Контрольная работа "Россия в правление Екатенины II и Павла I"
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (8, 9 класс) на тему

Двойнишникова Надежда Олеговна

Тематическая контрольная работа может быть использована для проверки знаний и умений по теме, а также при подготовки к ОГЭ по истории. Содержатся задания на работу с таблицами, картами, иллюстрациями, анализ исторической ситуации, знание дат и личностей эпохи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekaterina_2_i_pavel_1.docx371.71 КБ

Предварительный просмотр:

Россия при Екатерине  II  и Павле I

1 вариант

1. Законодательный акт, освобождавший дворян от обязательной службы, был принят в

  1. 1722 г.
  2. 1732 г.
  3. 1752 г.
  4. 1762 г.

2. В каком ряду казаны годы крестьянских восстаний XVII-XVIII вв.

  1. 1606-1607 гг, 1705-1706 гг.
  2. 1613-1645 гг., 1761-1762 гг.
  3. 1632-1634 гг., 1768-1774 гг.
  4. 1670-1671 гг., 1773-1775 гг.

3. Какое из названных событий произошло раньше остальных

  1. Взятие русскими войсками под командованием А.В. Суворова крепости Измаил
  2. Заключение Ясского мира
  3. Заключение Кючук-Кайнарджийского мира
  4. Победа русских войск под командованием П.А. Румянцева при Кагуле

4. Какое из названных событий произошло позже всех других

  1. Подписание Ништадтского мира
  2. Царствование Петра II
  3. Присоединение Крыма к России
  4. Великое посольство Петра I

5. Укажите годы царствования Павла I

  1. 1761-1762 гг.
  2. 1762-1796 гг.
  3. 1796-1801 гг.
  4. 1741-1761 гг.

6. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в таблицу

  1. Начало царствования Петра II
  2. Введение подушной подати
  3. Свержение Ивана VI Антоновича
  4. Упразднение внутренних таможенных пошлин

7. Кто из названных лиц входил в число сподвижников, помощников Екатерины II в государственных делах

  1. Ф.Я. Лефорт, А.Д. Меншиков
  2. Г.А. Потёмкин, Н.И. Панин
  3. А.П. Волынский, Э.И. Бирон
  4. М.И. Воронцов, П.И. Шувалов

8. Русский полководец, автор книги «Наука побеждать» - это

  1. А.В. Суворов
  2. М.И. Кутузов
  3. П.А. Румянцев-Задунайский
  4. Ф.М. Апраксин

9. К каким результатам для России привела внешняя политика Екатерины II

  1. К утрате побережья Балтийского моря
  2. К присоединению Северного Причерноморья
  3. К присоединению Средней Азии
  4. К утрате Крыма

10. Что из названного  относилось к итогам царствования Павла I

  1. Установление нового порядка престолонаследия
  2. Переход к политике «просвещённого абсолютизма»
  3. Получение Россией выхода к Чёрному морю
  4. Перенесение столицы в Петербург

11. Ниже приведены события, относящиеся к истории Северной войны, за исключением одного. Найдите и

  1. Первая половина XVII в.
  2. Вторая половина XVII в.
  3. Первая половина XVIII в.
  4. Вторая половина XVIII в.

17. Используя данные статистической таблицы, завершите, представленные ниже суждения, соотнеся начала и варианты завершения

Данные ревизий (переписей податного населения), проведённые в XVIII в.

№ ревизии

Годы

Население (в млн. чел.)

1

1722

14

2

1742

16

3

1762

19

4

1782

28

5

1796

36

Соотнесите

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) наибольший средний ежегодный прирост податного населения относится к периоду между ревизиями

Б) наименьший средний ежегодный прирост податного населения относится к периоду между ревизиями

В) ревизии в России в XVIII в. проводились

1) 1722 и 1742 гг.

2) 1762 и 1782 гг.

3) 1782 и 1796 гг.

4) всегда через каждые 20 лет

5) не всегда через каждые 20 лет

А

Б

В

18. Запишите слово, пропущенное в схеме:

19. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и определите имя русского полководца, руководившего армией в период описанных событий:

«начиная с раннего утра русские батальоны с яростью и презрением к смерти штурмовали эту позицию. Нужно было геройское мужество русских для того, чтобы атаковать с фронта и пытаться взять почти неприступную по самой природе позицию французов у Урнзерской дыры и Чортова моста…

И снова обходы – тяжёлые, невероятные, мысль о возможности которых даже не приходила в голову привычным и опытным в горной войне французам».

  1. М.И. Кутузов
  2. А.В. Суворов
  3. М.Б. Барклай де Толли
  4. П.А. Румянцев

20. Пребывание этого императора на троне было одним из самых коротких в истории Российской империи, но принятый в годы его правления закон о престолонаследии действовал 120 лет, вплоть до крушения российской монархии. Этот закон предусматривал передачу трона только по мужской линии – от отца к старшему сыну, при невозможности такой передачи – к младшим сыновьям, а при отсутствие таковых – к братьям императора.

укажите номер события, выпадающего из этого ряда.

  1. Бой у острова Гренгам, 2) Чесменская битва, 3) Полтавское сражение, 4) бой у мыса Гангут, 5) битва при Лесной.

12. Запишите термин, о котором идёт речь:

Политика, сформировавшаяся под влиянием французских просветителей и направленная на преобразования в обществе на основе разумных законов при сохранении абсолютной монархии.

Ответ: ________________

13. Рассмотрите схему и выполните задание

http://vivat-fomenko.narod.ru/lib/suwarow_7.jpg

К событиям какой войны относится данная схема боя?

  1. Семилетней
  2. Русско-турецкой 1787-1791 гг.
  3. Отечественной
  4. Русско-турецкой 1768-1774 гг.

14. Какие два из перечисленных ниже положений характеризуют внутреннюю политику Екатерины II

  1. Принятие Жалованной грамоты дворянству
  2. Проведение губернской реформы
  3. Победа России в Северной войне
  4. Учреждение Государственного совета
  5. Учреждение министерств

15. Сравните особенности внутренней политики Петра I и Екатерины II. Выберите и запишите в первую колонку сначала порядковые номера черт сходства, а затем – во вторую колонку, черт различия.

  1. Существование обязательной службы для дворян
  2. Проведение административно-территориальных реформ
  3. Сохранение монастырского землевладения
  4. Жестокое подавление народных движений

Черты сходства

Черты различия

16. Рассмотрите изображение и выполните задание

http://clubklad.ru/upload/gallery/user/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%87/USSR_stamp_E.Pugachev_1973_4k.jpg

Укажите, когда произошло событие, которому посвящена данная марка 

  1. Назовите имя императора, о котором идёт речь.
  2. Укажите с точностью до десятилетия время появления данного закона о престолонаследии
  3. Чем было вызвано издание данного закона? Назовите одну любую причину.

Из сочинения историка

«С первых лет жизни в России будущая императрица вела уединённый образ жизни, рано пристрастилась к чтению, которое стало её подлинными университетами. Она не любила мужа, была честолюбива и мечтала сама занять престол. Её желание стать русской императрицей осуществилось благодаря заговору, во главе которого стояли гвардейские офицеры, пользовавшиеся огромным влиянием в обществе.

После своего прихода к власти она вступила в переписку с видными французскими философами. Общение с ними существенно сказалось на её личности, а многие усвоенные ею идеи вошли в её программу преобразований, превратились в законы. Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти. И первые реформы новой императрицы усилили эту власть ещё больше. Сенат был преобразован. Он лишился законодательной основы. В Украине ликвидировано гетманство, что укрепило империю. Кроме того, церковные земли отошли к государству, а почти миллион монастырских крестьян стали государственными. Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику».

21. Назовите русскую императрицу, о которой идёт речь в отрывке, и укажите название, которое получила проводимая ею политика.

22. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приводятся в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.

Россия при Екатерине  II  и Павле I

2 вариант

1. В каком году произошёл переворот, в результате которого на российский престол была возведена Екатерина II

  1. 1742 г.
  2. 1725 г.
  3. 1762 г.
  4. 1801 г.

2. В каком году Крым был присоединён к России

  1. 1720 г.
  2. 1752 г.
  3. 1771 г.
  4. 1783 г.

3. В каком ряду приведены даты, связанные с разделами Речи Посполитой

  1. 1703, 1708, 1721 гг.
  2. 1725, 1727, 1730 гг.
  3. 1768, 1774, 1791 гг.
  4. 1772, 1793, 1795 гг.

4. Какое из перечисленных событий произошло позже всех других

  1. Основание Санкт- Петербурга
  2. Созыв Уложенной комиссии
  3. Начало царствования Елизаветы Петровны
  4. Начало царствования Екатерины I

5. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в таблицу

  1. Абосский мир со Швецией
  2. Установление 25-летнего срока дворянской службы
  3. Персидский поход Петра I
  4. Манифест о трёхдневной барщине Павла I

6. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в таблицу

  1. Учреждение коллегий
  2. Камчатские экспедиции В. Беринга
  3. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова
  4. Взятие эскадрой Ф.Ф. Ушакова крепости Корфу в Ионическом море

7. Кто из названных лиц был государственным деятелем XVIII в.

  1. Г.А. Потёмкин
  2. И.С. Пересветов
  3. А.Л. Ордин-Нащокин
  4. А.Ф. Адашев

8. Установите соответствие:

Государственные деятели

Деятельность

А) Б.П. Шереметев

Б) Г.А. Потёмкин

В) И.И. Шувалов

  1. Граф, фаворит Елизаветы, создатель Академии художеств
  2. Светлейший князь Таврический, фаворит Екатерины II
  3. Военачальник, сподвижник Петра I
  4. Фаворит царевны Софьи, глава Посольского приказа

А

Б

В

15. Рассмотрите изображение и выполните задание

http://medalru.ru/wp-content/uploads/2017/10/Medal-V-pamyat-CHesmenskoj-bitvy-2.jpg

Какому сражению посвящена данная медаль?

  1. Гангутскому
  2. Синопскому
  3. Чесменскому
  4. Цусимскому

16. Используя данные статистической таблицы, завершите, представленные ниже суждения, соотнеся начала и варианты завершения

Государственные расходы при Екатерине II (в %)

годы

На двор

На армию

На флот

На  внутреннее управление

1781

11,5

26,3

8

54,2

1796

11,8

28,4

9

50,8

Соотнесите

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А)  в годы, указанные в таблице, более половины государственных расходов Екатерины II составляли

Б) в годы, указанные в таблице, расходы Екатерины II на содержание двора были больше, чем

В) По сравнению с 1781 г. в последний год правления императрицы доля расходов на внутреннее управление

1) сократилась

2) выросла

3) расходы на внутренне управление

4) расходы на армию

5) расходы на флот

А

Б

В

17. Запишите слово, пропущенное в схеме:

18. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и определите, о каком императоре идёт речь:

«… Фактически то, что совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX в. Его реформы создали строго централизованную систему управления, сфокусированную на царе, военизировали нарождающуюся бюрократию, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия … и нанесли смертельный удар екатерининским новациям в местной

9. Что из названного  относилось к причинам поражения восстания под руководством Е.И. Пугачёва?

  1. Отсутствие поддержки со стороны народов Поволжья и Урала
  2. Выступление под именем Петра III
  3. Недостаток вооружения и организованности в крестьянском войске
  4. Незначительность территории, охваченной восстанием

10. Ниже приведены события, относящиеся к истории России XVIII в., за исключением одного. Найдите и укажите номер события, выпадающего из этого ряда.

  1. Уложенная комиссия, 2) дворцовые перевороты, 3) стрелецкое войско, 4) гвардия, 5)Синод.

11. Запишите термин, о котором идёт речь:

Приближённый главы государства, пользующийся большим его личным доверием и имеющий возможность оказывать влияние на государственные дела.

Ответ: ________________

12. Рассмотрите схему и выполните задание

http://100-bal.ru/pars_docs/refs/150/149633/149633_html_2a080a90.png

На схеме изображён ход народного восстания, которое произошло в годы правления:

  1. Петра I
  2. Петра III
  3. Елизаветы Петровны
  4. Екатерины II

13. Какие два из перечисленных ниже событий произошли  в годы правления Екатерины II

  1. Национально-освободительное движение на Украине
  2. Учреждение в России патриаршества
  3. Присоединение к России Крыма
  4. Смоленская война
  5. Секуляризация церковных земель

14. Сравните сословную политику Екатерины II и Павла I. Выберите и запишите в первую колонку сначала порядковые номера черт сходства, а затем – во вторую колонку, черт различия.

  1. Стремление к укреплению самодержавия
  2. Разрешение дворянам свободного выезда за границу
  3. Расширение привилегий дворянства, которые получили право не служить, если этого не желали
  4. Широкие и многочисленные раздачи крестьян помещикам

Черты сходства

Черты различия

системе управления».

  1. Пётр I
  2. Пётр II
  3. Пётр III
  4. Павел I

19.  В царствование Екатерины II

  1. расширялось помещичье землевладение
  2. земли помещиков сокращались
  3. ликвидировались привилегии дворян
  4. ликвидировалось право дворян на самоуправление

20.  Пребывание этого императора на троне было одним из самых коротких в истории Российской империи, но принятый в годы его правления закон о престолонаследии действовал 120 лет, вплоть до крушения российской монархии. Этот закон предусматривал передачу трона только по мужской линии – от отца к старшему сыну, при невозможности такой передачи – к младшим сыновьям, а при отсутствие таковых – к братьям императора.

  1. Назовите имя императора, о котором идёт речь.
  2. Укажите с точностью до десятилетия время появления данного закона о престолонаследии
  3. Чем было вызвано издание данного закона? Назовите одну любую причину.

Из сочинения историка

«Император был человеком капризным, легко менял свои привязанности и к тому же отличался болезненной подозрительностью. Эти черты, несомненно, наложили свой отпечаток на его внутреннюю политику. Внешняя политика императора отличалась такой же экстравагантностью, как и внутренняя.

Во главе русско-австрийских войск Суворов совершил поход в Северную Италию, где в сражениях на реках Адде, Требии, а также при Нови одержал победы над французскими войсками. Одновременно с сухопутными войсками русская эскадра Ф. Ф. Ушакова побеждала в Средиземном море, изгоняя французов из Ионического архипелага, где под протекторатом России возникла республика — первое независимое от турок греческое государство. После этого император довольно неожиданно порвал союз с Англией, запретил ввоз и вывоз английских товаров и начал сближаться с Наполеоном, который к этому времени упрочил свою власть во Франции. В стремлении помочь новому другу император внезапно предписал русской армии (40 казачьих полков) выступить в поход на завоевание Британской Индии.

В то же время император со свойственным ему жаром и интересом к игре в рыцари так увлёкся судьбой Мальты, что после бегства в 1798 г. с острова гроссмейстера ордена неожиданно для всех принял титул его главы, хотя европейские державы не поддержали его претензий. Некоторые историки считают, что император находился в плену идеи удушения Французской революции путём объединения в Мальтийском ордене под его руководством дворян всей Европы».

21. Назовите императора, о котором идёт речь в данном отрывке, и укажите годы его правления.

22. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится положение, подтверждения которого приводятся в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного положения.

Ключ

Россия при Екатерине  II  и Павле I

1 вариант

2 вариант

  1. 4
  2. 4
  3. 4
  4. 3
  5. 3
  6. 2134
  7. 2
  8. 1
  9. 2
  10. 1
  11. 2
  12. Просвещенный абсолютизм
  13. 2
  14. 12
  15. 2413
  16. 4
  17. 215
  18. Пётр III
  19. 2
  20. Павел 1

1790-е гг.

Изменение предыдущего закона о престолонаследии, т.к. возможность дворцового переворота вызывала опасения Павла 1; Павел 1 стремился не допустить в будущем женского правления, т.к. отрицательно относился к своей матери Екатерине 2.

  1. Екатерина 2. Просвещённый абсолютизм
  2. В ответе должно быть указано предложение: «Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти. И первые реформы новой императрицы усилили эту власть ещё больше.»

Могут быть указаны следующие подтверждения:

1. Сенат был преобразован. Он лишился законодательной основы.

2. В Украине ликвидировано гетманство, что укрепило империю.

3. Кроме того, церковные земли отошли к государству, а почти миллион монастырских крестьян стали государственными.

4. Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику.

  1. 3
  2. 4
  3. 4
  4. 2
  5. 3214
  6. 1243
  7. 1
  8. 321
  9. 3
  10. 3
  11. Фаворит
  12. 4
  13. 35
  14. 1423
  15. 3
  16. 351
  17. Казаки
  18. 4
  19. 1
  20. Павел 1

1790-е гг.

Изменение предыдущего закона о престолонаследии, т.к. возможность дворцового переворота вызывала опасения Павла 1; Павел 1 стремился не допустить в будущем женского правления, т.к. отрицательно относился к своей матери Екатерине 2.

  1. Павел 1. 1796-1801 гг.
  2. В ответе должно быть указано предложение: «Внешняя политика императора отличалась такой же экстравагантностью, как и внутренняя.»

Могут быть указаны следующие подтверждения:

1. После этого император довольно неожиданно порвал союз с Англией, запретил ввоз и вывоз английских товаров и начал сближаться с Наполеоном, который к этому времени упрочил свою власть во Франции.

2. В стремлении помочь новому другу император внезапно предписал русской армии (40 казачьих полков) выступить в поход на завоевание Британской Индии.

3. В то же время император со свойственным ему жаром и интересом к игре в рыцари так увлёкся судьбой Мальты, что после бегства в 1798 г. с острова гроссмейстера ордена неожиданно для всех принял титул его главы, хотя европейские державы не поддержали его претензий.

Составлено по учебному пособию: История. ОГЭ – 2018. 9 класс. Тематический тренинг: учебное пособие / под редакцией О.Г. Веряскиной. – Ростов – на- Дону: Легион, 2017. – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по истории "Время правления Павла I"

конспект урока по истории "Время парвления Павла I".  Урок истории в 10 классе, социально-гуманитарный профиль....

Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».

Методическая разработка контрольной   работы  № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы  раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...

Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».

Методическая разработка контрольной   работы  № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы  раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...

Презентация к уроку по учебному предмету «История» в 7-ом классе на тему «Российская империя в конце XVIII века в период правления Павла I»

Презентация разработана для проведения урока в 7 классе о Павле I. Эта разработка позволяет познакомить учащихся с личностью Павла Петровича, а также поавить перед ними вопрос дискуссионного характера...

Контрольная работа :"Правление Екатерины II и Павла I"

Контрольная работа составлена по учебнику История России (Андреев, Федоров) 8класс...

Контрольная работа по теме "Правление Павла I"

Контрольная работа по истории для 8 класса в 2-х вариантах...