Конспект урока на тему: "Русско-турецкая война 1877-1878гг."
план-конспект урока по истории (8 класс)

Лежепёков Алексей Николаевич

Цели урока:

  • познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны;
  • на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину;
  • развивать навыки работы с картой, умения выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал.

Основные понятия: Балканский кризис; национально-освободительная борьба; Берлинский конгресс.

Основные даты: (записаны на доске) 12 апреля 1877г. – объявление Россией войны Турции; 28 ноября 1877г. – взятие русскими войсками Плевны; 19 февраля (3 марта) 1878г. – подписание Сан-Стефанского мирного договора России с Турцией; июнь–июль 1878 г. – Берлинский конгресс, заключение Берлинского трактата.

Персоналии: М.Д. Скобелев; И.В. Гурко.

Оборудование урока:  История Отечества. 8 класс. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Бгажнокова И. М., Смирнова Л. В., карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russko-turetskaya_voyna_1877-78.docx750.61 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение                            «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья№3» г. Курска

Конспект урока по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

                                                             Разработал учитель истории

Лежепёков Алексей Николаевич


Курск, 2024г.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны;
  • на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину;
  • развивать навыки работы с картой, умения выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал.

Основные понятия: Балканский кризис; национально-освободительная борьба; Берлинский конгресс.

Основные даты: (записаны на доске) 12 апреля 1877г. – объявление Россией войны Турции; 28 ноября 1877г. – взятие русскими войсками Плевны; 19 февраля (3 марта) 1878г. – подписание Сан-Стефанского мирного договора России с Турцией; июнь–июль 1878 г. – Берлинский конгресс, заключение Берлинского трактата.

Персоналии: М.Д. Скобелев; И.В. Гурко.

Оборудование урока:  История Отечества. 8 класс. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Бгажнокова И. М., Смирнова Л. В., карта.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Назовите направления внешней политики Александра II. - какое событие во внешней политике России в то время можно назвать “триумфом российской дипломатии”? - какие действия Россия предпринимала для укрепления своих границ?

2. Изучение нового материала

28 ноября 1887 года в Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в день 10-летия освобождения Плевны был открыт памятник-часовня. Скромная надпись на нем гласит: “Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной. В память войны с Турцией 1877-1878 г.г.”. Многие люди проходят мимо, ничего не зная ни о войне, ни о событиях под Плевной, ни о тех, в честь кого воздвигнут этот памятник.

Однако память – это ничем не заменимый хлеб насущный, без которого невозможно достойно, мужественно встретить будущее. Сегодня наш урок посвящен русско-турецкой войне 1877-1878 г.г.

Рассказ учителя с элементами беседы

Весной 1875 г. В Боснии и Герцеговине вспыхнули волнения, которые вскоре охватили все провинции османской империи. Россия, Австро-Венгрия, Германия стремились дипломатическими средствами добиться от Турции выполнения требований восставших. (Работа по карте)

Османы жестоко расправлялись с восставшими: устраивались погромы, уничтожались целые селения, убивали детей, женщин, стариков. Такая жестокость вызвала возмущение у всей европейской общественности. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы.

Летом 1876 г. войну Турции объявила Сербия и Черногория, а во главе сербской армии встал русский генерал М.Г. Чернов, добровольно отправившийся на Балканы.

Дипломатическими способами урегулировать конфликт не удалось. Турция не соглашалась выполнить требования восставших.

- Что должно было предусмотреть царское правительство на случай войны с Турцией? (Царское правительство должно было договориться с Австро-Венгрией о её нейтралитете в случае русско-турецкой войны и обезопасить себя, таким образом, от антирусской коалиции европейских государств.)

Итак, 12 апреля 1877 г. Россия первая объявила войну Турции. Какие цели она преследовала?

Запись на доске и в тетради:

12 (24 апреля) 1877 г. – Александр II подписал манифест о начале войны с Турцией.

Война была популярна среди российского общества. Стратегические важные пункты театра военных действий (учитель показывает на карте): Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шел кратчайший путь к городу Адрианоролю, т.е. в тыл турецкой армии. Перейдя Балканы, для российской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла.

Работа с учебником

Прочитав о ходе военных действий по учебнику, учащиеся заполняют таблицу “Ход военных действий в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.”:

Дата

События

Или проводится беседа

- Приведите примеры героизма российских и болгарских воинов, имена героев. (Отряд генерала И.В. Гурко освободил древнюю столицу Болгарии Тырново, захватил Шипкинский перевал. Оборона Шипкинского перевала. Падение Плевны. Осадой Плевны руководил герой обороны Севастополя инженер-генерал Э.Н. Тотлебен.)

- Назовите основные сражения русско-турецкой войны. (На кавказском фронте российская армия захватила крепости Баязет, Ардаган. В конце октября 1877 г. Российские войска начали блокаду Карса – ключевой позиции турок на Кавказе, в ноябре крепость пала. Отряд Гурко в середине декабря заняла Софию, продолжал наступление в сторону Адрианополя и в январе 1878 г. овладел им. Отряд Скобелева вышел к Мраморному морю и 18 января занял пригород Стамбула – местечко Сан-Стефано. Только категорический запрет императора удержал Скобелева от взятия столицы Османской империи.)

Успехи российских войск, разногласия среди турецкого правительства, усиление национально-освободительного движения на Балканах заставили султана предложить Александру II прекратить военные действия и начать мирные переговоры. Запись на доске и в тетради: 19 февраля (3 марта) 1878г. – Сан-Стефанский мирный договор.

Западноевропейские государства выразили свое несогласие с условиями Сан-Стефанского договора. Австро-Венгрия и Англия заявили, что он нарушает условия Парижского мира. Перед Россией возникла угроза новой войны, к которой она не была готова. Поэтому российское правительство вынуждено было согласиться на обсуждение мирного договора с Турцией на международном конгрессе в Берлине.

Запись на доске и в тетради: июнь 1878 г. – Берлинский конгресс

Западные державы стремились на конгрессе к ослаблению влияния России. Англия, Австро- Венгрия и Германия поддерживали в этом друг друга. В итоге был подписан Берлинский трактат, по которому территория Болгарии, получившая автономию, уменьшалась на 2\3, а остальная часть объявлялась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину. Россия же возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.

- Почему Россия оказалась в одиночестве на Берлинском конгрессе?

3. Закрепление материала

Какой вид источника еще представлен сегодня на уроке? (Организуется работа с репродукциями картин В.Верещагина “Апофеоз войны” и “Шипка- Шейново”).

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Какой смысл, по вашему мнению, вложил художник в свои картины?
  • Какова общая идея?
  • Какова цена победы?
  • Как вы думаете, актуальна ли идея картин для нас, ведь прошло более 100 лет со дня их написания?

4. Подведение итогов урока, анализируем вместе с учениками их деятельность на уроке (рефлексия), выставляю и комментирую оценки.

Война 1877-1878 г.г. – одно из главных событий в истории Балканского полуострова. Она принесла радость победы и горечь поражения. Но освобождение христианских народов Юго-Восточной Европы было исторической миссией России, и эту миссию она выполнила. И произошло это благодаря простому русскому солдату, который проявил мужество и удивительную стойкость. В Болгарии и России построено немало памятников воинской славы. Среди них небольшая часовня на площади у Ильинских ворот “Гренадеры своим товарищам… В память войны с Турцией 1877-1878 г.г.”.

5. Домашнее задание.

1. Стр. 252-257, прочитать, ответить на вопросы. Подготовить сообщение на тему:» М.Д. Скобелева. Белый генерал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Русско - турецкая война 1877-1878г.г."

Конспект урока истории в 8 классе к учебнику Данилов А.А., Косулина Л.Г. с использованием презентации....

Внешняя политика России. Русско-турецкая война 1877-1878гг.

Презентация для 10 класса. Предназначена в качестве иллюстративного материала к уроку....

Кубанцы в русско-турецкой войне 1877-1878гг.

Неувядаемой славой покрыли себя кубанские казаки во время Русско-турецкой войны 1877-1878гг. Они помогли "братушкам" - болгарам - освободиться от многовекового турецкого ига. В боях участвовало почти ...

Урок по теме "Русско-турецкая война 1877-1878 гг."

Данная работа предполагает комплексное рассмотрение причин, хода  и итогов войны, позволяет сосредоточить учащихся на последствиях, к которым привела война...

Самоанализ урока по теме "Русско-турецкая война 1877-1878 гг."

Самоанализ урока по теме "Русско-турецкая война 1877-1878 гг." для 8 класса....

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...

Конспект открытого урока по истории в 8 классе на тему: «Русско-турецкая война 1877-1878гг.»

Сформировать представление о причинах и характере русско-турецкой войны, раскрыть ее ход и итоги;Развивать в учащихся навыки самостоятельного мышления, работы с картой и историческими документами;Восп...