Применение технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на уроках истории.
методическая разработка по истории (8 класс)

В методической разработке рассматривается применение технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на уроках истории.   Представлена технологическая карта урока истории на тему:  «Предпосылки Петровских реформ», на котором используется технология деятельностного метода обучения и приёмы развития критического мышления («корзина идей», «мозгового штурма», «составление кластера», «незаконченное предложение», графический прием «фишбоун», «концептуальная таблица», «кубик «Блума», «визуализации», «синквейн»).

Технологическая карта включает в себя все этапы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон  с конкретным описанием деятельности учителя и ученика на всех этапах урока:

  1. этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
  2. этап актуализации и пробного учебного действия;
  3. этап выявления места и причины затруднения;
  4. этап построения проекта выхода из затруднения;
  5. этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи;
  6. этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи;
  7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  8. этап включения в систему знаний и повторения;
  9.  рефлексия учебной деятельности на уроке.

Представленная  разработка может быть полезна педагогам, молодым специалистам, студентам для прохождения  педагогической практики. Методическая разработка содержит технологическую карту урока, электронные приложения к уроку и готовую презентацию. Поэтому она может быть самостоятельным полноценным уроком в 8- м классе.

В основу представленной работы положен практический опыт применения технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на уроках истории. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на уроках истории.

«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня;

а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни»

Японская пословица

Суть притчи в том, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

В современном образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения).

В связи с этим мы понимаем, что необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Важные шаги в развитии деятельностного подхода были сделаны П.Я. Гальпериным, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. [1;2;5]. В отечественной педагогике и психологии теория деятельности сформировалась благодаря их исследованиям.

В последние годы большой вклад в деятельностный метод внесла Л. Г. Петерсон. Ее технология позволяет формировать не только предметные результаты освоения программы, но и развивать у детей деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем.[3]

В технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон ключевое место занимает самостоятельная деятельность учеников. Главная цель – не дать готовые знания, а научить учащихся их искать и применять.

Мой опыт показывает, что метод Л.Г. Петерсон можно применять как в основной, так и в старшей школе, он обеспечивает включение детей в деятельность на всех этапах урока. На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Из четырех типов уроков в рамках деятельстного метода наиболее результативными для меня являются уроки «открытия» нового знания т.к. они предполагают активное участие учащихся в процессе обучения. [4] Ученики сами думают, рассуждают, ведут постоянный поиск, получают знания и понимание учебного материала, применяют его в жизни. Конечно, есть определенные трудности, сложности вызывают виды работы, где требуется много времени на подготовку, определенная база знаний, мыслительная деятельность, умение аргументировано высказывать собственную точку зрения.

В основу представленной методической разработки положен один из моих практических опытов применения технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на уроках истории.

Данная методическая разработка применяется в ходе реализации рабочей программы учебного предмета «История» для 5-9 классов и обеспечивает достижение обучающимися высоких результатов за счет формирования у них деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изученного материала на основе освоения универсальных способов деятельности.

Методическая разработка на тему:

«Предпосылки Петровских преобразований»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Педагогические технологии, применяемые в ходе урока: технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, технология сотрудничества, технология критического мышления, технология развивающего обучения, групповая технология, здоровьесберегающая технология, а также элементы технологии создания учебной ситуации (ситуация – проблема).

Цель урока: определить, где находятся истоки Петровских преобразований.

Описание применения данной практики на уроке.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Под звуки музыки учитель показывает слайд 1 с картой России.

Ребята, а какой вы хотите видеть нашу страну?

(прием «Визуализации»)

Ответы учащихся:

-Сильной, богатой, величавой, могущественной.

Коммуникатив ные: умение выражать свои мысли; Личностные: постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения

  1. Актуализация и пробное учебное действие (9 мин)

Цель: подготовить мышление учащихся к осознанию потребности построения нового способа действий

Учитель показывает учащимся видеоряд - Россия в XVII веке.

- Нашей стране не раз приходилось принимать важные решения, чтобы страна процветала, была могучей и великой. На рубеже XVII-XVIII веков России предстояло совершить прорыв, от мало известной страны к великой Российской империи. Но сделать это было очень не просто.

ГРУППОВАЯ РАБОТА

1 группа - Поработайте с картой и опишите территорию России в конце XVII в. К каким морям имела выход Россия?

2 группа - Охарактеризуйте положение стран Европы к концу XVII века

3 группа – Охарактеризуйте положение России к концу XVII века.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «преобразования»?

(прием «Корзина идей»)

-Обоснуйте необходимость преобразований России к концу XVII века и составьте кластер.

(прием «Составления кластера») Проверяет составление кластера

Ребята, вы правы в том, что в конце XVII века Россия нуждалась в реформах.

Подумайте, в чем заключается главная мысль высказывания

В. О. Ключевского? «В этом столетии шёл позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра I, но и пробуждено „общее влечение к новизне и усовершенствованиям“».

-Вы согласны с В.О.Ключевским?

-Какой возникает вопрос?

- Можно ли утверждать, что предпосылки реформ Петра I сформировались в предшествующий период?

Осуществляют мыслительные операции. Работают в группах, обсуждают и конспектируют.

Проговаривают, что записали.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ)

Учащиеся отвечают на вопрос и составляют кластер в тетрадях (примерный кластер слайд 10)

Ответы учащихся:

- В.О. Ключевский считал, что еще в XVII веке были созданы все необходимые условия для Петровских преобразований.

Предметные: уметь характеризо вать

положение стран Европы и России к концу XVII века.

Уметь обосновывать необходимость преобразований России к концу XVII века

Познаватель-ные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Взаимодействуют в группах

Личностные: осознают свою ответствен-ность за собственные знания.

  1. Выявление места и причины затруднения (2мин)

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

-Ребята, можем ли мы ответить на этот вопрос?

-В чем у вас затруднение?

-Что необходимо сделать?

Организует уточнение темы урока, цели и задач урока.

- Мы не можем ответить на вопрос.

- Затруднение в том, что нам не хватает знаний.

-Получить необходимую информацию в учебнике.

Формулируют тему урока: «Предпосылки Петровских преобразований»

Формулируют цель урока: определить, где находятся истоки Петровских преобразований

Коммуникатив ные:

умение слушать и понимать речь других;

Регулятивные: умение самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока на основании предложенного материала

V. Построение проекта выхода из затруднения (4 мин)

Цель: Построение нового способа действий, формирование способности к его применению

(прием «Мозгового штурма»)

- Что мы должны узнать, чтобы решить проблему?

На доске вместе с учителем учащиеся составляют кластер, при помощи которого, будут решать проблему урока.

(прием «Составления кластера»)

Ответы учащихся:

- Узнать, каково было влияние Запада на Россию в конце XVII века?

- Выяснить, кто занимался воспи танием наследников престола в XVII веке?

-Понять, какому политическому курсу следовала Россия в XVII веке?

- Узнать, какими были реформаторские планы в XVII веке?

Предметные:

уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: умение составлять целое из частей Регулятивные:

умение планировать свою работу.

Коммуникатив ные: слушать и слышать друг друга.

VI. Реализация построенного проекта ( 10 мин)

Цель: Реализация учащимися нового способа действия в соответствии с предложенным планом

- Сейчас мы перенесемся с вами в далекий ХVII век.

ГРУППОВАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: параграф 2

1 ГРУППА:

Ответить на вопрос: Какие были предпосылки к усилению иностранного влияния на Россию?

2 ГРУППА:

Кратко рассказать про воспитателя наследников престола Симеона Полоцкого и используя приём «кубик Блума» придумать вопросы для класса, начинающиеся на эти слова: «Придумай», «Почему», «Назови», «Объясни», «Предложи», «Поделись».

(прием «кубик Блума»)

3 ГРУППА:

Рассказать про политический курс Б.И. Морозова, И.Д. Милославского и составить игру для класса «Верно-неверно» по теме своего выступления.

(прием игры «Верно-неверно»)

4 ГРУППА: Познакомиться с реформаторскими планами боярина А.Л. Ордин-Нащокина и князя В.В. Голицына и заполнить сравнительную таблицу. (прием «Концеп-туальная таблица»)

Работают в группах, выделяют из текста данные и выполняют задания, записывают.

Учащиеся слушают друг друга, группы проговаривают вслух выполненные задания, задают вопросы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ)

Предметные:

уметь выделять главное из текста как при работе в группах, так при индивидуаль ной работе.

Личностные: развитие внимания, умения выделять главное, работать с текстом.

Коммуникатив ные: осуществляют смысловое чтение, взаимодействуют в группах

Физкультминутка (2 мин)

VII. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи ( 5 мин)

Цель: Усвоение нового способа действия

- Представьте, что мы с вами присутствуем на учёном совете, где рассматривается вопрос:

«Можно ли утверждать, что предпосылки реформ Петра I сформировались в предшествующий период?

Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу и обсудите сначала в парах, а затем обсудим вместе.

В парах выполняют задание, проговаривают друг другу свои ответы. После этого несколько человек проговаривают свои варианты ответа на класс. Затем все слушают учителя и смотрят слайды с верным ответом. Фиксируют верные ответы. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. (ОТВЕТЫ)

Предметные:

уметь объяснять предпосылки Петровских преобразований

Личностные: сравнивают свои результаты с результатами других

Регулятивные: осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин)

Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

-Вам необходимо составить «Фишбоун» по проблеме нашего урока и сделать вывод.

(прием «Фишбоун»)

Учитель создаёт эталон работы. Эталон позволяет учащимся исправить ошибку или утверждать, что ее нет, а также аргументировать это.

Осваивают новый способ действия и осуществляют исполнительскую рефлексию достижения цели пробного учебного действия. Сравнивает свою работу с эталоном. В случае ошибок, выявляет причины своих ошибок и исправляет их.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

(эталон работы)

Предметные:

знать предпосылки Петровских реформ Регулятивные:

умение делать выводы по результатам работы;

уметь осуществлять самоконтроль и коррекцию своих ошибок.

IX. Включение в систему знаний и повторение (2 мин)

Цель: Включение «открытия» в систему знаний

Составление синквейна на тему: «Реформаторы»

( прием «Синквейн»)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (правила составления)

Заслушиваем 3 синквейна

Пример: Реформаторы.

Важные, необходимые.
Предлагают, создают, разрабатывают.
Дополняет, определяет, указывает.

Осуществляют деятельность необходимую государству
Изменение.

Познаватель-ные: умение структури- ровать знания;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

X. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Организует самооценку учениками собственной учебной деятельности

(прием «Незаконченное предложение»)

Продолжи фразу:

Сегодня на уроке я:

- буду знать……

- смогу:

  • пояснять….
  • высказывать…..
  • пользоваться…..
  • анализировать…..

Учащиеся оценивают результаты своей учебной деятельности

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

XI. Домашнее задание (1 мин)

Домашнее задание: на выбор

- Параграф-2 - всем

- В рубрике мнение историков, прочитать высказывания и определить насколько данные утверждения справедливы

одготовить сообщение о реформаторах XVIII века

Записывают домашнее задание

В классах, где мною проводились уроки деятельностной направленности, было проведено анкетирование. Которое показало, что интерес к истории и мотивация к ее изучению увеличилась, благодаря урокам деятельностной направленности. Учащиеся стали более активнее принимать участие во внеурочной деятельности по истории, самостоятельно проявлять инициативу по выбору предмета в качестве написания индивидуального проекта и дальнейшего участия в научно- практических конференциях. После каждого урока деятельностной направленности мною заполнялась карта наблюдений за учащимися, с помощью которой я отслеживала сформированность надпредметных умений. По итогам проведенных уроков, я наблюдала повышение уровня УУД в классах, в которых уроки велись с использованием деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон.

Если сравнивать оценки за проверочные работы, где проверялись исключительно знания, ситуация улучшилась незначительно, предметные результаты остались приблизительно на том же уровне. Таким образом, я пришла к выводу о том, что деятельностный метод наиболее эффективен с точки зрения достижения образовательных результатов.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский. - 5. - Москва: Лабиринт, 1999. - 352 с.
  2. Гальперин, П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1957. - № 6. - С. 58-69.
  3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» /Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
  4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. – 48 с.
  5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 29 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Урок по математике в 5 классе с применением технологии деятельностного метода обучения . Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.

Математика-наука, требующая активной мысли.Поэтому надо организовать обучение математике так, чтобы у ученика возникло желание заниматься, чтобы ученик занимался сам и получал от знаний удовольствие. ...

Применение технологии деятельностного метода обучения на уроках биологии.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к сам...

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В современных условиях педагог должен умело подойти к реализации нового стандарта, чтобы обеспечить качественное образование: придётся много поработать над документами и не бояться использо...

Применение технологии деятельностного метода обучения в условиях реализации ФГОС с учетом регионального компонента.

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и д...

Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты

Из опыта работы. Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты...

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ Л.Г. ПЕТЕРСОН ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ФОРМ АНГЛИЙСКИХ ГЛАГОЛОВ

Не секрет, что учителя английского языка зачастую сталкиваются с одной и той же проблемой: после того, как ученики знакомятся с временем Present Continuous, они начинают путать его с Present Simple. Д...