Игра как эффективная технология на уроке истрии
статья по истории (8 класс)

Василькова Наталья Борисовна

 Кое-что из опыта использования игровых тенологий на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vasilkova_n.b._igra_kak_effektivnaya_tehnologiya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Василькова  Наталья Борисовна

                                                                                                         учитель истории и обществознания

    ГБОУ школы № 15 Санкт-Петербурга

Игра как эффективная форма активизации

 познавательной деятельности обучающихся на уроке истории и обществознания

Как известно, становление ребенка как личности проходит через несколько этапов. В основе каждого из них лежит основной вид деятельности: игра, учеба, труд. Важен, разумеется, каждый из них. Но игра, в ходе которой ребенок получает необходимые навыки, первые опыты социализации и познания, представляется основной в этом долгом и трудном процессе формирования и становления личности человека.  

Игра в различных ее формах сопровождает человека на протяжении всей сознательной жизни. Разумеется, на протяжении всего обучения в школе, в той или иной форме применяются элементы игры. И они способны оказать огромную помощь как ученику при решении образовательных задач, так и учителю, который эти задачи формулирует и ставит.

Конечно, учителям гуманитарного цикла решать образовательные задачи с помощью элементов игры, гораздо проще, чем остальным. Сами предметы – история, обществознание, литературы подталкивают к применению игровых форм как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С помощью элементов игры, моделирования ситуаций (это ведь тоже в своем роде игра) можно получить гораздо больший результат, чем на традиционном уроке. Современные уроки, которые проводятся на основе ФГОС, предусматривают использование различных форм и методик урока, но их, скорее можно отнести именно к процессу обучения. Игра позволяет расширить рамки такого урока и одновременно, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Обществознание. Это предмет, который позволяет применять игровые формы практически при изучении каждой темы. Не секрет, что и программа, и УМК по этому предмету далеко не всегда составлены так, чтобы учащиеся сразу заинтересовались какой- то из тем. И здесь на помощь приходит игра, выдуманные обстоятельства, созданные ситуации и роли.  Разобравшись в игре станет проще понимать тему в целом.  

В игровой форме можно представить изучение тем: «Семейные правоотношения», «Уголовные правоотношения», «Политическая система» «Политические партии и лидеры» и пр. И разумеется, идеальной темой здесь становится разбор темы «Выборы и избирательная системы». Особенно это удачно получается, если изучение в классе совпадает с электоральным циклом в стране. Это помогает максимально актуализировать изучение темы и повысить заинтересованность учащихся. Это происходит потому, что помимо теоретического материала – изучение основ избирательной системы, правил проведения избирательной компании и самих выборов, учащиеся могут наблюдать развитие процесса, так сказать в режиме «онлайн».

Более того, в ходе изучения темы, в игровой форме можно создать ситуацию, когда класс может потренироваться и в избирательной агитации, и в выборах. И делается это следующим образом:

1. Постановка задачи: объявляется темы игры – «Выборы» (Государственной Думы, губернатора, муниципальные и т.д.)

2. Класс делится на группы, каждая из которых выбирает одну из партий, или кандидата, которые участвуют в реальных выборах.

3. Дается время на подготовку и сбор материала, чтобы собрать данные о программе кандидатов, их агитации и пр.

4. Подготавливается выступление как бы от имени кандидата. Ученики во время игры – «доверенные лица», задача которых – убедить проголосовать за него.

5. Учитель готовит необходимые материалы: образцы «протоколов» «бюллетеней» и пр. Учащиеся готовят презентации о своих кандидатов (от набора рекламной продукции, которую иногда собирают даже в избирательных штабах, до видеороликов).

6. Заранее оговаривается, на какие вопросы каждая команда должна ответить (положения программ, позиции по каким-либо общеполитическим и экономическим вопросам вопросам).  При этом соблюдая положения настоящего закона о выборах (теоретическая подготовка точно будет не лишней).

7. В ходе самого урока-игры каждая команда должна представить своего кандидата или партию. Сделать это максимально кратко и емко (не более пяти минут).

Также команда должна приготовить по одному вопросу к остальным командам.

Второй часть выступления команды – ответы на вопросы от конкурентов.

8. Завершающей и самой волнительной частью урока-игры станет голосование. Которое следует провести «как у больших» - с настоящей избирательной урной, с бюллетенем, избирательной комиссией, тайной голосования, подведением итогов и заполнения протокола.

9. Победитель –та команда, за которую подано большинство голосов. Распределение бонусов в виде оценок учитель оставляет за собой. Понятно, что объявляется об этом заранее, так что команды знают, за что борются.

10. Очень важно в завершении провести работу по рефлексии – команды должны проанализировать свой результат, попытаться понять, в чем допустили ошибки – в незнании позиций программ своего кандидата или в недостаточно качественном ее представлении.

Данная форма урока позволяет достигнуть нескольких результатов:

1. Детально разобрать основы избирательной системы страны и отчасти –государственного управления.

2. Заинтересовать учащихся настоящим политическим процессом, что кажется небесполезным, так ка школьные годы пройдут быстро и столкнуться с реальной политикой придется всем. На знакомство с этой политикой уже понадобится меньше времени.

3. Потренироваться в сборе и классификации информации.

4. Потренироваться в представлении этой информации.

5. Наработать навыки коллективной работы – от слаженной работы команды зависит успех всех. Как правило, оратор –один, остальные –те, кто обеспечивает его материалом, презентацией и пр.

6. Принять результаты голосования, даже если оно не в пользу твоей команды – проанализировать и сделать выводы.

Разумеется, такое мероприятие – урок-выборы – требует серьезной подготовки не только учащихся. Учитель также должен быть в «теме», чтобы помочь своим подопечным в отборе и представлении материала, т.к. дети не всегда могут оценить адекватно свои выступления. На уроке учителю отводится роль арбитра (некоего Председателя избирательной комиссии), чтобы контролировать ход процесса, не допускать нарушения дисциплины (дети могут настолько увлечься процессом, что едва не доходит до выяснения отношений). В завершении мероприятия учитель должен подвести итоги, обязательно указать на положительные и отрицательные стороны, разумеется, сохраняя объективность.

Урок-выборы, разумеется, в большей части – это игра с элементами политики. Но такой вариант изучения темы «Избирательная система» представляется крайне удачным – позволяет детям себя с разны сторон – показать себя не просто как ученики, но как потенциальные общественные деятели, ораторы, социологи, пиарщики и пр. Это, возможно, может стать первым шагом для будущей профессии. И пусть никто из них не будет политиком, но опыт коллективной работы на общий результат, пусть и в игре, явно пригодится в будущей, взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение эффективных технологий на уроке английского языка

В данной работе обобщен опыт применения ирговых технологий и метода проектов на уроках английского языка...

Презентация на педсовт с темой "Игра и игровые технологии на уроках химии"

Данную презентацию можно использовать на педсовете с тематикой выступления "Игра и игровые технологии на уроках химии" Можно использовать презентацию и на методическом объединении,. презентация отвеча...

«Современные эффективные технологии на уроках английского языка»

Публикация статьи по теме "Современные эффективные технологии на уроках английского языка"...

Новые эффективные технологии на уроках литературы

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств...

Презентация на тему:"Использование эффективных технологий на уроках биологии"

—Считаю. что учитель без новаций - это учитель вчерашнего дня. Учитель должен ориентироваться на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребёнку стать человеком, совершенствующим са...

Игра как здоровьесберегающая технология на уроках русского языка

        Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Это бесценный дар, который нужно беречь и сохранять....