Историческая память о Великой Отечественной войне,как духовно- нравственная основа патриотического воспитания молодежи
материал по истории

Выступление из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii_churakova_l.h.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Чуракова Л.Х.

Историческая память о Великой Отечественной войне, как духовно-нравственная основа патриотического воспитания молодежи.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время выходит в ряды первостепенных проблем современного общества. Сегодня подросток с юных лет окружен принципами западной модели становления человека как личности.

Патриотическое воспитание молодежи - приоритетная задача, призванная не допустить появления новых «потерянных поколений». Наряду с любовью к Родине и гражданскими добродетелями оно должно включать приобщение их к традиционным ценностям, духовной, культурной и этической традиции России, к ее миропониманию и истории. Историческая память является одной из духовно-нравственных основ патриотического воспитания молодёжи. А историческая память о Великой Отечественной войне - это не только представления о героических событиях отечественной истории, о подвигах, патриотизме и достижениях страны. Это - ценностные ориентиры, способствующие формированию и укреплению патриотизма и гражданского самосознания. Память об этой войне, которая определила не только будущее нашей страны, но и всего мира, связана с историей каждой семьи. Таким образом, память о Великой Отечественной войне составляет основу национального духа и гордости за страну, общности и сплоченности. История Великой Отечественной войны - приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета Российской Федерации.

К сожалению, современная молодежь имеет поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны, потому что все меньше остается живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы рассказать подрастающему поколению о событиях великой битвы русского народа за освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, воспитать у молодых граждан гордость за свою Родину. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникают вдруг, из ниоткуда. В этом направлении патриотическое воспитание на основе исторического наследия Великой Отечественной войны должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества.

Одним из основных направлений работы нашей школы является духовно-нравственное направление, без которого невозможно наладить работу с детьми и их семьями. На базе школы разработана и успешно реализуется программа «Патриотическое воспитание школьников на 2022-24 гг.», которая включает в себя 3 блока: «Россия- Родина моя», «Растим патриота и гражданина России» и «Моя семья». Программа направлена на формирование:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли, желания заботиться о ближнем, укрепление семейных уз, любви к детям, уважения к старшим).

Мы стараемся развивать в наших воспитанниках понимание того, что духовно-нравственный человек добрый, не причиняющий зла другому; честный и справедливый; любящий и заботливый; трудолюбивый и настойчивый; творящий и оберегающий красоту мира; стремящийся к знаниям и критично мыслящий; смелый и решительный; свободолюбивый и ответственный; самостоятельный и законопослушный; чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой; бережно относящийся к слову, своим речевым поступкам; патриотичный (готовый поступиться своими интересами); толерантный (уважающий других, не похожих на него).

Наиболее ценный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Именно, поэтому в нашей школе проводятся творческие конкурсы, викторины, познавательные беседы, дискуссии, спортивные соревнования, праздничные мероприятия, просмотры художественных фильмов и презентаций, экскурсии в музей воинской славы, поздравления ветеранов ВОВ, практические занятия, участие в конкурсах, патриотических акциях, творческих мастерских, часах поэзии, уроках мужества и др., приуроченные:

- ко дню полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками;

- ко дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве;

- ко дню защитника Отечества;

- к годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне;

- ко дню памяти и скорби – дню начала Великой Отечественной войны и др.

Все эти мероприятия раскрывают историческую ценность и роль России в судьбах мира, сохраняя и развивая чувства гордости за свою страну; работают на воспитание личности гражданина-патриота, способного встать на защиту своей Родины.

Также в рамках программы организовываются экскурсии в город Саранск в Музей боевого и трудового подвига, Краеведческий музей им. Воронина, к памятнику Победы;

- поэтическая страничка «Отечество мое, Россия» – стихотворения о Родине;

- конкурс рисунка на асфальте «Мирное небо над головой»;

- познавательная беседа «Моё родное село»;

- оформление тематической выставки детских работ и рисунков «Я люблю своё село»;

- познавательные занятия «День народного единства», «Путешествие по России», «День Конституции России. Права и обязанности граждан РФ»;

- конкурс рисунков «Это Родина моя», фотовыставка «Мы – дети твои, Россия!»;

- дискуссия «Что значит быть гражданином своей страны?» и др. Ко дню Победы нашего народа в Великой Отечественной войне учащиеся изготавливают поделки, сувениры и открытки. Большое значение приобретают эмоциональные переживания ребят в процессе их творческих работ, которые способствуют формированию нравственности, создают основу для полноценного содержательного общения подростков между собой и со взрослыми, расширяют их познания о мире и обществе.

Ежегодно учащиеся школы становятся участниками шествия «Бессмертный полк», участвуют в акциях «Окна Победа», занимают призовые места в муниципальном этапе конкурса «Подвиг великого народа».

В течение ряда лет, я как учитель истории веду кружок внеурочной деятельности «Юный патриот», где ребята занимаются краеведческой работой. Члены кружка в течение ряда лет занимаются составлением Книги памяти села Черемишево.

В 2021 году произошло знаменательное событие в истории нашего села. 8 мая, в преддверии 76 годовщины Победы состоялось открытие обелиска воинам – участникам Великой Отечественной войны и воинам – интернационалистам. Обучающиеся школы стали не только активными участниками торжественного открытия обелиска, но и следят за состоянием: регулярно очищают территорию от снега и мусора.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование занятий элективного курса "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"

КТП поможет преподавателю спланировать занятия по курсу "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"...

Презентация Память о Великой Отечественной войне.

Наши милые, милые бабушки. Почему? Мы выросли без Вас....Пройдут года, пройдут столетья, -Прочтут в учебниках своих,Быть может, наших внуков дети,Как мы боролись ради них....

"Александровская слобода"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей на основе православных традиций русского народа

Проект направлен надуховно-нравственное и патриотическое воспитание детей и подростков на основе православной религии. огромный духовно-нравственный потенциал православия используется для формирования...

Проблемы и перспективы духовно-нравственного образования и воспитания молодежы

Статья по теме:"Проблемы и перспективы духовно-нравственного образования и воспитания молодежы "...

Творческая работа практико-теоретического содержания «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на примерах произведений о Великой Отечественной войне»

   Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Если даже наше общество сумеет достигнуть рыночной экономики, стать богатым, но никакое бога...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОВНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного...

Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»

      Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...