Методическая разработка по учебному предмету "история и культура Санкт-Петербурга"
методическая разработка по истории

Стрелецкая Елена Вениаминовна

Методическая разработка по учебному предмету "история и культура Санкт-Петербурга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Стрелецкая Елена Вениаминовна

Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

ГБОУ средняя школа № 339

Невского района Санкт-Петербурга

Организация образовательного процесса на уроках

Истории и культуры Санкт-Петербурга

Сегодня остро стоят проблемы сохранения традиции, обычаев народов России, отмечается необычный рост национального возрождения и самосознания. Огромную роль в приобщении молодых к изучению истории Отечества, привитии им чувства патриотизма играет краеведческая литература. Обучающиеся Санкт-Петербурга с развитием телекоммуникационных средств связи практически перестали обращаться к литературным источникам информации. В связи с этим не только теряется уровень образованности и эрудированностино и утрачиваются традиции воспитания юных жителей города на материалах исторического наследия Санкт-Петербурга.

В контексте гуманизации и гуманитаризации современной системы образования приоритетным является историческое образование.

Между чтением и воспитанием существует тесная связь. Воспитание осуществляется через эмоциональную сферу. И роль педагога состоит в создании стимула для внутренней, напряженной работы подростка, в процессе которой формируются нравственные основы. Великим стимулом является слово, вобравшее в себя и мысль, и ощущения, и восприятия, и чувства. Слово формирует жизненную позицию подрастающего поколения, влияет на его мировоззрение, мы считаем, что основными критериями воспитания посредством краеведческой литературы должны стать патриотизм, толерантность, нравственность.

Чтобы понять, каковы сегодня современные школьники, что им интересно, какие книги о родном городе они читают, был создан диагностический комплекс методик, в состав которого входят:

Название методики

Цель проведения

Анкета по изучению интереса школьников к чтению краеведческой литературы и информированности по истории города

Изучение знаний учащихся по истории города, круга чтения, ценностных ориентиров учащихся через чтение краеведческой литературы

Наблюдение за культурой межличностных коммуникации (карта наблюдений)

Выявление особенностей коммуникативного поведения учащихся в учебной деятельности

Тесты достижений

Изучение уровня знаний учащихся по истории города, уровня сформированности межпредметных связей

От эффективности гражданского образования в социально-экономической и культурной ситуации крупного города, во многом зависит уровень нравственной и правовой культуры граждан, что актуализирует проблему воспитания юных граждан средствами краеведения.

При работе на уроках истории и культуры Санкт - -Петербурга можно использовать представленный ниже комплекс приемов и методов работы.

Комплекс приемов и методов в рамках технологии развития критического мышления

Критерии воспитания юного петербуржца

Опыт

 (толерантность)

  • терпимость во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры
  • Признание права на отличие одного человека от другого
  • Доверие, умение слушать и выслушивать другого
  • Способность к сочувствию, сопереживанию

Сознание

(патриотизм)

  • Понимание и уважительное  отношение к историческому прошлому города
  • Любовь к городу
  • Мировоззрение
  • Нравственные идеалы, нормы поведения.

Общечеловеческие ценности

(нравственность)

  • Внутренняя позиция личности
  • Ценностное отношение к их культуре и готовность к ее преумножению 
  • Ответственность за свой выбор, поступки

Жанры литературы

  1. Исторический рассказ
  2. Познавательная литература
  3. Исторические зарисовки
  4. Городской фольклор
  1. Историческая

(документальная)

литература

  1. Познавательная литература
  2. Учебная литература
  1. Научная литература
  2. Исторический рассказ
  3. Познавательная литература
  4. Учебная литература
  5. Городской фольклор

Методы и приемы

  1. Пометки на полях
  2. Составь задание
  1. Концептуальная таблица (Линии сравнения)
  1. Дидактические игры
  2. Инсерт («ЗХУ»)
  3. Толстые и тонкие вопросы
  4. Синквейн

  1. Урок-взаимоэкспертиза
  2. Пометки на полях
  3. Техника сжатой информации
  • Дай определение
  • Ключевые слова
  • Сжатая информация(резюме)
  1. Толстые и тонкие вопросы
  2. Синквейн
  1. Пометки на полях
  2. Составь задание
  3. Концептуальная таблица (Линии сравнения)
  4. Дидактические игры
  1. Инсерт («ЗХУ»)
  2. Толстые и тонкие вопросы
  3. Синквейн

Используемые технологии на уроках:

  • Урок – взаимоэкспертиза
  • Урок-лекция
  • Лекция-дискуссия (продолжение изучения учебного материала)
  • Лекция с обратной связью (в конце урока дается задание: вопрос -несколько ответов- выбери правильный)
  • ТРКМ:
  • Толстые и тонкие вопросы
  • Пометки на полях
  • Линии сравнения
  • Инсерт
  • Синквейн

На каждом уроке используется краеведческая литература разных жанров. Работа с текстами проводится с помощью определенных методов и приемов. Используются разные формы работы с обучающимися на уроках.

(В таблице представлен ряд тем при изучении курса в 8 классе).

 п/п

Тема урока

Использованная литература

(жанр)

Методы и приемы

Форма работы

на уроке

1

«Место действия – Санкт-Петербург»

Учебная литература

Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захваткина И.З. «Краеведение. Страницы жизни нашего края»

Дмитриева Е.В. «Санкт-Петербург культура и быт: Пособие по истории города с заданиями и текстами».

Пометки на полях

Инсерт

Кластер

Фронтальная работа

2

«СПб – центр российского образования, науки»

Исторический рассказ

Игнатова Е.А. «Записки о Петербурге: жизнеописание города со времени его основания со

времени основания до 40-х годов  XX  века»: В 2 кн.

Городской фольклор

Синдаловский Н.А.

«История Петербурга в городском анекдоте»

Сравнительная таблица (линии сравнения)

Пометки на полях

Фронтальная работа

Работа в группах

3

«СПб – город императорских театров»

Исторический очерк

Пыляев М.И. «Энциклопедия императорского Петербурга. Старый Петербург».

Учебная литература

Дмитриева Е.В. «Санкт-Петербург культура и быт: Пособие по истории города с заданиями и текстами».

Толстые и тонкие вопросы

Пометки на полях

Синквейн

Фронтальная работа

Работа в парах

4

«Жизнь дворян  I половины XIX века»

(на примере образа Е.Онегина из одноименного романа А.С.Пушкина)

Познавательная литература

художественная

Пушкин А.С. «Евгений Онегин»

I глава романа

Инсерт

Пометки на полях

Игровые технологии

(метод разыгрывания ролей)

Групповая работа

Работа в парах

5

Повторительно-обобщающий урок

Учебная литература

Дмитриева Е.В. «Санкт-Петербург культура и быт: Пособие по истории города с заданиями и текстами».

Кластер

Тесты достижений

Инсерт

Индивидуальная работа

Разнообразие педагогических приемов и средств обучения на уроках, новые формы работы, несомненно, повысят мотивацию учебной деятельности у детей, ощутимо изменят отношение к изучаемому предмету, историческому наследию своего города, страны.

Систематическое использование учителем различных педагогических технологий будет способствовать:

  •  повышению интереса обучающихся к изучению истории и культуры родного города;
  • расширению круга чтения краеведческой литературы;
  • обогащению речи обучающихся, приближая её к русскому языку, свойственному петербуржцам;
  • воспитанию любви к родному городу.  

Мы все -  петербуржцы. Мы люди, умеющие сопереживать и понимать других, любящие свой город, гордящиеся тем, что живем в Санкт-Петербурге, знающие историю своего города. Мы бережем свой город, гордимся им.

На первое место выходят общечеловеческие ценности, которые необходимо воспитывать в современных детях, и система образования сегодня в состоянии предложить молодым петербуржцам качественное образование и воспитание.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Галактионова Т.Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования: Научно-методические материалы.  –  СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 200 с.
  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 308с.
  3. Кон И. С. Психология старшеклассника: [Текст]. – М., 1982.
  4. Концепция воспитания в системе образования «Воспитание петербуржца XXI века». – СПб., 2003.Пр.КО от 26.06.2013 №1014
  5.  Краеведение и гражданское общество. – СПб., «Звезда»., 2004.
  6. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность// Русская культура. - М.: Искусство, 2000. С. 160.
  7. Терентьева Г.Г. Патриотическое воспитание старшеклассников в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин на материале исторического краеведения: диссертация кандидата педагогических наук Чебоксары, 2008  
  8. Шмидт О.С. От краеведения к краелюбию : Роль историко-культурного краеведения в школ, воспитании / С. О. Шмидт // Учит. газ. - 1996. – № 19.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: “Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу на английском языке для 5-7 классов”.

Ознакомление с достопримечательностями города Санкт-Петербург. Роль "Северной столицы" в истории России. Создание виртуальной экскурсии по Санкт-Петербургу. Проведение экскурсий по Санкт-Пет...

Методическая разработка к элективному курсу: «Гиды по Санкт-Петербургу и его пригородам»

Методическая разработка к элективному курсу:  «Гиды по Санкт-Петербургу и его пригородам»...

Методическая разработка «Экскурсия по английским местам в Санкт-Петербурге»

Серия докладов об английских местах Санкт-Петербурга...

Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах.

Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах....

Методическая разработка. Классный час для старшеклассников. "Инновационный Санкт-Петербург:перспективы развития"

В ходе классного часа учащиеся знакомятся с поняти ем «инновация»,  с различными типами инноваций; вместе с учителем обсуждают наиболее крупные инновационные  проекты Санкт-Петер...

Методическая разработка урока по истории и культуре Санкт-Петербурга, 9 класс

Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Урок рассчитан на 45 минут. В соответстви...

Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»

Методическая разработка будет интересна педагогам ОДОД для работы с учащимися по формированию представления образа связанного с  анималистическими скульптурами Санкт-Петербурга....