Игры и упражнения для активизации внимания, снятия усталости. Тематические динамические паузы.
учебно-методический материал по истории

Кадникова Светлана Юрьевна

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла

Применение кинезиологических упражнений в начале занятий способствуют более быстрой настройке детей на урок, улучшает концентрацию внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.4.1.docx232.82 КБ

Предварительный просмотр:

Кадникова С.Ю,

учитель истории и обществознания МКОУ «Усть-Каменской средней школы»

Тема   выступления на ШМО учителей гуманитарного цикла

Игры и упражнения для активизации внимания, снятия усталости. Тематические динамические паузы.

Применение кинезиологических упражнений в начале занятий способствуют более быстрой настройке детей на урок, улучшает концентрацию внимания. После динамической паузы с применением телесных упражнений и упражнений на мелкую моторику улучшается работоспособность, координация движений, снимается напряжение с мышц рук. Использование упражнений на релаксацию, дыхательных упражнений в конце занятия снимает напряжение и утомление после интенсивной интеллектуальной деятельности.

  • Во время урока проводить такие упражнения рекомендуется при проведении стандартной учебной работы. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
  • Если же учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.

  1. «Перекрестные движения». Выполнение перекрестных координированных движений одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем то же делается левой рукой и правой ногой.

  1. «Кулак». «Ребро». «Ладонь». Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания. Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе.
  2.  «Слон». Исходное положение: стоя. Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
  3. «Ленивые восьмерки».  Исходное положение: стоя или сидя. Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз.
  4. «Думающая шляпа». На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить. Исходное положение: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.

Комплексе упражнений для глаз:

1. «Стрельба глазами» влево – вправо, вверх – вниз по 6 раз.

2. Рисование глазами кругов по часовой стрелке и против часовой стрелки по 6 раз.

C:\Users\st12\Downloads\20151110-0010.jpeg3. Письмо глазами исторических дат

4. Письмо имени, фамилии исторического деятеля

5.Рисование носом. Посмотреть на контур границ государства, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.

6. Раскрашивание. Представьте белый контур границ территории Киевской Руси. Мысленно раскрасьте разным цветом княжества. Раскрашивать не торопясь, не допуская пробелов.

7. Круг. Представить большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. При этом можно мысленно называть соседей государства, княжества или повторить береговую линию Древней Греции.

8. Квадрат. Представить квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Тематические динамические паузы для уроков истории

Игра «Рыбалка»

Учитель предлагает учащимся назвать основные занятия древнейшего человека. Затем предлагает сходить на рыбалку. Правая рука учителя- река, левая рука- рыба, которую детям нужно поймать хлопком всякий раз, когда она выпрыгивает из воды. «Рыба» может хитрить и показывать из воды только «Хвостик»- большой палец на левой руке учителя, или совершать сразу несколько прыжков из воды.

Физминутка

  • по теме «Боги Древнего Египта»

Нут поднимет руки к небу, 

Поклонится мужу Гебу.

Снова тянет руки к небу,

Чтобы поклониться Гебу.

Амон Ра в ладье плывет,

Резво веслами гребет. 

Бастет гибкая как кошка

Вдруг похлопает в ладошки.

 Нейт опять идет в поход,

На войну царей ведет. 

Мудрый Тот уж злится.

Нам пора учиться.

  • по тема «Военные походы фараонов».

Ученики встают около своих столов. Учитель рассказывает, показывает и выполняет вместе с учениками движения:

Египетские фараоны с войсками ходили на Север, Юг, Запад, Восток (повороты головы)

Египетские войска стреляли из лука (имитация)

Шли пешком (имитация)

Снова стреляли из лука (имитация)

И шли пешком (имитация)

Знать натиралась благовониями (имитация)

И все снова шли в поход (имитация).

Игра «Море волнуется раз» используется, когда изучаются исторические термины. – Например. древнейший человек, питекантроп, неандерталец, охотник,  саблезубый тигр, мамонт, называются имена разных божеств,  пирамида, колесница, фараон, вельможа, писец, крестьянин, раб,  мореплаватель, царь и тд.

Игра «Море волнуется раз»:

Море волнуется раз, море волнуется два,

Море волнуется три:        

  • фигура первобытного человека на месте замри;
  • фигура мамонта на месте замри;
  • фигура рубила на месте  замри и т.д.
  • фигура ученика 5 класса на месте замри

«Собери монеты»

Тема «Персидская держава «царя царей»

До начала урока учитель расклеивает в классе «монеты» Дария I (под крышки и на ножки парт, стульев). Во время объяснения нового материала говорит, что Дарий I ввел золотую монету «дарик» и устраивает соревнование, какой ряд больше монет соберет.

На уроке по истории Древней Греции «Олимпийские игры в древности»

В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)

Сели-встали

 Учитель называет термины и просит детей – встать-сесть (встать, если термин относится к Древнему Египту, а сесть, если к другой стране древнего мира).

  • поднять руки-опустить руки (называть разные сражения, дать задание поднимать руки, если в этом сражении победили, опустить – если проиграли).
  • шаг вперед – шаг назад (утверждение верно-вперед, неверно-назад, и т.д.).

Глухие телефоны.

Эту физкультминутку можно проводить при изучении любой темы. На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово, они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. Сравниваем.Учащиеся определяют, что это такое. Это может быть и неизвестное учащимся слово или понятие, которое они должны вскоре изучить

На уроке можно организовать и две телефонные линии, — тогда возникнет своеобразная эстафета. Две команды передают одну и ту же информацию, кто быстрее, а «разведчики-судьи» пытаются (не сходя со своих мест) «перехватить» передаваемый текст. Выигрывает та команда, чей телефон оказался самым быстрым и неиспорченным.

Строители (загадки-разминки)

C:\Users\st12\Downloads\20151110-0011.jpegНесколько учеников выходят к доске и «строят» из себя какую-то букву или знак-загадку, как застывшую живую пирамиду, а все остальные отгадывают

Змейка (загадки-разминки)

По считалочке выбирается ведущий. Он загадывает «букву», «цифру»  и вызывает 4-6 учеников к доске. Вызванные берутся за руки и вьются за ведущим, который хороводом-змейкой прописывает загаданное. Участники хоровода и зрители отгадывают .

Гимнастика для пальчиков

Бинокли

Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем - получается овал. Одновременно называют имена, понятия, города, памятники культуры. Затем ученики смотрят в образовавшиеся бинокли.

Здравствуйте

Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки. При этом могут перечислять названия или слова по указанной теме.

Интернет- ресурсы:

1.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/fizminutki

3.http://www.razumniki.ru/fizkultminutki_tematicheskie.html

http://www.openlesson.ru/?cat=155


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Материал в помощь воспитателю, работающему в коррекционной школе VIII вида. Представлены игры и упражнения на развитие внимания....

Игры и упражнения для развития внимания.

Игры и упражнения для коррекции внимания. Рекомендации для родителей....

Динамическая пауза. Упражнения.

В презентации представлены упражнения для динамической паузы....

Динамическая пауза. Упражнения.

Упражнения для динамической паузы....

Консультация для родителей: "Игры, задания, упражнения на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста".

В консультации для родителей предложены игры, задания, упражнения на развитие разных видов внимания, которые можно предложить ребенку в домашних условиях....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Данные виды игр и упражнений напрввлены на развитие внимания....

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к ребёнку и иметь время для занятий и игр с ним....