ПавелI. Внутренняя политика Российского государства 1796 - 1801 гг.
план-конспект урока по истории (9 класс)

Кайнова Оксана Анатольевна

Урок разработан в системе Способа диалектического обучения с применением документально-методического коомплекса. Приложение - текстовая задача к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор разработанного урока: Кайнова Оксана Анатольевна,

учитель истории и обществознания МБОУ «Танзыбейская СШ»

Тема: «Павел 1. Внутренняя политика  Российского государства 1796-1801 гг.»

Цель урока: показать внутреннюю политику России в период правления Павла I (1796-1801гг) используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

Задачи  урока:

  • образовательная: проанализировать основные преобразования во внутренней политике, отметив их противоречивость; подвести итоги деятельности внутренней политики Павла I;
  • развивающая: формировать умение анализировать исторические тексты, используя различные источники знаний; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; давать ответы по сквозным вопросам; систематизировать материал; решать проблемные текстовые задачи; презентовать полученный материал.
  • воспитательная: чувство патриотизма к прошлому своего государства, умение выражать личную позицию на историческое событие.

Планируемы результаты:

  •  стремление учащихся участвовать в коллективной и индивидуальной работе, поддерживать интерес к предмету, толерантность; воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма;
  • умение самостоятельно определять цели и задачи урока и познавательной деятельности, планировать пути достижения целей;
  • знание содержания, противоречивости и драматизма внутренней политики России в период правления Павла I (1796-1801гг)

Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием проблемного,  наглядного, практического, словесного методов.

Оборудование:

  • учебник 8 класс «История России»
  • раздаточный дидактический  материал  для индивидуальной работы «Текстовая задача»
  • презентация «Павел 1. Внутренняя политика в Российском государстве»

Исторические персоналии: Петр III, Екатерина II, Павел I, Александр I,

План урока:

  1. Внутриполитическая деятельность Павла 1

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Мотивационный этап (3 минуты)

- Жизнеописание  какого императора мы изучали на прошлом уроке? (Павла 1) (слайд №1)

- Назовите дату правления императора Павла 1 (1796-1801 гг.), сколько лет правил Павел 1? (4 года, 4 месяца, 4 дня)

- Это какой век? (18 – начало 19 века).

- Сколько лет прошло со дня окончания правления Павла? (218 лет).

- А люди помнят о нем и сегодня, предположите, почему? (предположения обучающихся)

Слайд № 2

Проблемный вопрос. Два мнения историков о правлении Павла 1

- Большинство дореволюционных историков определяли  период правления Павла 1 как «царство страха», когда борьба с сословными привилегиями привела к резкому ограничению элементарных человеческих прав, а порядок и дисциплина зависели от каприза самодержца. Политику Павла характеризовали как желание все делать наперекор Екатерине 2. Ряд историков даже считали Павла Петровича сумасшедшим (С.Ф. Платонов, М.К. Любавский и др.).

+ М.В. Клочков рисовал облик Павла как благородного рыцаря, защитника простого народа, которого невзлюбило дворянство.

- Сформулируйте проблемный вопрос, исходя из анализа 2 противоположных высказываний историков  Слайд №3

Так кто он? Павел I  - властный тиран или истинный рыцарь в вопросах чести?

и поставьте задачи на сегодняшний урок:

Слайд № 4.

Вспомнить… Изучить…. Проанализировать… Сделать вывод… и т.п.

Слайд № 5.

Заявка на оценку, критерии оценивания (озвучить)

- Предположите, какую оценку вы можете получить сегодня на уроке? (запишите на полях рабочей тетради)

III. Индивидуальный труд. Самостоятельная работа с текстовой задачей (25 мин.)

- Чтобы ответить на проблемный вопрос урока, предлагаю решить текстовую задачу с содержащимися там текстами и заданиями к текстам. Решив задачу, сформулируйте свое мнение о внутренней политике Павла 1 (задание №5)

Прочитайте внимательно тексты о преобразованиях Павла 1 в Российской империи и ответьте на вопросы

Текст 1. Реформа престолонаследия

 В день коронации новый закон (5 апреля 1797 г.), регулировавший престолонаследие, был принят Павлом 1  для укрепления самодержавия, устанавливавший переход престола от отца к старшему сыну и, как правило, не допускавший женского правления. Павел 1 предполагал, что если бы действовал принцип первородства при наследовании российского престола, то законным императором после своего отца был бы он, а не Екатерина 2.

Текст 2. Военная реформа

Эта реформа стала одним из самых масштабных преобразований нового императора. Прежде всего, были приняты новые уставы для пехоты, кавалерии и моряков (ноябрь 1796 г.), которые значительно расширили ответственность и сократили полномочия и привилегии офицерского состава.

 Отныне они лично отвечали за жизнь и здоровье солдат, не могли использовать их для работ в собственных имениях, и обязаны были предоставлять им 28-дневный отпуск каждый год. Офицеры были уравнены в правах с солдатами.

 Солдаты же получили право жаловаться на злоупотребление и произвол со стороны офицеров. Срок службы солдат был ограничен до 25 лет, те же, кто отслужил положенное или не мог продолжать службу из-за состояния здоровья, получал пенсию с содержанием в инвалидных ротах или подвижных гарнизонах. Были сформированы и новые армейские подразделения:

  • подразделение связи (фельдъегерский корпус),
  • военно-инженерное подразделение (Пионерный полк), 
  • Собственное Его Величества Депо карт, ответственное за сохранность имевшихся и издание новых карт.

Текст 3. Положение крестьянства

В целом положение крестьян при новом правителе улучшилось, однако и здесь некоторые его поступки кажутся странными: так, за время правления он раздарил более 600 000 государственных крепостных, считая, что у помещиков им будет «житься» легче. Для сравнения, Екатерина 2 за 34 года правления передала 800 000 крестьян помещикам. Во время правления Павла I существенно изменились крестьянские повинности: теперь помещики могли требовать отработки барщины не чаще трех раз в неделю, и никогда – в праздничные и воскресные дни.

Государственные крестьяне получили право записываться в мещанское и купеческое сословие. Губернаторов император обязал следить за тем, как помещики относятся к крепостным, и докладывать ему о случаях жестокого обращения. Павел I запретил продажу дворни и крестьян без земли, а также обязал помещиков не разделять семьи при продаже.

Текст 4. Положение дворянства

Император проводил политику сознательного ослабления позиций дворянства и, в частности, гвардии. Скорее всего, такие меры были продиктованы страхом перед очередным дворцовым переворотом. С 1797 г. были разрешены телесные наказания для представителей дворянского сословия за пьянство, разбой, служебные нарушения и убийство. В этом же году Павел I ввел для дворян налог на содержание губернских органов самоуправления, запрет на коллективные прошения и участие в выборах для тех, кого уволили за проступки с государственной службы.

Через два года, в 1799 г., была введена подушная подать в 20 рублей, а также отменены дворянские собрания в губерниях.

  1. Используя текст №1, ответьте на вопрос:

а) Когда был принят новый закон о порядке престолонаследия Павлом 1? (1 б.) Ответ:_в день коронации Павла 1 на престол 5 апреля 1797 г.

б) Вследствие чего Павлом 1 был принят новый указ о престолонаследии? (3 б.) Ответ: Павел 1 предполагал, что если бы действовал принцип первородства при наследовании российского престола, то законным императором после своего отца был бы он, а не Екатерина 2.

Используя текст № 2, ответьте на вопрос:

а) Каким образом изменилось положение солдат и офицеров в российской армии при Павле 1? (3 б.)

Ответ: Офицеры лично отвечали за жизнь и здоровье солдат, не могли использовать их для работ в собственных имениях,  обязаны были предоставлять им 28-дневный отпуск каждый год. Офицеры были уравнены в правах с солдатами.

Солдаты получили право жаловаться на злоупотребление и произвол со стороны офицеров. Срок службы солдат был ограничен до 25 лет, те же, кто отслужил положенное или не мог продолжать службу из-за состояния здоровья, получал пенсию с содержанием в инвалидных ротах или подвижных гарнизонах.

б) Предположите, каким образом эти изменения повлияли бы на жизнь и взаимоотношения солдат и офицеров, и на армию в целом? (3 б.)

Ответ: Солдатам стало легче служить, в отношении их были произведены  привилегии: 28-дневный отпуск, офицеры не имели права их бить, привлекать к работе на собственных имениях, однако, непослушание солдат офицерам в армии привело бы к хаосу, а  армия, как известно,  защищает государство, следовательно не все нововведения были положительными в армии.

          в) Рассмотрите  иллюстрацию военной формы при Павле 1. Сделайте   вывод: Почему военная форма была удобной или (неудобной) для солдат и офицеров российской армии при правлении Павла 1?  (3б.)

C:\Users\User\Desktop\134026_original.jpg

Ответ: военная форма была на прусский манер, и очень недобной для солдат и офицеров, так как  белые суконные штаны надевались мокрыми, чтобы не было ни единой складки, узкий мундир обтягивал тело и невозможно было в нем вести службу, ботфорты с высоким голенищем стесняли движения солдат и офицеров, гренадерки и треугольные шляпы были неудобными при военных действиях.

Используя текст № 3, ответьте вопрос:

а) Какие главные изменения в положении крестьянства произошли вследствие крестьянской реформы? (2 б.)

Ответ: существенно изменились крестьянские повинности: теперь помещики могли требовать отработки барщины не чаще трех раз в неделю, и никогда – в праздничные и воскресные дни. Павел I запретил продажу дворни и крестьян без земли, а также обязал помещиков не разделять семьи при продаже.

б) Найдите  и письменно постройте противоречие  в положении крестьянства при Павле 1 (карточка № 4) (4 б.)

Ответ: В целом положение крестьян при правлении Павла 1 улучшилось: сократилась 6-дневная барщина до 3-дневной, помещики не могли заставить работать крестьян в праздничные и воскресные дни, однако, Павел 1 раздарил государственных крепостных за 4 года 600000, в то время как его мать, Екатерина 2 за 34 года правления – 800000 крестьян.

Используя текст №4, ответьте на вопрос:

 а) Почему Павел 1 проводил политику ослабления позиций дворянства? (2 б.)

Ответ: Император проводил политику сознательного ослабления позиций дворянства и, в частности, гвардии из-за страха перед очередным дворцовым переворотом.

б)  Как доказать, что положение дворян ухудшилось во времена правления Павла 1?

Ответ: С 1797 г. были разрешены телесные наказания для представителей дворянского сословия за пьянство, разбой, служебные нарушения и убийство. В этом же году Павел I ввел для дворян налог на содержание губернских органов самоуправления, запрет на коллективные прошения и участие в выборах для тех, кого уволили за проступки с государственной службы.

Через два года, в 1799 г., была введена подушная подать в 20 рублей, а также отменены дворянские собрания в губерниях.

Сделайте вывод о внутриполитическом курсе Павла 1, ответьте на проблемный вопрос: Павел 1 – властный тиран или истинный рыцарь в вопросах чести? Ответ постройте в виде умозаключения (карточка № 6) (5 б.)

Ответ: Поскольку в стране при правлении Павла 1 было проведено много реформ, а эти реформы носили противоречивый характер, следовательно внутренняя политика императора была полна противоречий и не принесла истинного блага для всего общества.

IV.Групповая работа.  (3 минуты)

Объединяются в 4 группы по следующим направлениям, проверяют и выступают с ответом:

 Работа с текстом  №1 – 1 группа (Зубков Дмитрий)

Текст №2 – 2 группа (Трапезникова Дарья)

Текст №3 - 3 группа (Новикова Кристина)

Текст №4  - 4 группа (Белый Владимир)

V. Сложная кооперация. Выступление от групп. (по 3 минуты - 9 минут) Проверка

Ответ на проблемный вопрос в начале урока: Павел 1 - властный тиран или истинный рыцарь в вопросах чести?

VI. Самооценка. Подсчитать баллы, полученные за урок. Заявка на оценку:

«5» - 26 б. и более

«4» - 20-25 б.

«3» - 13 – 19 б.

Лист самооценки

Оцени свою работу на сегодняшнем уроке  знаком «+»:

Работал активно. Урок полезен, все понятно.

Не удалось выполнить все задания. Не все понял на уроке.

Еще придется потрудиться

Да, трудно все-таки учиться!

VII. Домашнее задание: п.24, вопросы, составить синквейн о внутренней политике Павла 1.

Лист самооценки

Оцени свою работу на сегодняшнем уроке  знаком «+»:

Работал активно. Урок полезен, все понятно.

Не удалось выполнить все задания. Не все понял на уроке.

Еще придется потрудиться

Да, трудно все-таки учиться!

Лист самооценки

Оцени свою работу на сегодняшнем уроке  знаком «+»:

Работал активно. Урок полезен, все понятно.

Не удалось выполнить все задания. Не все понял на уроке.

Еще придется потрудиться

Да, трудно все-таки учиться!

Лист самооценки

Оцени свою работу на сегодняшнем уроке  знаком «+»:

Работал активно. Урок полезен, все понятно.

Не удалось выполнить все задания. Не все понял на уроке.

Еще придется потрудиться

Да, трудно все-таки учиться!

Лист самооценки

Оцени свою работу на сегодняшнем уроке  знаком «+»:

Работал активно. Урок полезен, все понятно.

Не удалось выполнить все задания. Не все понял на уроке.

Еще придется потрудиться

Да, трудно все-таки учиться!



Предварительный просмотр:

Текстовая задача

Тема: Внутренняя политика Павла I

Автор: Кайнова О.А., учитель истории и обществознания МБОУ «Танзыбейская СОШ»

Планируемые результаты:

В ходе решения текстовой задачи обучающийся сможет:

  • воспроизводить информацию о внутренней политике Павла 1, (Позн. УУД);
  • сформулировать аргументы или контраргументы по вопросу значения внутренней политики Павла 1 на развитие Российского государства .  (Ком. УУД, Рег. УУД, Позн. УУД);
  • занять позицию или высказать собственное мнение об отношении социальных слоев общества к проводимым Павлом 1 реформам в государстве (Личн. УУД, Ком. УУД);
  • умение работать с иллюстративным материалом, делать предположения в отношении военной формы при Павле 1. (Позн. УУД, Рег. УУД, Личн. УУД);
  • сделать выбор, сформировать отношение к значению проводимых реформ Павла 1 во внутренней политике для развития Российской империи. (Личн. УУД).

Заявка на оценку:

«5» - 26 б. и более

«4» - 20-25 б.

«3» - 13 – 19 б.

Прочитайте внимательно тексты о преобразованиях Павла 1

в Российской империи и ответьте на вопросы

Текст 1. Реформа престолонаследия

 В день коронации новый закон (5 апреля 1797 г.), регулировавший престолонаследие, был принят Павлом 1  для укрепления самодержавия, устанавливавший переход престола от отца к старшему сыну и, как правило, не допускавший женского правления. Павел 1 предполагал, что если бы действовал принцип первородства при наследовании российского престола, то законным императором после своего отца был бы он, а не Екатерина 2.

Текст 2. Военная реформа

Эта реформа стала одним из самых масштабных преобразований нового императора. Прежде всего, были приняты новые уставы для пехоты, кавалерии и моряков (ноябрь 1796 г.), которые значительно расширили ответственность и сократили полномочия и привилегии офицерского состава.

 Отныне они лично отвечали за жизнь и здоровье солдат, не могли использовать их для работ в собственных имениях, и обязаны были предоставлять им 28-дневный отпуск каждый год. Офицеры были уравнены в правах с солдатами.

 Солдаты же получили право жаловаться на злоупотребление и произвол со стороны офицеров. Срок службы солдат был ограничен до 25 лет, те же, кто отслужил положенное или не мог продолжать службу из-за состояния здоровья, получал пенсию с содержанием в инвалидных ротах или подвижных гарнизонах. Были сформированы и новые армейские подразделения:

  • подразделение связи (фельдъегерский корпус),
  • военно-инженерное подразделение (Пионерный полк), 
  • Собственное Его Величества Депо карт, ответственное за сохранность имевшихся и издание новых карт.

Текст 3. Положение крестьянства

В целом положение крестьян при новом правителе улучшилось, однако и здесь некоторые его поступки кажутся странными: так, за время правления он раздарил более 600 000 государственных крепостных, считая, что у помещиков им будет «житься» легче. Для сравнения, Екатерина 2 за 34 года правления передала 800 000 крестьян помещикам. Во время правления Павла I существенно изменились крестьянские повинности: теперь помещики могли требовать отработки барщины не чаще трех раз в неделю, и никогда – в праздничные и воскресные дни.

Государственные крестьяне получили право записываться в мещанское и купеческое сословие. Губернаторов император обязал следить за тем, как помещики относятся к крепостным, и докладывать ему о случаях жестокого обращения. Павел I запретил продажу дворни и крестьян без земли, а также обязал помещиков не разделять семьи при продаже.

Текст 4. Положение дворянства

Император проводил политику сознательного ослабления позиций дворянства и, в частности, гвардии. Скорее всего, такие меры были продиктованы страхом перед очередным дворцовым переворотом. С 1797 г. были разрешены телесные наказания для представителей дворянского сословия за пьянство, разбой, служебные нарушения и убийство. В этом же году Павел I ввел для дворян налог на содержание губернских органов самоуправления, запрет на коллективные прошения и участие в выборах для тех, кого уволили за проступки с государственной службы.

Через два года, в 1799 г., была введена подушная подать в 20 рублей, а также отменены дворянские собрания в губерниях.

  1. Используя текст №1, ответьте на вопрос:

а) Когда был принят новый закон о порядке престолонаследия Павлом 1? (1 б.) Ответ:______________________________________________________________________

б) Вследствие чего Павлом 1 был принят новый указ о престолонаследии? (3 б.) Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используя текст № 2, ответьте на вопрос:

а) Каким образом изменилось положение солдат и офицеров в российской армии при Павле 1? (3 б.)

Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Предположите, каким образом эти изменения повлияли бы на жизнь и взаимоотношения солдат и офицеров, и на армию в целом? (3 б.)

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Рассмотрите  иллюстрацию военной формы при Павле 1. Сделайте   вывод: Почему военная форма была удобной или (неудобной) для солдат и офицеров российской армии при правлении Павла 1?  (3б.)

C:\Users\User\Desktop\134026_original.jpg

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Используя текст № 3, ответьте вопрос:

а) Какие главные изменения в положении крестьянства произошли вследствие крестьянской реформы? (2 б.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Найдите  и письменно постройте противоречие  в положении крестьянства при Павле 1 (карточка № 4) (4 б.)

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Используя текст №4, ответьте на вопрос:

 а) Почему Павел 1 проводил политику ослабления позиций дворянства? (2 б.)

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б)  Как доказать, что положение дворян ухудшилось во времена правления Павла 1?

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте вывод о внутриполитическом курсе Павла 1, ответьте на проблемный вопрос: Павел 1 – властный тиран или истинный рыцарь в вопросах чести? Ответ постройте в виде умозаключения (карточка № 6) (5 б.)

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 годах».

Цель урока: сформировать представления о личности Александра I, его внутренней политике,  причинах назначения «Негласного комитета» и характере первых преобразований в стране....

Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг."

Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг." В презентации показаны основные направления внутренней политики императора Александра I d 1801-1806 гг., его основ...

. Конспект урока в 8 классе "Внутренняя политика Александра 1 в 1801 – 1806 годах"

Урок разработан к учебному пособию Данилова А.А., КосулинойЛ.Г. 8 класс с дополнительным раздаточным материаллом....

Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."

Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."...

Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах"

Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах может быть использован учителем при проведении урока истории в 8 классе....

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годы

План урока.Выяснить причины кризиса феодально-крепостнической системы в России на рубеже  XVIII-XIX веков.Охарактеризовать личность императора Александра IРассмотреть результаты деятельности...

Презентация "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806г.г."

Презентация по истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806г.г."...