Главные вкладки

    урок 5кл Тема: «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.»
    методическая разработка (изобразительное искусство, 5 класс) по теме

    Ниваленова Татьяна Анатольевна

     

    Форма урока: комбинированный.

    Метод индивидуально-коллективных работ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_izo_5klass.doc141.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                   Урок ИЗО в 5кл.

    Тема «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта» рассчитана на 2 урока. На первом уроке по этой теме учащиеся рисовали декоративные египетские колонны, украшая их  символами. Задача урока была познакомиться с древнеегипетскими символами. На листе обоев эти колонны приклеили так, чтобы остались промежутки для фигурок богов. Получился своеобразный декоративный фриз. На втором уроке необходимо  сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода, нарисовать богов и людей и наклеить на подготовленное панно.

    Тема: «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.»

    Цель:

    1. Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.
    2. сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.
    3. воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
    4. развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
    5. развивать навыки индивидуально-коллективного творчества.

    Форма урока: комбинированный.

    Метод индивидуально-коллективных работ.

     Оборудование и материалы:

    1. Иллюстративный материал с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов.
    2. Художественные материалы: гуашь, бумага, ножницы, клей.
    3. Раздаточный материал: кукла-шаблон.
    4. Литературный ряд: стихотворение О.Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».
    5. Панно-фриз, выполненное на предыдущем уроке (на куске обоев наклеены египетские колонны, украшенные символами. Между колонн оставлены места для наклеивания фигурок богов и людей).
    6. Нарисованные макеты солнечного ожерелья и короны с диском и перьями для одевания на плечи и голову ученика.

                                                      Ход урока:

    1. Орг. Момент

    Здравствуйте, ребята!     (проверка подготовки к уроку)

      2. Беседа

    Читаю стихотворение:

     … Стоим перед богом по имени Гор.

    С большим удивлением смотрим в упор:

    при всем человечьем обличье

    имеет он голову птичью!

    Он рядом с богиней стоит львинолицей.

    А рядом богиня-корова тесница,

    И только богиня Исида

    похожа на женщину видом.

    … Мы видим бога по имени Тот,

    а также богиню по имени Нут.

    Мы помнили точно,

    кто --- этот, кто --- тот,

    Наверное, целых пятнадцать минут.

    И верно, ребята, египетских богов так много, что всех и не запомнишь.

    Вопрос: Что же за люди жили в Древнем Египте, которые верили в этих богов? Вспомните из уроков истории, какие социальные слои были в Египте, кто правил страной, как называли служителей богов, кто работал в полях?

    Ответ: Фараоны, жрецы, крестьяне, рабы, воины, знать.

    Вопрос: А как можно было их отличить?

    Ответ: По одежде и украшениям.

    Ребята, в древнем мире разные сословия как раз и отличались одеждой. Это было очень важной особенностью.

    Давайте посмотрим, как же одевались египтяне.

    В основном было два типа одежды: мужская и женская.

    Царственные и знатные особы носили одежду из тонкого льна и хлопка, а одежда крестьян и рабов состояла из грубой ткани в виде набедренной повязки.

    Мужская --- схенти--- набедренная повязка.

    Женская--- калазирис--- узкое платье на лямках.

    Все носили парики из черной овечьей шерсти, которые спасали от палящих солнечных лучей.

    У знати одежда была богато украшена.

    3. Повторение  пройденного материала

    А теперь давайте вспомним с прошлого урока

    Вопрос: Зачем нужны были украшения?

    Ответ: они играли роль оберегов, защиты.

    Вопрос: В украшениях изображали символы, назовите их.

    Ответ: Лотос--- красота, бессмертие

                 Скарабей--- бог утреннего солнца

                  Глаз-уаджет--- защита от беды

                  Сокол--- дневное солнце

                   Ладья--- небо

                   Шар--- солнечный диск

    4.Беседа

    Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.

    Еще знатные особы носили знаки отличия:

    Клафт--- полосатый платок фараона

    Тиара--- двойная корона

    Урей--- кобра-защитница

    Скипетр и бич, искусственная борода--- знаки царской власти

    Солнечное ожерелье, подвески, пекторали--- нагрудные украшения

    Все было подчинено особым правилам. Даже изображения людей и богов выполнялись по правилам--- канонам.

    Посмотрите на росписи, которыми украшались стены дворцов и гробниц.

    Канон изображения человека:

    Голова--- в профиль, плечи--- прямо, ноги--- боком, головные уборы--- прямо.

    Вопрос: как вы думаете, почему художники так изображали человека, может они не умели рисовать?

    Ответ: чтобы лучше читалось изображение, так можно было больше рассказать о человеке.

    К доске приглашаю ученицу , одеваю на голову корону с диском и перьями, на плечи--- солнечное ожерелье (все изготовлено из бумаги, раскрашено). Наглядно убеждаемся, что приняв каноническую позу, становится хорошо видно украшения.

    5.Физическая минутка

    Встаньте и примите позы как на росписях, поменяйте положение рук и ног, поиграйте с движениями.

    6.постановка художественной задачи

    Выполнить египетский костюм с использованием куклы-шаблона. Украсить одежду оберегами-символами и вырезать.

    7.практическая работа

    Показываю на доске как смешать краски для изображения мужской и женской фигуры.

    Цвет мужчин--- красно-коричневый (белая+красная+черная)

    Цвет женщин--- желтый (белая+желтая+красная)

    Покрыть фигуру и украсить тонкой кистью одежду контрастными линиями.

    8.итог

    Готовые фигурки приклеить на панно-фриз между колоннами.

    Любуясь панно,  делаем вывод, что работа получилась интересной, красочной, как настоящие египетские росписи. Каждый внес свой индивидуальный вклад  в общее дело.

             

    физминутка                                                         готовое панно-фриз


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

    Данный материал будет предложен  вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека....

    Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

    Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта;            сформировать представление о символике украш...

    План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

    Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

    Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".

    Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...

    презентация по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

    Тема расчитана на 2 часа. раскрывается на материале декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. На уроках учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (фараона, знатных людей, жреца, чиновник...

    Роль декоративного искусства в эпоху древнего Египта.

    Методическая разработка к уроку в 5 классе....

    Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

    Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"...