Дата

События

Группа 3. Двоевластие.

Вопросы к учащимся:

К  какому  решению  пришли  Военный  комитет  Госдумы  и Петроградский совет 1 марта? ________________________________________________________________

Почему оно называлось временным? ________________________________________________________________

Временное правительство – это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите Состав  Временного правительства: 

Дайте характеристику эти политическим деятелям ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Будучи председателем Временного правительства, он называл его Властью без силы, а Петросовет и стоявших за ним рабочих и солдат – Силой без власти. П. Н. дал этому политическому деятелю такую оценку: «Мы не почувствовали перед собой вождя. Князь  был уклончив и осторожен». О ком идет речь? __________________________________

Как назывался центр власти, сформировавшийся входе революции и защищавший интересы рабочих солдат и крестьян? __________________________________________________________________

Петроградский Совет – это  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Двоевластие  - Это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дать характеристику двоевластия _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Группа 4. Отречение Николая II от престола.

Вопросы к документу:

Кому Николай II передавал русский престол? Почему не своему сыну? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой «завет» дает Николай II своему брату? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С каким чувством воспринимал происходящие события НиколайII? __________________________________________________________________________________________________________________________________

Близкие к Николаю II люди по-разному оценили акт отречения государя. Некоторые говорили о вынужденной необходимости, другие о жертвенном поступке в целях предотвращения гражданской войны. Один из приближенных осуждающе заметил: «Отрекая, как командование эскадроном сдал. А какова ваша точка зрения? Как объясняет Манифест главные мотивы отречения Николая II от престола?   ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Известно, что акт об отречение Николая II подписан в присутствие двух членов Временного комитета Госдумы. Кто были эти люди?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кому принадлежат эти горькие слова: «Кругом измена и трусость и обман»? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 года в России»

9 класс по учебнику Н. В. Загладина «История России XX век»

Урок с использованием ИКТ

Цель урока:


Тема урока:

«Февральская революция 1917 года в России»

а) образовательная:

  • сформировать представление о Февральской революции как о попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны;
  • выяснить        причины,        характер,        основные        события        и        результаты революции;

б) развивающая:

  • закрепить        умение        работать        с        историческими        документами, анализировать текст и отвечать на вопросы к документу;
  • развивать  умение  работать  в  группе,  умение  приходить  к  общему решению;

в) воспитательная:

  • выяснить степень участия в революции различных        социальных сил и политических деятелей;
  • воспитать чувство патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины;

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • мультимедиа-учебник        Т.        С.        Антонова,        А.        Л.        Харитонова,        А.        А. Данилова, Л. Г. Косулина «История России XX век»
  • учебник А. В. Загладин «История России XX век» 9 класс, Москва,

«Русское слово», 2011 г.  Исторические документы.

  • исторические портреты политических деятелей

Тип урока:

усвоение новых знаний

Основные понятия и термины:


Революция, Временное правительство, Петроградский Советы, двоевластие.

Основные даты и события:

23-25.02.1917 г. — Всеобщая забастовка в Петрограде

26-27.02.1917  г.  —  Переход  войск  на  сторону  бастующих,  формирование двух центров власти

02.03.1917 г. — отречение Николая II от престола, образование Временного правительства

Исторические персонажи:

Николай II, Великий князь Михаил Александрович Романов, Г. Е. Львов, М. В. Родзянко, П. Н. Милюков, А. И. Гучков, А. Ф. Керенский, Н. С. Чхеидзе, В. В. Шульгин.

План урока:

  1. Вводная часть урока (1 мин)
  2. Мотивировка новой темы (5 мин)
  1. Постановка проблемного задания: «Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие?»
  1. Изучение нового материала(30 мин)
  1. Причины революции
  2. События февральской революции Двоевластие

Отречение Николая II от престола 3.5.Итоги и значение революции

  1. Заключение(6 мин)

Проверка выполнения проблемного задания Подведение итогов урока

  1. Домашнее задание (1 мин)
  2. Рефлексия  ( 2 мин)

Ход урока:

  1. Вводная часть урока
  2. Мотивировка новой темы

«Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь…»

Лермонтов М. Ю.

  1. Какое предсказание сделал поэт XIX века? ( Падение монархии в России) Вступительное слово учителя. Учащиеся формулируют тему урока «Февральская революция 1917 года в России». Запись темы в тетрадь.

Постановка проблемного вопроса.

Незадолго до революции солдаты I мировой шли в бой «за Веру, царя и Отечество» и с воодушевлением пели « Боже, царя храни!». В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, А защитить его оказалось некому.

Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие?

  1. Изучение нового материала

Класс делится на группы. Каждая группа получает кейс с материалами. Работает самостоятельно. Итоги работы фиксирует на рабочем листе.

Кейс 1 Причины революции.

Что такое революция?

Учащиеся отвечают

Революция – коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение от жившего старого и  утвержденного нового.

С  какими  проблемами  Россия  вступила  в первую мировую войну в 1917 году?

Ответ учащихся:

С        противоречиями,        связанными        с        нерешенностью        задач российской модернизации

  • незавершенностью индустриализации;
  • незавершенность аграрной реформы Столыпина;
  • незавершенность процесса перехода России к конституционной монархии и формирования в стране гражданского общества;
  • нерешенность национально-правового вопроса и рабочего законодательства;

Острота их решения достигла критической точки в 1917 году, когда к ним еще прибавились все тяготы войны.

Сформируйте        причины        февральской        революции, используя  знания предыдущего урока и исторические документы.

Делаем вывод о причинах революции, отвечая на вопросы:

  1. К чему привели экономические трудности? (рост недовольства народа)
  2. Чем были вызваны эти трудности? (затяжной войной)
  3. Кто мог решить эти проблемы? (власть – император)
  4. Почему не решил – не мог или не хотел? (в сложившейся обстановке царь не мог управлять страной старыми методами)

Причины революции

  1. Экономический        кризис        –        рост        цен,        спекуляция, продовольственные проблемы.
  2. Рост недовольства народных масс.
  3. Слабость самодержавной власти, невозможность управлять страной старыми методами.
  4. Участие России в первой мировой войне.

Определите        задачи революции:

Как предлагалось решить вопрос о власти в России? О чем мечтали либералы и социалисты?

Чего хотели народные массы?

Определите характер революции.

Характер революции определяется по задачам и движущим силам. Задачи мы выяснили, они волновали весь народ. А кто являлся движущей силой революции?  (все слои населения – рабочие, буржуазия, солдаты, крестьяне.)

Характер революции – буржуазно-демократический.

  1. Кейс 2 События февральской революции.

Учащимся        предлагается        посмотреть        видеоматериал:

«Революционные выступления в Петрограде»

Вопросы по просмотренному материалу:

  1. Какую дату можно считать началом революции?

(23 февраля)

  1. Какие лозунги выдвигали участники демонстрации?

(«Хлеба!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!»)

  1. Какие  меры  предпринимал        Николай  II,  находящийся  в ставке в Могилеве?

( Навести в столице порядок, наделив генерала Иванова, командующего Петроградским военным округом чрезвычайными полномочиями)

  1. Какие        изменения        произошли        в        Петроградском        военном округе, который должен был навести порядок в Петрограде? (Солдаты        Петроградского        округа        перешли        на        сторону демонстрантов)
  2. Какие  два  центра  власти  для  руководства  восставшими создаются в ходе революции?

(Временный комитет Государственной Думы под руководством М. В. Родзянко и Совет рабочих и солдатских депутатов под руководством Н.С.Чхеидзе и А.Ф. Керенского)        Краткие сообщения учащихся: «М.В. Родзянко» , « А. Ф. Керенский»

Учащимся        предлагается  заполнить  хронологическую  таблицу на основе текста

«События февральской революции»

Дата

События

18

февраля

Рабочие        Путиловского        завода        объявили        забастовку. Требовали повысить зарплату на 50%

23

февраля

Начало революции. Митинги рабочих. Демонстрация, женщин, требовавших хлеба и возвращения мужчин с фронта

25

февраля

Всеобщая политическая стачка. Столкновение рабочих с полицией и жандармерией. Лозунги: «Хлеба!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!»

26

февраля

Петроград объявлен на осадном положении. Николай 11 распустил Государственную Думу. Начался массовый переход солдат на сторону демонстрантов

27

февраля

Началось        восстание        солдат        Петроградского        гарнизона. Армия переходит на сторону восставших

28

февраля

Арестованы царские министры. Создан Временный Комитет Государственной Думы и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

1 марта

Образовано  Временное  правительство  во  главе  с  князем Львовым. Выходит Приказ №1 о демократизации армии

2 марта

Отречение Николая II от престола в пользу брата Михаила

3 марта

Отречение Михаила Александровича Романова от престола. Передача власти Временному правительству до созыва Учредительного Собрания. Монархия пала

Кейс 3. Двоевластие.

Учащимся предлагается посмотреть видеоматериал: «Двоевластие».

Вопросы к учащимся:

  1. К  какому  решению  пришли  Военный  комитет  Госдумы  и Петроградский совет 1 марта?

(О создании Временного правительства)

  1. Почему оно называлось временным?

(До созыва Учредительного собрания, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти)

Дайте определение:

Временное        правительство        —        буржуазное        правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции.

Назовите Состав  Временного правительства: Председатель — Львов Г. Е. (кадет)

Министр иностранных дел — Милюков П. Н. (кадет) Министр военный — Гучков А.Н. (октябрист) Министр юстиции — Керенский А. Ф. (социалист)

Дайте характеристику эти политическим деятелям

Будучи председателем Временного правительства, он называл его Властью без силы, а Петросовет и стоявших за ним рабочих и солдат – Силой без власти. П. Н. дал этому политическому деятелю такую оценку: «Мы не почувствовали перед собой вождя. Князь  был уклончив и осторожен». О ком идет речь?

Вопрос:Как назывался центр власти, сформировавшийся входе революции и защищавший интересы рабочих солдат и крестьян? (Петроградский Совет)

Дайте определение:

Петроградский Совет — революционный центр, имевший реальную военную силу, взявший контроль за демократией и деятельностью Временного правительства.

Что такое Двоевластие, как оно оформилось. Дать характеристику двоевластию.

Двоевластие – наличия параллельно с правительством организации лиц , объявившей себя центром власти и фактически  ее обладающие.

Кейс 4 Отречение Николая II от престола.

Просмотр видеоматериала « отречение Николая II от престола» и работа с документами:

Вопросы к документу:

  1. Кому Николай II передавал русский престол? Почему не своему сыну? (Своему брату Великому князю Михаилу Романову, не желая расстаться с любимым сыном Алексеем)
  2. Какой «завет» дает Николай II своему брату? (Править делами государственными в полном и нерушимом единении с представителями народа….)
  3. С каким чувством воспринимал происходящие события Николай II?

(С тяжелыми чувствами пережитого)

  1. Близкие к Николаю II люди по-разному оценили акт отречения государя. Некоторые говорили о вынужденной необходимости, другие о жертвенном поступке в целях предотвращения гражданской войны. Один из приближенных осуждающе заметил: «Отрекая, как командование эскадроном сдал. А какова ваша точка зрения? Как объясняет Манифест главные мотивы отречения Николая II от престола?   (благо народа)
  2. Известно, что акт об отречение Николая II подписан в присутствие двух членов Временного комитета Госдумы. Кто были эти люди?
  3. Кому принадлежат эти горькие слова: «Кругом измена и трусость и обман»?

 «ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ                ПО        КИРПИЧИКУ        СОЗДАЕТСЯ                ГОСУДАРСТВО; ОДИН        ЧАС        ЖЕ        МОЖЕТ        ПРЕВРАТИТЬ        ЕГО        В        ПЫЛЬ»

(Д. Байрон)

3 марта - Великий князь Михаил Романов подписал отречение от престола и передал всю власть Временному правительству до созыва Учредительного Собрания. Монархия пала.

Итоги и значение революции Представители групп выступают с итогами своей работы.

 Класс отвечает на вопросы: К чему привела февральская революция в России?

Главным итогом февральской революции является?

  1. Заключение

  1. выполнения проблемного задания.

«Почему        в        феврале        1917        года        так        быстро        было        свергнуто самодержавие?»

  1. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

  1. Домашнее задание:

"Дальнейшие пути развития России" мини сочинение

  1. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся самим оценить свою работу на уроке.

Всем спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 11 классе Тема: Февральская революция – воплощение вековой мечты о воле или национальная катастрофа?

Урок изучения нового материала по теме "Февральская революция" построен с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления. Учащиеся сами ставят цель урока. С...

урок в кейс-технологии

Данный урок является уроком открытия новых знаний и ориентирован на развитие коммуникативных, информационных и творческих способностей учащихся. Шаблон урока предполагает вариативность выбора материал...

Конспект урока в кейс технологии.

Урок  в   кейс – технологииУчитель: Студенцова Ю.Ю., Золотарева И.В.Класс: 10Тема:  “Business trip”  Цели  урока: - Развитие навыков анализа и критического мышления;- Фор...

Методическая разработка урока для 11 класса по теме «Февральская революция 1917 года в России и ее значение»

методическая разработка для урока истории в 11 классе по теме " Февральская революция 1917 г в России и ее значение"...

Современные технологии на уроках химии. Кейс - технологии.

Методическая разработка о возможности применения кейс- технологий на уроках химии....