П.А. Столыпин
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы. В русском обществе постоянно жили надежды на то, что правительством будут сделаны дальнейшие шаги в коренном переустройстве России. П.Столыпин был высокопрофессиональным политиком способным поставить Россию в один ряд сведущими европейскими державами и США. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Столыпин. Реформы58.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Тема урока: «Последний реформатор имперской России» (Слайд 1)

Цели:

  1. Показать значение реформ П. А. Столыпина для дальнейшего развития России.

2. Формирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи. (2 слайд)

Оборудование: 

  • Портрет П.А. Столыпина.
  • Карта «Россия в начале 20 века»
  • Рабочие тетради.
  • Термины на доске, эпиграф.
  • Учебник 9 класс. История России. XX в./ Под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.

Тип урока: изучение нового материала.

                                                                                                                                                         

                                                              План: 

  1. Цели реформы
  2. Основные мероприятия и осуществление реформы.
  3. Итоги и значение реформы.

 Эпиграф на доске:  «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда – то  жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…»  И. Бунин «Окаянные дни»  

«Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» П.А. Столыпин. (3 слайд)

                                                                      Ход урока

  Учитель: На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы. В русском обществе постоянно жили надежды на то, что правительством будут сделаны дальнейшие шаги в коренном переустройстве России. П.Столыпин был высокопрофессиональным политиком способным поставить Россию в один ряд сведущими европейскими державами и США. Его реформы затрагивали буквально все сферы общественного развития России: промышленность, общественный порядок, образование, аграрный сектор экономики, крестьянскую общину и многое другое.

Что хотел сказать своему Отечеству этот великий реформатор? Какое значение для России имела его аграрная реформа? На эти и другие вопросы вы ответите во время нашего урока.

Постановка проблемы на уроке:

Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?

Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?

В чем заключался политический смысл аграрной реформы?

Какую социальную цель преследовала аграрная реформа?

В чем современны реформы Столыпина сегодня? (слайд 4)

Проверка выполнения опережающего задания.

Готовясь к уроку, вам было предложено заполнить таблицу на тему: “Взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса”. Подводим итоги опережающего задания: ( 5 слайд)

Политические силы

Предложения по решению аграрного вопроса

Большевики

возвратить крестьянам отрезанные земли в 1861 г., отмену выкупных платежей и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм.

Кадеты

не трогать помещичьи земли, земли крестьян выкупать по “справедливой цене”, т.е. решение за счет крестьян.

Эсеры

“социализация” земли, т.е. принудительное изъятие помещичьих земель и превращение в общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по количеству рабочих рук или едоков в семье.

Преподаватель: Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий. 9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции. Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел. Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, бывший президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина. (Слайд 6)

В этом  году мы  отмечаем 150-летие со дня рождения П.А. Столыпина. Почему так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой? Актуальна ли тема сегодня?

На эти вопросы постараемся поразмышлять в ходе  изучения данной темы.                                                                                         

                                            Сообщения учащихся:

  1. О государственном деятеле П.А. Столыпине. (Слайд 7,8)
  2. Реформы Столыпина. (Аграрная реформа) (Слайд 9)

    Преподаватель:     Каковы  цели аграрной реформы? (Слайд 10)

Работа с документами ( § 6, с. 47-48).

Задание: На основании высказываний Столыпина определить цели реформы.

Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради:

1.“Успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель.

2. Создание социальной опоры самодержавия – в лице зажиточных крестьян.

    Вывод преподавателя: таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос. Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года. Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.

    Работа с документом №1. «Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года.» Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность).

Основные мероприятия аграрной реформы:  работа с § 6 учебника (по группам):

  • I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины.(с.47-49);
  • II группа: Переселенческая политика (с.49-50).

Выступления представителей групп:

Обобщение ответов, вывод в форме схемы.

 Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. (Слайд 11)

        Аграрная реформа

        Развитие кооперации

Создание новых форм

землевладения

                                 Крестьянский банк        Переселенческая политика

Разрушение общины        Создание хуторов, отрубов

 Работа с понятиями. (Слайд 12)        

Запись в словари:

Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.

Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок.

Преподаватель: Кому выгодно данное мероприятие?

  1. Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.
  2. Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.
  3. Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.

Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.

Результаты реформы. (Слайд 13,14)

Задание: Определить какие результаты имела данная реформа? ( § 6, с. 50).

  • 1 Варианту - выписать положительные результаты реформы;
  • 2 Варианту – выписать отрицательные.

Положительные результаты: Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г.- 10 % всех крестьянских хозяйств) Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба. За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивалось кооперативные формы хозяйствования.

Отрицательные результаты: Община не была разрушена. Из неё вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами. Проблема малоземелья не было решена. От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В места переселения возникали конфликты с местным населением.

Вывод по уроку: (15 слайд)

В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными.

 Учитель: О государственных деятелях судят не по их замыслам, а по воплощенным делам. П.А. Столыпин так и не воплотил свои мечты и поиски, и, вероятно, и не мог воплотить их. Трагедия этого человека была в том, что в итоге он был отвергнут властью, не принят обществом. Так как по своему профессионализму был намного выше власти, а власть этого не прощает.

Домашнее задание: параграф 6.

Изучить понятия, даты. (Слайд 16) Выставление оценок

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заочная экскурсия по с. Столыпино Балтайский район Саратовскаяобласть

Работа предназначена для знакомства учащихся начальноя и основной школы с достопримечательностями села Столыпино Балтайского района Саратовской области. изображения обектов экскурсии сопровождается ис...

Аграрная реформа П.А.Столыпина

Урок истории в 11 классе  на тему "Столыпинская аграрная реформа" основан на изучении исторических источников и отработки заданий на уроке в формате ЕГЭ. Учебник Загладин Н.В., Козленко С.И. "Ист...

Аграрная реформа П.А.Столыпина

Урок истории в 11 классе  на тему "Столыпинская аграрная реформа" основан на изучении исторических источников и отработки заданий на уроке в формате ЕГЭ. Учебник Загладин Н.В., Козленко С.И. "Ист...

страница о П.А. Столыпине

данный материал пригодится при проведении урока истории в 9 класса по теме "Экономическое развитие России в 1906-1914 гг."...

Открытый урок "Деятельность П.А. Столыпина"

Данный материал широко раскрывает реформаторскую деятельность П.А. Столыпина. Помогает уч-ся в более доступной  форме понять смысл реформ начала  20 века и саму личность Великого реформатора...

Открытый урок "Деятельность П.А.Столыпина"

Открытый урок по реформам Столыпина. дискуссия....

Открытый урок "Деятельность П.А.Столыпина"

Открытый урок по реформам Столыпина. дискуссия....