Методическая разработка открытого урока по дисциплине ОГСЭ.02 "История" на тему: «Россия и мировые интеграционные процессы»
методическая разработка по истории (11 класс)
Методическая разработка открытого урока на тему "Россия и мировые интеграционные процессы" по дисциплине ОГСЭ.02 "История" содержит 15 страниц, 10 источников, 3 приложения. Объектом исследования является интеграция мирового сообщества. Предметом является рассмотрение отдельных вопросов в части отношений, развивающиеся под влиянием интеграции и влияющие на отдельные страны, в частности, на Россию. Целью разработки является изучение понятия "Россия и мировые интеграционные процессы", влияние мирового сообщества на Россию. Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и список литературы. В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Россия и мировые интеграционные процессы", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Интеграция".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока по дисциплине ОГСЭ.02 "История"
на тему: «Россия и мировые интеграционные процессы»
Преподаватель: Тимошенко Т.А.
Содержание
1. Аннотация.
2. Введение.
3. Основная часть.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
6. Приложения.
Аннотация
Методическая разработка открытого урока на тему "Россия и мировые интеграционные процессы" по дисциплине ОГСЭ.02 "История" содержит 15 страниц, 10 источников, 3 приложения.
Объектом исследования является интеграция мирового сообщества. Предметом является рассмотрение отдельных вопросов в части отношений, развивающиеся под влиянием интеграции и влияющие на отдельные страны, в частности, на Россию.
Целью разработки является изучение понятия "Россия и мировые интеграционные процессы", влияние мирового сообщества на Россию.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и список литературы.
В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Россия и мировые интеграционные процессы", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Интеграция".
Введение
История воспитывает человека думающего и свободного в своих суждениях, способного отличить правду от пропаганды и внушаемой идеологии. История формирует ментальность общества, а значит, нужна для понимания своей собственной личности. Знание истории своего Отечества дает возможность ориентироваться в текущих политических ситуациях и понимать значение своей страны в мире и мировой истории.
Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX и начале XXI вв. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства.
Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно - чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других, сегодня знать просто необходимо.
Данная тема актуальна потому, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле. Экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран, в том числе и России. А, главное, в том, чтобы понять, какова роль России в мировом сообществе, и куда мы можем двигаться в перспективе.
Основная часть
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОГСЭ.02 "История"
ТЕМА: «Россия и мировые интеграционные процессы»
ТИП УРОКА: Урок освоения новых знаний
ВИД УРОКА: Комбинированный
ОСНАЩЕННОСТЬ УРОКА:
- Раздаточный и дидактический материал.
- Ноутбук.
- Мультимедийный проектор.
- Доска.
Цели
Обучающие:
формировать умения и знания, связанные с основными интеграционными процессами в России и других государствах.
Воспитывающие:
воспитание чувства ответственности и трудолюбия;
формирование умений работы в коллективе;
воспитание культуры диалога и обмена мнениями.
Развивающие:
развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы;
развитие основных мыслительных операций и активизация познавательной деятельности обучающихся;
развитие коммуникативных умений обучающихся.
Задачи:
расширить и углубить теоретические знания по истории России;
развить практические навыки решения практических задач;
углубить представление у обучающихся об основных интеграционных процессов в России и других государствах;
Умения:
ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
Знания:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ и XXI вв.);
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
ПЛАН УРОКА:
- Организационная часть.
- Актуализация знаний, сообщение темы занятия, постановка его цели и задачи.
- Изложение нового материала "Россия и мировые интеграционные процессы".
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала.
- Выдача домашнего задания.
- Обобщение материала и подведение итогов.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационная часть
Занятие начинается с организационного момента, на котором отмечаются отсутствующие.
Сегодня мы продолжаем изучать раздел истории "Россия и мир в конце XX – начале XXI века". Изучение истории своей страны является актуальной на сегодняшний день, так как многие процессы прошлых веков теоретически могут повториться в настоящее время.
2. Актуализация знаний, сообщение темы занятия,
постановка его цели и задачи
Вопросы для актуализации опорных знаний обучающихся.
- Назовите страны-победительницы во Второй Мировой войне. (СССР, Англия, США, Франция и Китай)
- Расшифруйте аббревиатуру "СССР". (Союз Советских Социалистических Республик)
- Год создания СССР. (1922)
- Каковы причины распада СССР? (неудачные экономические реформы, национальные противоречия, кризис коммунистической партии)
- Укажите годы перестройки. (1985-1991)
- Кто выдвинул концепцию нового политического мышления в международных отношениях? (Михаил Горбачёв)
Факты из жизни М. Горбачева (12 газет в день, молоко, айфоны)
Он до сих пор читает по 12 газет и журналов в день. В его списке: «Российская газета», «Коммерсантъ», журнал The New Times и другие. До интернета он не очень охоч, но компьютер у него есть.
Один из любимейших напитков Михаила Сергеевича – молоко. Он парное пьет прямо из банки.
У Михаила Сергеевича абсолютно обычный мобильный телефон, хотя ему дарили и верту, и айфоны. Все эти гаджеты не для него. Главное, чтобы у аппарата кнопки были большие.
Достаточно долгое время идеи Европы занимали умы ведущих русских политиков, и только во второй половине ХХ века они нашли свое практическое применение во всем мире, в т.ч. России.
Предлагаю вам разгадать кроссворд, угадав его, можно назвать тему нашего урока.
Тема нашего урока «Россия и мировые интеграционные процессы». Записать число и тему урока в тетрадь.
3. Изучение нового материала
Любая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле. Экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран, в том числе и России. А, главное, в том, чтобы понять, какова роль России в мировом сообществе, и куда мы можем двигаться в перспективе.
Международная интеграция – это процесс сближения и объединения национальных хозяйственных систем.
Основные цели интеграции:
- Использовать преимущества «экономики масштаба»
Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели увеличения региональных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.
- Создать благоприятную внешнеполитическую среду, стабильную обстановку
Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой именно эту цель
- Решить задачи торговой политики
Региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров.
- Содействовать структурной перестройке экономике, ускорить темпы ее роста
Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.
Таким образом, все экономические объединения всегда имеют и положительные, и отрицательные, экономические последствия. Причем страны могут стремиться к экономической интеграции даже тогда, когда ожидаемые экономические выгоды будут очень невелики и даже когда с экономической точки зрения интеграция в целом окажется невыгодной. С другой стороны, значительные потенциальные экономические выгоды какой-либо страны от участия в экономическом блоке не приведут с необходимостью к ее членству в данном интеграционном объединении. Многие страны оценивают свою независимость более высоко, чем возможность роста благосостояния в результате участия в интеграционном объединении.
Предпосылки интеграции:
- Сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран
Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Более того, интеграционные процессы идут заметно активнее между государствами, находящимися на близком уровне экономического развития. Попытки интеграционных объединений между промышленно развитыми и развивающимися государствами, хотя и имеют место, но находятся на раннем этапе становления, который пока не позволяет сделать однозначных выводов о степени их эффективности. В этом случае из-за несовместимости экономических параметров государства обычно начинают с различного рода соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п. К примеру, преференциальные торговые соглашения могут подписываться на двусторонней основе либо между отдельными странами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается. Следует сказать, что действие преференциальных соглашений, а также соглашений об ассоциации и специальном партнерстве продолжается до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы экономические условия, сопоставимые по степени зрелости с условиями более развитых стран.
- Территориальная близость государств
Большинство интеграционных группировок мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных в непосредственной географической близости и имеющих общие транспортные коммуникации. Затем к первоначальной группе стран подключались другие соседние государства.
- Демонстрационный эффект
Дело в том, что в странах, участвующих в международной экономической интеграции, обычно происходит ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное стимулирующее воздействие на другие страны. К примеру, демонстрационный эффект проявился наиболее ярко в желании некоторых восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского Союза, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных экономических предпосылок.
- Эффект «домино» (страны, которые оказались за пределами блока хуже развиваются, они начинают стремиться в блок)
Государство вынуждено вступить в интеграционную группировку, в которую входят ее основные внешнеэкономические партнеры или страны региона.
Показ мультфильма про торговлю.
Всемирная интеграция:
- Зона свободной торговли (ЗСТ) - тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства.
- Таможенный союз (ТС) - тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории.
- Единый или общий рынок (ОР) - тип международной интеграции, когда страны-участницы договариваются о свободном движении через национальные границы не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Таким образом, формируется общее рыночное пространство.
- Экономический союз (ЭС) - тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной.
- Экономический валютный союз (ЭВС) - соглашение, когда к ЭС проводится единая макроэкономическая политика, создаются наднациональные органы управления.
На рубеже столетий не приходится говорить о том, что экономический потенциал России истребован в полной мере. Анализ места России в мировом сельскохозяйственном и промышленном производстве говорит о том, что и в настоящее время возможность постепенного превращения страны в аграрно-сырьевой и топливо энергетический придаток промышленно развитых стран Запада отнюдь не снят с повестки дня.
Задание: Выбрать экспортные товары из России и прикрепить на доску с помощью магнитов.
Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна.
По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих оптимально интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношении:
- развитая научно-техническая база
- высокая степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительная дешевизна
- высокий кадровый потенциал, в особенности в точных науках, инженерно-технической области
- достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития»,
он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования
Роль России в мировой экономике будет определяться главным образом общим уровнем экономического развития страны, результатами проводимой экономической реформы, кардинальным обновлением структуры общественного производства, развитием экспортного потенциала.
Показ видео об отношении мира к России.
4. Физкультминутка.
Физорг группы проводит спортивную зарядку.
5. Закрепление нового материала
Выдана карточка для определения союзников России, задача студентов выявить дружественные страны и показать их на глобусе.
6. Выдача домашнего задания
Повтор пройденной темы. В тетради написать расшифровку понятий - ООН, НАТО, ЕС.
7. Обобщение материала и подведение итога
В третьем тысячелетии перед человечеством открываются новые перспективы и новые проблемы, новые события и новые тревоги. Исход не известен, ни положительный, ни отрицательный. Даже веря в исторический прогресс, нельзя забывать, что он происходил не сам по себе, а был "делом рук человеческих".
Сегодня мы узнали, что такое интеграция, интеграционные процессы, их цели и предпосылки. Ознакомились с союзниками нашей страны.
Преподаватель подводит итог занятия, выставляются оценки в журнал.
Оценка степени достижения целей урока, эффективности групповой и индивидуальной деятельности обучающихся.
8. Рефлексия
- Давайте подведем итоги сегодняшнего занятия, оценим своё участие в работе, прошу каждого подойти к доске и поставить точку с помощью маркера или магнита на мишени.
Заключение
Методическая разработка, имеющая целью изучение такой темы, как: "Россия и мировые интеграционные процессы", является интересной и актуальной.
В результате грамотного и успешного изучения темы "Россия и мировые интеграционные процессы", у обучающихся формируется умения и знания, связанные с основными интеграционными процессами в России и других государствах, расширяются теоретические знания по истории России. Ко всему прочему достигаются воспитывающие и развивающие цели: воспитание чувства ответственности и трудолюбия, формирование умений работы в коллективе, воспитание культуры диалога и обмена мнениями, развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы, развитие основных мыслительных операций и активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие коммуникативных умений обучающихся.
Список использованной литературы
- Волобуев О.В., Карпачев С.П., Клоков В.А. История России: начало XX – начало XXI века. 10 класс. - М.: Просвещение, 2021.
- Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. и другие; под общей редакцией Мединского В.Р. История России. Начало XX − начало XXI века. 10 класс. - М.: Просвещение, 2021.
- Горинов М.М. и другие; под редакцией Торкунова А.В. История. История России. 1914 − 1945 гг. (в 2 частях). 10 класс. - М.: Просвещение, 2021.
- Данилов А.А. и другие; под редакцией Торкунова А.В. История. История России. 1946 г. — начало XXI века (в 2 частях). 11 класс. - М.: Просвещение, 2021.
- Борисов Н.С., Левандовский А.А.; под редакцией Карпова С.П. История. История России. С древнейших времён до 1914 года (в 2 частях). 11 класс. - М.: Просвещение, 2021.
- Сороко-Цюпа О.С., Сороко-ЦюпаА.О.; под редакцией Чубарьяна А.О. История. Всеобщая история. Новейшая история. 1946 г. — начало XXI века. 11 класс. - М.: Просвещение, 2021.
- История. В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков. 2016 г.
- Артёмов В. В., Лубченков Ю. Н. История (для всех специальностей СПО). - М.: Академия, 2014.
- История. Кузнецов И.Н. , 2013г.
- Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. В 4 кн. Спицын Е.Ю. , 2015г.
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Сергей Александрович Есенин-национальный поэт"
Методическая разработка урока с презентацией по дисциплине: "Литература" для обучающихся второго курса профессионального училища. Тема: "Сергей Александрович Есенин - национальный поэт"...
Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""
Методическая разработка по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Методическая разработка урока по дисциплине ИНФОРМАТИКА, по теме: "Растровая и векторная графика"
При изучении раздела «Прикладные программные средства» теме графические редакторы отводится 6 часов. Хотелось бы за эти шесть занятий дать студентам более полное представление о том, как средств...

Методическая разработка урока по дисциплине химия по теме «Углеводороды и кислородосодержащие органические соединения»
Данная разработка содержит урок-викторину по химии по темам: предельные и непредельные углеводороды, кислородосодержащие органические соединения....

Методическая разработка открытого занятия дисциплины Иностранный язык (английский) "The Earth is in Danger" ("Земля в опасности")
Методическая разработка открытого занятия дисциплины Иностранный язык (английский) "The Earth is in Danger" ("Земля в опасности").Тема: Природа, экология....

Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».
Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ДИСЦИПЛИНА: «ИСТОРИЯ» ТЕМА: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.»
Тема урока: «Отечественная война 1812 г.».Тип урока: изучение нового материалаВид урока: беседа с элементом игры(экскурсия).Планируемые результаты:Личностные: воспитывать уваже...
