Урок мужества «Подвиг великий и вечный – Непокоренный Ленинград "
методическая разработка по истории (6 класс)

Урок мужества (внеклассное мероприятие)

Тема: «Подвиг великий и вечный – Непокоренный Ленинград»

Цель: дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.

Задачи: 

Познавательные:  познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной Войны – блокадой Ленинграда,   о том, как люди жили в течение 900 дней, как они смогли выжить, и какое значение сыграла Блокада Ленинграда в истории нашей страны, познакомить с судьбами людей, жизни которых Блокада унесла, или изменила полностью.

Развивающие:  развивать у учащихся умение давать оценку событиям, нравственным поступкам людей, развивать навыки выразительного чтения, развивать умение самовыражаться, излагать свои мысли.

Воспитательныевоспитание патриотизма и гражданственности, нравственное воспитание, воспитание уважения к людям, прошедшим через Великую Отечественную Войну, воспитание чувства гордости за русский народ, воспитание гуманизма (учить, в первую очередь, всегда оставаться людьми)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_shamova_n.v._kl_chas_leningrad.docx57.9 КБ

Предварительный просмотр:

 

МОУ «Казанская СОШ»

Урок мужества

 «Подвиг великий и вечный –

                       Непокоренный Ленинград "

Шамова Н.В.

                                                                                        C:\Users\User's\Desktop\blokada-leningrada.jpg

 

Урок мужества (внеклассное мероприятие)

Тема: «Подвиг великий и вечный – Непокоренный Ленинград»

Цель: дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.

Задачи:

Познавательные:  познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной Войны – блокадой Ленинграда,   о том, как люди жили в течение 900 дней, как они смогли выжить, и какое значение сыграла Блокада Ленинграда в истории нашей страны, познакомить с судьбами людей, жизни которых Блокада унесла, или изменила полностью.

Развивающие:  развивать у учащихся умение давать оценку событиям, нравственным поступкам людей, развивать навыки выразительного чтения, развивать умение самовыражаться, излагать свои мысли.

Воспитательные: воспитание патриотизма и гражданственности, нравственное воспитание, воспитание уважения к людям, прошедшим через Великую Отечественную Войну, воспитание чувства гордости за русский народ, воспитание гуманизма (учить, в первую очередь, всегда оставаться людьми)

Основные знания. Блокада Ленинграда длилась 900дней и ночей; Дорога жизни; 1944 г. - полное снятие блокады.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, выставка детских рисунков о войне и блокаде, видеоматериал, слова на доске для словарной работы (блокада, карточки, голод, эвакуация, дистрофия, бомбардировка)

Ход мероприятия:

Ученица       читает стихотворение  Е.Рыквоной «Ночь»

( по ходу чтения стихотворения презентация) Приложение 1

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

"Будет хлеб. Вы хотите хлеба?.."

"Будет мир. Вам не снится мир?"

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене крепостной.

Но тогда летели снаряды,

Бомбы здания рвали в куски,

И без крика падали рядом

Дети, матери, старики.

А живые? Живые жили,

И вставали, и шли за водой.

Но ворота они не открыли

И не вышли к стене городской

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь.

Умирали - и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Вот в осенней уже позолоте

Город наш величав и хорош

Петр построил его на болоте,

А прочнее земли не найдешь.

Учитель:

(Слайд 1) Приложение 2 

Петербург… Прекрасный город, построенный по велению Петра Первого, восхищающий своей красотой и величием, о неповторимости которого можно говорить бесконечно сегодня уступает место Ленинграду– городу – герою, отстоявшему свою свободу, сохранившему своё наследие, мужественно сражавшемуся 900 дней.

(слайд 2)

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. Более 70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

(Слайд 3_ видеоролик «Война» Приложение 3)

22 июня 1941 года------------------------------------------------------9 мая 1945 года.

Два  листочка календаря.  (на доске) 

А между ними…….

20 миллионов погибших людей!

Голод, бомбежки, артобстрелы - все это ушло в прошлое, но не кануло в Лету!

Ученик  

Четыре года жизни – год за годом,
Четыре года смерти – день за днем,
Во имя мира всем земным народам
Бежали, опоясаны огнем.

(Слайд 4)

Учитель:

Мы  не имеем права забывать обо всех жертвах, принесенных нашим народом, о тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на фронте и в тылу. И в  21 веке необходимо знать и помнить, о том, что выдержали, через что прошли и как выстояли

Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда.

Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и сомкнуть его в кольцо блокады.

(Слайд 5)

На защиту родного города поднялись все ее жители.

Город готовился к уличным боям. В короткий срок город был превращён в крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противоздушной обороны.

Ученик:  

 Враги ломились в город наш  свободный,    

Крошились камни городских  ворот...

Но вышел на проспект Международный

Вооружённый трудовой народ.

Он шёл с бессмертным  возгласом в груди:

- Умрём, но Красный Питер не сдадим!..

Учитель:

Не сумев взять Ленинград штурмом, фашисты решили уничтожать его с воздуха, подвергая бомбардировкам и артобстрелам. Хотели задушить голодом.

Особое внимание уделялось ими уничтожению складов с продовольствием, и им данная задача удалась.

(Слайд 6)

Ученик:  

Прорвались все-таки.
Бомбят.
Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он —
Первый день блокады.
Все ближе полчища врага,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала Мга —
И все отрезаны дороги.
Мы в кольце.

Учитель:

Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро. Трасса № 101 с 12 сентября 1941 года по март 1943 остаётся единственной ниточкой связывающей Ленинград с Большой землёй, единственная надежда на жизнь так и называется ленинградцами – Дорога Жизни.

(Слайд 7_видео “Дорога жизни”, Приложение 4)

Норма выдачи хлеба к ноябрю падает до катастрофических цифр.

Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, опилок, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

 (показ натурально нормы хлеба)

(Слайд 8)

 Из записей в детских тетрадях:

 «Как хотелось есть, сутками думалось только об этом. Мы держались, а если плакали, то где нибудь по-тихоньку, чтобы  мама не видела, -ей стало бы ещё хуже. А потом и плакать перестали-сил не было».

 

Инсценировка.

Сценку показывают мальчик и девочка. Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.

 

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат ремонтирует табуретку.

Брат:

А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны.

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.

Учитель:

(Слайд 9)

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в неотопляемых домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.  

Смерть входила во все дома. Все эти нечеловеческие тяготы и лишения на равнее со взрослыми переносили дети и подростки.

(Слайд 10_видеоролик “Блокада Ленинграда” Приложение 5)

Ученик:  

Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется : 
А за Невою клубится пожарища дым.
А там меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать.

(Слайд 11_Пауза. Стук  метронома. Приложение 6)

Учитель:

(Слайд 12)

Одну девочку, которая не дожила и до 15 лет, всегда вспоминают в связи с блокадой Ленинграда. Она написала блокаду. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители.

Девять страничек алфавитной записной книжки, исписанные детским почерком. Из них — на шести страницах — даты. За каждой датой — смерть. Шесть страниц — шесть смертей.

 (Слайд 13_ Стук  метронома. Приложение 6)

Инсценировка. Звук метронома. Комната, на стене черная тарелка репродуктора, окно с полосками бумаги крест-накрест. За столом, на котором горит свечка, сделанная из патронной гильзы, сидит девочка, закутанная в шаль, и огрызком карандаша что-то записывает в маленькую книжечку-блокнот.

Читают дети  

1.Машинально Таня полистала

Свой немногословный дневничок,

Все семейство Савичевых встало

Перед нею

Вновь наперечет.

2.И она,

Буквально

По два слова,

Пишет, как на крайней полосе:

Савичевы

Умерли. И снова:

Умерли,

И добавляет

Все.

3.За окном -

Весеннее дыханье,

А она

Сиротски

Занесла

В свой дневник:

"Осталась одна Таня",

Даже не поставила числа.

Учитель:

(Слайд 14)

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня Савичева просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом.

И когда читаешь это, цепенеешь: (читают дети и показывают странички дневника)

Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 г

Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г

Лёка умер 17 марта в 5 часутр 1942 г

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночь 1942 г

Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня 1942 г

Мама — 13 мая в 7.30 час утра 1942 г

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Ученик:  

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник - это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница.

"Вновь не должно это все повториться".

Учитель:  

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла.

(Слайд 15)

Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Оправился после тяжелого ранения на фронте брат Миша. Сестра Нина, в чьей книжке вела записи Таня, не умерла. Она не пришла домой с работы, потому что её увезли в больницу, а потом  вывезли в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди  голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями.

(Слайд 16)

Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жили Таня Савичева и еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени.

Ученик:  

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Учитель:  

(Слайд 17)

В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились.

Писатель Александр  Фадеев писал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились ни смотря, ни на что". 

Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

 Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

 

 Ученик:  

Девчонка руки протянула

И головой -

На край стола. Сначала думали -

Уснула,

А оказалось -

Умерла:

Никто

Не обронил ни слова,

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель, выдавил, что снова

Уроки -

После похорон.

(Слайд 18_Видео “Дети блокадного Ленинграда” Приложение 7)

Учитель:

(Слайд 19)

Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

(Слайд 20)

Ленинградские ученые придумали горячую смесь для поджога вражеских танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались. Школьники за 1 неделю собрали более 1 миллиона бутылок.

 (Слайд 21)

Художник Леонид Чупятов, умирая, он рисовал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне. С болью чувствуя и переживая эпоху, он создал жемчужину цикла – «Покров Богоматери над осажденным городом».

(Слайд 22)

Картина была написана в то время, когда в Ленинграде горели склады с продовольствием.   «Покров Богоматери над осажденным городом» отражает «душу блокады»: «Разверзлись небеса, и умирающие увидели Бога».

Его произведения хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и в частных собраниях.

(Слайд 23)

До войны он рисовал мультфильмы, например «Сказка о глупом мышонке». Музыку к мультфильму написал композитор Дмитрий Шостакович, превратив его по сути в мини-оперу.

(Слайд 24)

Именно в  осажденном Ленинграде композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович работал над своей 7-й симфонией. 9 августа 1942 года в Ленинграде звучала музыка – 7-я симфония Шостаковича стала музыкальным памятником блокаде и войне.

(Слайд 25_фрагмент симфонии, видеоролик «Д.Шостакович» Приложение 8 )

Учитель:

(Слайд 26_)

Город жил!   В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. (звучит стук метронома).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.

Город и вся страна впервые услышали по радио голос Ольги Берггольц. Передача началась её стихами.

(Слайд 26_видео “Блокадный Ленинград. Ольга Берггольц” Приложение 9)

Я говорю под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена…

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Товарищ, нам горькие выпали дни,

Грозят небывалые беды,

Но мы не забыты с тобой, не одни,-

И это уже победа!

18 января 1943г. в результате наступательной операции блокада Ленинграда была прорвана. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

27 января 1944г. в Ленинграде прогремел салют в честь полного освобождения города.

   

(Слайд 27_Видео “Прорыв  блокады  Ленинграда. Операция  “Искра” Приложение 10)

 

Учитель:

Битва за Ленинград закончилась. Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… 

(На доске слова: голод_холод_бомбежка.  Бумажные человечки умерли от голода и холода, умерли от бомбежек)

Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба. Положите на ладошку 125 граммов хлеба. (раздать хлеб)

Не забывайте о подвиге ленинградцев. Покупая свежий хлеб и при этом, избавляясь от черствого, или выбрасывая недоеденные кусочки в школьной столовой, всегда помни…

Ученик:  

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!

Учитель:

(Слайд 28)

За  мужество  и  героизм,  проявленные  жителями  блокадного  города, Ленинград  получил  звание Город-Герой ,  награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

Будем же с благодарностью помнить подвиг   ленинградцев!  Подвиг великий и вечный.

(Слайд 29_видео “Пискаревское кладбище” Приложение 11)

Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

Почтим память всех погибших минутой молчания.

(Слайд  30_Пауза. Стук  метронома. Приложение 6)

Пусть будет мир
Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!

Учитель: Скоро в России великий праздник - 75 годовщина Победы в Великой Отечественной войне.  

Я уверена, что ваша подготовка к уроку Мужества, и его проведение дали нам возможность осязаемо соприкоснуться с той, уже далёкой историей нашей Родины, о которой мы не имеем права забывать. Я уверена, что наше мероприятие  нашло неравнодушный отклик в ваших душах и сердцах!