Применение технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на уроках истории.
методическая разработка по истории (8 класс)
В методической разработке рассматривается применение технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на уроках истории. Представлена технологическая карта урока истории на тему: «Предпосылки Петровских реформ», на котором используется технология деятельностного метода обучения и приёмы развития критического мышления («корзина идей», «мозгового штурма», «составление кластера», «незаконченное предложение», графический прием «фишбоун», «концептуальная таблица», «кубик «Блума», «визуализации», «синквейн»).
Технологическая карта включает в себя все этапы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон с конкретным описанием деятельности учителя и ученика на всех этапах урока:
- этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
- этап актуализации и пробного учебного действия;
- этап выявления места и причины затруднения;
- этап построения проекта выхода из затруднения;
- этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи;
- этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи;
- этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- этап включения в систему знаний и повторения;
- рефлексия учебной деятельности на уроке.
Представленная разработка может быть полезна педагогам, молодым специалистам, студентам для прохождения педагогической практики. Методическая разработка содержит технологическую карту урока, электронные приложения к уроку и готовую презентацию. Поэтому она может быть самостоятельным полноценным уроком в 8- м классе.
В основу представленной работы положен практический опыт применения технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на уроках истории.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на уроках истории.
«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня;
а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни»
Японская пословица
Суть притчи в том, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
В современном образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения).
В связи с этим мы понимаем, что необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Важные шаги в развитии деятельностного подхода были сделаны П.Я. Гальпериным, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. [1;2;5]. В отечественной педагогике и психологии теория деятельности сформировалась благодаря их исследованиям.
В последние годы большой вклад в деятельностный метод внесла Л. Г. Петерсон. Ее технология позволяет формировать не только предметные результаты освоения программы, но и развивать у детей деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем.[3]
В технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон ключевое место занимает самостоятельная деятельность учеников. Главная цель – не дать готовые знания, а научить учащихся их искать и применять.
Мой опыт показывает, что метод Л.Г. Петерсон можно применять как в основной, так и в старшей школе, он обеспечивает включение детей в деятельность на всех этапах урока. На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Из четырех типов уроков в рамках деятельстного метода наиболее результативными для меня являются уроки «открытия» нового знания т.к. они предполагают активное участие учащихся в процессе обучения. [4] Ученики сами думают, рассуждают, ведут постоянный поиск, получают знания и понимание учебного материала, применяют его в жизни. Конечно, есть определенные трудности, сложности вызывают виды работы, где требуется много времени на подготовку, определенная база знаний, мыслительная деятельность, умение аргументировано высказывать собственную точку зрения.
В основу представленной методической разработки положен один из моих практических опытов применения технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на уроках истории.
Данная методическая разработка применяется в ходе реализации рабочей программы учебного предмета «История» для 5-9 классов и обеспечивает достижение обучающимися высоких результатов за счет формирования у них деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изученного материала на основе освоения универсальных способов деятельности.
Методическая разработка на тему:
«Предпосылки Петровских преобразований»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Педагогические технологии, применяемые в ходе урока: технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, технология сотрудничества, технология критического мышления, технология развивающего обучения, групповая технология, здоровьесберегающая технология, а также элементы технологии создания учебной ситуации (ситуация – проблема).
Цель урока: определить, где находятся истоки Петровских преобразований.
Описание применения данной практики на уроке.
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые УУД | |
Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | |||
Под звуки музыки учитель показывает слайд 1 с картой России. Ребята, а какой вы хотите видеть нашу страну? (прием «Визуализации») | Ответы учащихся: -Сильной, богатой, величавой, могущественной. | Коммуникатив ные: умение выражать свои мысли; Личностные: постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения | |
Цель: подготовить мышление учащихся к осознанию потребности построения нового способа действий | |||
Учитель показывает учащимся видеоряд - Россия в XVII веке. - Нашей стране не раз приходилось принимать важные решения, чтобы страна процветала, была могучей и великой. На рубеже XVII-XVIII веков России предстояло совершить прорыв, от мало известной страны к великой Российской империи. Но сделать это было очень не просто. ГРУППОВАЯ РАБОТА 1 группа - Поработайте с картой и опишите территорию России в конце XVII в. К каким морям имела выход Россия? 2 группа - Охарактеризуйте положение стран Европы к концу XVII века 3 группа – Охарактеризуйте положение России к концу XVII века. - Какие ассоциации вызывает у вас слово «преобразования»? (прием «Корзина идей») -Обоснуйте необходимость преобразований России к концу XVII века и составьте кластер. (прием «Составления кластера») Проверяет составление кластера Ребята, вы правы в том, что в конце XVII века Россия нуждалась в реформах. Подумайте, в чем заключается главная мысль высказывания В. О. Ключевского? «В этом столетии шёл позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра I, но и пробуждено „общее влечение к новизне и усовершенствованиям“». -Вы согласны с В.О.Ключевским? -Какой возникает вопрос? - Можно ли утверждать, что предпосылки реформ Петра I сформировались в предшествующий период? | Осуществляют мыслительные операции. Работают в группах, обсуждают и конспектируют. Проговаривают, что записали. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ) Учащиеся отвечают на вопрос и составляют кластер в тетрадях (примерный кластер слайд 10) Ответы учащихся: - В.О. Ключевский считал, что еще в XVII веке были созданы все необходимые условия для Петровских преобразований. | Предметные: уметь характеризо вать положение стран Европы и России к концу XVII века. Уметь обосновывать необходимость преобразований России к концу XVII века Познаватель-ные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. Взаимодействуют в группах Личностные: осознают свою ответствен-ность за собственные знания. | |
Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | |||
-Ребята, можем ли мы ответить на этот вопрос?
-В чем у вас затруднение?
-Что необходимо сделать? Организует уточнение темы урока, цели и задач урока. | - Мы не можем ответить на вопрос. - Затруднение в том, что нам не хватает знаний. -Получить необходимую информацию в учебнике. Формулируют тему урока: «Предпосылки Петровских преобразований» Формулируют цель урока: определить, где находятся истоки Петровских преобразований | Коммуникатив ные: умение слушать и понимать речь других; Регулятивные: умение самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока на основании предложенного материала | |
V. Построение проекта выхода из затруднения (4 мин) Цель: Построение нового способа действий, формирование способности к его применению | |||
(прием «Мозгового штурма») - Что мы должны узнать, чтобы решить проблему? На доске вместе с учителем учащиеся составляют кластер, при помощи которого, будут решать проблему урока. (прием «Составления кластера») | Ответы учащихся: - Узнать, каково было влияние Запада на Россию в конце XVII века? - Выяснить, кто занимался воспи танием наследников престола в XVII веке? -Понять, какому политическому курсу следовала Россия в XVII веке? - Узнать, какими были реформаторские планы в XVII веке? | Предметные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Личностные: умение составлять целое из частей Регулятивные: умение планировать свою работу. Коммуникатив ные: слушать и слышать друг друга. | |
VI. Реализация построенного проекта ( 10 мин) Цель: Реализация учащимися нового способа действия в соответствии с предложенным планом | |||
- Сейчас мы перенесемся с вами в далекий ХVII век. ГРУППОВАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: параграф 2 1 ГРУППА: Ответить на вопрос: Какие были предпосылки к усилению иностранного влияния на Россию? 2 ГРУППА: Кратко рассказать про воспитателя наследников престола Симеона Полоцкого и используя приём «кубик Блума» придумать вопросы для класса, начинающиеся на эти слова: «Придумай», «Почему», «Назови», «Объясни», «Предложи», «Поделись». (прием «кубик Блума») 3 ГРУППА: Рассказать про политический курс Б.И. Морозова, И.Д. Милославского и составить игру для класса «Верно-неверно» по теме своего выступления. (прием игры «Верно-неверно») 4 ГРУППА: Познакомиться с реформаторскими планами боярина А.Л. Ордин-Нащокина и князя В.В. Голицына и заполнить сравнительную таблицу. (прием «Концеп-туальная таблица») | Работают в группах, выделяют из текста данные и выполняют задания, записывают. Учащиеся слушают друг друга, группы проговаривают вслух выполненные задания, задают вопросы. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ) | Предметные: уметь выделять главное из текста как при работе в группах, так при индивидуаль ной работе. Личностные: развитие внимания, умения выделять главное, работать с текстом. Коммуникатив ные: осуществляют смысловое чтение, взаимодействуют в группах | |
Физкультминутка (2 мин) | |||
VII. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи ( 5 мин) Цель: Усвоение нового способа действия | |||
- Представьте, что мы с вами присутствуем на учёном совете, где рассматривается вопрос: «Можно ли утверждать, что предпосылки реформ Петра I сформировались в предшествующий период? Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу и обсудите сначала в парах, а затем обсудим вместе. | В парах выполняют задание, проговаривают друг другу свои ответы. После этого несколько человек проговаривают свои варианты ответа на класс. Затем все слушают учителя и смотрят слайды с верным ответом. Фиксируют верные ответы. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. (ОТВЕТЫ) | Предметные: уметь объяснять предпосылки Петровских преобразований Личностные: сравнивают свои результаты с результатами других Регулятивные: осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока. | |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | |||
-Вам необходимо составить «Фишбоун» по проблеме нашего урока и сделать вывод. (прием «Фишбоун») Учитель создаёт эталон работы. Эталон позволяет учащимся исправить ошибку или утверждать, что ее нет, а также аргументировать это. | Осваивают новый способ действия и осуществляют исполнительскую рефлексию достижения цели пробного учебного действия. Сравнивает свою работу с эталоном. В случае ошибок, выявляет причины своих ошибок и исправляет их. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (эталон работы) | Предметные: знать предпосылки Петровских реформ Регулятивные: умение делать выводы по результатам работы; уметь осуществлять самоконтроль и коррекцию своих ошибок. | |
IX. Включение в систему знаний и повторение (2 мин) Цель: Включение «открытия» в систему знаний | |||
Составление синквейна на тему: «Реформаторы» ( прием «Синквейн») ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (правила составления) Заслушиваем 3 синквейна | Пример: Реформаторы. Важные, необходимые. Осуществляют деятельность необходимую государству | Познаватель-ные: умение структури- ровать знания; Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | |
X. Рефлексия учебной деятельности (3 мин) Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | |||
Организует самооценку учениками собственной учебной деятельности (прием «Незаконченное предложение») Продолжи фразу: Сегодня на уроке я: - буду знать…… - смогу:
| Учащиеся оценивают результаты своей учебной деятельности | Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
XI. Домашнее задание (1 мин) | |||
Домашнее задание: на выбор - Параграф-2 - всем - В рубрике мнение историков, прочитать высказывания и определить насколько данные утверждения справедливы -Подготовить сообщение о реформаторах XVIII века | Записывают домашнее задание | ||
В классах, где мною проводились уроки деятельностной направленности, было проведено анкетирование. Которое показало, что интерес к истории и мотивация к ее изучению увеличилась, благодаря урокам деятельностной направленности. Учащиеся стали более активнее принимать участие во внеурочной деятельности по истории, самостоятельно проявлять инициативу по выбору предмета в качестве написания индивидуального проекта и дальнейшего участия в научно- практических конференциях. После каждого урока деятельностной направленности мною заполнялась карта наблюдений за учащимися, с помощью которой я отслеживала сформированность надпредметных умений. По итогам проведенных уроков, я наблюдала повышение уровня УУД в классах, в которых уроки велись с использованием деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон.
Если сравнивать оценки за проверочные работы, где проверялись исключительно знания, ситуация улучшилась незначительно, предметные результаты остались приблизительно на том же уровне. Таким образом, я пришла к выводу о том, что деятельностный метод наиболее эффективен с точки зрения достижения образовательных результатов.
Список литературы
- Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский. - 5. - Москва: Лабиринт, 1999. - 352 с.
- Гальперин, П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1957. - № 6. - С. 58-69.
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» /Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. – 48 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 29 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология деятельностного метода обучения на уроках математики
Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Урок по математике в 5 классе с применением технологии деятельностного метода обучения . Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.
Математика-наука, требующая активной мысли.Поэтому надо организовать обучение математике так, чтобы у ученика возникло желание заниматься, чтобы ученик занимался сам и получал от знаний удовольствие. ...

Применение технологии деятельностного метода обучения на уроках биологии.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к сам...

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В современных условиях педагог должен умело подойти к реализации нового стандарта, чтобы обеспечить качественное образование: придётся много поработать над документами и не бояться использо...

Применение технологии деятельностного метода обучения в условиях реализации ФГОС с учетом регионального компонента.
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и д...

Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты
Из опыта работы. Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты...

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ Л.Г. ПЕТЕРСОН ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ФОРМ АНГЛИЙСКИХ ГЛАГОЛОВ
Не секрет, что учителя английского языка зачастую сталкиваются с одной и той же проблемой: после того, как ученики знакомятся с временем Present Continuous, они начинают путать его с Present Simple. Д...